"
Одна популярная брошюра призывает «плотских христиан» начать «исполненную Духом жизнь» через исповедание грехов и предоставление всех сфер своей жизни Богу1. Так можно достичь «жизни с избытком», которую обещал Иисус (Иоан. 10:10) и «исполниться Духом» (Еф. 5:18). Хотя за этим учением, несомненно, стоят достойные похвалы мотивы — кто будет спорить, что многие не достигают библейского идеала христианина и отчаянно нуждаются в обновлении своего посвящения Господу? — богословие и терминологию, на которых базируется этот принцип, необходимо пересмотреть, чтобы увидеть, действительно ли они библейские. Данная статья, после краткого обзора ВЗ фона, будет посвящена детальному изучению всех мест НЗ, касающихся «исполнения» Святым Духом или людей, «полных Святого Духа». Автор надеется, что данное исследование даст ясный библейский ответ на вопрос: «Что значит быть исполненным Святым Духом?» 2
I. Сошествие Святого Духа или исполнение Святым Духом в ВЗ
ВЗ говорит о «сошествии» или «исполнении» человека Святым Духом для исполнения служения пророка (Иез. 2:2; 3:24) или произнесения определённого пророчества (1 Цар. 10:6, 10; 19:23; Мих. 3:8). Дух уполномочивает избранное орудие Божье для исполнения определённой задачи или служения, будь то строительство Храма или управление Божьим народом, включая навык ведения войны (Исх. 28:3; 31:3-5; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 14:19; 1 Цар. 16:13; 2 Пар. 15:1; 20:14) 3. В LXX употребляются следующие греческие термины, эквивалентные «сошествию»: γίνομαι (Суд. 3:10; 6:34; 11:29; 1 Цар. 19:23; 2 Пар. 15:1; 20:14), ἔρχομαι (оба слова со значением «сходить на»; Иез. 2:2; 3:24), ἐνδύναμαι («уполномочивать, поручать»; Суд. 6:34) и πίπτω («снисходить на, падать на»; Иез. 11:5). Терминология слова «исполнять» включает в себя πίμπλημι, ἐμπίμπλημι (Исх. 28:3; 31:3; 35:31; 40:35; Втор. 34:9; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:1-2; Ис. 11:3; Мих. 3:8; Агг. 2:7), πληρόω (Пс. 71:19; Соф. 1:9; Ис. 40:4; Иер. 31:12-13) и πλήρης (Ис. 6:1, 3; Иез. 43:5; 44:4). Все эти термины, означающие «исполнять», обычно переводят еврейское слово מלא («наполнять, быть наполненным»). Глаголы πίμπλημι и πληρόω по большей части совпадают по смыслу, но первый глагол встречается чаще4. Изучая эти места Писания, можно сделать четыре наблюдения, представляющих интерес для настоящего исследования.
1. Связь терминов со значением «исполнять« с храмовой терминологией. Ряд текстов сообщают о Храме, наполненном славой Божьей (Исх. 40:34-35; 3 Цар. 8:10-11; 2 Пар. 5:13-14; 7:1-2; Агг. 2:7; Иез. 10:4; 43:5; 44:4). Однако слава Божья не ограничивается размерами Храма. Вся земля сейчас полна или вскоре будет наполнена славой Божьей (см. Чис. 14:21; Пс. 71:19; Ис. 6:3; 11:9; Агг. 2:14).
2. Эсхатологический аспект. Эсхатологический элемент при употреблении слов со значением «исполнять» в ВЗ наиболее очевиден в Иез. 36:26-27, где Бог обещает заключить новый завет, подразумевающий дарование «духа нового», даже «духа Моего (Божьего)». Тексты, где говорится о наполнении славой Божьей всей земли, подобным образом, раздвигая естественные границы и указывая на глобальные масштабы присутствия Божьего, несут в себе эсхатологическую коннотацию (напр., Пс. 71:19; Ис. 6:3). Такой эсхатологический элемент часто связан с коллективным аспектом.
3. Коллективный аспект. В Иез. 36:26-27 обещание о даровании нового духа относится в основном не к отдельным людям, но ко всему обществу (особ. ст. 6, 14; см. также Деян. 23:6; 26:6-8). Видение поля сухих костей, пробуждающихся к жизни — это эсхатологическое описание восстановленного сообщества нового завета (см. также Иоан. 10, особ. ст. 16). Увиденное пророком есть часть нового творения, наделённого дыханием Божьим.
Коллективный аспект можно видеть и в эсхатологическом тексте Ис. 63:10-11. Здесь говорится о возмущении Израиля против Бога, несмотря на избавление во время исхода. Люди восстали против Бога и «огорчили Святого Духа» (ст. 10), хотя именно Бог «вложил в сердце его Святого Духа Своего» (ст. 11; LXX ἐν αὐτοῖς). Таким образом, сказано, что Дух Святой действовал в обществе завета Господня, однако народ Божий Его огорчил. Это место обнаруживает близкую концептуальную связь с Еф. 4:30; 5:18.
4. Индивидуальный аспект. В ветхозаветные времена Дух Святой иногда «сходил» на людей, которые были Его избранными орудиями. Это были военачальники (судьи) или руководители (пророки) 5. В основном это происходило не в ответ на молитву народа, но по суверенной божественной инициативе. Дух Святой сходил, чтобы наделить избранного Богом человека всем необходимым для исполнения данного ему поручения6.
Этот фон будет полезен для последующего исследования. В учении Павла о том, что верующие — это «храм» Святого Духа, и предвидении восстановленного эсхатологического общества завета можно увидеть тесную связь с ВЗ откровением. Опять же, концепция «схождения» Святого Духа или «исполнения» Святым Духом определённых избранных людей для удостоверения их как Божьих представителей и исполнения ими определённых задач, представляет собой предшествующее и, возможно, информирующее богословие для новозаветного учения об исполнении Святым Духом.
II. «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)
Примечательно, что Ефесянам 5:18 — единственное место об исполнении Святым Духом7 во всех посланиях Павла8 (здесь используется греч. πληρόω)9. Этот факт должен предостеречь от того, чтобы строить всю пневматологию или даже подход к христианской жизни только вокруг этого момента10. Следующие наблюдения помогут верно понимать этот текст.
Во-первых, используемая здесь терминология связана с опьянением от вина в предыдущем стихе (см. также Лук. 1:15; см. Деян. 2:4 и 2:13). Таким образом, «исполнение Духом» должно восприниматься в метафорическом смысле «наполнения» кого-нибудь данной субстанцией, будь то материальная (вино) или духовная (Дух Святой)11.
Во-вторых, в связи с 5:17, пребывание в состоянии опьянения вином соответствует нерассудительности12, а исполнение Духом — мудрости13. Мудрость, естественно, происходит от христианской зрелости (см., напр., 1 Кор. 2:6; см. также Исх. 31:3-5; 35:31). Этот факт, похоже, недостаточно отражен в богословии, разъясняющем Ефесянам 5:18 в терминах исповедания грехов и «исполнения Духом», так как внимание оказывается обращено в основном на саму просьбу об исполнении, а не на процесс возрастания.
В-третьих, в повелении Павла верующим в Ефесе «исполняться Духом» нет ясной ссылки на то, что они должны просить о таком «исполнении». Необходимость просить об этом иногда усматривают в том, что Павел дал такое повеление. Таким образом, необходимость просить об исполнении вполне может соответствовать библейскому учению в целом. Однако, даже если это так, очевидно, что речь здесь идёт не о средстве обеспечения такого исполнения, но о необходимости для верующих быть исполненными Духом, каковы бы ни были средства достижения такого состояния.
Эта мысль подтверждается тем, что грамматически повеление «исполняйтесь» стоит в пассивном залоге, и это один из примеров конструкции с божественным пассивом, где Бог — подразумеваемое действующее лицо. Таким образом, основное внимание в тексте обращено к Богу, исполняющему Духом, второстепенная же тема — ответственность верующих жить благочестиво и мудро по отношению к Богу и людям в церкви и вне её. Дух, несомненно, уже пребывает в верующих. Бог желает от христианских общин и отдельных верующих, чтобы они более и более проявляли присутствие в них Святого Духа (см. Рим. 8:14; Гал. 5:16, 25).
Текст Ис. 63:10-11 очень поучителен. Бог вложил Духа в сердце Израиля, а народ Божий огорчил Его. Господь уже даровал Свой Дух в среду Своего народа. Всё, что было нужно, — это не огорчать Его, быть Ему послушными. Мы можем заключить, что в НЗ нет ни одной ссылки, где заповедуется просить об исполнении Святым Духом. Хотя это не решающий аргумент против такой практики, следовало бы поостеречься уделять чрезмерное внимание молитве об исполнении Духом, как чему-то обязательному для каждого верующего14.
В-четвёртых, настоящее время глагольной формы, видимо, передает желание Павла, чтобы верующие были исполнены Духом постоянно (см. Деян. 13:52 ниже)15. Жизнь христиан должна быть отмечена присутствием Духа, что проявится в благоразумной жизни (Еф. 5:15-17), искреннем поклонении (5:19-20), в прославляющих Бога правильных взаимоотношениях (5:21-6:9). Таким образом, мысль Павла, как видно, заключается не в том, чтобы верующие просили об исполнении Духом, а, скорее, он призывает их проводить жизнь, пронизанную Его присутствием16.
В-пятых, направленность этого текста не только индивидуальная, но и коллективная17. Плоды жизни, исполненной Духом, проявляются во взаимоотношениях: будь то отношения христиан во время богослужения, дома или на рабочем месте. Такой коллективный аспект «исполнения Духом» часто недостаточно учитывается в богословии «исполненной Духом жизни», где говорится в основном об индивидуальном — даже сокровенном — опыте18.
В-шестых, повеление в Ефесянам 5:18, главным образом, следует понимать в контексте экклезиологии Павла, а не антропологии19. Очевидно, главной заботой Павла был общий рост Церкви и её эффективность, особенно в свете эсхатологической перспективы соединения всего земного и небесного «под главою Христом» (1:10). К такому же завершению апостол приводит своё более раннее учение о том, что Церковь — это Тело Христа (см. 1:23; 2:16; 4:4, 12, 16; 5:23, 28, 30; см. также Рим. 12:4-5; 1 Кор. 12; Кол. 1:18; 3:15). Учение о подчинении Богом всего сущего единому Главе — то есть, Христу (Еф. 1:10) — задает соответствующий ракурс для остальной части послания.
Далее Павел говорит о единстве иудеев и язычников в одном теле, используя сравнение с храмом, и описывает Божий народ как «святой храм в Господе», который «устрояет[ся] в жилище Божие Духом» (2:21-22). В заключительной молитве первой части послания в 3:14-21 Павел применяет данное учение ко всей церкви. Главы 4-6 раскрывают это более подробно. В единстве Духа (4:3) Божье новозаветное общество должно достигать «меры полного возраста Христова» (4:13), что подразумевает использование духовных даров, отвращение от греха, внутреннее обновление и духовное разобщение с миром.
В свете ВЗ представления о славе Божьей, наполняющей Храм, и учения Павла, что теперь Храм Божий — это верующие, то есть, новозаветное общество (cм.: 1 Кор. 3:16; 6:19-20; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:20-21; см. также 1 Пет. 2:4-5)20, фон для правильного понимания текста Еф. 5:18, по-видимому, будет состоять из истории спасения, эсхатологии и коллективного аспекта21. Народ Нового завета должен стать новым храмом Божьим, Его «новым творением»22. Церковь должна быть новым народом Божьим, который не огорчает Святого Духа, Которого Он поселил в них (4:30; см. Ис. 63:11). Народ Нового завета — это также исполнение пророчества Иезекииля о восстановлении Израиля, воскрешенного Богом и наделенного «новым духом» (см. Иез. 36:26-27; гл. 37; см. также Гал. 6:16).
В-седьмых, также следует обратить внимание на молитвы Павла, чтобы верующим «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19), или чтобы они были «исполнены плодов праведности» (Флп. 1:11), или «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9; см. 2:9-10; см. также Рим. 15:13-14)23. Можно задать вопрос, свидетельствуют ли эти молитвы, что для отдельного человека допустимо просить об исполнении Святым Духом? Принимая во внимание присущий нашему времени индивидуализм, надо подчеркнуть, что Павел молился за общину в целом, а не за отдельных людей. Таким образом, в этих случаях Павел заботился прежде всего о духовном росте и зрелости церкви, а не о переходе отдельных людей от «плотского» состояния в сферу духовного процветания. В то же время, нужно признать, что церкви исполнены Духом, когда их члены исполнены Духом. Значит, было бы неправильно абсолютно разграничивать индивидуальное и коллективное исполнение Духом.
Итак, когда в Ефесянам 5:18 Павел использует выражение «исполняйтесь Духом» в противовес выражению «упивайтесь вином», то призывает верующих жить мудро, зрело, что должно проявляться в коллективном служении и поклонении, а также в правильных христианских взаимоотношениях. Церковь коллективно должна быть Божьим духовным сообществом, Телом Христовым, местом, где ныне Бог обитает Своим Духом. Отдельные верующие, как члены этого Тела, должны проявлять присутствие Духа и избегать всего, что может огорчить Его или помешать Его действиям. Нет прямого указания, что верующим нужно просить об исполнении Духом Святым, так что следует, по меньшей мере, остерегаться чрезмерного внимания к этому элементу. Поскольку Дух Святой уже обитает в верующих, их основные усилия должны быть направлены на то, чтобы присутствие Духа всё более и более проявлялось как индивидуально, как и коллективно, точно так же, как верующие должны хранить единство духа в союзе мира.
III. Евангелие от Луки/Деяния
Другие тексты, говорящие об «исполнении» Святым Духом, находятся в писаниях Луки. Три раза они встречаются в Евангелии от Луки, и все в первой главе (1:15, 41, 67; греческий глагол πίμπλημι). В 1:15 ангел, явившись Захарии, объявил, что Иоанн Креститель «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Как и в Ефесянам 5:18, в этом тексте исполнение Духом противопоставляется употреблению вина. Интересно, что истинность этих слов подтверждается в 1:44, когда младенец во чреве Елисаветы радостно взыграл, как ликует исполненный Духа Святого человек, когда беременная Мария посетила её. В 1:41 о Елисавете говорится, что она «исполнилась Святого Духа», назвав Марию в своём благословении «Матерью Господа моего» (ст. 43). Наконец, отец Иоанна Захария исполнился Святого Духа, что проявилось в пророчестве о служении его сына (ст. 67)24. Как замечает Деллинг, все эти ссылки находятся в рамках истории спасения, как её описывает Лука: «Дух пророчества побудил Елисавету (1:41) и Захарию (1:67) превознести Бога за исполнение обещанного спасения в сыновьях Марии и Елисаветы»25.
В книге Деяний есть ещё шесть мест, где говорится, как отдельные люди или группы людей исполняются Духом (2:4; 4:8, 31; 9:17; 13:9: πίμπλημι; 13:52: πληρόω). Первое место описывает то, что испытали верующие в день Пятидесятницы, и ещё об этом событии говорится, что они «будут крещены Духом Святым»26 в 1:5, и что Он «сошел» (ἐπιπίπτω) на них 11:1527. В 4:8 Пётр, «исполнившись Духа Святого», защищается перед синедрионом после того, как он исцелил хромого (см. Деян. 3; см. также Мф. 10:17-20). В Деян. 4:31, сразу после этой защиты верующие, когда молились, впрочем, не обязательно об исполнении Духом, исполнились Святого Духа, и, в результате, говорили Слово Божье с дерзновением.
Следующие два текста относятся к апостолу Павлу. В 9:17 поручение Анании пойти к Савлу связано с исполнением Савла Духом, а это событие связано с его прозрением и крещением (9:18). Так же Савл (Павел), исполнившись Святого Духа (см. 4:8), порицает волхва, который препятствовал его проповеди перед проконсулом на Кипре. Это порицание приводит к временному ослеплению волхва, а также к вере проконсула (13:11-12). Наконец, из 13:52 мы узнаём, что ученики «исполнялись радости и Духа Святого». В этом тексте греческий глагол стоит в имперфекте (см. Еф. 5:18 где используется настоящее время), что очень важно, так как здесь содержится упоминание о том, что люди исполнялись Духом постоянно, а не просто в определенный момент времени. Следовательно, вот что должно быть свойственно верующим: постоянно быть исполненными Духом.
Оставшиеся пять текстов относятся к людям «полным* Духа»: один в Евангелии от Луки (4:1) и четыре в книге Деяний (6:3, 5; 7:55; 11:24; см. также 6:8; греческое πλήρης). В Луки 4:1 сказано, что Иисус был «полный Духа Святого» после крещения. В Деяния 6:3 сообщается о семи мужах, избранных из еллинистов для служения вдовам, а в 6:5 — об одном из них (о Стефане). Этот Стефан, написано, «полный Духа Святого» (7:55) незадолго перед мученической смертью описал видение прославленного Иисуса. Наконец, Варнава описывается подобным образом в 11:24 в связи с его учительством и наставнической деятельностью в Антиохии. Разница между выражениями «исполниться Духом» и «полный Духа», вероятно, сводится к рассмотрению одного события (в первом случае) или общей характеристики (во втором случае). Однако Деяния 7:55, где Стефан, «полный Духа» рассказывает видение (см. также 6:15), свидетельствует, что это различие не такое строгое.
Подводя итог, кажется, что большинство этих мест довольно сильно напоминает ВЗ явление «схождения» Духа на человека и наделения его силой для исполнения какой-то задачи. В некоторых местах также присутствует коллективный аспект (Деян. 2:4; 4:31; 13:52). Особенно следует обратить внимание на текст 2:4, где излияние Духа существенно для истории спасения как исполнение эсхатологического пророчества Иоиля. Как и у Павла в Ефесянам 5:18, ни в одном из рассмотренных текстов у Луки не упоминается молитва об исполнении Духом отдельных людей. Во всех случаях инициатива принадлежит Богу, а исполнение Духом связано не с исповеданием грехов, а с особым призывом на служение.
IV. Соотношение между Ефесянам 5:18 и текстами в Луки/Деяниях: богословская интеграция
Как соотносятся между собой богословие Павла и Луки об исполнении Духом? Хотя они имеют разные акценты, очевидно, что богословские позиции этих авторов сочетаются и взаимно дополняют друг друга. В единственном месте, где Павел говорит об исполнении Духом (Еф. 5:18) коллективный элемент, хотя и находится в центре внимания, явно включает в себя также индивидуальный аспект. В Луки/Деяниях некоторые тексты посвящены коллективно-эсхатологическому аспекту (напр., Деян. 2:4; 4:31; 13:52), а другие говорят об исполнении Духом отдельных людей (см. Лук. 1:14, 41, 67; Деян. 4:8; 7:55; 9:17; 13:9).
Складывается впечатление, что эти два направления в учении основаны на разных аспектах ВЗ богословия о Духе. Эсхатологический и коллективный элемент, представленный в Ефесянам 5:18, а также в Деяния 2:4 и других текстах, можно видеть в ВЗ в Исайи 63:10-11; Иез. 36:26-27 и в 37 главе. Израиль был Божьим народом завета, посреди которого Бог поместил Своего Духа. Пророки предвидели эсхатологический сценарий, в котором Божьи действия в Его народе завета больше не встретят никаких препятствий.
Терминология «исполнения», связанная с Храмом, наполненным славой Божьей, возможно, дает информирующее богословие для учения Павла о том, что отдельные верующие и вся община — это храм Духа Святого. На самом деле, как уже отмечалось в обзоре ВЗ фона, слава Божья наполняет не только Храм, но и всю вселенную. Псалмопевцы, как и пророки, предвидели время, когда всё творение будет наполнено познанием славы Божьей. Эта тема далее развивается в учении Павла о том, что верующие и церковь — это новое творение, начаток будущего осуществления Божьих целей (см. Рим. 8:18-28; см. также Откр. 21:22).
Вторым элементом, формирующим фон НЗ учения об исполнении Святым Духом, вероятно, были тексты об отдельных личностях, исполненных Духом, или о том, как Дух «был на», «объял» или «сошел на» определённых людей в результате суверенного Божьего действия, отмечая их как избранных представителей, подготавливая и наделяя силой для исполнения определённой задачи. Таким образом, в книге Деяний мы видим Петра, Стефана, Павла «исполненных Духом» для проповеди, мученичества или духовной войны. В 4:31 все собравшиеся исполнились Духом, чтобы смело провозглашать евангелие. Последний текст показывает определённую степень слияния двух направлений учения, когда Дух Святой наделяет силой не просто отдельных проповедников Божьих, а всю церковь для свидетельства о Боге. Эта же церковь, независимо от отдельных исполнений, таких как это, должна также быть наполненным Духом Божьим храмом, местом поклонения и провозглашения Божьей истины и благости (см. Еф. 5:18; Деян. 13:52).
V. Выводы
Каковы будут выводы из сделанного исследования текстов ВЗ и НЗ, касающихся «исполнения» Святым Духом? Сфокусируем внимание на вопросе, заданном в начале, то есть, основано ли на Писании современное представление, что падающие, спотыкающиеся верующие (так называемые «плотские христиане») должны покаяться и попросить об исполнении Святым Духом, и что это серьёзный шаг на пути к истинному христианскому посвящению.
1. Ни один текст явно не призывает верующих просить об исполнении Святым Духом28. Но, скорее, Бог Своей властью принимает решение исполнить верующих Духом, когда им нужно защищаться (Деян. 4:8), говорить Слово Божье (4:31), когда они противостоят духовной оппозиции (13:9) или в других обстоятельствах, когда они нуждаются, чтобы Дух Святой наделил их силой для исполнения особого поручения или преодоления трудностей в служении. В целом, инициатива исполнения Святым Духом, вопреки преобладающему сегодня представлению и практике, на самом деле принадлежит не верующим, а Богу.
Это не означает, что верующие не могут искренне желать или даже молиться о таком исполнении. Однако, это указывает, что критикуемое здесь богословие исполнения Духом неверно отражает расставленные Библией акценты. Вместо того, чтобы чрезмерно заботиться о том, исполнены ли они Духом или нет, современных верующих надо призывать к послушанию и благоразумию, к проявлению присутствия Святого Духа как коллективно, так и индивидуально. Хотя они могут желать или даже молиться об исполнении Духом, это исполнение никак не ограничено только теми случаями, когда верующие об этом просят, но Бог может исполнить их Духом, когда сочтёт это необходимым ввиду особых возможностей для служения или перед лицом духовной оппозиции.
2. Во всех этих случаях исполнялись Духом не спотыкающиеся христиане, которые раскаиваются в своих грехах или еще как-то стремятся исправить свою неполноценную христианскую жизнь. Объектом такого исполнения были довольно посвящённые и благочестивые христиане, исполнявшие своё служение. Ни разу такое исполнение Духом в Писании не связано с покаянием или исповеданием грехов. Поэтому неясно, на каком основании сегодня это связывают с исполнением Духом. То есть, нельзя сказать, что христиане не должны исповедовать свои грехи (см., напр., 1 Иоан. 1:9). Они призваны это делать, однако, на другом основании, например, чтобы пребывать в постоянном общении с Духом Божьим и другими верующими (см. 1:6-10). Также есть предупреждения не угашать или не огорчать Святого Духа (см. 1 Фес. 5:19; Еф. 4:30). Но, опять же, эти термины не говорят о связи исповедания грехов с исполнением Духом.
3. В основном, постоянное исполнение Святым Духом как индивидуально в жизни верующего, так и коллективно в общине следует понимать в рамках роста в духовной зрелости и в рамках христианского служения. В жизни исполненного Духом человека или церкви проявляется постоянное возрастание в мудрости, в том числе, исполненное благодарности поклонение и богоугодные взаимоотношения. Вопрос о «плотских» верующих нигде не связан с таким «исполнением Святым Духом». В этой ситуации, однако, следует заметить, что тщательное изучение таких мест, как 1 Кор. 3:1-4, показывает, что там говорится не об отдельной категории «плотских» верующих, но о «младенцах во Христе» (значит, настоящих верующих), которые не живут согласно своим христианским принципам, а потому остаются незрелыми29. Итак, точнее будет делить людей на две категории (верующие и неверующие) и признавать, что верующие находятся на разных стадиях в процессе духовного роста. И, что важнее всего, представление, что «плотские христиане» каким-то образом могут избавиться от своего неполноценного состояния просто исповедав грехи и «исполнившись Духа», — недопустимое упрощение. Более того, оно противоречит отмеченным выше акцентам на мудрость, веру и христианский характер в библейских текстах об исполнении Духом.
VI. Заключение
В свете этих наблюдений, сделанных в данном обзорном исследовании всех относящихся к теме библейских текстов, можно заключить, что к богословию, изложенному в упомянутой выше популярной брошюре, следует относиться с недоверием. Должны ли мы также заключить, что не стоит обращать внимания на проблемы, которые пытается решить такое учение? Это, безусловно, было бы опрометчиво. Есть очень много христиан с мирскими ценностями, которые не возрастают в христианской жизни так, как должны. Однако, следует заметить, что долгий путь к зрелости подразумевает постепенное умственное и духовное обновление (Еф. 5:17; Рим. 12:1-2), а так же практику (Евр. 5:14), а не просто молитвы об исполнении Святым Духом30.
Истинное ученичество — сложный и длительный процесс. Верующие должны совершать свое спасение, зная, что Бог действует в них, достигая Своей благой цели (Флп. 1:6; 2:12). Что касается исполнения Духом, центральное место здесь занимает Бог, Который суверенно исполняет Духом верующих в ответ на их молитвы или желания, но, в любом случае, делает это ради Своей славы или по Своему собственному решению и инициативе. Так что надо советовать верующим оставить чрезмерную озабоченность вопросом, исполнены ли они Духом, а лучше думать о том, чтобы в послушании вести христианскую жизнь, для которой все больше и больше будет характерно присутствие Духа Божьего. Иногда верующие бывают так сильно заняты служением, что даже не задумываются об исполнении Духом, но суверенный Бог, дарующий Духа, тем не менее, исполнит их Духом, если сочтёт это необходимым.
Автор надеется, что это краткое исследование поставит вопрос об исполнении Духом на более твёрдое библейское основание и будет способствовать дальнейшему обсуждению этой важной темы. Исполнение Духом, конечно же, лишь малая часть библейского учения о различных ролях Святого Духа. Святой Дух, будучи одним из Лиц Троицы, живет в каждом верующем (см., напр., Иоан. 14:17). Он учит и направляет его (см. Иоан. 16:13; см. также примеры из книги Деяний). Он даёт утешение, смелость и уверенность, и делает еще многое другое. Каждому верующему Он даёт духовные дары (см., напр., 1 Коринфянам 12-14) и производит «плод Духа» (Гал. 5:22-24). Таким образом, важно, чтобы мы ценили разные способы, которыми Дух помогает нам и благословляет нас. Да продолжит Его служение приносить угодные Богу плоды для Его славы и нашего блага, и да живём мы жизнью, исполненной Его присутствия.
* Andreas J. Köstenberger, «What Does It Mean To Be Filled With The Spirit? A Biblical Investigation,» Journal of the Evangelical Theological Society 40:2 (June 1997): 229-240. Перевод с английского Валерия Борзова (Тольятти) под редакцией Андрея Раугаса (Самара). Переведено на русский язык и опубликовано на сайте www.propovedi.ru с разрешения.
** Андреас Кестенбергер — старший преподаватель Нового Завета в Международном университете «Тринити» (Trinity International University, 2065 Half Day Road, Deerfield, IL 60015).
1 Речь идёт о брошюре, изданной миссией «Campus Crusade for Christ» (в России — «Новая жизнь»), под названием «Сделали ли вы чудесное открытие жизни, исполненной Духом?» («Have You Made the Wonderful Discovery of the Spirit-Filled Life?») Подобное учение можно увидеть в разнообразных движениях духовного обновления, таких как Кесуикское движение, критический отзыв о которых дал Джон Пакер (J. I. Packer, Keep in Step with the Spirit [Old Tappan: Revell, 1984] 149-150). См. также R. Pache, The Person and Work of the Holy Spirit (Chicago: Moody, 1954) 114-136.
2 Хороший обзор крещения и исполнения Святым Духом см. M. Green, I Believe in the Holy Spirit (rev. ed.; London: Hodder and Stoughton, 1985) 149-194; B. M. Barrie, «Spirit-Baptism and Spirit-Filling in Luke-Acts» (магистерская диссертация, Regent College, 1986). Хорошее обсуждение богословия, касающегося крещения Духом см. P. D. Feinberg, «Charismatic Theology and Neo-Pentecostalism: The Baptism in the Holy Spirit,» Theology and Mission (ed. D. J. Hesselgrave; Grand Rapids: Baker, 1978) 39-54.
3 См. L. J. Wood, The Holy Spirit in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1976), особ. 39-52.
4 См. TDNT 6.290 n. 21.
5 См. приведённые выше ссылки.
6 Можно упомянуть также пятый, мессианский аспект (см.: Ис. 11:3; 42:1; 61:1).
7 По поводу выражения «Духом» см. K. H. Easley, «The Pauline Usage of Pneumati as a Reference to the Spirit of God,» JETS 27 (1984) 299-313. То же самое выражение употреблено в Еф. 2:22; 3:5; 6:18.
8 В данной работе подразумевается Павлово авторство Послания к ефесянам, хотя приведенный ниже аргумент на этом не базируется. В защиту Павлова авторства Послания к ефесянам см. D. Guthrie, New Testament Introduction (rev. ed.; Downers Grove: InterVarsity, 1990) 496-528 (русское издание: Д. Гатри. Введение в Новый Завет. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 381-415. — Примеч. пер.).
9 Слово πληρόω встречается в настоящем послании 4 раза (Еф. 1:23; 3:19; 4:10; 5:18); в двух случаях (1:23; 3:19) встречается также существительное πλήρωμα (см. также 4:13; Кол. 1:19; 2:9). Павел нигде не употребляет слова πλήρης или πίμπλημι. Хотя терминология «исполнения» могла быть использована апостолом частично в связи с использованием такого оборота в греческом мире, очевидно, что молитва Павла о верующих, чтобы они были «исполнены» разнообразными божественными дарами отражает, в основном, ВЗ концепции (см. обсуждение выше и ниже). О словах в НЗ со значением «наполнять» πλήρης, πληρόω, πίμπλημι) см. соответствующие статьи H. Hübner в EDNT 3.106-111, G. Delling в TDNT 6.128-131; 286-298, и R. Schippers в NIDNTT 1.733-741. См. также R. Stronstad, «‘Filled with the Holy Spirit’ Terminology in Luke-Acts,» The Holy Spirit in the Scriptures and the Church. Essays presented to Leslie Thomas Holdcroft on his 65th Birthday (ed. Stronstad and L. M. Van Kleek; Clayburn: Western Pentecostal Bible College, 1987) 1-13, который неубедительно пытается ограничить исполнение Духом пророческим вдохновением и призванием; C. F. D. Moule, «‘Fulness’ and ‘Fill’ in the New Testament,» SJT 4 (1951) 79-86.
10 Тексты об исполнении Духом у Иоанна см. Иоан. 4:13-14; 7:38.
11 См. молитву Павла о верующих в Ефесе, чтобы им «исполниться всею полнотою Божиею», ранее в Еф. 3:19. См. также M. Barth, Ephesians 4-6 (AB 34A; New York: Doubleday, 1974) 582, особ. n. 117. О фоне Еф. 5:18 см. P. W. Gosnell, «Ephesians 5:18-20 and Mealtime Propriety,» TynBul 44 (1993) 363-371.
12 Деллинг (Delling, TDNT 6.291) видит контраст между распущенной жизнью пьяницы и дисциплинированной жизнью верующего.
13 Насчёт связи фраз «исполненный Духом» или «полный Духа» с терминологией мудрости см. также Деян. 6:3; см. далее Кол. 1:9; Еф. 3:14-21. Очевидно, что акцент здесь не столько на том, что лучше подчиняться Духу, нежели находиться под контролем вина, как часто утверждается, сколько на присутствии Духа в жизни христианской общины, результатом чего будут различные духовные проявления (см. далее). В Ветхом Завете «наполнение вином/пьянство» подразумевает божественный суд (см., напр., Иер. 13:12-13).
14 См. C. D. Ryrie, The Holy Spirit (Chicago: Moody, 1965) 94-95: «Действительно, невозможно найти случая, когда верующие когда-либо ещё молились об исполнении Духом со дня Пятидесятницы… Бог не повелевает верующим… молиться о таком исполнении». Против: W. A. Grudem, Systematic Theology (Grand Rapids: Zondervan, 1994) 783 (на русском языке: Уэйн Грудем. Систематическое богословие. СПб.: Мирт, 2004. С. 885. — Примеч. пер.), который заявляет, что «нет ничего плохого в том, что людей учат молиться и ожидать большего исполнения Святым Духом, или чтобы Господь излил на них больше духовных даров», ссылаясь также в сносках на желание многих христиан знать, как они могут быть исполнены Духом, призывая к «молитве, чтобы Дух Святой наполнил нас», даже «чтобы христиан учили ежедневно молиться по такой схеме». Грудем, обосновывая эти повеления с помощью 1 Коринфянам 12-14, кажется, подтасовывает факты, не заметив, что поощрение христиан к поиску определённых духовных даров в 1 Коринфянам 12-14 никогда не даётся в терминах необходимости просить об «исполнении Духом». Более того, даже в случае с духовными дарами, сомнительно, должны ли мы о них просить. Мы должны стремиться их иметь и применять, но они дарованы нам Святым Духом по Его суверенной воле (см. 12:11).
15 Грудем (Grudem, Systematic, с. 781, [в русском издании с. 882. – Примеч. пер.]) считает это указанием на то, что «исполнение Духом» — это явление, которое должно «постоянно происходить» с христианами. Однако, вернее будет рассматривать «исполнение Духом» как состояние, которое должно определять поклонение и взаимоотношения в христианской общине, и, таким образом, речь идёт не о повторяющихся событиях, а о состоянии. Опять же, когда Грудем заявляет, что «исполнение Святым Духом» следует понимать «не как однократное событие, а как событие, которое повторяется в христианской жизни вновь и вновь» (с. 782 [в русском издании с. 883. – Примеч. пер.]), вряд ли он выводит это из настоящего времени в Еф. 5:18, которое предполагает, что «исполнение Святым Духом» у Павла главным образом означает не событие, или даже ряд событий, но продолжающееся действие в жизни общины. Возможно, комментарии Грудема возникли благодаря различным текстам из Деяний апостолов (на которых он действительно основывает свое последнее утверждение). Но представляется сомнительным, чтобы незнакомый с книгой Деяний читатель мог бы понять Еф. 5:18 таким образом.
16 См. также Еф. 4:3, где верующие призваны сохранять единство Духа, которое уже имеют, а не стремиться к чему-либо, чего им ещё следует достичь.
17 См. G. D. Fee, God‘s Empowering Presence: The Holy Spirit in the Letters of Paul (Peabody: Hendrickson, 1994) 721-722; Green, I Believe 189-190.
18 Это слабый момент в книге Б. Грэма (B. Graham, The Holy Spirit (Waco: Word, 1978) 140-159), где он говорит почти исключительно об индивидуальном исполнении Святым Духом.
19 См:. F. W. Horn в ABD 3.276; R. Schnackenburg, «Christus, Geist und Gemeinde (Eph 4:1-16),» Christ and Spirit in the New Testament (ed. B. Lindars and S. S. Smalley; Cambridge: Cambridge University, 1973) 279-296. См. также C. Anderson, «Rethinking ‘Be Filled with the Spirit.’ Ephesians 5:18 and the Purpose of Ephesians,» Evangelical Journal 7 (1989) 57-67, который указывает, что замечания об «исполнении» в Послании к ефесянам обычно относятся к делам Божьим во Христе (см. 1:10, 22-23; 3:19; 4:10, 13). Поэтому «исполнение Духом относится к силе Духа, распределяющей наше время и возможности в соответствии с Божьим планом и целью, которая состоит в подчинении всего существующего Христу » (с. 64). См. также E. D. Roels, God‘s Mission: The Epistle to the Ephesians in Mission Perspective (Franeker: T. Wever, 1962); A. J. Köstenberger, «The Mystery of Christ and the Church: Head and Body, ‘One Flesh,’» Trinity Journal 12 (1991) 79-94.
20 См. P. T. O’Brien, «The Church as a Heavenly and Eschatological Entity,» The Church in the Bible and the World (ed. D. A. Carson; Grand Rapids: Baker, 1987) 98-105; см. также R. J. McKelvey, The New Temple: The Church in the New Testament (Oxford: Oxford University, 1969); R. Y. K. Fung, «Some Pauline Pictures of the Church,» EvQ 53 (1981) 89-107.
21 В 1 Кор. 3:16 сказано, что Дух «живёт» в Божьем народе; в 6:19-20 написано, что Дух обитает «в» народе Божьем, Дух, Которого они получили от Бога (следует отметить также ряд ВЗ текстов, относящихся к обязательствам Бога перед народом завета у Исайи, Иеремии и Иезекииля; см. 1 Кор. 12:13). Фразы «находится в», «живёт в» и «обитает», очевидно, являются близкими синонимами к «исполнению Духом». См. Иоан. 14:17; Рим. 5:5 (см. 2 Кор. 1:22; 5:5); 1 Кор. 3:16.
22 См. 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15. См. также Откр. 21:22 где Иоанн, созерцая новое Божье творение, не видит там Храма.
23 См. TDNT 6.291.
24 Очевидно, что именно эти места сильно похожи на ВЗ упоминания о «схождении», «овладении» или «исполнении» человека Святым Духом для изречения им определённого пророчества или исполнения определённой задачи или служения. См. TDNT 6.130, где упоминается, что Лука в 1 главе продолжает ВЗ направление, ссылаясь также на Чис. 11:25-29; Ис. 59:21; 61:1. См. также дискуссию о ВЗ фоне выше.
25 Delling, TDNT 6.130.
26 Разница между крещением и исполнением Святым Духом не может быть здесь рассмотрена детально. См. J. D. G. Dunn, Baptism in the Holy Spirit (SBT 2/15; London: SCM, 1970); Jesus and the Spirit (London: SCM, 1975); J. R. W. Stott, Baptism and Fullness (2d ed.; London: InterVarsity, 1975); Green, I Believe 149-194.
27 В свете современного учения о так называемом «втором благословении», то есть, об очищении от греха и посвящении себя Господу для служения, различение терминов «крещение» и «исполнение» действительно важно. Примечательно, что значение фразы «крестить» Святым Духом в шести местах, где она встречается в НЗ: там она связана в первую очередь с главным моментом в истории искупления (употребление в 1 Кор. 12:13 — частично исключение). Как кажется, «крещение» Духом Святым метафорически говорит о начале спасения, тогда как «исполнение» Духом фокусируется на наделении силой безотносительно к тому, в какой момент христианской жизни это происходит. Таким образом, видно, что в библейской терминологии «крещение» Духом происходит лишь однажды, при начале христианской жизни (когда человек возрождается, переживает духовное рождение), но тот же самый человек может быть «исполнен» Духом (т.е. наделен силой для служения) много раз. Более того, вся церковь и каждый член этой церкви должны быть постоянно исполнены Святым Духом. В дальнейшем обсуждении вопрос, должен ли верующий просить об исполнении Духом, будет рассмотрен в связи с вопросом, учит ли Писание, что верующие должны просить Бога исполнить их Святым Духом, чтобы Он наделил их силой для служения. Далее будет задан вопрос, связано ли в Писании такое исполнение с отказом «плотских» христиан от неполноценной христианской жизни через полное посвящение жизни Богу, что характерно как для богословия «второго благословения», так и для упомянутой выше популярной брошюры. О богословии «второго благословения» см. D. A. Carson, Showing the Spirit (Grand Rapids: Baker, 1987) 158-160.
* В греческом тексте в этих стихах стоит не глагол или причастие, как в рассмотренных выше, а прилагательное. Хотя для перевода на русский язык обычно используется причастие «исполненный», перевод Кассиана предлагает вариант «полный». — Примеч. ред.
28 Утверждение в Лук. 11:13 («Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него») — на самом деле не исключение, так как это просьба о Святом Духе, а не об исполнении Святым Духом (против: Green, I Believe 186). Некоторые могут сослаться на Деян. 4:31, где верующие исполняются Святого Духа после молитвы, но там не говорится, что в своей молитве они просили об исполнении Духом.
29 См. особенно G. D. Fee, The First Epistle to the Corinthians (NICNT; Grand Rapids: Eerdmans, 1987) 121-128, особенно с. 128.
30 Библейское богословское представление об освящении см. D. Peterson, Possessed by God (Grand Rapids: Eerdmans, 1995).
"