Я думаю, что само понятие веры – пожалуй, одна из самых недопонятых идей, которыми мы оперируем. Что самое интересное, ее недопонимает не только этот мир, но и сама церковь. Само основание нашего искупления, т.е., наше оправдание перед Богом происходит через веру. Библия постоянно говорит о вере, и если мы имеем неправильное или недостаточное понимание, что такое вера, то у нас серьезная проблема.
Протестантская Реформация, произошедшая в XVI веке, задала основополагающий вопрос: как человеку оправдаться перед Богом? Лютер занял вызвавшую множество споров однозначную позицию: одной лишь верой. Когда он сделал это заявление, многие благочестивые руководители Римской католической церкви были раздосадованы. Как же, говорили они, значит, человек может просто поверить в Иисуса и жить, как ему заблагорассудится? Такая яростная реакция на учение Мартина Лютера со стороны Римско-католической церкви была вызвана боязнью, что слова Лютера будут восприняты как дешевая вера, которая предполагает, что человеку достаточно просто поверить и больше не думать о том, чтобы приносить плод праведности. Вот почему представителям протестантской Реформации было настолько важно дать правильное определение спасительной веры. Поэтому богословы немало времени провели в изучении Нового Завета, в частности, греческого слова pistein, означающего «верить», и выделили три основных аспекта библейской веры.
Библия постоянно говорит о вере, и если мы имеем неправильное или недостаточное понимание, что такое вера, то у нас серьезная проблема.
Первый аспект назван латинским термином notitia: «вера в данные», т.е. понимание информации. Речь идет об интеллектуальном понимании. Нельзя иметь веру в ничто. Вера обязательно должна быть наполнена каким-то содержанием. Необходимо верить чему-либо или кому-либо. Иногда, когда мы говорим, что человек спасается верой, некоторые люди понимают это так: не важно, во что ты веришь, главное, чтобы ты просто искренне верил. Но Библия говорит по-другому. То, во что мы верим, имеет огромное значение. Что, если я буду верить, что дьявол – это Бог? Такая вера меня не спасет. Я должен верить правильной информации.
Второй аспект веры назван латинским термином assensus, т.е. интеллектуальным согласием. Я должен быть убежден в истинности содержания моей веры. Если я просто знаю, что совершил Иисус, если я интеллектуально понимаю, что Иисус – Сын Божий, что Он умер за мои грехи на кресте и воскрес из мертвых, то, по словам Иакова, я ничем не буду отличаться от бесов. Бесы признают Иисуса, сам дьявол знает истину о Христе, но спасительной веры у него нет.
Наконец, самый главный, решающий элемент спасительной веры в библейском понимании – личное доверие. Он обозначается термином fiducia, который обозначает доверие на попечение или опеку. Таким образом, я полностью вверяю свою жизнь в руки Иисуса. Я доверяю свое спасение Ему и никому другому. Это решающий аспект веры, включающий в себя и интеллектуальное понимание, и разумное согласие. В то же время, этот элемент значительно глубже: он проникает в самое сердце и волю так, что вся личность человека охвачена этим переживанием, называемом верой.
Источник: http://www.ligonier.org/blog/what-faith/