«Я так и знала!»
«Так и знала, что гордыня не позволит ему адекватно отреагировать на критику», — подумала Энн. — «А теперь у меня есть все доказательства!»
В прошлое воскресенье Энн положила в корзину для пожертвований молитвенную карточку с просьбой к пастору навестить ее в больнице и помолиться о небольшой хирургической операции, которая ей предстояла. Пастор не пришел, тогда Энн позвонила секретарю церкви и узнала от нее, что в этот день пастор был в больнице, но посещал другого прихожанина.
«Теперь ему никак не отвертеться», — думала она. «Он был в больнице, знал, что мне нужна поддержка, и все равно проигнорировал меня. Он недолюбливает меня с тех самых пор, как я сказала ему, что в его проповедях не хватает практического применения. И теперь он мне мстит, игнорируя мои духовные нужды. И он еще называет себя пастырем!»
Три дня Энн лелеяла обиду на пастора, а в субботу решила написать ему письмо, обличив пастора в гордыне, лицемерии и нежелании принимать критику. Запечатывая конверт, она все думала о том, каким виноватым почувствует себя пастор, прочитав письмо.
Когда на следующее утро Энн вошла в церковь, к ней поспешил один из дьяконов. «Энн, я должен извиниться. В прошлое воскресенье я нечаянно положил твою молитвенную карточку не туда, она оказалась среди финансовых карточек. Я только вчера обнаружил ошибку, когда разбирал эти карточки с финансовыми обязательствами. Извини, я не передал твою просьбу пастору!» Не успела Энн ответить дьякону, как к ним подошел сам пастор с доброй улыбкой на лице. «Энн, я думал над твоим комментарием относительно практического применения, когда работал вчера над проповедью. Надеюсь, сегодня ты заметишь разницу».
Энн не могла вымолвить ни слова. Она думала о письме, которое только что опустила в почтовый ящик недалеко от церкви.
Выносить определенные суждения необходимо, но это дело опасное
Как убедилась Энн на собственном опыте, осуждая других, можно оказаться в неприятной ситуации. Значит ли это, что мы никогда не должны судить людей? Вовсе нет. Общаясь с людьми, важно постоянно взвешивать, оценивать ситуации и характеры, формировать определенные мнения относительно слов и действий людей, чтобы правильно реагировать на окружающий мир (см. Прит. 8:12-21; 9:1-6; Матф. 10:16; 1 Кор. 2:11-16).
Например, покупая какой-либо товар, важно убедиться, что продавец предоставил вам полную информацию о качестве товара и его стоимости. Если кто-то игнорирует ваш совет, важно правильно интерпретировать действия такого человека, чтобы знать, как с ним общаться. Когда выдвигают чью-то кандидатуру на важный лидерский пост в церкви, прихожанам нужно объективно оценить качества этого человека и его способность служить.
Мы должны судить о мире и людях, это неотъемлемая и важная часть жизни, но Писание предупреждает о постоянном искушении и живущей в нас естественной склонности судить неверно. Иисус, например, говорит:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:1-5).
Согласно данному отрывку, оценивая других людей, мы часто не замечаем собственных недостатков, и при этом жестко критикуем окружающих. Иисус не запрещает мыслить критически в положительном смысле, то есть тщательно взвешивать и оценивать слова и действия окружающих, отделяя истинное от ложного, правильное от неправильного (см. Матф. 7:15-16).
Он предупреждает о естественной для человека склонности выносить критические суждения в негативном смысле, когда без достаточных на то оснований мы формируем нелестное мнение о характере человека, его словах, действиях и мотивах. То есть пытаемся отыскать в людях самое плохое.
Нам свойственно критиковать
Когда Адам согрешил, его грех повлиял на все человечество. Всем своим потомкам он передал склонность ко греху, что подразумевает и естественную тенденцию выносить неправильные суждения негативного характера.i Мы читаем об этой естественной склонности. Много примеров находим в Ветхом Завете:
- Когда Израиль завоевал землю обетованную, несколько племен (Рувим, Гад и Манассия), вернулись на свою территорию и построили алтарь на берегу Иордана. Когда остальные племена услышали об алтаре, они сразу же предположили самое плохое и собрали войска, чтобы идти войной на своих братьев. К счастью, битва не успела разразиться, построившие алтарь смогли внятно объяснить свои вполне благородные намерния. (И. Нав. 22:10-34)
- В 1 Царств рассказывается о том, как первосвященник сделал поспешные выводы относительно посетительницы Храма. Когда Илий увидел молящуюся Анну, чьи губы шевелились, но при этом она не могла произнести ни звука, он решил, что она пьяна. И только подойдя ближе со своими обвинениями, Илий в смущении понял, что ошибся относительно женщины, искренне взывающей к Богу (1 Царств 1:12-17).
- Даже царь Давид выносил несправедливые критические суждения. Когда Давид бежал от своего сына Авессалома, человек по имени Сива принес ему сведения о сыне Саула Мемфивосфее, утверждая, что тот предал царя Давида. Не выслушав сторону Мемфивосфея, Давид вынес суждение относительно невинного человека и передал все его имущество лжесвидетелю (2 Цар. 16:1-4; 19:24-30).
Примеры неоправданных негативных суждений находим и в Новом Завете.
- Когда Иисус совершал чудеса и исцелял слепых, фарисеи упорно не желали видеть в Его действиях доброе и толковали чудеса в самом негативном смысле, утверждая, что Иисус служит дьяволу (Матф. 12:22-24).
- В Деяниях 21:26-29 Павел досконально исполняет все требования иудейской традиции, прежде чем войти в Храм. Тем не менее, иудеи обвиняют его в осквернении Храма, считая, что его нужно побить камнями.
- Из 1 Коринфянам 10-11 узнаем, что апостола Павла постоянно несправедливо обвиняли, и не только иудеи, но и братья христиане. Как и многим современным лидерам, ему пришлось усвоить трудный урок — служителей Господних часто неправильно понимают, критикуют, осуждают именно те, кому они пытаются служить.
Хотя совсем необязательно искать примеры критических суждений в истории. Задумайтесь, насколько легко мы сами готовы верить в самые низменные мотивы, движущие другими людьми.
- Если кто-то запаздывает с ответом на письмо или не сразу выполняет обещанное, мы быстро приходим к заключению, что человек пытается избежать ответственности. А, может, он просто в больнице после серьезной аварии? Может, у него много всяких непростых вещей в жизни происходит?
- Когда дети не выполняют вовремя свои домашние обязанности, мы сразу же воспринимаем это как акт непослушания. А, может, ребенок просто упаковывал подарок к маминому дню рождения? Может, он отвлекся, и ему всего лишь нужно напомнить?
- Работодатель не повышает зарплату, и мы сразу обвиняем его в жадности, считаем, что он недостаточно нас ценит. А вдруг он просто не может платить нам больше, потому что компания с трудом удерживается на плаву в условиях жесткой конкуренции и повышения операционных расходов?
- Если кто-то из прихожан в церкви ведет себя не очень дружелюбно, мы считаем его гордым и необщительным. Может, человеку просто неловко, он не уверен в себе, надеется, что кто-то проявит инициативу и подойдет к нему?
- Когда служители церкви не прислушиваются к нашему предложению, мы воспринимаем это как узость взглядов, пренебрежение к нашим нуждам и мнениям. Но, возможно, Бог ведет их в другом направлении?
- Если прихожане задают вопросы относительно церковных правил и новых программ, лидеры часто поспешно делают вывод, что люди упрямо не хотят принимать новые идеи и расти. Иногда их даже обвиняют в разжигании раздоров. А вдруг у них есть вполне разумные основания для сомнений и их стоит внимательно выслушать?
Судите милостиво
Бог повелевает судить других не критически, а милостиво. В церкви принято употреблять слово «милость» как синоним слову «любовь». Отсюда и выражение «милостивые суждения». Судить милостиво значит стараться увидеть в людях самое лучшее, руководствуясь при этом любовью к Богу, пока факты не покажут нам обратное. Иными словами, если факты можно истолковать по-разному, Бог призывает нас отдавать предпочтение позитивной интерпретации или, по крайней мере, не выносить никаких суждений, пока не увидим полную картину.
Например, когда пастор Энн не навестил ее в больнице, ей бы стоило подумать о том, что может быть несколько объяснений в данной ситуации. Первая возможная причина — пастор сознательно пренебрег ей. Второе объяснение — он просто не получил ее записку или у него были другие серьезные причины, чтобы не зайти к ней в палату.
Искать в людях лучшее — это не просто услуга, которую мы оказываем человеку по доброте душевной, у нас здесь нет выбора. Ведя себя таким образом, мы подражаем Богу и выражаем благодарность за явленную нам милость. Бог все знает и судит справедливо. Последнее слово в любом суждении и похвале остается за Ним. Тем не менее, Он судит милостиво, благосклонно, прощая нам многие беззакония. Бог добр к неблагодарным, грешным людям (Лук. 6:35).
Милостивые суждения — это также акт послушания Богу. Как написано в Матфея 7:1-6, Иисус запрещает нам судить других, не выполнив два важных условия. Во-первых, мы должны признать собственные неправильные поступки. Во-вторых, нам нужно постараться посмотреть на ситуацию объективно, то есть понять, почему человек поступил определенным образом. Когда мы умаляем собственные проступки, выносим безосновательные предположения, додумываем мотивы и делаем поспешные выводы, мы тем самым не повинуемся Господу.
В Матфея 7:12 Иисус также велит нам судить милостиво, формулирует золотое правило. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Как вы хотите, чтобы вас судили другие? Хотите, чтобы они видели в вас доброе или злое? Истолковывали ваши действия в позитивном ключе? Старались понять вашу точку зрения, прежде чем делать выводы или разговаривать о вас с другими? Если да, то, как велит Иисус, поступайте так с другими.
Обязанность милостиво судить окружающих также подтверждается учением Иисуса относительно второй величайшей заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:39). Только подумайте, с какой легкостью мы прощаем себе всякого рода несовершенство! Если нас критикуют или осуждают, мы сразу же пытаемся объяснить свои действия в самом выгодном свете, придумывая всяческие оправдания своему поступку. Если мы любим себя таким образом, нам стоит точно так же любить других.
Апостол Павел в своем учении об истинной любви в 1 Коринфянам 13:4-7 так же выступает за милостивый суд.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Обратите внимание на последнее предложение. Павел говорит, что «любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Иными словами, любовь всегда ищет разумные основания для доверия людям, надеется, что они поступают правильно, толкует слова и поступки в выгодном для их репутации свете. В этом суть милостивых суждений.
Я не случайно сказал «разумные основания» для доверия другим людям. Нам не нужно отказываться от критических суждений в позитивном смысле или игнорировать факты. Если кто-то делает заведомо ложные высказывания или говорит злое, мы понимаем, что это неправильно, и имеем право обличить такого человека. Но если информация доходит до нас опосредованно, через других людей, если факты могут быть истолкованы по-разному, Бог призывает нас не спешить с суждениями и искать разумное объяснение.
Призыв судить милостиво не является чем-то новым, оригинальным. Об этом говорится в десяти заповедях, об этом учит церковь уже на протяжении сотен лет. В Исходе 20:16 Бог говорит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Церковь всегда толковала эту заповедь не только как запрет на ложь, но и как обязанность судить милостиво. В «Кратком Катехизисе» Лютера данная заповедь объясняется следующим образом: «Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нем худой молвы, но защищать его, говорить о нем только хорошее и стараться все обратить к лучшему».ii
Согласно «Большому Вестминстерскому Катехизису», данная заповедь «требует сохранять и поддерживать истину в отношениях в людьми и доброе имя — свое и ближнего, … благосклонное отношение к ближнему; в любви и радости о его добром имени; сокрушаясь о немощах ближнего, покрывая их; признавая дары и достоинства, защищая ближнего; с готовностью принимая добрую весть о нем, и не соглашаясь с недобрыми суждениями о нем…»iii.
Джонатан Эдвардс, один из величайших американских богословов, подробно говорит о Божьем призыве судить милостиво в своей замечательной книге «Природа истинной добродетели».iv На основе приведенных выше отрывков Писания (Матф. 7 и 1 Кор. 13), он говорит, что Библия осуждает придирчивость, которую Эдвардс определяет как «склонность думать плохое об окружающих или осуждать их грехи», и одобряет милостивые суждения, «способность думать об окружающих самое лучшее, насколько позволяют обстоятельства».v
Выражение «милостивые суждения» может быть новым для многих из нас, но сама концепция глубоко библейская по своей природе, она четко соответствует церковному учению. Поэтому нам стоит принять ее сердцем и позволить действовать в жизни.
У милостивых суждений есть пределы
Как и все остальные принципы Писания, призыв судить милостиво не заставляет нас отказываться мыслить разумно. Его нужно соотносить с другими библейскими заповедями — обличать неправедных, защищать слабых, стремиться к праведности и справедливости. Другими словами, само Писание учит о разумных пределах милостивых суждений.
Во-первых, Божья заповедь судить милостиво не заставляет нас считать очевидное злое деяние добрым. Мы должны руководствоваться принципом презумпции невиновности, не игнорируя при этом явные признаки несоответствия реального положения вещей тому, что должно быть. Излишняя благосклонность может даже привести к отрицанию действительности, когда мы просто закрываем глаза на проблемы, которые нужно решать. Последствия могут быть катастрофическими, как, например, в случае Давида, когда тот отказывался замечать действия Авессалома, подбивающего весь Израиль на бунт против царя (см. 2 Цар. 15:1-6).
Поэтому если вы замечаете признаки серьезной проблемы, нужно подробно разобраться в этом деле, расспросить людей, получить достоверную информацию и сделать необходимые выводы (Прит. 18:17). Если окажется, что кто-то поступил неправильно и этот серьезный проступок никак нельзя проигнорировать (Прит. 19:11), поговорите с человеком, узнайте, правильно ли вы поняли ситуацию (Матф. 18:15; Лук. 17:3). При этом не стоит в разговоре делать какие-то выводы, просто выдвигайте предположения. Например, не нужно говорить: «Ты сказал неправду о том, почему меня вчера не было на собрании». Лучше сказать: «Возможно, я неправильно тебя понял, но мне показалось, ты обвинил меня в том, что я специально пропустил собрание».
Разговаривая с человеком, нужно предоставить ему возможность объяснить свои действия. Если получится, что вы неправильно поняли сложившуюся ситуацию, не придется извиняться. И, наоборот, если для обвинений есть основания, Бог может через ваше обличение, высказанное в духе любви, заставить человека понять его неправоту и направить на истинный путь (Гал. 6:1-2; Иак. 5:19-20).
Во-вторых, милость не заставляет нас принимать на веру все, что говорят окружающие. Мы не обязаны наивно доверяться людям, не обладающим достаточным авторитетом или людям, не достойным доверия. Мы живем в греховном мире, где милость должна непременно сочетаться с мудростью и пониманием ситуации (Фил. 1:9-10; Иак. 3:14-17).
В-третьих, призыв судить милостиво не должен мешать здоровой дискуссии, обсуждению, спору. Если люди искренне озабоченны тем или иным вопросом, нельзя их просто «отшивать» со словами: «Доверься нам». Важно понять суть вопроса и попытаться найти справедливое и взаимоприемлемое решение (1 Петр. 5:2-3). В то же время, когда руководители общины исследуют ситуацию и примут библейски обоснованное решение, все остальные должны согласиться с этим решением и довериться Богу, даже если им не совсем подходит избранный путь (Евр. 13:17).
И, наконец, милость не исключает процедуры церковного взыскания на благо грешника. Когда лидеры церкви видят прихожанина, погрязшего во грехе, они ответственны за то, чтобы попытаться вернуть его на истинный путь, как пастух возвращает в стадо заблудшую овцу (Матф. 18:12-14; Гал. 6:1). Если он не покается, церковь должна продолжать обличать его в духе любви и применить по отношению к нему необходимое, библейски обоснованное взыскание, дабы человек понял всю серьезность своего греха и восстановил отношения с Господом (Матф. 18:15-20).
Но даже к таким ограничивающим факторам нужно подходить в духе любви. Верим ли мы лучшему в людях, обсуждаем ли проблемы, цель одна — обращаться с человеком милостиво, как Бог обращается с нами.
Три суждения, которых стоит избегать
Стараясь повиноваться Божьему повелению судить милостиво, мы должны избегать трех ловушек. Во-первых, мы склонны судить негативно о качествах других. Если у нас уже сложилось негативное представление о человеке, мы подспудно, но с завидным постоянством начинаем собирать информацию определенного рода. Легко игнорируем или умаляем положительные черты характера человека, но упорно ищем в нем отрицательные, неприглядные стороны, преувеличивая их. Обнаружив качества, подтверждающие уже сформированное мнение, мы радостно за них хватаемся, убеждая себя (а иногда и других): «Вот видишь, я же говорил!». Одно критическое суждение влечет за собой другое, мы постепенно начинаем видеть характер человека в самом невыгодном свете, пока совсем не разочаровываемся в нем.
Вторая ловушка, в которую мы часто попадаем — видеть все самое негативное в словах и действиях человека. До нас доходят слухи, обрывки разговоров, мы видим какие-то эпизоды из жизни человека. И вместо того чтобы найти позитивное объяснение действиям человека, дать ему возможность оправдаться (Прит. 18:13), мы предполагаем самое плохое. Не замечаем доводов в его пользу, принимая только то, что свидетельствует против него. Кроме того, мы многое додумываем и в итоге выносим вердикт — человек поступил неправильно.
В одной маленькой церкви должен был выступать приглашенный проповедник. Он приехал пораньше и сидел в машине, внося в конспект последние изменения. Время от времени он клал в рот свой карандаш белого цвета, чтобы свободной рукой перевернуть страницу в Библии. Рядом с ним припарковался дьякон церкви, понаблюдал за проповедником, а потом зашел в церковь. Когда через несколько минут гость вошел в здание, он сразу же почувствовал враждебность со стороны целой группы дьяконов. Что-то было не так, и он спросил, чем обидел дьяконов. На что старший дьякон ответил: «Нам очень неприятно, что вы позволяете себе грешить прямо на парковке нашей церкви, курите сигареты, готовясь проповедовать Слово Божье с кафедры!» Можете представить, как стыдно стало дьякону, когда гость достал из кармана карандаш и рассказал, что всего лишь вносил изменения в конспект проповеди.
Третий и самый опасный вид критических суждений — подозревать самое плохое в мотивах людей. Некоторые циничны по отношению ко всему миру, они подозрительно относятся к мотивам окружающих; другие склонны видеть самое плохое только в определенных людях. В любом случае, результат один и тот же — они сразу же приписывают людям неправильные мотив, руководящие их поступками — гордость, жадность, эгоизм, желание контролировать ситуацию, бунт, упрямство, лицеприятие.
Таким образом, они говорят или думают: «Ему только деньги нужны», «Ей всегда надо быть первой, чтобы всех удивить», «Он слишком гордый, чтобы прислушиваться к советам», «Он просто хочет выжить нас», «Она слишком упрямая, чтобы признать свою неправоту». Все эти утверждения могут быть верными в определенных случаях, но чаще всего это неправда.
Итак, когда же мы можем составить правильное, адекватное мнение относительно движущих человеком мотивов? Когда человек сам открыто признает, что такие мотивы присутствуют, или же если есть неоспоримые факты, не предполагающие никакого иного вывода.
Но если твердых доказательств не существует, мы не можем считать себя вправе заглядывать в сердца людей и судить о движущих ими мотивах. Писание говорит, что только Бог видит сердце и только Он может судить о мотивах (см. 1 Цар. 16:7; Пс. 43:22; Прит. 16:2). Если мы считаем, что тоже на такое способны, мы тем самым оказываемся виновны в греховном предположении.
Все перечисленные разновидности критических суждений противоречат Божьей воле. Писание выносит грозное предупреждение всем, кто любит подозревать недоброе в действиях ближнего, не предоставляя ему возможности объяснить свою позицию (1 Тим. 6:4; Пс. 14:3, 49:19-20). Грех еще более усугубляется, если мы начинаем слушать и распространять сплетни о других людях (2 Кор. 12:20; Еф. 4:31). Джонатан Эдвардс говорит, что, веря критическим суждениям, распространяя их, мы «питаемся ими, как стервятники падалью».vi Именно этим мы и занимаемся, передавая злые слухи о человеке — раздаем гниющую плоть.
Такие критические суждения также идут вразрез в Божьей заповедью, изложенной в Иакова 4:11-12:
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Ответ на заданный Иаковом вопрос очевиден. Решившись критически судить о качествах людей, их словах, действиях и мотивах, мы берем на себя функции Бога. Только представьте, насколько такое поведение оскорбляет нашего Господа! Осуждая таким образом окружающих, мы уподобляемся врагу душ наших и служим его целям. Сатана преуспел в искусстве обвинения, он отец лжи, клеветник и неправедный судья святых (Иоан. 8:44; Откр. 12:10). Мы не должны следовать его примеру, использовать его методы и помогать ему в его злых планах.
Критические замечания разрушительны и дорогостоящи
Критические замечания могут нанести огромный ущерб отношениям между людьми и Царству Божьему. Если вы заранее предполагаете самое плохое, вы часто неправильно судите о людях и делаете поспешные выводы. Результатом часто оказывается боль, стыд и разрушенные отношения. Критическое отношение также заставляет нас преувеличивать недостатки окружающих и не замечать их достоинств, что искажает реальность. Такой подход лишит вас способности судить объективно и подвигнет на решения, о которых позже вы будете жалеть.
Критика может быть очень заразной. Наши замечания оказывают влияние на окружающих. Кроме того, люди обращаются с нами так же, как мы обращаемся с ними, поэтому, когда мы строго судим других, они в итоге начнут строго судить нас. В конце концов, мы «угрызаем и съедаем друг друга» (Гал. 5:15).
Такое поведение оскорбляет Святого Духа и препятствует Его работе в нас (Еф. 4:30-32; Ис. 59:1-2). Как духовный холестерин, засоряющий артерии души, оно замедляет поток благодати и в конечном итоге может привести к «инфаркту», сделать нас духовными инвалидами, разрушив отношения с окружающими.
Критические суждения могут ослабить церковь. Когда мы, отдельные христиане, критически судим друг друга, мы тем самым разрушаем единство в церкви, уничтожаем духовные ресурсы и ставим под сомнение свидетельство церкви для внешних, наблюдающих за нашими отношениями между со стороны (Иоан. 13:34-35).
Если вы хоть иногда критически судите окружающих, вам придется столкнуться с последствиями. Но еще хуже, если вы выработаете привычку, склонность критически судить людей. Писание предупреждает — чем дольше человек позволяет себе отрицательно относиться к окружающим, тем быстрее такое отношение войдет в привычку. В Псалме 108:18-19 читаем: «Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; а будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается» (см. также Прит. 11:27; 2 Тим. 2:16). Ужасное проклятие! Если вы не оставите привычку судить немилостиво, она полностью подчинит вас, нанося все больше вреда людям вокруг.
Корень критических суждений
Ключевой шаг в осовбождении от привычки судить о людях негативно — обнаружить источник проблемы. Для этого нужно заглянуть глубоко в собственное сердце. Иакова 4:1-12 описывает два основных источника критического отношения к людям. Первый — эгоизм. Когда люди мешают нам получить желаемое, мы атакуем их, рушим репутацию, стараемся ослабить их влияние любыми доступными способами (ст. 1-3).
Гордыня — это еще один источник критики. Если мы считаем себя лучше окружающих, то позволяем себе судить всех остальных, составляя длинные списки их проступков. Как уже было сказано выше, таким образом мы подражаем Сатане, пытаясь взять на себя функции Бога (ст. 7, 12). Гордыня также заставляет человека поверить, что «только он один понимает истинную суть вещей». Как мне кажется, все мои убеждения и богословские доктрины верны, на всех несогласных я взираю свысока (сравн. Гал. 5:26).
В Матфея 7:3-5 называется еще один источник критических суждений — самоправедность. Если мы поступили неправильно и не хотим этого признавать, мы стараемся привлечь внимание к недостаткам других, часто преувеличивая их.
Неуверенность в себе — разновидность страха перед людьми — тоже имеет отношение к данное проблеме. Если мы не уверены в собственных убеждениях и идеях, мы боимся, что кто-то наше мнение опровергнет, и тогда нападение становится методом защиты. Мы осуждаем позицию другого человека, прежде чем он оспорит наши убеждения.
Зависть также часто приводит к критическим суждениям. В Бытии 37:11 читаем о братьях Иосифа, которые завидовали его близким отношениям с Богом и с отцом, и поэтому постоянно неверно толковали движущие Иосифом мотивы. Зависть жгла их все сильнее, и в итоге они продали брата в рабство.
Еще одна причина — жалость к себе. Время от времени мы наслаждаемся глубокой жалостью к себе и все ситуации истолковываем сквозь призму этого чувства, то есть находим наиболее болезненные для себя аспекты. Все действия окружающих мы воспринимаем как предательство по отношению к нам.
Предубеждение тоже часто становится источником критического отношения. Если мы заранее формируем негативное мнение о человеке на основании его национальной принадлежности, религиозных убеждений, пола или статуса, то мы будем постоянно искать подтверждения своей оценки, истолковывая его действия и убеждения в негативном свете.
Непрощение заставляет нас искать плохое в людях. Если кто-то нас обидел и мы не простили этого человека, то мы будем стараться всячески оправдать свое непрощение. Очень удобно находить в обидчике все новые недостатки и таким образом скрывать грех собственного сердца.
Ну и самый главный источник критического отношения к людям — это недостаток любви. Там где не хватает любви, нормой становится осуждение. И, наоборот, если изобилует любовь, преобладает милостивый суд (1 Кор. 13:4-7).
Подумайте о том, как по-разному вы любите разных людей. Кого-то, возможно, любите очень глубоко. Обычно это люди, тем или иным образом благословившие вас. Вы цените и уважаете их до такой степени, что когда другие их критикуют, вы автоматически думаете: «Нет, это не может быть правдой!» В чем бы их ни обвиняли, вы уверены — есть разумное объяснение их поступкам.
На другой стороне спектра люди, которых вы любите не очень сильно. Возможно, они вас разочаровали, не согласились с вашим мнением, обидели или помешали достичь желаемого. Если вы обычный человек, то вы склонны легко находить недостатки у таких людей. Мертвой хваткой цепляетесь за все негативные сведения о них и не слушаете положительных оценок. Что бы ни сделал такой человек, вам трудно увидеть в нем доброе.
По каким критериям мы делим людей? Каким образом они оказываются на противоположных концах спектра нашей любви? Иногда такое различие определяется разницей характеров. Некоторые люди действительно более добродетельны, чем другие, и их легче любить. Но во многих случаях проблема в нас самих, в нашем отношении к людям. Если человек не сделал для меня чего-то хорошего, не согласился со мной, не поддержал меня, не удовлетворил мои запросы, не проявил любви каким-то иным образом, то и я не склонен любить его — или судить милостиво.
Если Бог не проведет серьезной операции на сердце, эта позиция так и будет влиять на наши суждения и разрушать отношения. Но Бог готов на необходимое хирургическое вмешательство.
Бог хочет помочь нам измениться
Иисус Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от всех грехов и склонности осуждать ближних как самого главного греха. Умерев на кресте, Он приобрел прощение и вечную жизнь для всех верующих в Него (Иоан. 3:16; 6:47; 1 Пет. 3:18; 1 Иоан. 4:15). Поэтому первый шаг к избавлению от греха — признать свою греховность. Поверить, что Иисус понес ваше наказание, а Его воскресение даровало вам прощение и вечную жизнь. Поблагодарите Его за то, что судит вас милостиво, а не как вы того заслуживаете.
Иисус идет даже дальше. Он избавит нас от греховных мыслей и поступков, омрачающих жизнь и рушащих отношения (Фил. 1:6). Этот процесс называется «освящением». Освящаемся мы с помощью Святого Духа, он ежедневно меняет наши сердца. Он поможет вам изменить мышление, воспитать в себе привычки и взгляды, угодные Богу, сделать вас благословением для окружающих (Фил. 2:12-13; 2 Кор. 3:18; Гал. 4:19, 5:22-26). Он Сам учит нас формировать и высказывать милостивые суждения.
Освящение — это работа Святого Духа в вас. Но с вашей стороны тоже требуется полное посвящение процессу. Черпайте из неиссякаемого источника Божьей благодати, если хотите вырасти. Всеми силами старайтесь «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).
«Отложить» и «облечься» — это путь к свободе от критики и осуждения. Вы можете начать процесс «отложения» этой вредной привычки, исповедовав перед Богом свою склонность искать в людях самое плохое и попросить у Него прощения за то, что посрамили имя Его, обидев другого человека и нанеся вред христианскому свидетельству. И тогда вы можете полностью рассчитывать на Божье обетование: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).
Следующий шаг — в молитве и размышлении определить конкретные проблемы, питающие критический дух в нас. Как мы уже говорили выше, это может быть эгоизм, гордость, самоправедность, неуверенность в себе, зависть, жалость к себе, непрощение или недостаток любви. Смерть Иисуса на кресте помогает нам отложить свои греховные наклонности. Когда мы соединяемся с Иисусом по вере, Он дает нам силы умертвить греховные желания. Он также помогает нам облечься в характер и качества Христа (Рим. 6:1-14; Кол. 3:12-14).
Этот процесс замещения можно применить к любой греховной наклонности, заставляющей нас несправедливо судить людей. Например, если вы просите Бога помочь вам усмирить гордыню, думайте о смирении Христа и просите Бога даровать вам такое смирение (Фил. 2:1-11). Если ваша проблема — самоправедность, просите Бога помочь вам полагаться на праведность Христа (Рим. 1:17). Неуверенность себе нужно заменить уверенностью в Боге (Фил. 4:13), жалость к себе — «довольством» (Фил. 4:12), предубеждение — открытым разумом (Деян. 10:27), непрощение — прощением (Еф. 4:32), недостаток любви — любовью к людям, независимо от их отношения к вам (Лук. 23:34).
И, наконец, попросите Бога помочь вам облечься в привычку судить милостиво. «Отец, помоги мне видеть добродетели людей, радоваться их успехам, прощать им недостатки, защищать их репутацию, пытаться понять их точку зрения, верить в лучшее, если факты не доказали обратного. Помоги мне честно, смиренно и конструктивно разрешать ситуации, когда люди поступают неправильно». Полагаясь на Его благодать и практикуя милостивый суд в повседневной жизни, вы таким образом будете меняться, становиться человеком, способным судить милостиво.
В некоторых случаях стоит попросить прощения у людей, которых вы незаслуженно осудили. Если осуждение заставило вас с неуважением относиться к человеку, говорить о нем плохо, нужно подойти к нему, исповедоваться и просить прощения (Прит. 28:13). Возможно, стоит также поговорить с теми, кто слышал ваши критические замечания, восстановить репутацию человека в их глазах, это будет знаком настоящего раскаянья.
Раскаянье также может выражаться в том, что мы отказываемся распространять сплетни. Когда кто-то в вашем присутствии плохо говорит о другом человеке, можно задать ему вопрос: «А ты с ним уже говорил об этом?» Если нет, то нужно сказать: «Тогда не стоит говорить о нем с другими людьми. Иисус требует, чтобы мы сначала обсудили проблему с глазу на глаз, если человек не примет критику, тогда можно попросить еще одного верующего встретиться с вами и попытаться разобраться в ситуации» (Матф. 18:15-20).
Если же кто-то обсуждает недостатки и проступки другого человека, причем никаких конструктивных причин для этого нет, можно ответить ему словами одного моего хорошего друга: «Меня тоже беспокоит такое поведение. Но если мы просто будем говорить об этом, ничего не изменится, давай-ка лучше помолимся».
В стремлении избавиться от вредной привычки критиковать и осуждать вам поможет подотчетность сильному в Боге человеку, с которым вы готовы делиться своими переживаниями. Попросите его молиться за вас и честно указывать на все случаи недостойного поведения. Побуждая вас расти, люди могут вдохновиться таким примером и также выработают привычку судить милостиво.
Как быть с людьми, совершившими проступки в прошлом?
Если человек уже поступил неправильно в прошлом, трудно удержаться и не подозревать его в настоящем. Как можно судить его милостиво? В некоторых случаях можно поговорить о прошлом и удостовериться, что человек действительно хочет измениться. Но это не всегда возможно, и даже если он идет на такой разговор, не всегда получается убедиться в его искренности. Как же быть?
Имея дело с людьми, совершившими немало ошибок в прошлом, важно помнить, что милостивый суд основывается не на безупречной репутации, мирском оптимизме или слепой вере в изначально добрую природу человека. Милостивый суд берет начало в Божьей благости и силе, именно Он обещает непрестанно благословлять нас, уподобляя Своему Сыну (Рим. 8:28-39). Как пишет Павел: «Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил. 2:13). Поэтому мы увидим свидетельства действия Его благодати в собственной жизни и в жизни других людей.
Приняв эту истину, мы сможем жить, ожидая от людей самого лучшего. Мы сможем надеяться, что Бог сотворит в них благое дело. Но это все же ожидание, а не требование, мы не имеем права диктовать людям, как и в какие сроки это должно произойти. Ожидать нужно ненавязчиво, терпеливо, с надеждой, что Бог явит плоды Своей благодати в жизни этого человека в установленное Им время.
Например, мои дети много раз разочаровывали меня, не слушали моих инструкций, но Бог все равно призывает меня верить, что Он исполнит Свое обещание и постепенно сделает их похожими на Христа. Он также помогает мне учиться доверять Ему, показывая на конкретных примерах, что благодать Его действенна. Совсем недавно я обратил внимание, что один конкретный поступок моей дочери Меган можно истолковать по-разному: 1) она оставила грязную посуду на столе все из-за той же банальной лени; 2) возможно, она не сразу убрала со стола по вполне уважительной причине. Вера в Божье обещание менять сердца людей помогла мне удержаться от критического суждения и надеяться на лучшее. Позже оказалось, что Меган помогала бабушке достать что-то из шкафа. Как я был рад, что не поспешил сделать замечание дочери, которая в этот момент была занята добрым делом.
У нас есть очень серьезный стимул судить милостиво — даже тех, кто совершал проступки в прошлом. Наша мотивация — это желание воздать честь Богу, подражая Ему в милости и доброте (Еф. 5:1; Лук. 6:36). У Бога есть всякое право осудить нас за прошлые грехи на вечную смерть. Но Он милостивый, добрый, терпеливый и благой. Он не поступает с нами по грехам нашим, но всегда видит самое лучшее (Пс. 129:3). И если Он так относится к нам, мы должны стремиться почитать Его, поступая так же с другими людьми (см. также Рим. 12:9; Кол. 3:12-13; 1 Пет. 4:8).
Итак, если вам трудно не критиковать, вспомните о Божьей благости и Его силе, способной менять сердца людей. Культивируйте желание славить Его, подражая Его милости и доброте, явленным вам. Таким образом вы сможете спокойно прощать людям их прошлые ошибки и судить об их поведении в настоящем с благосклонностью Христа.
Живой пример
Карл — живой пример человека, выработавшего привычку судить милостиво. Он мой старый друг, и, по большей части, наши взгляды совпадают, но были случаи, когда мы не соглашались по тому или иному важному вопросу. Тем не менее, я всегда я мог честно высказывать свое мнение, даже если Карл явно занимал противоположную позицию. Почему? Потому что Карл никогда меня не осуждал. Даже если он уверен в моей неправоте или видит грех в моей жизни, он никогда ни словом, ни даже взглядом, не дает понять, что осуждает меня или считает плохим человеком.
Напротив, я знаю наверняка, что Карл очень старается понять мою точку зрения, найти обоснования моим словам и поступкам или пересмотреть собственные убеждения, с которыми я не согласен. Даже когда он обличает мой грех, он делает это в любви, стараясь ободрить, а не осудить. Много раз он не соглашался с моими критиками, давая мне возможность объяснить свои поступки. И так Карл относится не только ко мне. Если я пытаюсь обсудить с ним недостатки других, он не поддается искушению, не поддерживает такие беседы, даже если этот человек насолил ему самому. Карл очень последователен в своих отношениях с людьми. Как бы ни относился к нему человек — хорошо или плохо; независимо от того, соглашается он с ним или нет, поддерживает его устремления или всячески мешает, он всегда верит в лучшее и противостоит искушению искать недостатки в людях. Карла окружает аура благодати, а не критики, как многих из нас. В результате, люди тянутся к нему. Они спокойно рассказывают ему о своих убеждениях, задают вопросы, делятся проблемами, не боясь осуждения. Карл ищет в людях самое лучшее, и многие из них (в том числе и я) стараются соответствовать его ожиданиям. И поэтому чем больше времени проводят с ним люди, тем больше растут духовно и эмоционально.
По Божьей благодати, Карл подражает милостивому отношению нашего Господа Иисуса Христа. Когда Иисус заговорил с самаритянкой у колодца Иакова, она сразу потянулась к Нему (Иоан. 4). В ее жизни было много греха, но она почувствовала себя безопасно в обществе Христа и не испугалась осуждения. Иисус искал в ней самое лучшее, и она захотела измениться. В результате, самаритянка прославила Бога.
Я хочу так же влиять на окружающих меня людей. Уверен, что и вы тоже. Если Бог научил Карла подражать Иисусу, дал ему силы судить милостиво, Он может сделать то же самое и для нас. Давайте уже с сегодняшнего дня начнем просить Его вдохновить нас и помочь верить в самое лучшее в людях, пока факты не докажут обратного.
Помоги мне праведно судить
Боже, помоги мне правдой
Ближнего судить, как судишь Ты.
Не со злобой, благодатно,
С глазу на глаз, не среди толпы.
Мягким, не суровым быть,
Гордость на смирение сменить.
Помоги мне видеть в людях благо,
Если жизнь не убедит в обратном.
Не предполагать,
Но видеть адекватно
Не судить,
Пока бревно в глазу.
Да не буду я ведом одним Законом,
Чтобы обвинять и осуждать,
Пусть Евангелие будет эталоном,
Дабы ободрять, освобождать.
Так же, как, мой Друг и Судия,
Милостью Твоею принят я.
1 Кен Сенди — адвокат и автор большого количества книг по церковному лидерству и служению, в том числе: Миротворец: Библейские принципы разрешения конфликтов (Шандал, 2002 г). Он возглавляет Peacemaker Ministries (www.Peacemaker.net) – «Служение миротворца» — международную христианскую организацию, помогающую христианам и церквям находить библейские пути для разрешения конфликтов. Статья переведена и опубликована на www.propovedi.ru с разрешения автора.
i На самом деле, мы также часто выносим ошибочные положительные оценки! Иногда на нас производит впечатление то, что стоило бы осудить (2 Тимофею 4:3; 2 Коринфянам 11:4; Галатам 1:6-9; 1 Царств 16:6 и далее; Притчи 7 и т.д.).
ii «Краткий Катехизис» Лютера, вопрос 61.
iii«БольшойВестминстерскийКатехизис»,вопрос 145.
iv Jonathan Edwards, Charity and Its Fruits: Christian Love as Manifested in the Heart and Life (London: Banner of Truth Trust, 1962; переизд. версия 1852 года).
v Там же, с. 205, 204.
vi Там же, с. 209.