Мэри пришла ко мне в офис, чтобы обсудить личный вопрос, с которым она столкнулась. Недавно она подала заявку на рассмотрение её кандидатуры в миссионерскую организацию для участия в международном служении. На первом собеседовании в организации она затруднилась сформулировать адекватный ответ на простой вопрос: «Вы уверены в своем спасении?»
Мэри примерно тридцать лет, и она стала христианкой, будучи подростком – по крайней мере, она так думала. Много и часто она выходила на собрании вперед во время призывов к покаянию. В последние дни летних лагерей она произносила молитву, чтобы принять Христа. Мэри выходила на покаяние по центральному проходу на масштабных евангелизационных проектах и изъявляла свое желание следовать за Христом в беседе с душепопечителем. И она регулярно молилась молитвой покаяния. Десятки раз она отвечала на Евангелие Иисуса Христа покаянием и верой. Вроде все хорошо, правда? Проблема в том, что Мэри не была уверена, сработала ли хоть одна молитва или хоть что-то из этого, и действительно ли она стала христианской. Она думала, что стала. Она надеялась, что стала. Но она не была уверена, что стала.
Друзья пытались помочь Мэри наводящими вопросами: «Как ты приняла Христа?» «Когда ты помолилась молитвой покаяния?» «Где ты находилась, когда стала христианкой?» Эти вопросы были заданы с добрым намерением помочь Мэри, но в том-то и была проблема, что она затруднялась ответить, как, где и когда произошло ее спасение. В самом деле, у нее был такой большой опыт ответа на евангельский призыв, что она не могла сказать, что из этого действительно сработало, и сработало ли вообще. Кроме того, ни в одном из этих случаев Мэри не ощутила, как бремя греха упало с ее плеч, и не услышала пения ангелов – тех переживаний, о которых говорили её друзья, чтобы дать ей уверенность в спасении. Итак, Мэри не была уверена, что она христианка. Более того, даже если она действительно была христианкой, она не была уверена, что останется ею на всю жизнь. И миссионерская организация, в которую она обратилась, справедливо обеспокоилась её ситуацией и настояла на том, чтобы Мэри обрела ясность в этом важном и основополагающем вопросе.
Итак, она пришла ко мне. В течение нескольких месяцев мы работали с Мэри, чтобы помочь ей обрести уверенность в спасении. Ниже я в общих чертах опишу то, о чем мы с ней говорили. Я начну с определения:
Важно заметить, что уверенность в спасении основана на учении о сохранности святых. Сохранность – это могущественное Божье действие, направленное на защиту христиан на протяжении всей их жизни, совершаемое Его силой, через их непрестанную веру, вплоть до того момента, пока спасение не будет обретено в полноте. Когда Петр благословляет Бога, Он подчеркивает: «по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3-5). Наследие вечной жизни гарантировано для христиан, поскольку Божья сила неизменно защищает их от искушений, нападок дьявола и превозмогающей силы греха. Поэтому они не могут оставить веру окончательно и отпасть от спасения. Однако Божья сохраняющая сила не действует отдельно от непрестанной веры христианина. Бог, который верен Своим обещаниям и всемогущ, чтобы исполнить Свою волю, не только спасает Свой народ, но также охраняет его на пути веры – день за днём – и в конечном счете дарует ему обещанную вечную жизнь. На основании этого божественного сохраняющего труда христиане получают привилегию наслаждаться уверенностью в спасении.
Что же конкретно сделал Бог, и что Он делает сегодня, чтобы дать нам постоянную уверенность в том, что мы будем принадлежать Ему вечно? Как я сказал Мэри, чтобы обрести уверенность в спасении самым верным способом, мы должны основывать свою веру на делах триединого Бога и на обещаниях Его Слова.
Начиная разговор с великих милосердных дел Бога Отца, стоит отметить, что христиане были избраны Богом во Христе «прежде основания мира» (Еф. 1:3). Посредством Его милосердного избрания, Отец навечно запечатлел их для Своей спасительной цели. Бог соединил их со Христом; благодаря этому союзу со Христом Отец дарует им все блага спасения (Рим. 6:1-11; Гал. 2:20, 3:28; Еф. 2:4-7; Кол. 3:1-5). Бог оправдал их, то есть провозгласил невиновными и праведными. Подобное оправдание не имеет ничего общего с заслугами и попытками заработать Божье расположение добрыми делами; но это стало возможным только благодаря совершенному послушанию, смерти и воскресению Христа, и вере в Него (Рим. 3-8; Гал. 2:15–3:29). Благодаря усыновлению, Бог стал их Отцом. Он взял грешников – отчужденных и врагов – и навсегда приобщил их к Своей семье возлюбленных детей (Иоан. 1:12; Гал. 4:4-7; Еф. 2:13-22).
Великие милосердные дела Бога Отца лежат в основании нашей уверенности в спасении.
Затем уверенность в спасении строится на поручительстве и молитвах Бога Сына. Христос поручается неизменно хранить Своих последователей, никогда не потерять их и даровать им вечную жизнь. Иисус уверяет нас: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:37-40; ср. 10:27-30). Кроме этого поручительства, Сын ходатайствует в постоянных молитвах за совершающееся спасение Своих последователей. Сравнивая ветхозаветного первосвященника с новозаветным первосвященником – Иисусом Христом – послание Евреям говорит: «Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:23-25; ср. Иоан. 17:24).
Поручительство и молитвы Бога Сына поддерживают нашу уверенность в спасении.
Укрепление уверенности в спасении продолжается со свидетельством Святого Духа. Даже до того, как люди становятся христианами, их беспокоит обличение Святого Духа о грехе, праведности и суде (Иоан. 6:8-11). Дух Святой есть Тот, Кто ответственен за возрождение человека – замену ветхой греховной природы, отличающейся тьмой и смертью, на новую, отличающуюся жизнью и светом (Иоан. 3:3–8; Тит. 3:5). Его труд запечатления отмечает христиан как принадлежащих Богу навечно (Еф 1:13–14; 4:30); действительно, Его труд представляется в Писании как первоначальный взнос, начаток, гарантия спасения (2 Кор. 1:22; Еф. 1:14; Рим. 8:23; 2 Кор. 5:5). Более того, Дух Святой свидетельствует внутри христиан, что они действительно Божьи дети (Рим. 8:16). И на протяжении всей их жизни Дух занимается преображением верующих в образ Христа (2 Кор. 3:18), так что они постепенно становятся более похожими на Него (Гал. 5:16-25).
Свидетельство Святого Духа подкрепляет нашу уверенность в спасении.
В довершение труда божественной Троицы, наша уверенность в спасении строится на обещаниях Божьего Слова. Священное Писание обещает верующим вечную жизнь и дает уверенность тем, кто верой принимает Сына: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Иоан. 5:11–13; ср. Иоан. 3:36; 5:24).
Таким образом, уверенность в спасении становится вопросом доверия обещаниям Божьего Слова. Но таким людям, как Мэри, будет недостаточно просто сказать «доверяй Богу». Они бы рады, но зачастую для них это трудно. Поэтому напоминайте им Божьи обещания, с пониманием, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). По мере того, как они снова и снова будут размышлять над обещаниями Божьего Слова о спасении, когда вы будете регулярно и постоянно напоминать о них, их вера будет расти, и они обретут уверенность в спасении.
Обещания Божьего Слова поддерживают уверенность в спасении.
Великие милосердные дела Бога Отца. Поручительство и молитвы Бога Сына. Свидетельство Бога Святого Духа. Обещания Божьего Слова. Только после того, как наша уверенность в спасении была выстроена на этих непоколебимых основаниях, мы можем обращаться к вопросу веры и послушания христиан в настоящее время. Но, подобно друзьям Мэри, мы зачастую начинаем и зацикливаемся именно на субъективных вопросах: как, где и когда состоялось наше обращение; добрые дела, которые мы творим; жизнь, характеризующаяся доверием Богу и послушанием Его воле. Но если мы перевернем пирамиду и сфокусируемся на этом субъективном аспекте, то наша уверенность в спасении будет покоиться на нестойком основании. Само по себе такое отношение не является неправильным, но все должно находиться на своих местах. В конечном итоге уверенность в спасении строится на великих милосердных делах триединого Бога и обетованиях Его Слова, а не на субъективных вещах: вере, оценке добрых дел, личном исповедании, прогрессе в освящении и т.п. Тем не менее, не стоит преуменьшать значение субъективных вещей, но их необходимо направлять в русло благодарности Богу. Когда верующие становятся свидетелями необыкновенного преображения, которое они испытали (они знают Бога, доверяют Христу, водимы Духом Святым, поклоняются Господу, избегают греха, жаждут Слова, любят ближних), их должен притянуть к себе источник этих перемен (чудесная Божья работа), и они должны сделать верный вывод: «Должно быть, я спасен, потому что это чудо можно объяснить только трудом Божьей любви и милости!»
И вот конец нашей истории: спустя месяцы изучения и размышлений над великими милосердными делами триединого Бога и обетованиями Божьего Слова Мэри обрела уверенность в спасении! Я надеюсь, что то, чему я её учил, поможет и вам, если вы испытываете недостаток этой уверенности, и, кроме того, поможет вам наставлять тех, кто мучается в сомнениях о своем спасении.
Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Иоан. 5:24).
Этот материал адаптирован из книги Грегга Оллисона «50 Core Truths of the Christian Faith: A Guide to Understanding and Teaching Theology» (Grand Rapids: Baker, 2018), 273-80.
Грегг Оллисон является профессором христианского богословия в южно-баптистской богословской семинарии в Луисвилле, штат Кентукки, а также является соавтором книги «Незавершенная реформация: что объединяет и разделяет протестантов и католиков спустя 500 лет».
Источник: http://servantsofgrace.org/how-can-doubt-give-way-to-assurance-of-salvation/?utm_source=facebook&utm_medium=Social&utm_campaign=SocialWarfare&fbclid=IwAR2oADK7O3QQ6PwZ2XhPU2vIRiJjP3yY2CXL_iQadns7zwgYru3KGgL-xBI