Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень
и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса
1 Тимофею 3:13
Достойно похвалы не «формальное обладание званием»,
вознаграждается усердное служение
Александр Строк2
На протяжении веков в церкви господствовало представление о дьяконском служении как об одной из должностей в иерархической лестнице. Верно ли такое понимание дьяконства? Если Писание не поддерживает подобную идею, тогда возникает разумный вопрос: что говорит Новый Завет о характере и функциях дьякона? Ответу на этот вопрос и будет посвящена данная статья.
Введение
Дьяконы церкви – это огромное благословение для поместной общины верующих. Без них жизнь служителей и рядовых членов церкви была бы крайне трудной. Поэтому, размышляя о дьяконах, можно несколько переиначить слова апостола Павла и воскликнуть: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15) Однако вместе с этим существует немало пренебрежения или злоупотребления дьяконским служением, которое непосредственно влияет как на церковное устройство, так и повседневную жизнь христианских общин3.
С одной стороны, есть церкви, в которых дьяконом могут назвать практически кого угодно, лишь бы он обладал хоть какими-то организационными способностями и хоть что-то делал в церкви. С другой стороны, эта должность иногда возносится до такой высоты, что дьяконы церкви начинают присваивать себе определенные сферы служения, осуществлять руководство церковью, конкурировать со служением пресвитеров и даже контролировать их. Кроме того, нередко дьяконское служение воспринимается как одна из ступеней в иерархии церкви, которую нужно преодолеть при продвижении по «карьерной лестнице» служителя. Следует признать, что на Западе подобное представление присуще как Римской Католической Церкви, так и многим протестантским деноминациям. На Востоке же иерархия характерна для Православной Церкви4. Соответственно, в евангельских церквах существует полная палитра взглядов в зависимости от того или иного влияния и преобладания той или иной традиции.
К сожалению, довольно часто именно традиция, а не новозаветное учение определяет, кто такой дьякон и что он призван делать. Поэтому в церквах можно встретить дьяконов самой разной масти. С одной стороны, есть дьяконы-водоносы, дьяконы-сантехники, дьяконы-бариста, дьяконы-прыгуны-с-одного-служения-на-другое, а с другой стороны, есть дьяконы-лидеры, дьяконы-управляющие, дьяконы-контролеры, дьяконы-пасторы, дьяконы-директора, дьяконы-боссы и т. д.5 Небиблейские определения дьяконского служения неизбежно ведут к нездоровью как самого «дьякона», так и всей поместной церкви. Александр Строк предупреждает: «Когда дьяконы становятся пасторами, а пасторы становятся дьяконами, церковь лишается и библейских пасторов, и библейских дьяконов»6. Чтобы решить эту проблему, необходимо обратиться к учению Нового Завета о дьяконах и прислушаться к нему, даже если оно будет в чем-то расходиться с уже закрепившейся в церкви традицией7.
Слово διάκονος встречается в Новом Завете двадцать девять раз. Немного чаще в тексте появляются однокоренное существительное διακονία и глагол διακονέω8. В целом, термин διάκονος обозначает того, «кто занят чем-то, чтобы помочь кому-то» сделать что-то9. Обычно контекст указывает, кому помогает такой служитель. Эта помощь может подразумевать как заботу в самом общем виде, так и выполнение конкретных поручений и восполнение специфических нужд. К примеру, нередко в древней литературе словом διακονία описывается служение «официанта» за столом, однако не ограничивается только таким значением10. Намного чаще оно подразумевает просто «личную помощь другим»11. Другими словами, διάκονος – это служитель как посредник, выполняющий чьи-то поручения, или ассистент12.
Согласно стандартному лексикону, слово διάκονος может обозначать посредника, который становится действующим лицом ради кого-то, включая курьера или посыльного, помощника, занимающего подчиненное положение и служащего тому, кому он помогает13. Данная терминология встречается в самых разнообразных контекстах – в политическом, бытовом и религиозном. Что касается последнего, διάκονος используется по отношению ко Христу и к верующим, особенно служителям Церкви Божьей. Объектом служения выступает Бог, Иисус Христос, церковь и другие служители, а сферой служения может быть Евангелие, праведность, новый завет и различные аспекты церковной жизни14. Можно заключить, что διάκονος и однокоренные слова подходят для описания любого христианского служения (см. Еф. 4:12)15, однако очевидно, что сам термин подразумевает два важных аспекта:
Во-первых, διάκονος – это тот, кто совершает служение, то есть, выполняет любую работу, чтобы восполнить нужды других.
Во-вторых, διάκονος – это тот, кто помогает другим совершать их труд, то есть, выполняет поручения тех, кому он подчинен.
Несмотря на все многообразие текстов, в которых встречается слово διάκονος, только в двух случаях его стоит переводить словом «дьякон», а не просто «служитель», обозначая тем самым особую должность в церкви. Речь идет о Филиппийцам 1:1-2 и 1 Тимофею 3:8-1316. В обоих случаях контекст ясно свидетельствует об официальном служении в церкви и указывает, кому помогают люди, поставленные на это служение. Кроме того, хороший пример дьяконского служения можно обнаружить в Деяниях 6:1-7. Данный текст помогает хорошо проиллюстрировать ключевые принципы, характеризующие и направляющие служение дьяконов.
Итак, чтобы сформулировать учение Нового Завета о дьяконах, сначала нужно изучить упомянутые выше тексты, сделав необходимые наблюдения, потом обозначить соответствующие выводы и, наконец, задать некоторые вопросы о деталях данного служения.
Наблюдения о дьяконах по ключевым новозаветным текстам
Прежде чем сформулировать как можно более полное определение дьяконского служения согласно Новому Завету, следует рассмотреть упомянутые выше ключевые библейские тексты и сделать наблюдения по ним. Для этого необходимо обратить внимание на контекст, в котором появляются дьяконы, сделать краткий обзор содержания заявленных стихов и обозначить основные принципы дьяконского служения.
Филиппийцам 1:1-2
Хронологически первый текст из посланий апостола Павла, в котором упоминаются дьяконы в техническом смысле этого слова, появляется в самом начале Послания к филиппийцам17.
Контекст
Хотя само послание было написано в 61-62 годах, обращение к епископам и дьяконам филиппийской церкви хорошо отражает период расцвета в служении апостола Павла. Так, данная церковь была основана апостолом еще во время второго миссионерского путешествия, то есть еще в 50-51 годах. Следовательно, присутствие четко определяемых групп служителей восходит к самому началу существования церкви и не является более поздним изобретением.
Краткий обзор
Начиная свое послание к возлюбленной церкви, апостол Павел следует типичной эпистолярной практике своего времени18. Он ясно обозначает автора и адресатов послания, а также обращается к церкви с приветствием в виде пожелания благодати и мира: «1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами [σὺν ἐπισκόποις καὶ διακόνοις]: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Флп. 1:1-2).
Слово διάκονος появляется в обозначении адресатов послания, которое насыщено богословскими терминами. Обращаясь ко всей церкви, автор называет получателей «святыми во Христе Иисусе» (т. е. отделенными для Бога благодаря союзу со Христом)19, но добавляет уникальную фразу «с епископами и диаконами». С ее помощью он указывает две группы служителей, которые легко распознаваемы в церкви, но не отдельны от нее.
Наблюдения
На основании первых стихов Послания к филиппийцам можно сделать несколько наблюдений о служении дьяконов.
Принцип единства. Дьяконы принадлежат к поместной церкви, будучи ее частью, хотя на них и возлагается особая ответственность. Добавляя фразу «с епископами и дьяконами», апостол Павел не отделяет их от церкви, как если бы они не были «святыми во Христе Иисусе»20. У него нет разделения на мир и клир. Не удивительно, что дьяконы как служители должны способствовать поддержанию единства церкви через взаимное служение21. Другими словами, дьякон – это один из тех, кто принадлежит к церкви и активно служит ей22.
Принцип признания. Как и о епископах, автор послания говорит о дьяконах как о ясно определяемой группе людей, которых церковь может легко распознать из-за официального признания их служения. Иначе упоминание о епископах и дьяконах было бы лишено смысла23. Другими словами, дьякон – это человек, который поставлен церковью, чтобы нести определенную ответственность24.
Принцип множественности. Хотя апостол Павел обращается к одной церкви, он обращается к группе дьяконов (см. множественное число слова διακόνοις)25. Подобно епископам, или пресвитерам, их может быть много в одной общине. Иначе говоря, дьякон – это человек, отвечающий за определенную сферу служения в церкви или выполняющий конкретные поручения других служителей, а не тот, кто выполняет всю административную и техническую работу в одиночку.
Принцип подчинения. Дьяконы упоминаются сразу после епископов, что подразумевает их подчиненное положение (ср. также 1 Тим. 3:1-7, 8-13). Другими словами, дьяконы – это отличная от епископов группа служителей, которые являются их официальными помощниками.
1 Тимофею 3:8-13
Второй текст сообщает более подробную информацию о дьяконах. Он относится к чуть более позднему периоду (середина 60-х годов) и появляется в так называемых «Пасторских посланиях»26.
Контекст
Подробное описание епископов и дьяконов в 1 Тимофею, по-видимому, обусловлено тем, что в ефесской церкви случился кризис руководства из-за наличия недостойных служителей27. Апостол Павел заранее указывал на эту опасность, прощаясь с ефесскими пресвитерами в Милите:
28 Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:28-30).
Неспособность поместной церкви справиться с ситуацией потребовала вмешательства апостола через его представителя в лице Тимофея, а также посредством послания, в котором приводятся четкие требования, предъявляемые к служителям – епископам и диаконам.
Краткий обзор
Давая наставления о публичном служении в церкви, в третьей главе апостол Павел приводит необходимые для служителей требования, акцентируя особое внимание на их нравственном характере. Сначала он перечисляет характеристики епископов, или пресвитеров (см. 1 Тим. 3:1-7)28, а затем переходит к качествам дьяконов, дважды употребляя существительное διάκονος и еще дважды – глагольную форму от διακονέω (см. 3:8-13).
Итак, апостол Павел дает следующее наставление Тимофею о диаконах:
8 Диаконы [διακόνους] также [должны быть] честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести. 10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения [διακονείτωσαν]. 11 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. 12 Диакон [διάκονοι] должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. 13 Ибо хорошо служившие [διακονήσαντες] приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса (1 Тим. 3:8-13).
В этих стихах апостол перечисляет восемь-девять требований, предъявляемых к дьяконам. Он обращает особое внимание на их характер и семейную жизнь, не только перечисляя требования, но и предписывая соответствующую оценку. Содержание всего абзаца можно представить с помощью следующего подробного экзегетического плана (см. прил. №1).
1. Характер диакона (3:8-10)
а. Требования (3:8-9)
1) Достоинство (жизнь, достойная уважения)
2) Воздержание
а) Речь
b) Вино (еда и питье)
с) Деньги
3) Верность (3:9)
а) Объективная сторона: тайна веры
b) Субъективная сторона: чистая совесть
b. Оценка (3:10)
1) Предварительное испытание
2) Последующее служение
2. Семья диакона (3:11-13)
а. Требования (3:11-12)
1) Жены (3:11)
а) Достоинство
b) Искренность в речи
c) Воздержание в жизни
d) Верность
2) Мужья (3:12)
а) Верность жене
b) Забота о доме
i. Забота о детях
ii. Забота о прочих домашних
b. Оценка (3:13)
1) Условие
2) Результат
а) Хорошее положение
b) Сильная уверенность
Приложение №1. Экзегетический план 1 Тимофею 3:8-13
Наблюдения
В наставлении апостола Павла о дьяконах можно увидеть еще несколько принципов дьяконского служения, часть которых пересекается с наблюдениями, сделанными по Филиппийцам 1:1-2.
Принцип признания. Как и в начале Послания к филиппийцам, апостол Павел, без сомнения, описывает вполне определенную группу служителей церкви, которая требует публичного признания29. Эта группа в этом отношении подобна пресвитерам церкви, о которых было сказано в начале третьей главы (см. 1 Тим. 3:1-7), и вдовам, взятым на довольствие церкви и упомянутым в пятой главе (см. 5:9-10). Таким образом, дьяконы церкви – это служители церкви, отвечающие определенным требованиям и имеющие конкретные функции.
Принцип квалификации. Апостол Павел обращает особое внимание на характер дьяконов и почти ничего не говорит об их особых административных умениях30. Эти способности и дарования можно выявить лишь путем сравнения со списком требований, предъявляемых к епископам, или пресвитерам. Иначе говоря, из данного текста можно извлечь лишь косвенную информацию о функциях и задачах дьяконов31. Определенно, акцент на характере служителей неслучаен. Он обусловлен нуждой церкви в духовно зрелых служителях. Кроме того, важно отметить, что требования, предъявляемые к дьякону, в чем-то сходны, а в чем-то отличны от требований, которым должен соответствовать епископ (см. 1 Тим. 3:1-7; см. также прил. №2)32.
С одной стороны, подобно пресвитеру, дьякон должен быть «непорочным» в глазах церкви (см. ἀνεπίλημπτον и ἀνέγκλητοι в ст. 2 и 10). Его зрелость оценивается так же, как и зрелость пресвитера. Поэтому пять из восьми требований совпадают со списком ожидаемых от епископа качеств (в частности, честность, отсутствие пристрастия к вину, отсутствие корыстолюбия, верность жене и хорошее управление домом).
С другой стороны, от дьяконов ожидается отсутствие неискренности в словах. Подобные требования предъявляются и к их женам. В то же самое время, от них не требуется способности учить и особой бдительности по отношению к опасности возгордиться. Эти отличия, видимо, связаны с ответственностью, которая возлагается на дьяконов.
Таким образом, дьяконы должны иметь зрелый христианский характер. В этом они подобны пресвитерам, но отличаются от них своим призванием и служением33.
Характеристики епископа | Характеристики дьякона34 |
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, [благочинен, честен,] страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, [не сварлив, не корыстолюбив,] но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. 7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. | 8 Диаконы также [должны быть]
[10 потом, если беспорочны, [допускать] до служения.] не двуязычны, [12 Диакон должен быть муж одной жены] [9 хранящие таинство веры в чистой совести.] не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, [12 хорошо управляющий детьми и домом своим.] [8 честны,] 11 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. [10 И таких надобно прежде испытывать,] 13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. |
Приложение №2. Сравнение характеристик епископа и дьякона (1 Тим. 3:1-7, 8-13)
В итоге, Маунс справедливо заключает: «Епископы и дьяконы отличаются по функциям, но похожи по характеру»35.
Принцип служения. Очевидно, что труд дьяконов должен соответствовать основному значению термина διάκονος36. Во-первых, этот факт подкрепляется употреблением однокоренных глагольных форм (διακονείτωσαν и διακονήσαντες). То есть, дьякон как служитель должен именно служить. Во-вторых, поскольку дьякон – это чей-то помощник или ассистент, упоминание дьяконов сразу после епископов не является случайным. Другими словами, дьяконы оказывают помощь пресвитерам, выполняя их поручения, связанные со служением. Александр Строк заключает: «В Новом Завете намеренно не перечислены конкретные обязанности дьяконов. Как свидетельствует их название, дьяконы – это добрые слуги, готовые служить там, где требуется их помощь. Они делают то, что нужно на данный момент. А это означает широкий фронт работ»37.
Принцип подчинения. Соответственно, как и в Филиппийцам 1:1-2, требования, предъявляемые к дьяконам, следуют за ожиданиями от епископов, чтобы снова подчеркнуть их подчиненное положение. Апостол напоминает, кому они призваны помогать своим служением. Итак, дьяконы – это помощники пресвитеров, подчиняющиеся их руководству38.
Деяния 6:1-7
Третий текст, который обязательно фигурирует в дискуссиях, посвященных служению дьяконов, находится в начале шестой главы Деяний и описывает период становления первой церкви в Иерусалиме.
Контекст
Хотя в данном тексте слово διάκονος не употребляется, в нем появляются его однокоренные слова (см. дважды существительное διακονία и однажды глагол διακονέω). Более того, в контексте шестой главы Деяний не трудно обнаружить множество доказательств того, что он находится в согласии с приведенными выше текстами39.
Краткий обзор
В данном тексте евангелист Лука сообщает о решении, принятом апостолами для выхода из сложившейся кризисной ситуации, когда ежедневная забота о нуждах верующих стала конкурировать со служением слова и молитвы. В частности, Двенадцать призывают церковь избрать помощников для восполнения материальных нужд различных групп. Лука пишет:
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии [ἐν τῇ διακονίᾳ] потребностей. 2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись [διακονεῖν] о столах. 3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении [τῇ διακονίᾳ] слова». 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере (Деян. 6:1-7).
Итак, первый стих сообщает о проблеме в ранней церкви, стихи со второго по четвертый излагают предложенное апостолами решение, и, наконец, в стихах с пятого по седьмой приводится конечный результат.
Наблюдения
Поскольку данный текст не является дидактическим, а содержит рассказ об опыте первой церкви, будет полезно проследить на его примере, как обнаруженные ранее принципы были реализованы в той ситуации.
Принцип единства. Лука ясно показывает связь избранных Семи с церковью в Иерусалиме. Апостолы призывали: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек» (6:3). В итоге, это увещание было угодно «всему собранию» (6:5), и все «множество учеников» (6:2) отреагировало на призыв, предложив на это служение известных ей людей, имена которых являются греческими и указывают на эллинистическое происхождение тех, кому поручено служить эллинистам.
Принцип признания. Предложенная и осуществленная апостолами процедура назначения служителей не оставляет сомнения в том, что оно было вполне официальным, а сами Семь представляли собой четко определенную группу тружеников (6:3, 5). Так, сначала от Двенадцати поступило предложение и требования к характеру служителей, затем церковь избрала соответствующих кандидатов и представила их апостолам и, наконец, они были официально назначены на данное служение апостольской молитвой и возложением рук.
Принцип квалификации. Апостолы ожидали от кандидатов соответствия определенным требованиям: «…семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (6:3). Изведанный характер Семи соответствует требованию непорочности, а исполнение Святым Духом и мудростью – всем остальным качествам, перечисленным в третьей главе 1 Тимофею. Иерусалимская община выдвинула на это служение людей, подобных Стефану, «исполненному веры и Святого Духа» (6:5). Учитывая сложившуюся конфликтную ситуацию, апостолам прежде всего нужны были духовно зрелые и уважаемые служители, а не просто даровитые администраторы. Итак, духовная зрелость и непорочность суть главные ожидания от служителей, помогающих апостолам на благо церкви.
Принцип служения. Семь избранных служителей были поставлены для выполнения ответственной, но смиренной работы слуг. Они осуществляли «ежедневное раздаяние потребностей» (6:1) и «пеклись о столах» (6:2). Другими словами, перед ними стояла конкретная задача в виде восполнения материальных нужд группы верующих в церкви.
Принцип множественности. Поскольку церковь в Иерусалиме стремительно росла, для помощи апостолам в осуществлении заботы о нуждах верующих было поставлено семь человек (6:3, 5). Размер этой группы, по-видимому, был обусловлен количеством верующих, нуждающихся в заботе. В любом случае, перед семью избранными мужами стояли весьма конкретные цели, задачи и поручения.
Принцип подчинения. Очевидно, что избранные служители были призваны помочь апостолам в восполнении материальных нужд верующих. Так, инициатива об избрании ассистентов по конкретному вопросу исходила от Двенадцати, и Двенадцать же возложили на них руки, назначив на данное служение (см. 6:3, 6). Это предполагает, что именно апостолы были руководителями церкви, которые концентрировали свое внимание на «служении слова и молитвы», а представители Семи руководящую функцию не выполняли, подчиняясь Двенадцати40.
Таким образом, Деяния 6:1-7 хорошо иллюстрирует основные принципы дьяконского служения с помощью конкретной ситуации и вносит серьезный вклад в понимание того, кем должен быть дьякон.
Выводы о дьяконах по ключевым новозаветным текстам
Наблюдения, сделанные по ключевым новозаветным текстам о дьяконах, и выведенные из них принципы позволяют подвести некий итог, сформулировав несколько выводов и дав расширенное определение дьяконского служения.
Служение дьякона является официальной позицией в церкви
Первый вывод из рассмотренных выше текстов касается позиции дьякона в поместной церкви. При этом речь не идет о выделении служителей в особую категорию, подобную «клиру» (см. принцип единения). Скорее, подразумевается официальное признание и назначение дьяконов в качестве помощников пресвитеров для выполнения определенных задач41.
Во-первых, служение дьякона требует официального признания со стороны церкви, за которым следует официальное назначение его на служение. Все три текста (Флп. 1:1; 1 Тим. 3:8-13; ср. Деян. 6:1-7) либо подразумевают это, либо сообщают об этом напрямую42.
Во-вторых, служение дьякона заключается в помощи пресвитерам (пасторам, епископам) и также нуждается во всеобщем признании со стороны поместной церкви. Именно поэтому во всех текстах, сообщающих о служении дьяконов, они «тесно связаны со служением епископа (напр., 1 Тим. 3:1-7, 8-13; 1 Клем. 42:1 и далее; Игнатий, Маг. 2:1; 6:1; Тралл. 2:1)» (Hess, NIDNTT, 3.548). Более того, дьяконы всегда упоминаются после епископов или апостолов (см. Strauch, Paul’s Vision, 24).
Служение дьякона осуществляется духовно зрелым человеком
Второй вывод о дьяконском служении подразумевает, что ожидаемый от служителя характер важнее административных способностей43. Поэтому апостол Павел уделяет много времени требованиям, предъявляемым к дьякону, и почти ничего не сообщает о его умениях и конкретных функциях. Какие качества ожидаются от дьякона? Прежде всего, он призван иметь хорошую репутацию духовно зрелого человека (см. «беспорочны» в 1 Тим. 3:10). Духовная зрелость должна выражаться в восьми качествах, упоминаемых апостолом Павлом в третьей главе 1 Тимофею44.
Во-первых, дьякон должен быть достойным уважения человеком («честны»), христианская жизнь которого не вызывает сомнений у церкви. Другими словами, служитель – это «изведанный» человек, который имеет хорошую репутацию (см. Деян. 6:3).
Во-вторых, ему должна быть присуща искренность в речи («не двуязычны»), которая предполагает, что он говорит одно и то же разным людями и не допускает никакой формы лжи. Это качество особенно важно, поскольку часто дьяконы оказываются между пресвитерами и членами общины45.
В-третьих, он не должен быть пристрастен к вину («не пристрастны к вину»), так как невоздержанность в отношении алкоголя неизбежно ведет к невыполнению порученных обязанностей и дискредитации служения.
В-четвертых, дьякон должен избегать любви к деньгам и наживе («не корыстолюбивы»), дабы не злоупотребить своим положением, воспользовавшись доверенными ему материальными средствами для себя, а не для церкви (ср. также 1 Тим. 6:10).
В-пятых, он должен хорошо знать евангельское учение и твердо держаться его, чтобы его жизнь соответствовала его христианским убеждениям («хранящие таинство веры в чистой совести»)46.
В-шестых, жены диаконов, будучи их непосредственными помощницами, должны иметь тот же зрелый христианский характер («честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем»).
В-седьмых, сам дьякон должен быть человеком, верным своей жене («муж одной жены»), имея репутацию хорошего семьянина.
В-восьмых, он также должен быть заботливым о доме человеком («хорошо управляющий детьми и домом своим»), чтобы и его заботу о церкви нельзя было охарактеризовать словами «спустя рукава».
Важно также отметить, что слишком часто эти требования почитаются само собой разумеющимися, и внимание быстро переключается на способности и возможности человека. Однако апостол Павел предписывает тщательную проверку всех кандидатов: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения» (1 Тим. 3:10). Кроме того, верным служителям он обещает серьезную награду: «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (3:13)47.
Служение дьякона заключается в смиренном выполнении поручений пресвитеров
Третий вывод касается обязанностей дьяконов, которые заключаются в выполнении поручений пресвитеров по восполнению практических нужд церкви48. Отличия, обозначенные при сравнении требований к пресвитерам и дьяконам, помогают определить, чего служение дьяконов не подразумевает и с чем оно непосредственно связано.
Служение дьякона не есть служение пресвитера
К сожалению, дьяконское служение нередко смешивают с пресвитерским, что порождает огромное количество проблем, которые нередко приводят к разделению церкви. Поэтому нужно сразу же отметить, что дьяконы – это не пасторы и не те люди, которые выполняют преимущественно пасторские обязанности. Александр Строк справедливо замечает: «Новый Завет ясно указывает на то, что управляющими, руководителями и блюстителями церкви должны быть пресвитеры, а не дьяконы! Дьяконы – прежде всего служители, а не руководители»49.
Во-первых, дьяконское служение не требует участия в наставлении церкви посредством проповеди. Не трудно заметить, что характеристика «учителен» не фигурирует в списке ожиданий от дьякона (ср. 1 Тим. 3:2; Тит. 1:9)50, а другие тексты Нового Завета связывают проповедь и руководство с пасторским служением51:
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).
«Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28).
«12 Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваши, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17).
«1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4).
Хотя дьяконы могут обладать проповедническим даром, подобно Стефану, однако наставление явно выходит за рамки дьяконского служения. Наконец, упоминание о качествах жены дьякона подразумевает, что она может быть более плотно вовлечена в служение мужа. Однако, согласно учению апостола Павла, жена не может учить и руководить церковью (см. 1 Тим. 2:11-12)52.
Во-вторых, дьяконское служение не требует участия в руководстве церковью. На это указывает не только процитированный выше текст из пятой главы 1 Тимофею, но и отсутствие особого указания на заботу о церкви путем руководства и предостережения против гордыни в списке требований, предъявляемых к дьяконам (ср. 1 Тим. 3:5, 6). По своей сути, служение дьякона – это смиренное служение53. Оно подразумевает помощь, выполнение поручений и восполнение практических нужд верующих. Другими словами, «библейской модели “совместного управления” с пресвитерами не существует»54.
Следует отметить особо, что назначение на дьяконское служение не является ступенью на пути к пасторскому. Новый Завет ничего не говорит об этом. Кроме того, предостережение о том, чтобы пресвитер не был из новообращенных, в таком случае лишается смысла (см. 1 Тим. 3:6)55.
Служение дьякона есть помощь пресвитеру в определенных сферах
В чем же тогда заключается служение дьякона? Оно состоит из помощи пресвитерам в восполнении практических нужд церкви в тех сферах, которые не требуют учительства и руководства церковью56. Поместная церковь свободна сама определять круг обязанностей дьяконов, которых может быть много. Александр Строк подчеркивает: «Конкретные задачи дьяконов должны устанавливаться пресвитерами в соответствии с особыми нуждами церкви, ее размером и дарованиями ее членов»57. Однако полезно обратить особое внимание на четыре сферы служения, в которых помощь дьяконов будет наиболее эффективна58.
Во-первых, дьякон может осуществлять помощь в осуществлении административно-хозяйственной деятельности церкви, подчиняясь общему руководству пресвитеров (напр., уход за зданием и церковным имуществом, вопросы обеспечения и т. д.).
Во-вторых, служение дьякона так или иначе соприкасается с финансовыми и материальными вопросами (напр., сбор, подсчет, отчетность, ревизия, выполнение поручений и т. д.).
В-третьих, дьяконы помогают обслуживать общие и дополнительные богослужения и прочие мероприятия, проходящие в церкви (напр., звук, запись, проведение причастий и крещений, охрана, порядок, парковка и т. д.).
В-четвертых, дьяконское служение может включать в себя проявление милосердия и заботы о нуждающихся верующих, как это было в случае с избранием Семи в иерусалимской церкви (напр., посещение больных, похорон, помощь нуждающимся и т. д.).
Таким образом, служение дьяконов суть помощь пресвитерам в осуществлении заботы о церкви. Оно должно вести к возрастанию церкви в зрелости и к созиданию ее единства59.
Общий вывод
Кто же такой дьякон и в чем заключается его служение? Подводя итог, можно заключить, что дьяконы – это представители поместной церкви, официально признанные ею как духовно зрелые люди с доброй репутацией и назначенные ею в качестве помощников пресвитеров для выполнения их поручений и служения в тех сферах практической заботы о церкви, которые не включают формального наставления и руководства ею.
Часто задаваемые вопросы о дьяконах
Поскольку в Новом Завете содержится лишь несколько текстов, которые объясняют, в чем заключается служение дьякона (см. Флп. 1:1; 1 Тим. 3:8-13 и Деян. 6:1-7), нетрудно понять, почему возникает немалое количество вопросов о частностях и деталях. Ниже приведен лишь небольшой список с очень краткими ответами.
Может ли человек быть дьяконом, но обладать и другими дарованиями и способностями? По всей видимости, может. Хорошей иллюстрацией служат некоторые представители Семи помощников апостолов в иерусалимской церкви. К примеру, Стефан активно проповедовал, подкрепляя возвещение Благой Вести знамениями, а Филипп благовествовал по поручению Господа самарянам и язычникам. Подобным образом, каждый христианин может иметь разнообразие дарований и возможностей по служению.
Может ли церковь сначала поставить человека дьяконом, а потом распознать в нем пресвитера? Хотя Новый Завет не выстраивает иерархию церковных должностей и не требует восхождения по ступеням, способность учить и руководить церковью может выявиться впоследствии вместе с обретением духовной зрелости. Поэтому подобная ситуация возможна, хотя и не обязательна.
Могут ли обязанности пресвитера и дьякона пересекаться? Поскольку дьяконы являются помощниками пресвитеров, на которых возложена общая ответственность за церковь, некоторое пересечение неизбежно. Однако Писание подразумевает, что дьяконы подчиняются пресвитерам, выполняя их поручения. В связи с этим, им следует остерегаться присвоения себе каких бы то ни было сфер служения и конкуренции с руководством церкви.
Должны ли дьяконы автоматически входить в церковный совет, если таковой имеется? Новозаветное учение возлагает ответственность руководить церковью и вести ее на пресвитеров, а не на дьяконов (см. Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-4; 1 Фес. 5:12-13; 1 Тим. 5:17; Евр. 13:17)60. Сравнение требований, предъявляемых к обеим группам, а также пример из Деяний 6 также свидетельствует о том, что дьяконы – это, прежде всего, помощники или ассистенты, а не руководители. Поэтому поместная церковь должна ориентироваться на совет пресвитеров, а не дьяконский совет. Кроме того, учитывая ассистирующую функцию дьяконов, было бы полезно прикреплять конкретных дьяконов к конкретным пресвитерам в зависимости от распределения обязанностей между служителями. Однако если со временем церковь усматривает в дьяконе и достаточную духовную зрелость и дарования пресвитера, то она может рукоположить его на пресвитерское служение и ввести в совет.
Как не допустить смешения функций пресвитеров и дьяконов? К сожалению, нередко дьяконы берут в свои руки руководящие функции. Чтобы предотвратить смешения функций и, как следствие, конкуренции и разделений, следует особое внимание уделять выбору кандидатов на дьяконское служение, курированию их деятельности и коммуникации. Александр Строк замечает: «Хорошее руководство всегда требует хорошей коммуникации с подчиненными»61. В связи с этим, мудрые пресвитеры, во-первых, советуются с дьяконами, а, во-вторых, заблаговременно сообщают им о принятых решениях62. Кроме того, важно ограничивать встречи дьяконов по времени и задачам, чтобы не допустить неверного перераспределения ответственности.
Что делать, если дьяконы по факту управляют церковью? Поскольку Священное Писание ясно учит необходимости подчинению пасторам (см. Евр. 13:17), церковь нуждается в ясном библейском учении о церковном руководстве, служителях, в том числе, пресвитерах и дьяконах. При этом важно не торопиться, но постепенно передавать церкви то, что Новый Завет сообщает о дьяконах. В результате, церковь должна приучиться мыслить библейски. Обычно это длительный процесс, который требует много терпения, стараний и молитвы о руководстве церкви63.
Как избежать конфликта между пресвитерами и дьяконами? Самый общий ответ заключается в том, чтобы культивировать смирение среди служителей64. Более того, дьяконам следует помнить о сути своего служения, которое напрямую связано с помощью и подчинением. Наконец, как верно напоминает Строк, «дьяконам особенно важно беречь себя от критического духа по отношению к руководителям»65.
Стоит ли делать дьяконами ответственных за любое служение в церкви? Нужно дать отрицательный ответ, так как к служению призваны все члены церкви:
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. 11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:10-11).
Назначению же на дьяконское служение предшествует оценка духовной зрелости и успешное прохождение испытательного срока. Таким образом, служение дьякона не должно обесцениваться.
Какова роль рукоположения в назначении на дьяконское служение? Рукоположение, подобное тому, что описано в шестой главе Деяний, не имеет сакрального характера. Оно, прежде всего, указывает на официальное и публичное признание и назначение на столь ответственное служение66.
Как быть, если в церкви недостает братьев для совершения пресвитерского и дьяконского служения? Назначение на подобное служение женщин противоречит библейскому учению: «11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2:11-12). Поэтому следует выполнять дело служения силами всей церкви и молиться о том, чтобы Господь воздвиг служителей для церкви.
Могут ли женщины быть дьяконами, то есть дьякониссами? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения. Некоторые полагают, что о дьякониссах упоминается в 1 Тимофея 3:11 и Римлянам 16:167. Однако оба этих текста нуждаются во внимательном изучении. Первый, скорее всего, говорит о женах дьяконов, а второй – о Фиве как курьере, доставившем Послание к римлянам по поручению апостола Павла.
О ком говорит апостол Павел в 1 Тимофея 3:11 – о дьякониссах или женах дьяконов? Этот вопрос также довольно труден и требует внимательного изучения. Однако наиболее вероятно, что речь идет именно о женах дьяконов68.
Заключение
В заключение нужно отметить, что дьяконы не могут выполнить всего объема служения, которое может понести поместная церковь, согласно учению Нового Завета69. Апостол Павел ясно учит, что каждый член общины должен участвовать в деле служения, а особо назначенные служители лишь помогают верующим в этом деле: «И Он поставил одних апостолами, других – пророков, иных – евангелистами, иных – пасторами и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Итак, как было справедливо сказано, «пресвитеры руководят служением, дьяконы организуют служение, община совершает служение»70.
Учитывая то важное значение, которое Новый Завет придает дьяконам, следует признать, что дьяконское служение связано с большой ответственностью и поэтому требует тщательной проверки кандидатов, чтобы избежать поспешного назначения недостойных людей: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22)71. В то же самое время, это служение способно принести множество благословений поместной церкви и великую награду самому служителю. Итак, «дьяконы – неотъемлемая часть той заботы, которую Христос проявляет о Своем стаде, они должны вместе с пресвитерами трудиться и заботиться о стаде, нести ответственность и использовать свои знания и опыт для удовлетворения физических нужд общины»72.
Библиография
Риине, Джерами. Руководители церкви: Как пасти Божий народ в духе Иисуса / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2017.
Строк, Александр. Руководство церковью: библейские принципы / Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: Шандал, 2004.
Уитмер, Тимоти З. Пастырь-руководитель: Как достичь успеха в пастырском служении вашей церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2016.
Arndt, W., F. W. Danker, and W. Bauer. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd edition. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 230-231.
Beyer. διακονέω, διακονία, διάκονος. TDNT. Edited by Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich. Translated by Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Wm. B. Eerdman Company, 1964-1968. Vol. 2. P. 81-93.
Bruce, F. F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduction and Commentary. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1975. P. 150-154.
Dunlop, Jamie. Deacons: Shock-Absorbers and Servants. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/deacons-shock-absorbers-and-servants/ (дата обращения: 18.05.2018).
Hess, K. Serve, Deacon, Worship. NIDNTT. Edited by Colin Brown. Grand Rapids: Zondervan, 1986. Vol. 3. P. 544-549.
Ingold, John. A Deacon on a Deacon’s Reward. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/deacon-deacons-reward/ (дата обращения: 18.05.2018).
Merkle, Benjamin. Do We Need to Use the Titles “Elder” and “Deacon”? 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/do-we-need-use-titles-elder-and-deacon/ (дата обращения: 18.05.2018).
Merkle, Benjamin. The Biblical Qualifications and Responsibilities of Deacons. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/biblical-qualifications-and-responsibilities-deacons/ (дата обращения: 18.05.2018).
Mounce, William D. Pastoral Epistles. WBC. Edited by Bruce M. Metzger. Nashville: Thomas Nelson, 2000. P. 193-197.
Newton, Phil. Moving from a Deacon-Led to an Elder-Led Church. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/moving–deacon–led–elder–led–church/ (дата обращения: 18.05.2018).
O’Brien, Peter T. Commentary on Philippians: A Commentary on the Greek Text. NIGTC. Edited by I. Howard Marshall and W. Ward Gasque. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1991. P. 43-52.
Schmucker, Matt. How to Separate Deacon Work from Elder Work. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/how–separate–deacon–work–elder–work/ (дата обращения: 18.05.2018).
Schmucker, Matt. The Committee-Free, Task-Specific Deacon. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/committee-free-task-specific-deacon/ (дата обращения: 18.05.2018).
Strauch, Alexander. Paul’s Vision for the Deacons: Assisting the Elders with the Care of God’s Church. Littleton, CO: Lewis & Roth Publishers, 2017.
1 Семинар был произнесен на Ежегодной конференции проповедников в Самаре, посвященной теме: «Созидание команды служителей: предотвращение и разрешение конфликтов» (18–20 мая 2018).
2 Strauch A. Paul’s Vision for the Deacons: Assisting the Elders with the Care of God’s Church. Littleton, CO: Lewis & Roth Publishers, 2017. P. 147.
4 Так, согласно Хессу, «в Православной Церкви должность дьякона сохранена, а в Римской Католической и Епископальной Церквах оно стало лишь промежуточной ступенью на пути к священническому служению» (Hess K. Serve, Deacon, Worship // NIDNTT / Под ред. Brown C. Grand Rapids: Zondervan, 1986. V. 3. P. 548).
5 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 11-12; Строк А. Руководство церковью: библейские принципы / Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: Шандал, 2004. С. 297; Уитмер T. Пастырь-руководитель: Как достичь успеха в пастырском служении вашей церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2016. C. 197.
6 Strauch. Paul’s Vision. P. 35.
7 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 14.
8 См. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 546.
9 Arndt W., Danker F., Bauer W. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3-е изд. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 230 (далее – BDAG).
10 См. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 546; Beyer. διακονέω, διακονία, διάκονος // TDNT / Под ред. Kittel G. и Friedrich G.; пер. с нем. Bromiley G. Grand Rapids: Wm. B. Eerdman Company, 1964-1968. Vol. 2. P. 84.
11 Hess. NIDNTT. V. 3. P. 544; ср. Beyer. TDNT. V. 2. P. 85.
13 См. BDAG. P. 230-231; ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 53-56.
14 Ср. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 546; Beyer. TDNT. V. 2. P. 88-89; ср. также O’Brien P. Philippians: A Commentary on the Greek Text // NIGTC / Под ред. Marshall H. и Gasque W. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1991. P. 48.
15 Ср. Beyer. TDNT. V. 2. P. 86.
16 См. BDAG. P. 231; Beyer. TDNT. Vol. 2. P. 89; ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 29; Строк. Руководство церковью. C. 300.
17 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 23.
18 См. O’Brien. Philippians. P. 43-44.
19 Ср. O’Brien. Philippians. P. 46.
20 См. O’Brien. Philippians. P. 48.
21 См. Dunlop. Deacons. P. 1.
22 См. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 547.
23 См. O’Brien. Philippians. P. 48; ср. Beyer. TDNT. V. 2. P. 90.
24 См. O’Brien. Philippians. P. 50.
25 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 27; Строк. Руководство церковью. C. 300.
26 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 24.
27 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 21.
28 В Новом Завете эти термины используются взаимозаменяемо: см. Деян. 20:17, 18; 1 Пет. 5:1-5; Тит. 1:5-7 (ср. Риине Дж. Руководители церкви: Как пасти Божий народ в духе Иисуса / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2017. C. 17, 84).
29 См. Mounce W. Pastoral Epistles // WBC / Под ред. Metzger B. Nashville: Thomas Nelson, 2000. P. 195.
30 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 25; Строк. Руководство церковью. C. 301.
31 Ср. Beyer. TDNT. Vol. 2. P. 90.
33 Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 195; Merkle. The Biblical Qualifications. P. 1.
34 Ради наглядности порядок стихов в 1 Тим. 3:8-13 изменен. Перестановки обозначены квадратными скобками.
35 Mounce. Pastoral Epistles. P. 196.
36 Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 195.
37 Строк. Руководство церковью. C. 301.
38 См. Beyer. TDNT. Vol. 2. P. 90; contra Mounce. Pastoral Epistles. P. 196.
39 Ср. Hess. NIDNTT. Vol. 3. P. 548; Уитмер. Пастырь-руководитель. C. 197-198; Строк. Руководство церковью. C. 298-299; contra Bruce F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduction and Commentary. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1975. P. 152.
40 Ср. Strauch. Paul’s Vision. C. 72.
41 См. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 548.
42 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 27.
43 См. Dunlop. Deacons. P. 1.
44 Ср. Merkle. The Biblical Qualifications. P. 1-2; Strauch. Paul’s Vision. P. 89-96.
45 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 92.
46 Тайной веры в 1 Тимофею, как и в прочих Пасторских посланиях, обозначается евангельская истина, или здравое учение (см. 1 Тим. 3:16).
47 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 28.
48 См. Dunlop. Deacons. P. 1; Mounce. Pastoral Epistles. P. 196.
49 Строк. Руководство церковью. C. 297.
50 См. Merkle. The Biblical Qualifications. P. 2; Strauch. Paul’s Vision. P. 26.
51 Ср. Риине. Руководители церкви. C. 84; Уитмер. Пастырь–руководитель. C. 91-93.
52 Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 195.
53 См. Merkle. The Biblical Qualifications. P. 2.
54 Dunlop. Deacons. P. 2.
55 Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 196.
56 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 57; Уитмер. Пастырь–руководитель. C. 197.
57 Strauch. Paul’s Vision. P. 74.
59 См. Dunlop. Deacons. P. 1; Риине. Руководители церкви. C. 91; ср. также Hess. NIDNTT. V. 3. P. 548.
60 Ср. Строк. Руководство церковью. C. 298.
61 Strauch. Paul’s Vision. P. 113.
64 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 79.
65 Strauch. Paul’s Vision. P. 80.
66 См. Bruce. The Acts. P. 154; ср. Строк. Руководство церковью. C. 101-113, 240-255.
67 См. Hess. NIDNTT. V. 3. P. 549.
68 См. подробное обсуждение в Strauch. Paul’s Vision. P. 119-129, 155-170.
69 См. Strauch. Paul’s Vision. P. 77.
70 Dunlop. Deacons. P. 2.
71 Ср. Strauch. Paul’s Vision. P. 110.
72 Уитмер. Пастырь-руководитель. C. 198.