Вопрос: «приветствую, брат Алексей. А как по статистике или по Вашим наблюдениям, действительно ли церковная дисциплина удерживает? Людей, разочарованых "христианством", их дисциплиной не испугаешь. А кто боится Бога, тот и без дисциплины& ;природно будет искать себе подобного. Не кажется ли Вам, что есть пробелы в таком подходе? После наказания всегда можно вернуться в церковь. И єто все знают. Если б наказание было вечно и не подлежало отмене, может тогда действительно боялись, весь єто был бы безвозвратный выбор между вечностью с Богом и вечностью с диаволом».
Ответ: Да, вы абсолютно правы! В том виде, в котором дисциплина применяется в большинстве церквей, она никак не работает и работать не может в принципе. Если человека «отлучают» лишь на бумаге, при этом он продолжает посещать церковь, бывать на всех общениях по собственному выбору и сохранять тот же круг друзей, то это его вообще никак не будет трогать. Однако проблема здесь не с самим понятием дисциплины (которое четко прописано в Писании), а с тем, как она применяется. Дело в том, что в Писании отлучение от церкви – это не формальное вычеркивание из списочного состава церкви и даже не просто отказ в причастии. В Писании отлучение от церкви – это именно ОТЛУЧЕНИЕ, то есть отделение. «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13). То есть человек должен быть изъят из церковной среды и не должен допускаться к обычному христианскому общению, пока он не захочет покаяться и/или не начнет искать духовной помощи в отказе от своего греха. Таким образом церковь защищается от его влияния, а сам согрешающий получает импульс почувствовать, чего он лишается, выбирая грех: он уже сейчас лишается общения верующих, а значит, и вечность рискует провести без них, в каком-то другом месте.
В православии и католицизме недопущение к причастию является мощным сдерживающим фактором& ;само по себе, потому что причастие (которое понимается как вкушение буквальных Тела и Крови Господа) считается обязательным условием вечной жизни. Если человека не допускают к причастию, то это для него равносильно потере спасения. Однако в евангельском христианстве евхаристия не наделяется таким свойством. Мы верим, что человек спасается верой, а обряды выполняют лишь вспомогательную символическую функцию. Поэтому недопуск к причастию сам по себе на посетителей наших церквей не оказывает вообще никакого воздействия. Получается, что отлучение без запрета на церковное общение превращается в бумажную формальность, никак на человека не влияющую.
Проблема? – Да, проблема. Душепопечение лишается последнего вразумляющего инструмента. Но корень этой проблемы не в том, что церковная дисциплина устарела и в современном плюралистическом обществе больше не работает. Корень проблемы – в неправильном применении дисциплины.