В последние месяцы мы с замиранием сердца следили за событиями, протекавшими в Украине. Мы искренне переживали за тех, кто страдает. Мы испытывали уважение к гражданской позиции тех, кто идет на немалые жертвы в попытке добиться лучшего и более справедливого социального устройства. Мы волновались по поводу беспорядков. И надо ли говорить, что мы плакали вместе с плачущими по поводу многочисленных смертей 18–21 февраля. Мы переживали о благополучии друзей, которые находились рядом с теми местами, где свистели пули. Сколько молитв было произнесено в церквях, и сколько ходатайств обращено к Богу по домам! И мы радуемся, что ситуация вроде бы повернулась в более мирное русло. Мы радуемся, что наши украинские друзья в безопасности и что кровопролитие остановилось. Тем не менее, я не могу сказать, что Майдан не оставил неприятного осадка. Нет, я не о политических достижениях – в этом пусть разбираются аналитики и прогнозисты. И, как говорят, время покажет. Я же говорю об осадке от общения с христианами. Политические треволнения показали, насколько слабо и без того зыбкое единство верующих. Из-за разного отношения к политике, которая воплощает в себе до предела ЗЕМНЫЕ ценности, многие христиане были готовы забыть о присяге Небесному Царю и начать громить Его подданных – других христиан, у которых по каким-то причинам сложилась иная политическая позиция. Кто-то возразит, что Майдан объединил христиан, и сошлется на единство тех верующих, которые вышли на площадь протеста. Но это возражение будет мимо цели. Объединенные общими невзгодами и общей борьбой, люди естественным образом между собой сплачиваются. На этом фоне единодушие возникает не только между христианами, но и между верующими и неверующими, а то и вовсе между совсем неверующими людьми. Это единство социальное, которое к духовному не имеет никакого отношения. А вот попробуй другой христианин сказать слово против избранного нами политического курса, как он тут же услышит в свой адрес немало нелестных эпитетов. Было такое? Было. Сам видел. Верующие ругались, церкви разделялись на противоположные лагеря. И это свидетельствует о том, что сугубо мирские интересы у многих христиан оказались важнее небесных. Они помышляют о земном, а не о горнем. Если предыдущее скорбное мое увещание будет принято к сердцу, то я надеюсь, что вы не откажете мне в некоторой доле терпеливого снисхождения, когда я скажу что-то вопреки вашей точке зрения. В конце концов, даже если мы расходимся в рассуждениях о земном, объединяет нас небесное. А это намного важнее. Итак, позвольте мне поделиться отрывочными размышлениями об участии христиан в политических акциях. Гражданин vs. христианин Прежде всего нужно отметить, что есть разница между участием в политических акциях христиан как отдельных граждан своей страны и участием христиан «под знаменем христианства», то есть от имени церквей, миссий, христианских учебных заведений и т.п. Как отдельные граждане христиане имеют право на собственную политическую позицию, но когда они выступают от имени церкви, потенциальный вред от этого может быть очень большой при любом исходе их политической кампании – негативном или позитивном. При негативном исходе одержавшие победу противники повернутся против церкви, начав видеть в ней ретивую соперницу в борьбе за власть. А при позитивном исходе сама церковь на определенной территории почувствует себя властной единицей, снова и снова поддаваясь искушению Великого Инквизитора – быть в мирской власти и пользоваться ее сладко-горькими плодами. Впрочем, политизация церкви влияет не только на верующих того региона, в котором христиане с открытым забралом несутся в политические баталии. От этих действий косвенно могут страдать христиане других народов и других стран. Не секрет, что последняя «Оранжевая революция», в которой активную роль сыграли украинские протестанты, действовавшие смело от имени церквей, посеяла подозрительность к протестантам со стороны российских властей и вызвала несколько лет назад пристрастные проверки многих церквей в нашей стране. Границы допустимого в политических акциях Границы допустимого определены Конституцией страны. Да, разумеется, в первую очередь Библией, однако Библия повелевает повиноваться закону во всем, что не противоречит Божьим заповедям. Высший закон страны – Конституция. Значит, границы допустимого определены Конституцией. Насколько я знаю, Конституция не предусматривает права граждан на свержение власти с оружием в руках или на другие насильственные действия. И подчинение этому закону не противоречит каким-либо заповедям Писания. Следовательно, христиане должны ему подчиняться. Поэтому, когда мирная демонстрация вдруг начинает приобретать черты силового противостояния – баррикады, блокирование дорог, бросание камней в полицейских, – нужно подумать: а дал ли мне Бог право участвовать в этом? Когда Петр в своей борьбе за справедливость преступил границы допустимого – воспользовался оружием и отсек ухо одному из противников, Христос не только обратил вспять совершенное им действие – исцелил ухо Малха, – но и предупредил Петра: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут…» (Матф. 26:52). Бонхеффер был неправ. Какая власть не от Бога? Библия говорит: «…нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Любая власть от Бога. В том числе неумелая. В том числе не пользующаяся симпатиями народа. В том числе угнетающая народ. И даже… задержите дыхание… воровская и коррумпированная. Каждый правитель – и хороший, и плохой – даст за себя отчет на Страшном Суде. А христиане дадут отчет за себя – как они покорялись этим несправедливым властям. Ибо какая в этом заслуга – покоряться только хорошей и справедливой власти? Вот когда ты ради Господа покоряешься не самому лучшему начальнику, тогда собираешь себе великую награду на небесах. И как мы думаем оправдаться на судилище Христовом, если участвуем в политических переворотах, тогда как Сам Христос покорился коррумпированному владычеству и несправедливому приговору Пилата? Библия во многих местах содержит повеления покориться несправедливому насилию со стороны власть предержащих. К примеру, Сара «притесняла» свою служанку Агарь; в оригинале используется слово, обозначающее угнетение и унижение (Быт. 16:6). Однако Ангел Господень повелел служанке: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей» (16:9). Покорись ее угнетению! А в Новом Завете сказано: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2:18-19). Заметьте: здесь говорится о несправедливом страдании. Однако Господь призывает не восставать против плохих начальников, а повиноваться со всяким страхом, ибо «то угодно Богу». Мы не рабы Кто-то скажет: «Предыдущие тексты Писания относятся только к рабам, а мы не рабы!» Да, мы не рабы, однако это все равно не дает нам права на вооруженный переворот или другие виды силового противостояния. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1) – это ясный текст Писания, который относится не только к хозяевам рабов, но и к любой власти, установленной при данном общественном устройстве. Как насчет Конституции? Другие говорят: «Но, согласно нашей Конституции, вся власть принадлежит народу». Да, правильно, но только Конституцию надо читать до конца! Она не только наделяет высшей властью народ, но и регламентирует способ применения этой власти: «Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» (Конституция Украины), а не через баррикады, бомбы и пули. Участники вооруженных протестов пренебрегают не только ясными принципами Писания, но и законами своей страны. Как же можно назвать их верными своей стране, если они пренебрегают ее высшим законом? Повиновение властям как элемент евангелизации Повиновение властям – это важный элемент евангелизации. Я имею в виду, правильной евангелизации. Истинного Евангелия, а не той извращенной подмены, которую подсовывают нам под соусом христианизированной политики. Истинная евангелизация – не в том, чтобы силой установить новое христианское правительство, а в том, чтобы в кротости покориться несправедливой власти, даже если эта власть безбожная. Непокорность властям – даже тем, которые накладывают тяжелое «иго», – ведет не к рассвету христианского учения, а к его закату и хуле на него: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1 Тим. 6:1). Не всякую власть можно сменить Конечно, это не означает, что мы не можем поменять власть. Мы можем это сделать законными методами, поскольку это предусмотрено Конституцией. Однако, если бы мы жили при царе, то не могли бы сменить плохого царя на хорошего. Мы не имели бы такого права от Бога! Не всякую власть можно поменять. И не во всякое время. Да, Писание содержит принцип, что если можешь изменить свою жизнь к лучшему, то «лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7:21), но это в рамках предусмотренных законом действий. Если нет законного способа улучшить ситуацию, то Библия призывает покориться несправедливой власти. Коррумпированные времена апостолов Во времена апостолов политическая ситуация в Израиле была не легче, а гораздо тяжелее нашей с вами. Евреи были под властью не просто нечестных людей, а – много хуже – под властью оккупантов. Римляне их угнетали и вымогали у них деньги на каждом шагу. Коррупция цвела пышным цветом. В Новом Завете мы находим многочисленные случаи коррупции, например: • нечестивые судьи, которые судили несправедливо, стали прототипом судьи в одной из притч Христа: «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лук. 18:2); • богатый тысяченачальник за деньги купил римское гражданство: «Я за большие деньги приобрел это гражданство» (Деян. 22:28) • самые высокие римские чиновники вымогали у людей взятки; так, римский правитель Феликс два года мариновал апостола Павла в тюрьме, поскольку «…надеялся… что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его» (Деян. 24:26); • начальник мытарей Закхей сказал: «…если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19:8) – его слова подразумевают, что до своего обращения он многих обижал; • ненависть людей к сборщикам податей была обусловлена тем, что они отдавали римлянам положенные тарифы, а все, что вымогали у народа сверх этого, оставляли себе, а вымогали они много; • если же почитать историю римских императоров, то вообще за голову схватишься от того, насколько коррумпированной и развращенной была римская власть. Тем не менее, апостолы не видели своей задачей реформировать политическую систему и нигде, никогда, ни разу этим не занимались. Я ни разу не читал в Библии, чтобы кто-либо из апостолов призывал бороться с несправедливой римской властью, чтобы установить христианское правительство. Они просто не видели у церкви такой задачи! Апостолы проповедовали Евангелие – вот и все средства их воздействия на общество. Но какие это эффективные средства! Убить дракона Политические перевороты нередко идут по сценарию притчи «Убить Дракона». По сюжету этой притчи, один воин преодолевает огромные трудности, чтобы убить страшного Дракона, угнетающего народ. Однако, убив его, попадает под действие проклятия и сам превращается в Дракона, которого убьет кто-то следующий. Так и в политике. Нет никаких гарантий, что новый человек, который придет к власти, не станет хуже предыдущего. И даже христианин, придя во власть, может стать таким же Драконом. Христиане, участвующие в политических переворотах, сильно недооценивают библейское учение о полной испорченности человека. А Библия говорит: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Пешки и короли В любом политическом перевороте активно играют разные силы с разными (порой полярно противоположными) интересами. Есть люди, которые борются за личное место во власти. Есть те, кто играет в большую геополитическую игру, чтобы добиться преференций для своего государства. Есть силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку, чтобы ослабить противников или внедрить террористические группировки. А у кого-то просто тупо кулаки чешутся. Христиане бывают наивны в отношении всех этих действующих сил, видя все только с точки зрения борьбы за справедливость. В результате они легко могут стать пешками в чужой игре. Лучшая христианская политика Лучшее, что христиане могут сделать для политики, – это обратить как можно больше людей ко Христу. Это их самое эффективное влияние на общество и его мораль. Это самый эффективный способ борьбы с коррупцией, доступный христианам. Я согласен с замечательным эссе Клайва Льюиса на тему христианской политики, где он пишет: «В сущности, меньшинство может влиять на политику лишь двумя способами: либо оно должно "приставать" к власть имущим, либо становиться партией в современном смысле (т. е. тайным обществом жуликов и убийц). Да, я забыл: есть и третий способ. Можно стать большинством. Обративший ближнего принес "христианской политике" самую большую пользу».