Большим искушением для нас является то, что думают о нас другие люди. И хотя мы знаем, что внутреннее более важно, наша старая греховная природа продолжает нас тянуть назад, фокусируясь на внешнем. Это особенно важно осознавать руководителям церкви, чтобы не попасть в ловушку, так как многие смотрят на них как на стандарт христианской жизни.
Что же самое главное?
Два основных отрывка, которые описывают Божьи требования к руководству и служителям, написаны с различными акцентами. Каждый из атрибутов, перечисленных в 1 Тим. 3:1-7 и Титу 1:5-9, может быть разбит на три категории – характер, навыки и знание. Таблица, представленная ниже, располагает эти качества по этим категориям.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПАСТОРУ
Нет сомнения, что некоторые из этих характеристик можно отнести к нескольким категориям, но большая их часть преобладает в сфере характера или внутреннего человека. Очевидно, что качества, отнесённые к навыкам и знаниям, также определены богодухновенным Божьим Словом, мы их не отбрасываем, но складывается впечатление, что особый упор Господь делает на характере. Это вероятнее всего, так как благочестивый характер отражает Самого Бога.
Ценно ли для нас то, что совершает Бог или же мы больше гоняемся за популярностью, стремясь иметь большое успешное служение и слыть популярными проповедниками? (Примечательно, находясь недавно в христианском книжном магазине, я взял посмотреть шесть книг о руководстве, и только в одной я нашел раздел, посвященный характеру руководителя).
Как насчет нашего обучения и ученичества? Акцентируем ли мы внимание на том, что важно для Бога, – внутренний человек, который ходит с Богом? Рассматриваем ли мы уподобление Христу как наивысшее призвание или мы надеемся на то, что оно как-то само собой образуется в то время, когда мы будем больше сосредоточены на внешнем служении? Прилагаем ли мы столько же усилий «упражняя себя в благочестии» (1 Тим. 4:7), как мы это делаем в отношении экзегетики, богословия и гомилетики?
Иллюстрация характера
Нам нужно больше данных, чтобы достичь этой цели. В качестве отправной точки отсчета, во-первых, рассмотрим само слово «характер». Χαρακτήρ charaktḗr – это слово первоначально использовалось по отношению к инструменту для гравировки. С течением времени оно стало означать знак, бороздку, оттиск или печать, которую производил мастер[1]. Таким образом, это слово стало определять оттиск, который точно отражал образ, который он представлял[2]. Верно предоставлять оригинал – означает обладать характером.
Греческое слово «характер» помогает нам трансформировать эти идеи в подлинную перемену нашей жизни и, во-вторых, Сам Иисус является превосходным примером этого. Слово Χαρακτήρ charaktḗr используется только раз в Новом Завете: Евреям 1:3, где Иисус описан как: «… сияние славы и образ [χαρακτήρ charaktḗr] ипостаси Его …». Иисус Сам сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). Мы также должны быть очевидным свидетельством реальности Бога. Это все должно происходить изнутри, как результат работы Духа Святого, а не наших собственных стараний в попытке соответствовать внешним стандартам. Христос излучал характер Бога. Но если мы не соответствуем (а кто, собственно, соответствует?), что же нам делать?
Как подготовить себя к «гравировке»?
Это большая тема, но, прежде всего, мы должны помнить, что формирование характера — это труд Бога. Это вселяет в нас надежду! В конечном итоге это не зависит от нас. Это предохраняет нас от мысли, что мы обладаем собственной силой искоренить грех из нашей жизни или реформировать самих себя. «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Дух Святой придает форму и готовит нашу поверхность к принятию начертания, по крайней мере, в четырех следующих сферах:
Испытания и страдания
Хотя нам страшно слышать об этом, но характер рождается в горниле страданий. Он возрастает в плодородной почве сердца, которое распахано и прополото страданиями. Когда мы правильно реагируем, Дух Святой использует наш опыт и формирует характер. Рим. 5:3-4 говорит: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, От терпения опытность, от опытности надежда…». Иов 23:10 говорит: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, как золото». Не многие из нас пришли в своей жизни к тому моменту, чтобы принимать страдания «с великою радостью» (Иак. 1:2). Это то, как Чистильщик очищает от шлаков, и то, как Искусный Мастер отсекает резцом ненужные углы и уродливые глыбы, которые не отражают Его образа.
Духовные дисциплины
Для того чтобы мы отражали Господа, Дух Святой использует наши старания в стремлении к благочестию. Молитва, Слово, поклонение, общение и служение – это начальный список. 1 Тим. 4:7 увещевает нас: «упражняй себя в благочестии…». Слишком многие из нас воспринимают эти слова в качестве совета. Беда в том, что некоторые полностью игнорируют его, так как, по их мнению, это напоминает им о законничестве и делах праведности. Нужно прилагать много усилий, чтобы «упражняться в благочестии». Дух Святой производит рост, но мы участвуем в этом процессе, подчиняя себя Его методам. В то время, когда мы что-то делаем, в конечном итоге, это оказывается тем, что Он делает. Как эти оба момента могут сочетаться? Посредством духовных дисциплин мы можем взирать на Его лик, и по мере этого процесса Дух Святой преображает нас в Его подобие. 2 Коринфянам 3:18 утверждает: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Что за облегчение мы имеем, осознавая, что не все зависит от нас.
Благочестивое влияние
Библия описывает этот процесс словами «железо железо острит» (Притчи 27:17). Бог сотворил нас с нуждами, и мы, в действительности, несовершенны друг без друга (подобно телу). Мы нуждаемся в других христианах, чтобы быть светом, уподобляясь Христу в любви (Иоан. 13:34), служении (Гал. 5:13), прощении (Ефес. 4:31), учении и увещевании (Кол. 3:16), ободрении и назидании (1 Фес. 5:11), молитве (Иакова 5:16) и поощрении к любви и добрым делам (Евр. 3:13). Это напоминает мне эпизод из моей собственной жизни. Во время учебы в семинарии авторитет одного из преподавателей очень вырос в моих глазах. Хотя он был умен и образован, привлекло меня не его знание. При первой встрече (летом, еще до начала первых занятий) я увидел, как он помогал одному студенту переезжать на другую квартиру. Стояла августовская жара в Калифорнии, и пот катился градом, а он в шортах и футболке заносил вещи в их квартиру. Моя жена, узнав, что это и есть мой любимый преподаватель в Мастерз Семинарии, сказала, что я в хороших руках. Вскоре после того, как я переехал в Украину, он переехал в другой штат. Я чувствовал, что его уход был потерей для семинарии – не из-за того, что он знал больше, чем другие, но из-за того, что он был добрым, любящим, смиренным и предоставляющим образец уподобления Христу в академическом окружении, человеком.
Послушание
Наконец, уподобление Христу в нашем характере невозможно без привычного послушания. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мтф. 12:50). Также: «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем…» (1 Иоанна 2:5).
Только если мы будем любить нашего Господа всем сердцем, разумом и душою, мы сможем быть добрыми пасторами для Его паствы. Он бесконечно достоин такого поклонения, и таким образом нам следует вести других – проявляя Его подобие. Да поможет нам Господь верно пробежать предлежащее поприще и быть найденными верными в самом главном.
Автор: Брюс Алворд – Пастор церкви «Возрождение» г.Киев, M.Div., Th.M. TMS, D.Min. DTS.
Источник: https://pastor.org.ua/sohranyaya-glavnoe-glavnym/
[1] Moisés Silva, ed., New International Dictionary of New Testament Theology and Exegesis (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2014), 651