Часто христиане смотрят на служение Христа как на служение Бога, хотя и во плоти. Реже верующие смотрят на служение Христа, как нас служение Бога и человека, обладающего человеческим телом. Но крайне редко те, кто читают Евангелия, смотрят на Христа как на человека имеющего не только человеческую природу, но и человеческую душу, в частности человеческий разум. Это очень обедняет их понимание служения Христа. Хотя во всех вышеупомянутых проблемных ситуациях, христиане на сто процентов согласятся с Халкидонским символом веры, но мыслят о служении Христа зачастую они как самые настоящие аполлинаристы. Многие поступки Христа им видятся формальными, а порой даже наигранными. Так же от них ускользают некоторые грани уничижения Христа и тяжести искупительного подвига Бога Сына. Данная работа призвана восполнить эти пробелы христологии в умах многих христиан.
Цель данной работы: обьяснить значимость человеческого разума Христа, в Его земном служении. Почему важно не только на словах соглашаться с тем, что у Иисуса есть человеческая душа, но и мыслить о земном служении Христа в данных категориях? Это важный вопрос, ответ на который будет дан в данной работе.
Под разумом мы подразумеваем способность личности накапливать знания и мыслить. Под мыслительными процессами мы подразумеваем «способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения» и многое другое что делает человек в своем разуме. Под накоплением знаний мы подразумеваем способность познавать информацию при помощи органов чувств, учиться, вырабатывать навыки, умения, привычки и многое другое. Всем этим обладал Иисус в своем божественном разуме, а также в человеческом разуме. Прежде чем отвечать на ключевые вопросы исследования, нужно обозначить принципы, которые бы объясняли, как у Христа могли быть безграничный божественный разум и одновременно ограниченный человеческий.
До воплощения Иисус обладал божественной природой и соотвественно божественным разумом. Это включает наличие совершенной премудрости и абсолютного всезнания. В совокупности это составляло совершенный разум Бога. Этому разуму не нужно учится, ведь он знает всё, что можно знать. Этому разуму не нужно совершенствовать мыслительные процессы, ведь они находятся в совершенном состоянии. Это тяжело представить, потому что, чтобы полноценно представить такое, нужен как раз такой совершенный разум. Именно при помощи этого разума Бог составил генеральный план развития вселенной, всем управляет, всё сохраняет и ведет к поставленным целям. И все это Бог делает совершенно.
И вот божественная Личность, обладающая таким совершенным разумом, обретает человеческое тело и человеческую душу. При этом Божественный разум Христа сохраняется и не претерпевает никаких изменений. Эти два разума не сливаются, но присутствуют в одной личности. Мы читаем в Халкиндонском символе веры такие слова: «Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа…». Иными словами, две природы Христа неслитно, нераздельно присутствуют в одной личности. А что верно в целом, верно и в частном. Следовательно, части этих природ: божественный и человеческий разум сосуществуют в одной личности неслитно и нераздельно.
В Евреям 2:16 мы читаем, что Иисус «должен был во всем уподобиться братьям». Иными словами, Иисус должен был прожить от яслей до креста как обычный человек. Это было необходимо, чтобы быть Первосвященником, Который понимает человеческие искушения, и чтобы быть способным помочь искушаемым (Евр.2:17-18).
Чтобы во всем уподобиться братьям, Иисус должен был прожить все годы своей земной жизни в немощном человеческом теле и с немощной человеческой душей. Это будет возможно только при условии, что Иисус временно не будет пользоваться Своей божественной природой. В каком-то смысле, во время земного служения Он отдает приоритет человеческой природе и пользуется исключительно ей. Например, когда сатана предлагал Христу превратить камни в хлеб, он как раз предлагал воспользоваться божественным всемогуществом. Но поступить так, было бы греховно для Христа, потому что это бы нарушило план Отца. Судя по всему, этот план включал в себя тот пункт, что личность Христа будет отдавать предпочтение именно человеческой природе.
В частности, это касается и разума Христа. Божественный разум Христа знал абсолютно все и имел совершенную мудрость. Когда Иисус воплотился, божественный разум Христа не претерпел никаких изменений. Однако теперь у Христа был и человеческий разум. И Христос отдавал предпочтение именно Ему, чтобы быть как мы. Именно поэтому Он не знал даты Своего пришествия (Марка 13:32). Именно поэтому Он нуждался в служении Святого Духа.
Однако это не означает, что Сын лишился своих божественных качеств. Но при этом Он добровольно отдавал предпочтение Своей человеческой природе. Например, когда в Марка 13:32 Иисус говорит о том, что не знает о дне и часе Своего пришествия, Он мог в любой момент почерпнуть эти знания из Своей божественной всезнающей природы, но не делал этого. Потому что одна из составляющих уподобления братьям – это человеческая неосведомленность.
Некоторые богословы считают, что Христос, будучи человеком во время земного служения параллельно продолжал заниматься «божественной работой». Эта позиция впервые была сформулирована Ж. Кальвином и впоследствии получила название extra calvinisticum. Например, один из современных сторонников этой позиции У. Грудем считает, что будучи младенцем в яслях или заснув в лодке, Христос в этот же самый момент был вездесущим Богом и держал все творение словом силы. Эта позиция противоречит тому, что мы сказали ранее. Согласно ей, Христос пользовался и человеческим и божественным разумом одновременно. Мы можем согласиться с этим, если речь пойдет о Христе после воскресения. Однако ни в евангелиях, ни в посланиях мы не находим подтверждения этой мысли в отношении Его земного служения. Наоборот, библейские повествования о Христе в промежуток между рождением и смертью показывают нам Иисуса, ограниченного в пространстве одной физической точкой. Если бы все было так, как говорит У. Грудем, то Бог Отец послал в мир лишь человеческую природу Христа, а как Бог Иисус остался бы в общении с Отцом. Тогда все тексты, которые показывают определенную дистанцию между Сыном и Отцом (например, тексты где Иисус молиться или где Он говорит, что идет к Отцу) будет весьма проблематично истолковать. Поэтому мы считаем, что Иисус во время земного служения добровольно не пользовался Своей божественностью. А, следовательно, Он не мог заниматься и человеческими и божьими делами одновременно.
В книге пророка Исаии 11:2, мы читаем важные слова о сущности Мессии:
«…и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…».
Дух Святой принимал активное участие в земном служении Христа. Одной из Его функций было «усилять» человеческий разум Христа божественным разумом. Слова «дух премудрости», «дух разума» и «дух совета» говорят о том, что Дух Святой преображал и усилял мыслительную деятельность Христа до такой степени, до какой это было необходимо в Его служении. А фраза «дух ведения» говорит о том, что Дух давал Иисусу знания необходимые для Его служения.
Зачем это было необходимо, если Христос мог почерпнуть это все их собственной божественной природы? Это было то самое «уподобление братьям», о котором говорилось выше. Именно таким образом свое служение выполняли Божьи пророки. Иисус как немощный человек проявляет зависимость от служения Духа Святого.
При этом, служение Духа Святого было во Христе уникальным и по-особенному полным и отличалось от действия Духа в пророках. Потому Иоанн Креститель, говоря о деятельности Христа, сказал: «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). В обычных пророках, Дух Святой действовал ограниченным образом, но в случае с Мессианским служением Христа, Дух действовал уникальным образом, всвязи с уникальностью данного служения.
Безгрешность – это единственная характеристика, которая отличает человеческий разум Христа от разума других людей. Грехопадение поразило всего человека: как его физическую составляющую, так и не материальную часть. В частности, Писание говорит о греховности человеческого сердца (Иер.17:9). Сердце - это как раз внутренняя составляющая человека, частью которой является разум. Поэтому разум человека замутнен грехом. Особенно когда процессы мыслительной деятельности направленны на познание Бога. Человеческий же разум Иисуса был свободен от всего этого. Святой Дух, при зачатии младенца во чреве, совершил чудо. Он сделал так, чтобы Иисус родился полностью человеком, но при этом Он сохранил тело и душу Христа от греховного влияния Адама. Поэтому человеческий разум Иисуса не был помутнен грехом.
Мы имеем два очень ясных текста в Евангелии от Луки, которые говорят, что как тело, так и разум Христа развивались с возрастом, как у любого другого ребенка. Первый текст говорит о нем в первые двенадцать лет жизни: «Дитя же росло и укреплялось, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем" (Лук 2:40, в пер. CAS). Человеческий разум Иисуса «исполнялся» или «наполнялся» мудростью. Причем этот процесс происходил вместе с развитием тела: «Дитя же росло и укреплялось». Мы должны понимать, что так же, как и другие дети, которые приходят в этот мир, разум Иисуса был сначала очень примитивным и затем с годами развивался.
Затем после описания случая с двенадцатилетним Иисусом в храме, Лука вновь пишет: "А Иисус преуспевал в премудрости (то же слово σοφία, что и в ст. 40) и возрасте и любви у Бога и людей." (Лук.2:52 в пер. CAS). Говоря о двенадцатилетнем Иисусе, Лука на этот раз сперва говорит о развитии разума Христа и только потом о Его физическом развитии. Видимо умственное развитие Христа вышло теперь на первый план. Здесь употреблен уже другой глагол: «преуспевал» или «продвигался вперед», «прогрессировал» в мудрости и возрасте. В двенадцать лет Иисус уже осознавал кто Он (Лук.2:49), однако человеческий разум продолжал развиваться, как и у остальных детей вместе с развитием тела.
Вместе с развитием, Иисус как человек еще познавал новое и учился. Человеческий разум Христа наполнялся знаниями, умениями и навыками. Во-первых, Иисус познавал информацию из человеческих источников. Иосиф и Мария наверняка учили Его говорить, учили языку и Писанию. Отец возможно учил Его профессии плотника и многим другим вещам. Возможно в синагоге Он учился у раввинов. В двенадцать лет в храме Он задавал вопросы учителям. И делал Он это не для того, чтобы проверить их знания, а чтобы научиться у них (Лук.2:46). Так же в Луки 2:47 мы видим, что в 12 лет он был необычайно мудр и уже понимал, что Бог Его Отец. Однако ко всему этому Он пришел в процессе познания и обучения, как обычный человек.
Во-вторых, Иисус познавал определенные вещи благодаря божественным откровениям. Он мог в любой момент зачерпнуть знания из Своей собственной божественной природы. Но судя по всему, Он этого не делал. Все что Ему было необходимо, Ему открывал Святой Дух, как мы выяснили выше.
Логический вывод из того, что разум Иисуса развивался и познавал - это неосведомленность. Под этим понятием мы подразумеваем незнание некоторых вещей по сравнению с божественным всезнанием. Неосведомленность Иисуса могла быть вызвана уровнем физического развития и еще была связана с замыслом Отца. Разберем каждый вид неосведомленности по отдельности.
Когда Иисус только родился, Его разум и Его физический мозг не были достаточно развиты, чтобы вообще знать что-либо. Это не должно нас пугать. Это реальность человеческого бытия, частью которого стал наш Спаситель. На тот момент, неосведомленность Иисуса достигала ста процентов. Затем по мере Его развития и обучения она становилась все меньше и меньше, однако все же оставалась.
В Марка 13:32 мы читаем, что Отец скрыл от человеческого разума Христа дату Его пришествия. Из этого мы можем сделать вывод, что Дух открывал Иисусу не все вообще, а только необходимое для Его служения. Возникает закономерный вопрос: почему? Можно выдвинуть два предположения. Первое, возможно физическая природа Христа просто не могла воспринять всё то, что находиться в божественном разуме по причине её ограниченности. Второе, вероятно неосведомленность была частью уничижения, в этом была часть унизительного воплощения и уподобления братьям. Теперь Иисус, как Первосвященник знает, что такое быть в неведении. Возможно верно одно из этих предположений, а возможно и оба.
Если неосведомленность разума – не обладание божественным всеведением, то ограниченность разума – это отсутствие божественной мудрости и нужда в ней. Он не мог мыслить так же совершенно и премудро, как Он делал это в Своей божественной природе, ведь Его разум был таким же как у нас. Конечно по причине безгрешности у Иисуса было преимущество перед другими людьми, ведь Его разум мыслил более ясно и не был омрачен грехом, особенно когда речь шла о духовных вещах. Однако способность мыслить у Него оставалась такой же, как и у других людей.
Главным обоснованием этого служит вышеупомянутый текст из Исаии 11:2, где говориться, что на Христе будет дух мудрости, разума и совета. Из этого ясно следует, что Иисус нуждался в Божьей мудрости и Божьем руководстве. Он мог достичь этого при помощи собственной божественной природы, но чтобы максимально уподобиться братьям, Он поставил Себя в зависимость от Святого Духа. Это означает, что поступки Христа, Его мудрые действия и ответы противникам были даны Ему Духом.
III.Значение человеческого разума Христа для Его служения
Теперь необходимо посмотреть на жизнь и служение Христа сквозь призму вышеизложенного богословия. Это будет достаточно необычно, потому что христиане привыкли смотреть на служение Христа как на служение Бога во плоти с божественным разумом. При этом мы часто забываем о человеческом разуме Христа и о том, что именно ему был отдан приоритет во время земного служения Христа. Давайте же выясним значимость человеческий разума Христа в Его земном служении.
Человеческий разум позволил Христу прожить полностью человеческую жизнь. Если бы Иисус жил в человеческом теле, но при этом пользовался божественным разумом, Его бы нельзя было назвать полностью человеком. Вот несколько сфер жизни Христа, в которых человеческий разум позволил Ему иметь такой опыт, который свойственен только человеку.
Во-первых, человеческий разум позволил Христу иметь опыт обычного человеческого развития. Богу не свойственно претерпевать какие-либо изменения. Божественная природа Христа неизменна. Однако благодаря Его человеческой природе, Иисус на личном опыте испытал свойственные только сотворенному миру процессы – развитие и изменения.
Иисус родился ребенком, который умел только кричать и даже не мог говорить и мыслить. Затем эти способности в очень примитивной форме начали проявляться. Разум понемногу начинал походить на разум взрослого человека. Он научился языкам и чтению. Его словарный запас постоянно пополнялся. Его разум осваивал все новые и новые навыки: самостоятельно есть, быть полезным по дому, работать с деревом. Все это и многое другое Иисус постигал как обычный человек. В какой-то момент Иисус понял кто Он. Мы не знаем когда это было, но знаем, что к двенадцати годам к Нему пришло это понимание. Возможно Ему рассказала мать, а возможно Дух открыл Ему это в определенный момент. Обратите внимание, что было время в жизни Иисуса, когда Он не знал кто Он. Более того, было время когда Он ввиду Своего развития просто не мог знать кто Он.
С одной стороны, это означает, что Иисус знает каково нам. Он знает, каково это - чего-то не знать или чего-то не уметь. Он постиг всю ограниченность человеческого разума. Иисус знает, каково быть ребенком, каково учиться алфавиту, математике, ремеслу плотника и многому другому. С другой стороны, это углубляет наше понимание уничижения Христа. Трудно это представить, но Бог стал ребенком. Он стал самым настоящим ребенком со всеми вытекающими последствиями. Если бы Он имел только тело ребенка, совмещенное с божественным разумом, это было бы неполное воплощение. Но Иисус имел тело и разум ребенка, которые медленно развивались, как это обычно бывает у детей. Иисус был опекаемым и обучаемым людьми, которых Сам когда-то создал. Он изучал языки, которые когда-то создал, чтобы рассеять людей по земле. Он изучал профессию, которую когда-то провиденциально учредил. Он познавал известные закономерности природы, которые Сам установил от начала. И самое интересное, что Иисус изучал Писание, автором которого Сам являлся. Сложно представить, каково было Христу читать Псалом 21 или Исаия 53. Это действительно поражает воображение.
Человеческий разум Христа позволял Ему абсолютно по-человечески общаться с людьми и иметь с ними полностью человеческие отношения. Конечно под человеческими отношениями мы подразумеваем не их греховность, а их ограниченность и особенность.
Отношения Бога с человеком, это отношения всезнающего Существа с ограниченным. Это отношения, в которых первая сторона знает всё о второй, а вторая не в силах познать даже малую часть информации о первой. Бог знает всё о человеке. Он знает, как тот был образован во чреве матери, ведь Он сам соткал его там. Он знает все о прошлом, настоящем и будущем человека, ведь провиденциально ведет его каждую секунду. Он знает все мысли человека, которые были, есть и будут у него в голове. С другой стороны человек может знать только то, что Бог откроет ему о Себе. Это отношения Безграничного с ограниченным. Это отношения «сверху вниз». Однако отношения, которые имел Иисус с людьми, были другими. Уничиженное состояние Иисуса поставило Его на один уровень с людьми, удалив трансцендентный коммуникационный барьер. Спустившись с небес, Он смог иметь более тесные отношения с людьми.
С самого рождения у Него уже зародились отношения с земными отцом и матерью. Причем это были самые обычные отношения. Но если учесть, что эти отношения имел воплощенный Бог, эти отношения становятся по-настоящему удивительными. Затем у него появились братья и сестры и у Него зародились отношения с ними. Затем, когда Он вырос, у Него появились друзья и знакомые. Мы читаем в Писании, что у Него были друзья: Лазарь, Мария и Марфа. У Него было двенадцать учеников, с которыми Он был близок. Среди учеников, у Него были три особо близких ученика. Среди трех, у Него был наиболее любимый ученик. Это удивительно.
Человеческий разум Христа позволял Ему испытать ограничения человеческой коммуникации. Он мог знакомиться с людьми, ведь не обладал абсолютным всезнанием. Он мог постепенно узнавать людей. Он мог строить отношения с ними. Он мог задавать вопросы людям о людях, реально, не зная ответа на эти вопросы. Это поразительно, учитывая Кто задавал эти вопросы.
Возникает возражение, как это сочетается со словами Иоанна:
23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. (Иоанн. 2:23-25).
Это вполне умещается в вышеописанную картину. В данном тексте говорится, что Иисус имел сверхъестественное знание о людях, заявляющих, что они уверовали в Него как в Мессию. Но это не означает, что Иисус имел такие знание о всех людях. В данном случае, Иисусу это было необходимо для служения, чтобы Он им чрезмерно не доверял. То есть, чтобы Он не говорил им то, что не следовало говорить «внешнему доверительному кругу». Однако в других текстах мы читаем о том, как Иисус абсолютно по-человечески коммуницимует с людьми: спрашивает их и узнает их лучше.
Так же важно отметить, что Иисус не просто мог общаться, как обычный человек, Он еще и нуждался в общении и поддержке, как обычный человек. Особенно ясно это видно в Гефсимании. Иисус просит учеников побыть с ним, в очень сложный и страшный момент Его жизни (Мат. 26:38). Точно так же, как и нам, Ему было спокойнее в обществе близких людей в сложных жизненных ситуациях. Представьте себе мужа перед очень тяжелой операцией, который просит, чтобы его жена были с ним рядом и держала его за руку. Нечто подобное испытывал наш Спаситель, ведь Он во всем уподобился братьям.
Безусловно Бог может испытывать эмоции. Мы читаем в Писании, что Бог гневается, радуется и испытывает другие эмоции. Божественной природе не чужды эмоции, вопреки сложившемуся в истории церкви мнению. Однако Христос, имея человеческий разум, может испытывать эмоции, которые Он не мог бы испытать, будучи только Богом. Речь пойдет об эмоциях свойственных лишь ограниченным существам.
Во-первых, это удивление. Удивление – это «впечатление от чего-то неожиданного странного, непонятного». Бог не может удивляться, потому что для Него нет ничего неизведанного. Способность удивляться, может быть только у человека с ограниченным познанием. И Христос во время земного служения мог испытать такие эмоции. Мы дважды читаем об этом в Писании. В Марка 6:1-6 мы читаем, как Иисус пришел в Назарет. Жители Его родного города проявляли ожесточенное неверие. Иисус отреагировал на это следующим образом: «И дивился неверию их» (Мар. 6:6). Это было удивление со знаком минус, с оттенком возмущения. Дух видимо не открыл Иисусу эту информацию заранее, и поэтому Иисус столкнулся с этим печальным явлением как обычный человек. И отреагировал, как если бы обычный человек столкнулся с чем-то необычайно возмутительным.
Еще Иисус удивляется вере сотника в Матфея 8:5-10. Иисус приходит в Капернаум, где к нему подходит римский сотник и просит исцелить слугу. Причем сотник верит, что Христос может исцелить слугу на расстоянии. Сын Божий отреагировал следующим образом: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мат. 8:10). Только на этот раз это было одобрительное удивление. Обратите внимание, что в обоих случаях удивление Мессии связано с вопросом веры или неверия. Данный вид эмоции демонстрирует ограниченность и самоуничижение Иисуса.
Во-вторых, это тревога или смятение, это эмоция или спектр эмоций, которые описываются греческим словом ταράσσω. Буквально это слово означает «сотрясать» или «трясти», но часто это слово употребляется в переносном смысле. Этим словом описывается реакция Ирода Великого на весть о рождении Христа (Мат. 2:3), реакция учеников на идущего по морю Иисуса (Мат. 14:26), реакция Захарии на ангела, наряду со страхом (Лук. 1:12), еще этим словом описывается реакция учеников на воскресшего Христа (Лук. 24:38). Обратите внимание, когда данное слово касается обычных людей, они реагируют на нечто удивительное и пугающее: появление угрожающего власти конкурента, идущий по морю человек, явление ангела, воскресший Христос. У всего этого есть схожие черты, все это неожиданно, неизведанно, пугающее и угрожающе. Хотя по факту не все эти явление были таковыми, но видящие их люди воспринимали это таким образом. Поэтому они реагировали неким «коктелем» из удивления, беспокойства и страха. Эмоциональное состояние описанных выше людей напоминало бурлению воды в купальне Вифезда. Такие эмоции не может испытывать Бог, но они очень свойственны ограниченному человеческому разуму.
Теперь, когда мы немного поняли, что это за сложная эмоция, давайте посмотрим когда и в каких обстоятельствах её испытывал Иисус. Трижды в Евангелии от Иоанна мы видим, что Иисус испытывает данную эмоцию. Первый случай – на похоронах Лазаря, видя плачущих иудеев (Иоан. 11:33). В данной ситуации достаточно сложно понять, на что именно таким образом отреагировал Иисус. Однако в нашем распоряжении есть две более ясные ситуации. В Иоанна 12:27 Иисус размышляет о Своей скорой смерти и говорит: «Душа Моя теперь возмутилась(ταράσσω); и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел». Иисус знал о своей предстоящей смерти, поэтому это не было удивлением, вероятно речь идет о том, что мысль о кресте тревожила и пугала Христа. Причем эти эмоции были настолько сильны, что Иисусу хотелось попросить Отца избавить Его от этой участи, что впоследствии Он изольет в молитве (Мат. 26:39). Представьте обычного человека, который вдруг вспомнил, что завтра его ждет неприятный разговор с начальником, и вспомнив это, он начинает переживать, волноваться и пугаться. Возможно, каждый раз когда Христос вспоминал, что Ему предстоит пройти, Он испытывал нечто подобное, но более сильное. И чем ближе был тот час, тем более тревожился. Это так знакомое нам эмоциональное состояние испытывал и наш Спаситель.
Третий текст, это Иоанна 13:21: «Сказав это, Иисус возмутился(ταράσσω) духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Иисус вероятно задолго до этого знал о предательстве. Однако, когда Он начал думать о факте этого ужасного и гнусного предательства, Христос начинал испытывать ту же самую эмоцию, что и в 12:27. Чтобы понять, почему Иисус испытывал именно эту эмоцию, давайте приведем аналогичный пример из жизнь обычного человека. Допустим есть некий человек, у которого есть жена. Супруга для него самый близкий человек. Они очень дружны и имеют очень крепкие доверительные отношения. И вдруг ему пришло откровение свыше, что его любимая жена через год предаст его, что повлечет его гибель. И каждый раз, видя жену (с которой сейчас у него хорошие отношения), вспоминая об этом откровении, его наполняет ужас, переживание и удивление. Подумайте о самом близком для вас человеке и представьте себя в аналогичной ситуации. Нечто подобное испытывал Иисус, говоря о предателе. И вероятно подобные эмоции Он чувствовал всегда, когда вспоминал о Иуде или видел его. Ведь было время, когда Иисус не знал о предательстве и предателе. Он имел близкие отношения с Иудой, ведь Он входил в список особо приближенных людей. И поэтому мысль о столь ужасном и вероломном предательстве ужасала, волновала, поражала Иисуса до глубины Его человеческой души.
В-третьи, Иисус, будучи человеком испытывал сомнения. В общем смысле, сомнения – это «состояние душевного разлада, неуверенности, колебаний. Именно такие эмоции мог испытывать наш спаситель будучи в человеческим теле и с человеческим разумом. В частности это было связано со страданиями на кресте. Иисуса одолевали сомнения: идти ли на крест или нет? В Иоанна 12:27 Иисус сам говорит о том, что в нем есть два разных желания и соответственно сомнения. Так же это видно и в Гефсимании (Мат 26:39). Нужно понимать, что не способность согрешить, еще не исключает сомнения в этических аспектах жизни Иисуса. Он так же как и любой человек испытывал сомнения в том, как поступить. Но при этом Он всегда поступал правильно.
Данный раздел будет в некоторых элементах совпадать с предидущим, однако на нем следует сделать особый акцент. Ведь тема страданий Христа очень важно для христианского богословия. Если бы Иисус обладал лишь человеческим телом, Он мог бы испытывать лишь физическому боль. Но нельзя бы было сказать, что Иисус испытал мучения полностью как человек. Благодаря же человеческому разуму Он мог тревожиться, скорбеть и чувствовать отчужденность.
О тревоге Христа речь уже шла выше. Однако здесь необходимо сделать акцент на том, что тревога предполагает страдание. Человек, который объят тревогой, страдает. Это приносит ему душевные муки (и физические). И судя по всему Иисус испытывал тревогу регулярно (см. предидущий раздел). Так же Иисус испытывал скорбь. Скорбь – это крайняя степень печали. Причем в Гефсимании Иисус говорит о том, что Он «скорбит смертельно» (26:38). Иными словами, Его скорбь была такой сильной, что могла повлечь смерть, ангелам пришлось подкреплять Его (Лук. 22:43). Иисуса сильно скорбел, предвкушая то, что Ему предстоит. Не для кого из людей не секрет, что печаль и скорбь – это страдания, иногда и более сильные, чем физические.
Так же человеческий разум Христа позволил Ему почувствовать отчужденность от Отца. Вися на кресте, Иисус впервые называет Бога Отца «Боже Мой», а не обычным обращением «Отец». А также сетует о том, что Отец Его оставил. Это чувство оставлености стало возможным благодаря человеческому разуму, ведь в божественном разуме такое произойти не могло бы. Одна из самых ужасных элементом страдания Христа стали возможны, потому что Он стал полностью как человек. Нам сложно понять, что это такое, потому что мы уже рождаемся в таком состоянии. Но Христос, корый имел вечные тесные отношения любви, благодаря человеческому телу и разуму смог испытать оставленность, как человек.
Заключение
Итак, человеческий разум играл важнейшую роль в земном служении Христа. Без него Он не смог бы развиваться, общаться, чувствовать и страдать как человек. Человеческий разум стал одним из средств уподобления человеку для Христа. Поэтому мы можем с полной уверенность сказать, что Иисус прожил жизнь как человек, только без греха. Так же осознание того, что у Христа был человеческий разум углубляет наше понимание уничижения и страданий нашего Господа. Ведь Он был унижен и страдал, для нашего спасения.
БИБЛИОГРАФИЯ
Arndt W., Danker F., Bauer W. и Gingrich F. A Greek-English Lexicon of the New Testament and
Other Early Christian Literature. – 3-е изд. Chicago: University of Chicago Press, 2000.
Frame J. Systematic Theology: An Introduction To Christian Belief. Phillipsburg, New Jersey:
P.O. Box 817, 2013.
Morris L. The Gospel According To John // The New International Commentary On The New
Testament / под ред. Fee G. Grand Rapid: Eerdmans Publishing Company, 1995.
Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / пер.
с англ. – 2-изд. СПб.: Мирт, 2010.
Ефремова Т. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский
язык, 2000.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том II. Глава XIII.
Карсон Д. Комментарии на Евангелие от Иоанна / пер. с анг. Минск: Полиграфкомбинат
им. Я. Коласа, 2019.
Кузнецов С. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (А-Я). «Азъ», 1992.
Халкидонский символ веры символ веры.
Эриксон М. Христианское богословие. СПб: Библия для всех, 2006.
«Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания» (Ефремова Т. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. https://gufo.me/dict/efremova/разум дата обращения 25.10.2020).
Кузнецов С. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. https://gufo.me/dict/kuznetsov/мышление дата обращения 25.10.2020.
Халкидонский символ веры символ веры.
Фрейм полагает, что Иисус добровольно ограничивал свою божественную природу, в частности своё всеведение. Frame J. Systematic Theology: An Introduction To Christian Belief. Phillipsburg, New Jersey: P.O. Box 817, 2013. С. 890.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том II. Глава XIII. С. 481.
См. Грудем У. Систематическое богословие / пер. с англ. СПб: Мирт, 2019. С. 631.
BDAG3. С. 827.
BDAG3. С. 871.
Ср. Эриксон М. Христианское богословие. СПб: Библия для всех, 2006. С. 603.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (А-Я). «Азъ», 1992. (slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32884 дата обращение 25.10.2020).
BDAG3. C. 990.
В Иоан. 5:7 как раз употреблено данное слово.
Ср. Карсон Д. Комментарии на Евангелие от Иоанна / пер. с анг. Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2019. С. 564.
Ефремова Т. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. https://gufo.me/dict/efremova/сомнение дата обращения 25.10.2020).