Вероятнее всего, еще в подростковом возрасте Тимофей был выделен из серой толпы новообращенных в Листре. Затем, по причине своего происхождения из «межконфессиональной» семьи, он был обрезан, назначен помощником и пошел на служение вместе с апостолом язычников – Павлом. Новый Завет представляет его нам очевидцем всего, что происходило после событий книги Деяний 15 главы. Однако он был не просто сторонним наблюдателем. Этот молодой человек доставил постановление Иерусалимского собора на враждебную территорию, был свидетелем речи Павла у моря к пресвитерам из Ефеса и поддерживал его в Риме в течение двух лет. Тимофей доставлял и получал послания, наблюдал за их написанием, а также упоминается в них: в послании Римлянам, в Первом и Втором Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Первом и Втором Фессалоникийцам, Первом и Втором Тимофею, Филимону. Он не упоминается только в Павловом послании Титу. Однако Павел писал его из Ефеса, где должна была остаться его копия, которую Тимофей, без сомнения, читал. Спустя около 15 лет после призвания Тимофея, Павел послал его в Ефес, чтобы он стал пастором этой значимой церкви. Там он служил наряду с некоторыми великими учителями и сражался с самыми деструктивными еретиками первого столетия. Он также оказался последним человеком, которому написал Павел за несколько дней или недель до своей казни.
Так что хватит говорить о Тимофее, как о хрупком и робком дилетанте, у которого были проблемы с желудком. Текст Нового Завета не позволяет нам думать так. Подумайте, его оставили в Фессалонике, чтобы противостоять толпе; послали в Коринф, чтобы обличать плотскую церковь; послали в Филиппы, чтобы узнать о положении дел, пока Павел был в темнице, а затем послали в ведущую церковь Ефеса, чтобы пасти её и защищать. И все это – пока Тимофей был еще молод. Он столкнулся с отвержением, его часто не воспринимали всерьез, и он постоянно находился под давлением.
Любой пастор скажет вам, что служение требует великого терпения и мудрости. У молодых людей обычно недостает и того, и другого. Поэтому Павел дал Тимофею несколько советов. Мы извлечем четыре ключа к преодолению молодости и неопытности в служении из Первого послания Тимофею 5:1-2.
Проявляй уважение
“Старца не укоряй, но увещевай, как отца” (1 Тим. 5:1).
Из Писания мы знаем, что мы должны уважать наших старцев. Например, в книге Левит 19:32 говорится: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь». Уважая людей, которые старше вас, вы проявляете тем самым страх перед Богом. Это вечный принцип. Кроткое наставление, терпение и благодать должны сопровождать каждый разговор.
Тем не менее, старцев в вере необходимо время от времени поправлять. Однако этого нельзя делать в виде жесткого укора. Слово, переведенное как «укоряй» в 1 Тимофею 5:1, встречается только в этом месте. Оно означает удар в уязвимое место. Грамматика здесь также интересна. Фразу можно перевести: Мне бы хотелось, чтобы ты принял решение не проявлять неуважение к пожилым людям”.
Тимофей должен был бороться с искушением стать царьком в своем маленьком царстве. Любой молодой человек, который стремится сделать себе имя, легко может стать современным Ровоамом (3 Царств, 12 глава), окруженным компанией поддерживающих его молодых советников. Это правда, что возраст и духовная зрелость не всегда связаны друг с другом. Зрелость не растет на вас, как плющ. Она культивируется годами и является плодом духовно упорядоченной жизни. Внимательно прислушиваетесь к пожилым людям, у которых таковая имеется, и постарайтесь получить их совет. В вашей церкви только лжеучители должны ощущать на себе жесткие удары обличения (Тит. 1:13). Старцев же, наоборот, необходимо ободрять, а это значит, что вы должны быть с ними заодно. Вы исправляете, но делаете это с уважением. Пожилому человеку очень трудно уважать молодого, стоящего на руководящей должности (1 Тим. 4:12). Не усложняйте ситуацию надменным поведением.
Проявляй смирение
“…младших, как братьев…” (1 Тим. 5:1)
Раввины того времени учили, что авторитет обретается при достижении тридцати лет, а мудрым тебя не считают вплоть до сорока. Тимофей был молод, поэтому находился в трудном положении. Ему нужно было знать, как общаться с другими молодыми людьми в церкви, особенно с менее зрелыми в вере. Однако он не мог просто требовать послушания, он должен был подавать им пример.
Ему необходимо было общаться с ними на равных и работать вместе с ними. Эти люди были братьями, такими же Божьими детьми, равными перед Отцом. Будьте защитником своего брата, а не его судьей. Оставьте суд Богу.
Имея дело со своими сверстниками, обращайтесь с молодыми, как с братьями. На практике, проси прощения первым и делай это сразу. Здоровая обстановка создается тогда, когда вы избегаете упреков, но не избегаете обличений.
Мэтью Генри сказал об этом так:
Проявляй кротость
“…стариц, как матерей; молодых, как сестер …” (1 Тим. 5:2)
В этом стихе нам сказано, что мы должны относиться к пожилым женщинам, как к матерям. Старицам оказывается такое же почтение, как и старцам. Молодой человек должен относиться к ним так, как если бы они были его матерями. Если историки правы, то Мария, мать Иисуса, определенное время жила в Ефесе, и Тимофей был ее пастором. Она была среди тех, кого он должен был почитать, как мать.
В то время, когда к пожилым женщинам относились без уважения, Павел призывает проявлять к ним великую кротость. Если вы хотите развеять слухи о том, что вы цените только молодых людей, которые способны продвигать вперед ваши планы, то начните заботиться о старицах. Посещайте в неделю хотя бы одну старицу. Это растопит вашу гордыню и притупит остроту амбиций, которые часто нацелены на возведение вашей церкви на «новый уровень».
Проявляй чистоту
“…со всякою чистотою” (1 Тим. 5:2).
Молодые служители относятся к молодым женщинам с таким же уважением, как и к молодым людям, но с дополнительным увещанием: «со всякою чистотою». В здоровой церкви, которой мужчины руководят данной им Богом властью, существует безотлагательная необходимость в гарантии от злоупотреблений. Каждый служитель должен быть чист в своих взаимоотношениях с женщинами любого возраста, но особенно с молодыми и незамужними. Один из самых разрушительных сбоев, который может случиться с человеком Божьим, это преобразование его энергии, чтобы служить, в требование, чтобы служили ему. Зрелость проявляется в молодых людях, когда они остаются чистыми во взаимоотношениях с молодыми женщинами.
Преодоление недостатков молодости и неопытности произойдет естественным образом с течением времени и обретением опыта. Между тем, вы можете ускорить этот процесс, следуя совету, данному Тимофею. Уроки из 1 Тимофею 5:1-2 можно подытожить так: каждый верный, полезный, чтящий Бога пастырь будет усердно исправлять согрешающих верующих и уважать верующих, как членов Божьей семьи. Если вы постоянно будете напоминать себе эту истину, то ваши цели будут находиться в согласии с такими качествами, как уважение, смирение, кротость и чистота. Даже самого молодого служителя Господа, который усердно достигает этих добродетелей, будут и уважать, и слушать.
Джонатан Рурк – магистр практического богословия, магистр богословия (The Master’s Seminary). С 2011 года он осуществляет пасторское служение в Три-Сити Байбл Чёрч [Tri-City Bible Church] в г. Виста, Калифорния, США.
Оригинал – https://www.tms.edu/blog/overcoming-youth-inexperience-ministry/