Каждый христианин хотя бы раз читал Библию от начала до конца. Даже если есть те, кто пропускал книги Левит и Второзаконие, то они обязательно читали Бытие и Откровение, которые являются началом и завершением библейского канона. Одни христиане при прочтении Бытие 1,2 думают, что в вечности их ждет именно такое существование, которое было у Адама и Евы. Другие считают, что наш будущий мир будет совершенно иным, и будет полностью соответствовать Откровению 21, 22, а первые главы Бытие нужны нам только для истории.
Цель данной работы: определить связь между Бытие 1,2 и Откровением 21, 22. Восстановит ли Бог под новым небом и на новой земле всё то, что было утрачено в Эдеме? Или же это будет абсолютно новая реальность? Или это будет восстановление первоначального замысла, но с новыми более совершенными элементами? Для того чтобы решить данную проблему, нужно провести сравнение первого мира до грехопадения и последнего мира книги Откровения, найти их сходства и различия, а затем сделать выводы, которые дадут ответ на поставленные выше вопросы.
Выявление связи между первыми и последними небом и землей даст нам ряд преимуществ. Во-первых, это поможет нам правильно применять первые две главы книги Бытие. Например, если сходства между садом в Эдеме и Новым Иерусалимом нет, тогда Бытие 1,2 не может помочь нам представить нашу жизнь в вечности. Во-вторых, это даст нам понимание того, что имел ввиду Бог, когда сказал «хорошо весьма». Если первый мир до грехопадения полностью соответствует последнему, то эта фраза означает «полное совершенство». Если же между ними есть качественные отличия, то нам предстоит объяснить эту фразу иначе. В-третьих, это даст нам более глобальное и глубокое понимание Божьего плана. Какой конечный замысел Бога? Вернуть нас в Эдем? Или нечто более грандиозное? Если новое небо и земля превосходят первые, тогда для чего Бог их создал? Неужели Бог допустил ошибку?
Так же нужно сделать пару оговорок. Говоря «небо и земля», мы не имеем ввиду только физическое устройство вселенной. Это более широкое понятие, которое включает в себя всё, что происходит на земле и под небом: вечное или временное существование, наличие или отсутствие брака и т.д. и т.п. Так же, говоря о Бытие 1,2 и Откровении 21,22, мы будем говорит о вселенных, которые подробно описываются в этих текстах. Но это не означает, что их описание ограничивается лишь этими текстами. Просто для большего удобства мы будем называть их «мир Бытие 1,2» или «мир Откровения 21,22».
Сравнивая первые две главы Бытие и две последние главы Откровения, нельзя не заметить очевидные сходства двух «миров». В этом нет ничего удивительного, ведь у них один и тот же Творец. Вы безусловно найдете сходства двух картин одного художника или двух скульптур одного скульптора (даже самых непохожих). Наш Господь же самый великий скульптор, художник и архитектор.
Небо и земля
Само понятие «неба и земли» присутствует и в первых главах Писания, и в последних:
Схожесть двух текстов очевидна. В Откровении 21:1, Иоанн явно отсылает нас к Бытие 1:1. Мы видим, что это «новые» небо и земля, а старые «миновали». Это будет планета схожая по структуре с нашей, но все же новая. На протяжении всей истории церкви велись споры о том, будут ли старые небо и земля обновленными или полностью новыми. Так же Иоанн поясняет, что это будет планета не полностью идентичная нашей: «…и моря уже нет» (об этом подробнее в главе II).
Отсутствие греха
Фраза «хорошо весьма» ясно говорит о том, что греховной природы или греха в Адаме и Еве не было. Не было еще греха и в ангельском мире. Грехопадение ангелов произошло в промежуток между «хорошо весьма» и людским грехопадением. Так же о будущей вселенной мы читаем: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Отсутствие греха – это главное условие существования счастья и вечной жизни в Бытие 1,2 и в Откровении 21,22.
Вечная счастливая жизнь
В первых двух главах Бытие, мы не видим явного акцента на счастье и радости Адама и Евы. Но тем не менее из повествования мы можем сделать вывод, что они были счастливы. Мы читаем в Бытие 2:18 о шестом дне творения. Бог создал Адама, и ему было «не хорошо» одному. Затем Бог дает Адаму жену. И в конце шестого дня, подводя итог всему творению, Бог говорит: «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Из этого мы делаем вывод, что у Адама и Евы было все для счастья и не было повода для печали и слез. При описании нового неба и земли, о радости и счастье говориться очень ясно. Всё дело в том, что автор указывает на разительный контраст между проживанием на греховной земле и новой земле: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
И в Бытие 2:9 и в Откровение 22:2 говорится о «дереве жизни». Мы не знаем, как именно взаимосвязаны дерево жизни и вечная жизнь. Но мы точно знаем: первое свидетельствует о наличии второго. И там, и там присутствовала вечная жизнь.
Близкие отношения с Богом
Как и в случае с радостью и счастьем, мы не видим в Бытие 1,2 ясных указаний на тесные взаимоотношения с Богом. Мы можем увидеть это в тексте лишь косвенно. Когда Адам с Евой согрешили, мы читаем что: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). Некоторые толкователи делают из этого стиха вывод, что раньше Бог ходил по саду и общался с Адамом и Евой.
В Откровении 21,22 о тесном общении с Богом говориться предельно ясно в Откровении 21:2-3:
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Особое место обитания Бога переместится с небес на землю. Бог будет обитать со своим народом (Подробнее об этом мы поговорим в II главе). Так же на данное сходство указывает отсутствие Храма и в мире до грехопадения, и в вечности будущего (Откр. 21:22). Храм подразумевает систему жертвоприношения и некую дистанцию между Богом и человеком. Однако, как в начале творения, так и в вечности будущего эта дистанция будет преодолена. Только если в начале этой дистанции просто еще не было, то в конце эта дистанция была преодолена кровью Христа.
Так же мы видим некоторые возможные сходства между миром до грехопадения и тысячелетним царством. Но это выходит за рамки нашего исследования. Ведь мы сравниваем мир до грехопадения и мир новых неба и земли. Мы не можем быть уверены, что происходящее в тысячелетнем царстве будет продолжаться и в вечном, если об этом явно не написано в Библии.
Сходство между двумя описываемыми локациями невозможно не заметить. Небо и земля, безгрешность, вечность, счастье, общение с Богом – это пять неизменных элементов Божьего замысла. Они были в Эдеме и будут в небесном Иерусалиме. Именно эти элементы своего замысла Бог восстановит в вечности будущего.
Хотя мы наблюдаем схожие черты между первым миром и вселенной вечного будущего, но стоит вглядеться чуть внимательнее и не заметить еще и различия просто невозможно. Именно о них мы поговорим в следующей главе.
Такие же небо и земля, но немного другие.
Как мы выяснили ранее, первые небо и земля и новые небо и земля имеют сходства. Судя по всему, в вечности будущего будет та же планета, или новая, но такого же типа. Самое понятие «небо и земля» об этом говорят. Но всё же нельзя не заметить различия небес и земли двух изучаемых диспенсаций.
Во-первых, мы читаем об отсутствии больших водоемов «… и моря уже нет» (Откр. 21:1). Конечно очень многие авторитетные исследователи считают, что отсутствие моря – это метафора отсутствия зла. Но для того, чтобы счесть это метафорой, нужны веские основания, которых нет. В Откровении 21:1 говориться о физическом небе и физической земле. Затем там же говориться об отсутствии физического моря. Что мешает нам понимать этот текст буквально? Ничего. Поэтому его следует толковать именно таким образом. Конечно отсутствие моря не говорит об отсутствии воды вовсе. В Откровении 22:1 мы читаем о реке жизни. Но будущая планета вероятно больше не будет состоять в большей своей части из воды и больших водоемов (наша планета на две трети состоит из воды). Во-вторых, мы читаем об отсутствии ночи (Откр. 21:25), а так же солнца и луны (Откр. 21:23). Хотя указание на дни и месяцы мы все равно находим (Откр.22:2).
Мы не знаем с чем связано отсутствие морей, но отсутствие ночи, солнца и луны связано с присутствием постоянного сияния славы Господней. Мы читаем об этом в Откровении 21:23: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец». Божья теофаническая слава-сияние периодически встречается, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Она указывает на особое Божье присутствие. Но явление Божьей славы было редким явлением. Однако в вечности, Божья слава будет светить людям вместо солнца и луны.
Это указывает на удивительные близкие отношения с Богом, которые будет иметь Его искупленный народ. Такой близости мы не видим даже в Эдеме. В первый день Бог сотворил свет (Быт. 1:3) и источником этого света было не солнце и не луна, а вероятно сама слава Божья. Возможно это был временный источник света до создания солнца. На четвертый день Бог создает небесные светила, и именно они стали освещать землю. Но в будущей вселенной мы будем «греться» в лучах Божьей славы.
Земной сад и спускающийся с неба город.
Различие мы наблюдаем не только в сущности неба и земли, но и в месте обитания людей. В Бытие 2:8 мы читаем, что Адам и Ева обитали в прекрасном саде, который находился в области называемой Эдем. Это была определенная географическая точка на карте Земли. Однако в Откровении 21:2 Бог не возвращает искупленных обратно в сад. Мы видим целый реальный город, под названием «небесный Иерусалим». Причем название «небесный» не метафора: он реально спускается с неба. Это указывает на то, что «небеса» - которыми раньше называлось место пребывания Божьего престола - спускаются на землю и становятся местом обитания святых.
Чем это отличается от Сада в Эдеме? Хотя в этом городе так же есть река и дерево (деревья?) жизни, в нем есть куда больше чем в Эдеме. Бог не просто регулярно прогуливается по городу, как в случае с Эдемом, Он живет в этом городе:
«1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. 2 Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. 3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.» (Откр. 22:1-3).
Как и в случае замены солнца на славу Божью, Писание ясно дает нам понять, что близость святых с Богом выйдет на новый уровень. Бог и Его народ теперь будут жить всегда вместе. Это очень похоже на то, как жених и невеста после свадьбы живут в одном доме и их отношения выходят на новый уровень. Речь не случайно пошла о браке. Брак – это еще одно отличие о котором пойдет речь далее.
Земной брак и брак агнца
В Бытие 2:22-24 Бог учреждает институт брака. Брак до грехопадения был радостным и прекрасным. «Весьма хорошим» всё стало как раз после создания брака, до брака человеку было «не хорошо». Затем грехопадение наложило на брак свой отпечаток, но тем не менее он продолжил существовать. Более того, в Новом Завете он призван отражать отношения Христа и Церкви (Еф. 5:22-33). Мы ясно видим, что брак между мужчиной и женщиной был одним из важных элементов первого неба и земли, как до грехопадения, так и после. Но отвечая на каверзный вопрос саддукеев Иисус сказал: «… ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах» (Мат. 22:30). Выходит, у людей в новых прославленных телах не будет института брака. Соответственно на новом небе и земле не будет человеческого института брака.
Но как это соотносится с тем, что человеку не хорошо быть одному? Напрашивается только один ответ: брак мужчины и женщины будет заменен чем-то превосходным – браком Агнца. Сначала Церковь названа невестой Христа (произошло обручение, см. 2Кор. 11:2). Затем в будущем состоится брак Агнца и Церкви (брачный пир, см. Откр. 19:7). И затем мы видим, как Христос и Церковь поселяются вместе, как муж и жена в вечности будущего (Откр. 21:2). Это соответствует трем этапам иудейского брака библейских времен.
Конечно это не буквальная замена и не следует проводить буквальную аналогию между первым браком и вторым. Брак Агнца – это метафора. Он разительно отличается от земного буквального брака: это не союз двух людей, это не союз мужчины и женщины, не будет интимной близости и т.д. Но и то, и другое Писание называет браком, подразумевая близкие отношения. И социальная нужда человека (не хорошо быть человеку одном) будет восполнена во всей полноте. Она будет восполнена совершенным общением с другими святыми и конечно же совершенным общением с Богом. Причем это общение и этот новый тип «брака» затмит земной брак.
Условная праведность и абсолютная праведность
Сразу следует отметить, что понятия «условная» и «абсолютная» праведность не употребляются в Библии, автор данного исследования вводит их условно. Адам и Ева были созданы невинными и праведными. Но их праведность в определенном смысле была условной. Они имели нравственную свободу выбора. Именно этой свободой они воспользовались, в результате чего произошло грехопадение. Судя по всему, этой же свободой какое-то время обладал и ангельский мир. Бог не создал их греховными и в их телах не было ни капли греха. Однако свобода делать нравственный выбор имела в себе потенциал греха. Это не было ошибкой Бога – это был полностью Его замысел. Если бы Бог не создал их с подобной свободой, Агнец, предназначенный прежде создания мира, не был бы прославлен (1 Пет. 1:20).
Но искупленные святые, которые будут жить на новом небе и новой земле будут иметь более совершенную природу. Давайте назовем её абсолютной праведностью. Это праведная природа, в которой нет нравственной свободы выбора между добром и злом. Их природа будет подобна Божьей природе, которая может творить только праведное и благое и не может совершить грех.
Но в таком случае разумно задать вопрос: «на чем основано учение об «абсолютной праведности» на новом небе и новой земле? Во-первых, это учение выходит из доктрины о безусловном избрании. Действенно призванные не могут отпасть от Бога и сохраняются Его рукой уже на этой земле, даже находясь в греховном теле. Если они сохраняются уже на этой земле, то тем более они будет сохранены и в вечности, иначе избрание ко спасению не было бы избранием. Во-вторых, само понятие «вечная жизнь» исключает условную праведность, которой обладали Адам и Ева. Если Иисус или апостолы могли сказать, что всякий верующий будет иметь вечную жизнь, то это должна быть жизнь в полной праведности и без возможности согрешить. Иначе им пришлось бы добавлять: «… вы будете иметь жизнь вечную, конечно если в вечности не откажетесь от Бога». В-третьих, на абсолютную праведность указывает отсутствие дерева познания добра и зла на новом небе и новой земле, а так же ничего того, что могло бы указывать на возможность согрешить и отпасть. Это косвенное доказательство, но в сумме с предидущими оно так же имеет вес.
Выходит, на новом небе и новой земле искупленные святые будут обладать более совершенной природой, которая не желает и не может грешить.
Награда
Следует так же немного коснуться вопроса награды. Разумеется, у Адама и Евы не могло быть награды, однако у искупленных святых на новой земле будет награда в зависимости от того «…что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Кто-то из спасенных останется без награды, кто-то будет вознагражден больше, кто-то меньше. Мы не знаем, какой именно это будет награда. Существует много различных предположений, но в рамках данной работы мы их рассматривать не будем. Важно лишь заметить, что наличие награды так же отличает новые небо и землю от первых неба и земли.
Более близкое знание Бога
Ранее было сказано, что и Адама с Евой и искупленных святых в вечности будущего объединяют близкие отношения с Богом. Однако 21,22 главы Откровения указывают на то, что у святых вечного будущего отношения с Богом будут более близкие, чем у первых людей. Об этом отчасти уже было сказано в предидущих разделах, поэтому мы лишь кратко повторим некоторые моменты.
Бог будет жить со своим народом в одном городе. Как уже было сказано ранее, Божий престол – место особо пребывания Бога – будет перемещен с небес на землю:
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. (Откр. 21:2,3).
Так же уже ранее сказано, что святые будут постоянно пребывать в славе-сиянии, которое раньше Бог являл лишь изредка. Еще на особую близость указывает метафора брака агнца.
Еще на особую близость указывают слова: из Откровения22:4 «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Святые увидят то, что не видел никто и никогда: лицо Бога. Это не означает, что у Бога Отца есть лицо. Это антропоморфизм, который указывает на неслыханную ранее близость и знание Бога. Так же фраза «и имя его будет на челах» указывает не на подобие Богу, как полагают некоторые, а на полную принадлежность Богу, вне зависимости от того, понимать эту фразу буквально или нет.
Так же давайте посмотрим на этот вопрос под другим углом: Адам и Ева не знали Бога так, как будут Его знать прославленные святые. Адам и Ева до грехопадения знали Его как доброго, любящего и заботливого. Искупленные святые будут знать Его еще как милостивого и полного благодати. Такое познание производит отношения нового уровня, ведь тому кому много прощено, тот много любит (Лук. 7:47).
Итак, хотя и первые люди, и искупленные святые новое неба имели близкие отношения с Богом, близость последних намного превышает близость первых.
III. Выводы
Итак, в результате сравнения первых неба и земли и последних неба и земли, мы можем сделать два ключевых наблюдения. Первое, они имеют схожие черты. Божий изначальный замысел в основных направлениях совпадает с замыслом вечного будущего. Второе, земля на которой жили первые люди и земля на которой будут жить искупленные святые отличаются друг от друга при всей своей схожести. Давайте подробнее обсудим эти два наблюдения.
Глядя на некоторые элементы первого мира в Бытие 1,2 мы можем примерно понять, что ждет святых в вечности. Точно так же, как Адам и Ева жили на реальной, физической земле, и под реально физическим небом в реально физических телах, таким же образом искупленные святые будут жить на новой земле и под новым небом. Это будет не некая эфемерная реальность, это будет материальный мир, точно такой же, какой мы наблюдаем в Бытие 1,2. Однако мы пришли к выводу, что небо и земля будущего будут отличаться от первоначальных – они будут превосходить их. Слава Божья будет заменять солнце, новый Небесный Иерусалим будет заменять Эдемский сад, тела святых не будут иметь возможности грешить. Всё это явно указывает на превосходство новых небес и земли.
Мы так же увидели сходство между Бытие 1,2 и Откровением 21,22 в том, что и там, и там Бог задумал для людей счастливую вечную жизнь без греха. Это неизменно благие намерения Бога, которые мы видим, как в начале истории, так и в её славном завершении. Однако в начале истории, Бог поставил счастье, вечную жизнь и безгрешность человека в зависимость от него самого и его собственных решений. В результате первые люди пали и потеряли всё. Затем Бог искупил все последствия этих решений через жертву Агнца Иисуса Христа. И на новой земле, в небесном Иерусалиме, счастье, вечная жизнь и безгрешность будут покоиться на искупительной работе Христа. Эти три составляющих будут покоиться на Боге, а потому они будут стоять вечно. В этом мы видим разительное отличие. Изначальные намерения Бога не поменялись, однако их реализация стала более совершенной.
Еще, сходство двух миров заключается в том, что и там, и там Бог желает близких отношений с человеком. Мы видим намеки на это в первых главах Бытие, и ясно читаем об этом в последних главах Откровения. Это неизменное желание Бога, которое мы видим и в начале существования мира и в бескрайней вечности будущего. Однако в будущей вечности эти отношения будут иметь более совершенный вид. Институт брака, будет заменен чем-то более превосходящим – браком Агнца. Святые будут пребывать в особых, тесных отношения друг с другом и конечно же с Богом. Они будут особо близко знать Его и у них будут целая вечность, чтобы узнавать Его больше и больше.
И тут возникает вопрос. Если первое творение, о котором мы читаем в Бытие 1,2 было менее совершенным, чем будущие небо и земля, то неужели Бог изначально ошибся? Он создал Адама со способностью согрешить, дал ему жену, которая оказалась не самой лучшей помощницей, не изолировал сад от Сатаны, не был рядом, когда змей обольщал Еву. Не очень похоже на «хорошо весьма», особенно когда мы сравниваем это с будущим миром, который Он приготовил.
Дело в том, что фраза «хорошо весьма» не означает полного, абсолютного совершенства, как полагают некоторые. Данное выражение обозначает полное и совершенное выполнение Божьих замыслов. Бог не создал первый мир самым лучшим из возможных, Он создал его самым лучшим для исполнения своего замысла – прославить Христа, Агнца предназначенного прежде создания мира. Если бы Бог изначально создал мир таким, каким он описан в заключительных главах Откровения, Бог не прославился бы во всей полноте, Он бы не показал весь спектр своей славы (Рим. 9:21-24). А мы бы не знали Бога, как милостивого искупителя и справедливого судью. Иными словами, без первого мира, мы не могли бы иметь последнего.
Итак, необходимо дать краткий ответ на вопрос поставленный в начале: «какова связь между миром до грехопадения и миром нового неба и земли?». Ответ таков: мир в котором будут жить святые в вечности, будет иметь схожие черты с миром до грехопадения, однако он будет превосходить его в степени познания Бога и близости с Ним.
Какие практические выводы можно сделать из данного исследования? Во-первых, читая Бытие 1,2 мы должны понимать, что наша жизнь в вечности будет такой же физической, вечной, счастливой и наполненной общения с Богом, но при этом намного превосходящей описанную. Во-вторых, мы должны понимать, что слова Бога «хорошо весьма» означают не полное совершенство, а полное выполнение Богом задуманного на тот момент. В-третьих, мы должны понимать, что Бог изначально задумал человека способным делать нравственный выбор, и зависящим в своем счастье и вечности от себя. Он сделал это, чтобы в последствии прославить Христа, явить весь спектр своей Славы и дать искупленным ей наслаждаться на новом небе и под новой землей.
Заключение
Итак, устанавливая связь между Бытие 1,2 и Откровением 21,22, мы выявили сходства и различия. Сходства заключаются в том, что Бог задумал от начала для человека физическую вселенную, безгрешную, вечную и счастливую жизнь в общении с ним. И в вечности будущего, под новым небом и на новой земле, Он восстановит всё это. Это демонстрирует Божью благость к человеку.
С другой стороны, Бог приготовил для своих искупленных святых куда большее, чем мы видим в первых двух главах Бытие. Бог так же дарует им небо и землю, но на них их будет «греть» слава Божья, а не солнце. Бог так же даст им общение, но это будет не земной брак, а брак Агнца, где они будем иметь вечное совершенное общение друг с другом и с Христом. И наконец они будем знать Бога так, как никогда раньше и иметь с ним близкое общение.
Связь первого мира и последнего такова: Бог восстановит свой изначальный замысел, но в более превосходной степени.
Библиография
Бенвер П. Как понимать пророчества о конце времен / Пер. с англ. СПб:
Библия для всех, 2013.
Allison G. Historical Theology: An Introduction to Christian Doctrine. Grand
Rapids: Zondervan, 2011.
Frame J. Systematic Theology: An Introduction To Christian Belief. Phillipsburg,
New Jersey: P.O. Box 817, 2013.
Эриксон М. Христианскоебогословие/ Пер. с англ. СПб: Библия для всех,
Macarthur J. Mayhue R. Biblical Doctrine: A Systematic Summary of Bible Truth.
Wheaton: Crossway, 2017.
Тиссен Г. Лекции по систематическому богословию / Пер. с англ. СПб: Библия
для всех, 1994.
Беркхов Л. Сисетематическое богословие/ Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2014.
Бил Г. Откровение / Пер. с англ. Черкассы: Колоквиум, 2019.
Мак-Артур Д. Откровение 12-22 // Толкование книг Нового Завета / Пер. с
англ. СПб: Библия для всех, 2019. С. 440.
Брукс Р. Вся слава Агнцу: Комментарии на книгу Откровение / Пер. с анг.
Минск: МФЦП, 2005.
Thomas R. Revelation 8-22: An Exegetical Commentary. Chicago: Moody Press,
Mounce R. The Book Revelation // The New International Commentary On The New
Testament / под ред. Bruce F. Grand Rapids: William B. Eerdmans
Publishing Company, 1977.
Morris L. Revelation. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company,
Каррид Д. Бытие: в двух томах. Том I / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005.
Прокопенко А. Бытие: комментарий. СПб: Библия для всех, 2012.
Кальвин Ж. Первая книга Моисея: Бытие / Пер. с лат. Киев: «Золотой город»,
2018.
Wenham G. Genesis 1-15 // Word Bible Commentary / Под ред. Hubbard D., Barker
Hamilton V. The Book of Genesis Chapters 1-17 // The New International
Commentary on The Old Testament / Под ред. Harrison R., Hubbard R. Grand Rapids: Eerdmans, 1990.
Уолвурд Д. Откровение // Толкование новозаветных посланий и книги
Откровения / под ред. Уальворд Д., Зак Р. Пер. с англ. Ашфорд: СМИ,
Макдональд У. Библейские комментарии для христиан: в двух томах. Том 2:
Новый Завет. Bielefeld: Chistliche Literatur-Verbreitung, 2000.
Allison G. Historical Theology: An Introduction to Christian Doctrine. Grand Rapids: Zondervan, 2011. С. 723-733. Всегда были два взгляда: что это будет абсолютно Новые небо и земля и что это будут обновленные небо и земля.
Например, лютеранские богословы считали новые небо и землю абсолютно новыми, а реформатские – обновленными. (Беркхов Л. Систематическое богословие / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2014. С. 851.)
Для дальнейшего исследования данного вопроса см. Macarthur J. Mayhue R. Biblical Doctrine: A Systematic Summary of Bible Truth. Wheaton: Crossway, 2017. С. 911-912.
Wenham G. Genesis 1-15 // Word Bible Commentary / Под ред. Hubbard D., Barker G. Wako, Texas: Word Book, 1987. С. 76.
Hamilton V. The Book of Genesis Chapters 1-17 // The New International Commentary on The Old Testament / Под ред. Harrison R., Hubbard R. Grand Rapids: Eerdmans, 1990. С. 192. Hamilton заявляет, что грамматика оригинального текста указывает на привычное действия – Бог постоянно общался с Адамом и Евой.
В первой главе Бытие мы читаем, что Бог предназначил первых людей владычествовать над животными (Быт 1:26). Но то что мы наблюдаем сегодня в животном мире, человеческим владычеством не назовешь. Так же человеку не нужно было возделывать землю. Земля не требовала обработки и на земле не было сорняков (Быт 2:5). Но после грехопадения ситуация в корне изменилась. Бог проклял землю и теперь человек должен её обрабатывать, появились сорняки, засуха, неурожайные годы и т.д. (Быт 3:17-19).
Ни о животных, ни о земле мы не читаем при описании вечности будущего. Однако мы читаем о них при описании тысячелетнего царства, которое предшествует будущему. В Ис 11:6-8 возможно говориться о восстановлении владычества над природой. А в Ам 9:13 возможно говориться о снятии проклятия с земли (или просто очень обильном урожае).
Бенвер П. Как понимать пророчества о конце времен / Пер. с англ. СПб: Библия для всех, 2013. С. 190. Бенвер говорит о том, что Бог восстановит свой изначальный замысле, но это утверждение требует пояснения, в какую именно часть изначального замысла восстановит Бог.
Thomas R. Revelation 8-22: An Exegetical Commentary. Chicago: Moody Press, 1995. С. 440.
Бил Г. Откровение / Пер. с англ. Черкассы: Колоквиум, 2019. С. 653.
Morris L. Revelation. Grand Rapids: Eerdmans, 1987. С. 237.
Mounce R. The Book Revelation // The New International Commentary On The New Testament / под ред. Bruce F. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1977. С. 370.
Брукс Р. Вся слава Агнцу: Комментарии на книгу Откровение / Пер. с анг. Минск: МФЦП, 2005. С. 185.
Однако Мак-Артур толкует эти слова буквально (Мак-Артур Д. Откровение 12-22 // Толкование книг Нового Завета / Пер. с англ. СПб: Библия для всех, 2019. С. 426.), такого же мнения придерживается и Уолвурд (Уолвурд Д. Откровение // Толкование новозаветных посланий и книги Откровения / под ред. Уальворд Д., Зак Р. Пер. с англ. Ашфорд: СМИ, 1996. С. 586.)
Возможно об отсутствии ночи здесь говорится метафорически в контексте безопасности: «ворота не будут запираться днем, ибо ночи не будет там» (пер. Еп. Кассиана). Под ночью может подразумеваться опасность. Но веских доводов отрицать реальное отсутствие ночи здесь так же нет.
Можно сделать вывод, что фраза «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне…» не говорит об их реальном отсутствии. Однако это похоже на уловку. Если в небесных светилах нет нужды – то и их не должно быть.
Каррид Д. Бытие: в двух томах. Том I / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 63, 64.
Прокопенко А. Бытие: комментарий. СПб: Библия для всех, 2012. С. 61.
Брукс считает, что Новый Иерусалим — это не реальный город, а лишь метафора церкви, потому что он назван «невеста» (Брукс Р. Вся слава Агнцу: Комментарии на книгу Откровение / Пер. с анг. Минск: МФЦП, 2005. С. 186. ). Но это возникает вопрос: для чего нам тогда так детально описывать город? Нам говориться об его длине и ширине, об основании стен, о материале из которого построен город. Это все указывает на реальность этого города (Тиссен Г. Лекции по систематическому богословию / Пер. с англ. СПб: Библия для всех, 1994. С. 432.)
Г. Бил считает, что отсутствие артикля в оригинале у слова «дерево», говорит о том, что деревьев будет множество. (Бил Г. Откровение / Пер. с англ. Черкассы: Колоквиум, 2019. С. 702.)
В тысячелетнем царстве брак будет только у тех, кто попадет туда в не прославленных телах.
В Откр. 21:2 невестой назван сам город, но скорее всего речь о его жителях: Церкви и других искупленных святых.
Frame J. Systematic Theology: An Introduction To Christian Belief. Phillipsburg, New Jersey: P.O. Box 817, 2013. С. 1079.
Эриксон даже называет отношения в браке Агнца «сверхсексуальными», в том смысле, что по уровню ощущений они превосходят земные отношения в браке. (Эриксон М. Христианское богословие / Пер. с англ. СПб: Библия для всех, 1999. С. 1042.)
Например, так считает У. Макдональд (Макдональд У. Библейские комментарии для христиан: в двух томах. Том 2: Новый Завет. Bielefeld: Chistliche Literatur-Verbreitung, 2000. С. 1424.
Каррид Д. Бытие: в двух томах. Том I / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 90.
Ж. Кальвин считал, что эти слова передают идею гармонично завершенного творения. (Кальвин Ж. Первая книга Моисея: Бытие / Пер. с лат. Киев: «Золотой город», 2018. С. 51), но наиболее точно по мнению автора, толкует эту фразу А. Прокопенко, как совершенную реализацию задуманного (Прокопенко А. Бытие: комментарий. СПб: Библия для всех, 2012. С. 33.).