Посмотрим правде в глаза: с некоторым людьми трудно.
По ряду причин жизнь многих христиан нелегка, и некоторые из них стремятся сделать её нелегкой и своим пасторам. Даже в здоровой церкви будет несколько овец, у которых между собой натянутые отношения. Процитирую одного опытного пастыря: «такие конфликтные люди совершенно изматывают пастора. Очень легко начать относиться холодно и саркастически к этим проблемным людям, которые чаще всего сами и провоцируют свои страдания» (Jerry Wragg, Exemplary Spiritual Leadership, 130).
Если проблемных людей оставить без помощи, то это, как сказал один пастор, может привести к «пасторским неприятностям». Он пишет, что это – «бремя, порожденное критикой, сплетнями, противостоянием, разделением, распрями, непониманием, горечью и негативизмом тех, которые всегда все знают лучше». Более того, он замечает, что это бремя «может быть колоссальным. Это, безусловно, самое большое бремя пастора» (Erroll Hulse, “The Preacher and Piety,” in The Preacher and Preaching, 71).
От некоторых мер в отношении проблемных овец следует сразу отказаться. Бездействие не будет выходом. Следовательно, пастор, отвечающий молчанием или просто избегающий проблемных людей, не исполняет пасторский призыв пасти все стадо. Кроме того, реакцией пастора на конфликтных овец никогда не должно становиться подавление мнения посредством устрашений, манипуляций и жестких мер (1 Пет. 5:3; ср. Иез. 34:4).
К счастью, Бог знает, что мы можем поддаться греховным порывам и ухудшить свое положение, породив еще большую напряженность в своих взаимоотношениях. В этой связи пасторы должны тщательно разобраться, что представляет собой наша паства. Не все члены церкви одинаковы. Одни овцы духовно здоровы, а другие находятся под гнетом трудных обстоятельств и обольщений. Руководители церкви должны внимательно изучить свою паству, но не с тем, чтобы выделить «неприкасаемых», а с тем, чтобы помочь им возрастать в благодати Христа Иисуса. Как только руководство выявило сферы борьбы и проблем, оно может приступать к тщательному применению Божьего Слова с великим терпением и мудростью. Вот четыре способа, как мы можем помочь проблемным членам церкви ходить во Христе:
1) Внимательно выслушивайте
Важно, чтобы мы внимательно слушали не только то, как излагается дело, но также и то, что говорится. Иногда мы, пасторы, не готовы слушать; вместо этого мы готовы обижаться, оскорбляться или предлагать свое решение в тот момент, когда нам что-то рассказывают.
Даже в том случае, когда верующие не умеют излагать свои мысли точно и в любви, пасторы должны идти еще одно поприще, чтобы выслушать их печали или переживания. Мудрость должна побуждать нас собирать все доступные факты (Прит. 18:14; Иак. 1:19) и оттачиваться лезвием слов другого человека (Прит. 27:17). После этого следует внимательно продумать свой ответ, избегая поспешности или резкости, которыми можно ранить или раздражить (Прит. 15:28).
2) С любовью предостерегайте
Иногда слова и действия верующих людей просто не соответствуют Божьему замыслу в отношении их жизни. На каждом христианине лежит ответственность помогать друг другу исправляться (Гал. 6:1 и далее), но пасторы, когда необходимо, должны аккуратно направить этот процесс. Мы должны «вразумлять бесчинных» (1 Фес. 5:14). «Бесчинные» – это своевольные братья и сестры, и мы должны помочь им вернуться к единству во Христе (Иуда 22–23).
Один из мужей апостольских, Игнатий, однажды посоветовал Поликарпу: «Если любишь только добрых учеников, еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостью» (Послание к Поликарпу, 2.1). Бесчинные для нашего служения представляют собой вызов, но в то же время – это неотъемлемая часть спасающей природы служения доброго пастыря.
3) Настойчиво призывайте
Времена разочарования ожидают всех Божьих людей; такое у людей нередко. В такие моменты у пасторов появляется уникальная возможность проявить заботу и утешить тех, кто удручен жизнью, грехом или чем-то неизвестным.
Апостол сказал: «утешайте малодушных, поддерживайте слабых» (1 Фес. 5:14). Этого можно достичь, написав им, посетив дома или поговорив с ними за обедом. Наша поддержка должна постоянно возвращать смущенное сердце назад, к Божьим обетованиям в Его Слове, подавая подкрепление благодатью Христовой. Старайтесь искать пути, как ободрить малодушную овечку из вашего стада.
4) Терпеливо укрепляйте
«Будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Терпение – это не рядовая добродетель, о которой нам надо молиться. Библейское терпение – это повеление не опускать руки, будучи с теми, кто переживает трудные обстоятельства. Терпеливые пастыри – это не спринтеры, а марафонцы. Дальновидный подход в помощи людям избавит нас от множества присущих нашему евангельскому братству решений на скорую руку. Что важнее, это станет примером той благодати, которую Бог показывает всем нам (2 Пет. 3:9). Ричард Бакстер, великий пуританский пастор, предлагает следующее ободрение: «Мы должны совершать свое служение в терпении. Мы обязаны терпеть множество оскорблений и ударов от тех людей, которым мы стремимся делать добро» (Реформированный пастор, 119).
Я уверен, что такое отношение пробудит в нашей пастве христоцентричный оптимизм, который заставит их думать о Боге больше, чем о своей боли и страданиях.
Еще один момент . . .
Господь использует много полезных уроков для укрепления Своих служителей. Проблемные люди должны приводить нас к молитве, углублению в изучении Писания, совершенствованию навыков общения и испытанию своего сердца в стремлении добросовестно вести Божье стадо. Спасение проблемных грешников – это главное дело нашего Господа, и для этого мы трудимся и прилагаем все усилия (Ис. 53:6).
Пол Лейми с 2002 года служит пастором в церкви «Грейс Коммьюнити» (Grace Community Church) в Хантсвилле, Алабама, отвечает за созидание и развитие руководства. Окончил семинарию «Мастерз» (The Master’s Seminary) (M.Div, D.Min). С женой Джулией воспитывает четверо детей.
Оригинал – https://www.tms.edu/blog/helping-difficult-sheep/