Разногласия существуют, потому что Божья истина существует в мире лжи. Разногласия – это неминуемая беда всех грешников этого падшего мира, изначально созданных Богом для того, чтобы знать истину, любить истину и провозглашать ее. Избежать разногласий по эту сторону от рая невозможно, впрочем, мы даже не должны и пытаться их избежать. Бог уже освободил нас, христиан, из тьмы и позволил нам стоять в Его восхитительном свете. Он призвал нас идти во тьму и сиять Его светом в этом мире, отражая славу нашего Господа Иисуса Христа. А когда во тьме сияет свет, избежать разногласий просто невозможно.
Если же мы во Христе, Его истина освобождает нас. Таким образом, мы призваны отличать истину от заблуждения или от полуправды. Хотя стоять за правду среди тьмы этого мира не всегда легко, сам Святой Дух помогает нам на этом пути во свете Слова Божьего отличать свет от тьмы. Труднее всего приходится, когда нужно отличить истину от заблуждения в церкви Христовой. Более того, когда мы с большей или меньшей уверенностью можем отличить истину от заблуждения, что нужно делать, чтобы выявить это заблуждение и провозгласить истину в Теле Христовом? Это становится еще проблематичней, учитывая, что, с одной стороны, Бог призывает нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3), а с другой стороны, увещевает «сохранять единство духа в союзе мира (Ефес. 4:3).
Как тогда можно подвизаться за единую истинную веру и одновременно стремиться к миру и единству в церкви? С первого взгляда, кто-то может посчитать эти две заповеди взаимоисключающими. Однако, на самом деле, Божий призыв подвизаться за чистоту учения и Божий призыв стремиться к миру и единству неразрывно связаны между собой. Если мы хотим понять, как действовать при разногласиях, прежде всего, мы должны понять, что эти два призыва не только не противоречат, но и напротив, дополняют друг друга.
Мир и единство в церкви существуют не вопреки истине, а благодаря ей. Поэтому мы настойчиво подвизаемся за чистоту единой истинной веры, чтобы сохранить подлинное единство единой истинной Невесты Христовой ради славы Христа. Единство ценой чистоты учения производит анархию. Нельзя иметь подлинный мир и единство, не имея чистоты веры.
Если нам небезразлична слава Христова, мы будем переживать за мир и единство Его церкви, в то же время не забывая о чистоте церкви. К этому стоит добавить, что, если мы слишком спокойно воспринимаем любые разногласия, скорее всего, это означает, что нам безразлична и сама истина. С другой стороны, если мы будем ввязываться в любой спор, происходящий в церкви, это может означать, что мы не задаем самим себе правильные вопросы, и не понимаем, в каком споре следует участвовать, а главное, в какой манере и в какой степени участвовать в них.
В письме «О разногласиях» Джон Ньютон предостерегает нас о том, что прежде, нежели мы позволим вовлечь себя в любой спор, следует обратить внимание на самих себя. Он пишет:
Что пользы человеку, если он выиграет спор и посрамит противника, но в то же время утратит смиренный и кроткий дух, который угоден Господу и которому дано обетование Божьего присутствия?
Ньютон написал эти строки в XVIII веке, но и сегодня эти слова не утратили своей былой актуальности. Это особенно верно в наше время, когда мы видим активное появление и развитие новых средств массовой коммуникации, благодаря которым каждый может легко и просто вступить в публичную полемику. Но проблема не в социальной сети и не в самой полемике или споре. Проблема в нас – в том, как мы ведем спор, и в том, как мы пользуемся доступными средствами – как старыми, так и новыми.
Учитывая все вышесказанное, прежде чем вы вступите в какую-либо полемику, в сети или в книге, я хотел бы предложить вам тщательно исследовать самих себя. Я предлагаю десять вопросов, которые каждый из нас может задать себе, чтобы помочь определить, когда, как и стоит ли вообще вступать в спор, стремясь подвизаться за мир, чистоту и единство церкви Иисуса Христа.
1. МОЛИЛСЯ ЛИ Я? Молитва – самое простое, что можно сделать в таких случаях. К сожалению, именно о ней легче всего забыть. Прежде чем вступать в спор, мы должны в смирении вопросить Господа и помолиться за себя и за тех, с кем мы не согласны.
2. ЧЕМ Я РУКОВОДСТВУЮСЬ? Нам всем стоит проверить собственные мотивы, прежде чем подвергнуть сомнению мотивы других. Часто мы высокомерно считаем, что можем судить помышления других людей, не зная должным образом своих собственных. Нам нужно просить Святого Духа исследовать наши сердца и выявлять любое беззаконие.
3. СТРЕМЛЮСЬ ЛИ Я К НАЗИДАНИЮ ДРУГИХ? Желаем ли мы выиграть спор ради самого спора или стремимся, чтобы человек, с которым мы не согласны, а также слушающие наш спор еще больше уподобились Христу, познав Слово Божье ради Его славы? Какова наша цель – показать свою образованность или указать другим на Бога и Его Слово?
4. ИЩУ ЛИ Я СОВЕТА? Нам просто необходимо искать мудрости у братьев во Христе, особенно у умудренных опытом братьев и сестер, которые по мере возрастания в вере, обретают кротость, любовь и мудрость. Нам необходимо искать мудрость от пасторов и старейшин, а также и от тех мудрых братьев, с кем мы не согласны.
5. НЕ ЛУЧШЕ ЛИ МНЕ БЫТЬ ОБИЖЕННЫМ? Когда кто-то нас критикует, справедливо или неоправданно, публично или в частном порядке, нам далеко не всегда следует реагировать на эти выпады. Любовь покрывает множество грехов, а, когда мы в смирении молчим или подставляем другую щеку, она может отвратить гнев соперника.
6. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЧЕЛОВЕКУ, С КОТОРЫМ Я НЕ СОГЛАСЕН? Проявляем ли мы к брату любовь, чтобы мир познал, что мы оба ученики Христа? Относимся ли мы к «сопернику» как к брату во Христе или как к врагу церкви?
7. ВКЛЮЧАЮ ЛИ Я В ОБСУЖДЕНИЕ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, ЧЕМ НЕОБХОДИМО? Является ли этот спор публичным или частным? По каким вопросам он происходит: первостепенным или второстепенным? Наблюдались ли по этому вопросу разногласия у мужей Божьих на протяжении всей истории церкви? Если да, как это повлияет на мой тон? Реагируем ли мы на действительно серьезный вопрос или делаем из мухи слона?
8. СТОИТ ЛИ ВСТУПАТЬ В СПОР ИМЕННО МНЕ? Часто мы ставим себя выше других и редко почитаем «другого высшим себя». Нам следует задать себе вопрос, стоит ли говорить то, что нам хочется сказать, и действительно ли человеком, сказавшим это, должен быть именно я? Наличие твердой позиции, аудитории и кафедры еще не означает, что нам обязательно пользоваться этой платформой.
9. КАКОВА МОЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ? Чего я хочу достичь? Какую истину мы защищаем? Будет ли наше участие способствовать распространению Евангелия и взращивать любовь к Богу и ближнему? Нашей целью ни в коем случае не должна быть провокация.
10. СОСРЕДОТОЧЕН ЛИ Я НА СЛАВЕ БОЖЬЕЙ? Служим ли мы Божьему Царству или собственному царству и своему имени? Наша цель не в том, чтобы обрести как можно больше читателей и слушателей, а сосредоточить очи всех в аудитории на Христе ради Его славы. Если нам и суждено вступать в полемику, давайте вести ее исключительно ради Царства Божьего и славы Его, а не нашей собственной.
Источник: http://www.ligonier.org/learn/articles/consider–yourself/