Успехи или неудачи в служении пастора могут зависеть от того, насколько хорошо он знает и любит своих сотрудников. Апостол Павел представляет для нас непревзойденный пример в этой сфере. Находясь заключении в Риме, Павел написал послание церкви в Колоссах, чтобы укрепить ее в вере и отстоять ортодоксальную христологию. Поскольку он никогда не был в Колоссах, он послал им что-то вроде вербальной «общей фотографии» своих сотрудников (Кол. 4:7-14). Глядя на эту общую фото, мы можем видеть, что Павел знал и любил служителей, которые трудились вместе с ним. И это является для нас прекрасным примером.
ЗНАЙТЕ СВОИХ СОТРУДНИКОВ
Невозможно по-настоящему любить тех, кого плохо знаешь. На примере «общей фото» Павла мы видим, что он знал своих сотрудников досконально.
Тихик Верный
«О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших [обстоятельствах] и утешил сердца ваши» (Кол. 4:7-8). Тихик доставлял послания и сообщения для церквей в Ефесе, а также передал послание Павла Титу. Он даже доставил самое последнее послание Павла – Второе послание к Тимофею. Судя по всему, у него была способность поддерживать связь с верующими, поэтому Павел поручил ему быть своим представителем. Однако «о мне» подразумевает более широкое значение. Это не просто новости о Павле, а дополнительные наставления и разъяснение написанных Павлом слов, «чтобы он… утешил сердца ваши». Тихик читал послание Павла вслух на общем собрании и, скорее всего, говорил проповедническое наставление на основании этого послания. Таким образом, он стал первым, кто проповедовал по посланию к Колоссянам.
Павел хорошо знал Тихика. Он называл его «возлюбленным братом», что выражает не только чувства, но и данное ему разрешение говорить от лица Павла. Павел знал о его верном служении для Господа и говорил о нем как о «брате и верном служителе», показывая, что Тихик проявлял самоотверженную любовь ко Христу. Он был человеком, который мог делать что-то внешне неважное, например, быть почтальоном, при этом постоянно провозглашая Писание и обучая ему так, как научил его Павел. Он был человеком, которому Павел совершенно доверял.
Онисим Выдающийся
«…с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» (Кол. 4:9).
Онисим был рабом Филимона и членом колосской церкви. Он был молод, скорее всего, ему было чуть больше двадцати. Он убежал с украденным у хозяев имуществом, встретился с Павлом и обрел спасительную веру в Христа. Теперь он был послан назад, чтобы примириться с Филимоном, снабженный письмом от Павла, адресованным Филимону и всей церкви с учением о прощении. В своем послании Филимону Павел называет Онисима «возлюбленным братом» и «сыном» – Онисим стал ключевым членом команды служителей!
Рассказывать обо всем должен был не только Тихик, но и раб Онисим. Он считался рабом, не говоря уж о том, что и вором. Но по Божьему благому провидению он раскаялся, уверовал и теперь поступал как ценный член церкви Христовой, будучи послан домой в качестве одного из представителей Павла.
Существует множество теорий о том, как сложилась дальнейшая жизнь Онисима, но самое засвидетельствованное предание говорит о том, что в конце концов он стал пастором церкви в Ефесе и принял мученическую смерть при императоре Траяне. Глядя на свидетельство о его спасении и его дальнейшую жизнь церковнослужителя, можно почувствовать, как Павел по-отцовски гордится Онисимом.
Аристарх Отважный
«Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною…» (Кол. 4:10).
Из 27-й главы книги Деяний мы узнаем, что Аристарх был македонянином из Фессалоники. Он был с Павлом во время его третьего миссионерского путешествия. Он был с Павлом во время мятежей в Ефесе (Деян. 19), и его же притащили в театр с подобным ему македонским христианином Гаем. Ефес протестовал из-за снижения объема торговли серебряными идолами по причине огромного количества обращенных людей, и Аристарх был в гуще событий! Он, по всей вероятности, добровольно разделил тюремное заключение Павла. Аристарх был отчаянно предан Павлу. Неудивительно, что Павел так ценил его служение!
Марк Зрелый
«…и Марк, племянник Варнавы – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его…» (Кол. 4:10)
Марк был племянником Варнавы и автором Евангелия от Марка. Впервые он упоминается в Деяниях 12:12, когда верующие собирались в доме его матери. Он присоединился к Павлу и Варнаве в их первом миссионерском путешествии, где-то за 12–14 лет до написания послания к Колоссянам. Однако в Деяниях 15-й главе повествуется, что Марк оставил их в Памфилии. Причина в Писании не указывается, но она оказалась неуважительной в глазах Павла, поскольку он не взял его с собой во второе путешествие.
В конце концов они примирятся, и в завершении своего пути Павел скажет, что Марк «нужен мне для служения» (2 Тим. 4:11). Повеление «примите его» показывает, что он сделал нечто, чтобы снова заслужить доверие Павла.
Иуст Справедливый
«…также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою» (Кол. 4:11)
Иуст означает «праведный, честный». Это прозвище ему было дано по его характеру. Он был одним из трех христиан-евреев, бывших при Павле, сказавшем о них: «бывшие мне отрадою». Эти люди были малым живым доказательством, что Бог не оставил еврейский народ. Иусту, как верующему человеку, пришлось радикально изменить образ жизни. Он продемонстрировал плод истинного покаяния и подтвердил реальность своего спасения. Его характер и репутация праведного и честного человека показали, что он действительно спасен.
Епафрас Энергичный
«Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол. 4:12-13).
Во введении и в конце послания видно, что Епафрас был значимым человеком для колоссян. Он был основателем колосской церкви, и, скорее всего, он принес Евангелие туда после того, как обрел спасение в Ефесе от проповеди Павла. Епафрас истово молился о церкви. Он имел сердце настоящего основателя церквей – он заботился, чтобы церковь возрастала в зрелости.
Лука Свет Дающий
«Приветствует вас Лука, врач возлюбленный…» (Кол. 4:14).
Нет никаких сомнений, что Лука помогал Павлу, применяя свои медицинские навыки там, куда бы они ни несли Евангелие. Он был заботливым по своей натуре. В принципе, он был первым миссионером-медиком. Лука станет автором Евангелия от Луки и книги Деяний. По количеству слов он написал в Новом Завете даже больше, чем Павел! Он – единственный язычник из всех авторов Писания, великий историк христианской веры, написавший первую и единственную богодухновенную историю церкви. Он был высокообразован, исследователи отметили его значительный литературный талант и мастерство. Как Лука использовал свою образованность? Он был поддержкой и ободрением для Павла, служил окружающим своими навыками, а также нес свет Евангелия.
Такая «общая фотография» была бы почти идеальной. Но если бы такой снимок действительно существовал, то последний человек на этом фото заставлял бы всех вздохнуть от сожаления и разочарования…
Димас Недовольный
«…и Димас» (Кол. 4:14).
На момент написания послания Павел гордился тем, что Димас был в команде служителей. Но у нас есть возможность увидеть, чем все закончилось. Ведь даже в этом тексте может быть намек на проблемы, поскольку каждому сотруднику дается какое-то описание характера. Но здесь, возможно, Павел прислушался к наставлению своей матери, что если не можешь сказать доброго, то лучше промолчать?
К сожалению, всего лишь через несколько лет Павел напишет: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2 Тим. 4:10). Любой служитель в определенный период времени встречался с каким-нибудь Димасом. Это самое трудное в служении Евангелия – недовольный сотрудник или член церкви.
Итак, в этих нескольких стихах Павел показывает, что он знал своих людей. Занимаясь служением, все мы взаимодействуем со своими сотрудниками в Господе или со служителями, которых готовим. Вам необходимо их знать. Вы должны быть способны взглянуть на общее фото и дать каждому подробное описание. Семья, взлеты, падения, сильные и слабые стороны. Однако одного знания недостаточно. Вы должны также любить их.
ЛЮБИТЕ СВОИХ СОТРУДНИКОВ
Любовь к своим сотрудникам начинается с того, чтобы позволить себе быть уязвимым. Это означает идти на риск и принять решение быть настоящим. Пусть ваше сердце будет соткано воедино с сердцами сотрудников, с которыми вы служите Христу.
В Писании можно видеть, что Павел был уязвимым в своих отношениях с Марком и Димасом. Он не защищался от опасности получить рану. Для Павла это обернулось разбирательством с Марком, а что касается Димаса, то Павел пережил боль разорванных отношений.
Чаще всего мы пытаемся защититься от эмоциональных травм. Мы достигаем этого, держа дистанцию или поддерживая, что называется, профессиональные отношения вместо истинных, настоящих взаимоотношений. Однако на самом деле отсутствие открытых отношений может причинить вам больше проблем. Когда в служении начнутся трудности, то вы не найдете в них необходимой глубины, на которую вы смогли бы опереться и обнаружите себя в состоянии конфликта, а не дискуссии.
Ваша любовь к своим сотрудникам должна стать живой иллюстрацией любви Христа на кресте. Такая любовь будет заразительной, и они, в свою очередь, будут любить тех, кто рядом, подражая вашей любви к ним и Христовой любви ко всем вам.
Прошу вас уделить время, чтобы разработать 3-5 практических мер, которые позволят вам знать своих сотрудников и полюбить их.
Стив Шварц получил степень магистра практического богословия (M.Div.) и доктора служения (D.Min.) в семинарии Мастерз (The Master’s Seminary). В настоящее время он является первым пастором в церкви «Благодать» в Бейкерсфилде (Grace Bible Church of Bakersfield).
Оригинал – https://www.tms.edu/blog/knowing-and-loving-your-loving-your-leadership/