– Джон МакАртур
Авторитарные пасторы с сектантским духом наполнили церкви. Подобные служители встречаются во всех церквах – как в больших, так и в малых. Дотошные надзиратели и опьяненные властью советы старейшин встречаются не только в мега-церквах. Пасторы злоупотребляют властью и переходят установленные Богом границы. Но подобная жесткая вертикальная форма правления, директорский менталитет, запугивания и устрашения – все это совсем не похоже на Христову модель руководства. По моему мнению, основная проблема заключается в неверном понимании сущности и границ пасторских полномочий.
Пасторам и служителям необходимо четкое и ясное понимание духовного руководства. Недостаток ясного понимания приводит одновременно к трудностям как в руководстве церковью, так и в следовании за этим руководством. Власть — это чудесный Божий дар, предназначенный для нашей стабильности и направления.
Пастор, который понимает сущность своей власти – это благословение для церкви, потому что он действует в пределах границ, определенных записанным Божьим Словом, умножает в членах своей церкви доверие к Писанию и проявляет уважение к совести и компетенции людей, в которых обитает Святой Дух.
Итак, какова сущность и границы пасторской власти? Нет ни одного стиха в Библии, который объяснил бы все и сразу, но путем сбора и систематизации библейского учения о власти мы можем вывести несколько принципов, которые помогут очертить сферу пасторской власти.
Делегированная власть
В 1 Петра 5:2 о церкви говорится, как о “Божьем стаде”. Иисус назван Главою церкви (Еф. 5:23) и Пастыреначальником (1 Петра 5:4). Церковь принадлежит Христу. Она – Его исключительная собственность. Только одно это напоминание должно дать понять пастору, что не он является носителем власти в церкви. Почему? Потому что Христос, и только Он, имеет на это право.
Пастор занимает должность подобную должности управляющего. В древние времена управляющий занимался тем, что распоряжался имуществом своего господина, особенно в период его отсутствия. Управляющий мог раздавать определенные поручения другим слугам в доме, распоряжался материальными ценностями своего господина и следил за тем, чтобы имение его господина процветало.
Вот такой и является власть пастора – в своей основе она делегированная. Пока наш Господь готовится вернуться за нами, пастору поручено быть верным управляющим в доме Божьем, чтобы тот оказался в готовом состоянии к Его возвращению.
Ограниченная Писанием
Важно понимать, что ни один пастор не имеет власти сверх сказанного в Божьем Слове. Мы можем держать библейскую, пасторскую власть под контролем посредством здравого учения и принципов, изложенных в Божьем Слове.
Проповедник призван истолковывать и излагать Писание с состраданием, сочувствием и смирением. Но также на него возложена ответственность провозглашать библейскую истину со властью, повелевая Божьим людям слушать, верить и подчиняться Божьему Слову. Пастор всегда должен отдавать себе полный отчет в том, что его слова не выходят за пределы Божьего Слова, и не направляются эгоистичными, пропитанными личными предпочтениями, планами.
Манера поведения, как у Христа
Давая Великое поручение Иисус сказал: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). В Иоанна 3:36 сказано, что властью, данной Ему, верующий в Сына имеет вечную жизнь. В Матфея 8:27 мы видим, что «ветры и море повинуются Ему». Бесспорно, эти стихи свидетельствуют о беспрецедентной власти Христа.
И все же особенно прекрасно во Христе то, что Его несравненная власть и Его безмерное сострадание всегда идут рука об руку. Если это так, то насколько сильно нам необходимо обладать состраданием нашего Господа, имея лишь ограниченную, делегированную, установленную Писанием власть? Наш Господь обладал всей властью, но Он пришел послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих (Матф. 20:28). Эта жертва напоминает нам о том, что мы не директора.
Библейская власть должна отличаться не только справедливостью, но также и подобием Христу. Меня всегда смиряет отрывок из Луки 12:37: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Иисус воплощает собой пример раба, и нас должно шокировать то, как часто мы требуем послушания, уважения и почтения к себе.
Не единоличная
Руководство церкви в Новом Завете всегда представляется во множественном числе (1 Тим. 5:17; Тит. 1:5; Иак. 5:14; 1 Пет. 5). Даже в Притчах Соломона процесс осуществления мудрого руководства представлен как система руководства многих: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14).
В управлении церковью старейшины подотчетны друг другу. Подобная множественность в сфере управления коренится в Божьей мудрости и служит для защиты от злоупотребления властью отдельным служителем. Когда один начинает поступать неверно, трое других могут исправить его.
Уважает христианскую свободу
Раньше баптисты называли это «личной компетенцией верующего» или «свободой совести». Смысл в том, чтобы доверять действию Святого Духа в просвещении, обличении и преображении Его народа. В 17 главе Евангелия от Иоанна сказано, что «Бог освятит Своих».
Это никак не отменяет человеческую ответственность, но зато должно помочь нам перестать дотошно контролировать освящение людей. Если руководители церкви властны, самоуверенны и жестки, такими же будут и люди в их церкви. А если вы умеете держать свои предпочтения при себе, то люди в церкви также научатся это делать.
Уважает священство всех верующих
Пастор не является посредником между Богом и человеком. Иногда пасторы думают, что благодаря своей должности они находятся в ином положении, чем люди, которым они служат. Это небиблейское понимание нашего положения перед Христом. Есть только один глава церкви – Иисус Христос.
Новый Завет возвещает истину о том, что не прихожане находятся под властью пастора, но проповедник и прихожане находятся под властью записанного Божьего Слова.
Последовательно подающая пример
1 Петра 5 и 1 Тимофею 3 напоминают нам, что руководитель церкви должен отвечать определенным требованиям до того, как окажется в руководстве. Авторитаризм не должен характеризовать человека, от которого ожидается кротость, непорочность и забота о других. Пастор, который ведет церковь, как заповедано Христом, будет являть собой стойкий пример жизни, подчиненной Божьему Слову.
Обеспокоенная угождением Богу, а не пастору
Не обижайтесь так быстро, если кто-то не прислушивается к вашим советам – вы не монарх средневековья. Джон Оуэн писал: «Власть пастора ограничена его должностью. Если кто-то состоящий на должности учит и повелевает исполнять то, что не касается этой должности, то в силу этого повеления ему не причитается повиновение.”
Здесь Оуэн дает понять, что авторитет пастора распространяется на служение, а не на каждую сферу жизни.
Защищает от злоупотреблений
Никто из нас не совершенен. Но то, как вы себя ведете, когда вы переступаете черту, определяет ваш прогресс в том, насколько богобоязненно вы справляетесь с пасторской властью. Пасторы, вы можете просить прощения; вы можете признавать, что вы ошибаетесь. Пастор не освобождается от признания своих неудач и покаяния; он должен быть примером в этом.
В следовании за Христом руководство не является синонимом господства. Мы призваны быть служителями, а не начальниками; рабами, а не господами. Надлежащая пасторская власть проявляется не в демонстрации могущества, а в любви; не в силе, а в примере; не в принуждении, а в аргументации. У лидеров есть сила, но сила безопасна только в руках тех, кто смиряется до состояния слуги.
Автор: Д-р Остин Т. Данкан является профессором пасторского служения и директором программы Доктор служения в Семинарии Мастерс [The Master’s Seminary].