В книге «Путешествия пилигрима» Джона Буньяна есть интересный диалог. Христианин и Уповающий обсуждают опасность отпадения, т.е. ухода от того, что первоначально казалось проявлением духовной жизни и роста. Эта важная и поучительная беседа записана в конце восемнадцатой главы путешествия Христианина. Буньян предполагает, что у таких людей было некое пробуждение и осознание нужды в спасении, вызванное страхом перед Богом и опасностью ада, но с течением времени они делают шаг назад и отпадают. В этом отпадении автор видит четыре причины:
1. Их совесть пробуждена, но ум остается не преображенным. Поэтому, когда проходит ощущение вины и страха перед Богом, вызвавшее пробуждение совести, охладевает и желание спасения, и они возвращаются на свои прежние пути.
Хотя совесть у таких людей и проснулась, сердце их не изменилось. И потому, когда чувство вины и страха в них исчезает, исчезает и причина, заставившая их задуматься и начать новую жизнь, и они возвращаются к своим старым привычкам и к прежнему образу жизни. Пес, съевший что-нибудь вызвавшее у него рвоту, поглощен ощущением тошноты, и, пока ему плохо, он ищет, как вытошнить неприятную пищу. Делает это он не в здравом уме (если вообще можно говорить о собачьем уме), а потому что потревожен его желудок. Когда же у него прошла тошнота, и желудок освободился, его желания, отнюдь не брезгуя блевотиной, приводят его на то же самое место, и он начинает лизать то, что когда-то изблевал. Воистину верно написанное: «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22). Итак, когда охладевает ощущение страха вечного осуждения и адских мук, вместе с ним охладевает и некогда горячее желание попасть на небеса и обрести спасение. Так и происходит, что, когда уходит чувство вины и страха, стремление на небеса и желание блаженства умирает, и они возвращаются на свои прежние пути.
2. Они поглощены страхом перед людьми. Некоторое время страх вечного осуждения довлеет над ними и оттеняет страх перед другими, но, как только проходит этот страх, уходит и их дерзновение.
Вторая причина — это их рабский страх перед людским мнением, который блокирует их свободу действий. «Боязнь пред людьми ставит сеть». (Притч. 29:25). Они ревностно стремятся к небу, пока находятся под страхом вечного осуждения, но вскоре приходят к выводу, что нужно быть мудрым в жизни и не рисковать сегодняшними благами земными, вступая в конфликт с людьми из-за чего-то неизвестного.
3. Они исполнены гордыни и не желают испытывать на себе неприятие, с которым мир относится к Евангелию.
Следующая причина — позор, которым клеймят истинно верующих. Он для них камень преткновения! Они горды и надменны, а Слово Божие в их глазах несерьезно, глупо и достойно всякого презрения. Поэтому, когда проходит в них первый страх перед угрожающей им в будущем геенной, они спокойно возвращаются к старой беспечной жизни.
4. Наконец, они не решаются оказаться лицом к лицу с чувством вины и опасностью, которая будет сопровождать их, если они не обретут прощения за свои злодеяния.
Чувство собственной вины и страх перед адом для них просто невыносимы. Сознание своей греховности и недостойности, быть может, подстегнуло бы их оставить путь греха и броситься с раскаянием к стопам милосердного Бога. Но, избегая тяжелого чувства страха и уже однажды подавив его в себе, они стараются ожесточить свое сердце к подобным проявлениям угрызения совести, и лишь преуспевают в ожеесточении сердец.
Источник: http://www.challies.com/articles/4-reasons-people-backslide