А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим
Книга пророка Исаии 66:2
Всем известно, что ничего не боятся только глупые и пьяные. Страх – неотъемлемая часть нашей жизни, однако страх страху рознь. Библия многократно призывает людей бояться Бога. Это страх благотворный, созидающий здоровую личность. Другое дело – страх перед людьми. Для того чтобы оказаться объектом его разрушительного действия, не нужно даже репрессий и Гулага. Достаточно увлечься просто погоней за имиджем. Другими словами, речь идет о нашем стремлении привлечь к себе внимание. Мы говорим, хотя необязательно вслух и необязательно словами, чаще поведением, манерами, внешним видом, интересами и намеками о том, как мы красивы или привлекательны, как мы общительны и интересны, как мы активны и эффективны, как мы оригинальны и ярки, как мы умны и смекалисты и, в итоге, как и чем мы превосходим других.
Заметьте, еще не прозвучало ни одного слова осуждения в адрес этого всеобщего человеческого стремления. Однако одно наблюдение все-таки не оставляет меня в покое. На похоронах, которые случаются с завидной регулярностью, близкие и друзья, вспоминая об ушедшем к Господу верующем человеке, обычно говорят о том, что считают самым важным в его жизни и характере. А это, в свою очередь, наталкивает на мысль о том, что на самом деле памятно перед Богом. О том, что ценит Бог, мы прочитаем с вами сегодня из последней главы Книги пророка Исаии: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Посреди размышления о подлинном поклонении, храме и жертвах пророк Исаия упоминает нечто чрезвычайно важное – то, что ценит в людях Сам Бог.
В итоге наше желание обрести значимость конкурирует со стремлением к подлинным Божьим ценностям. И я готов утверждать, что у многих людей, исповедующих христианскую веру, есть нешуточная духовная проблема: истинные ценности проигрывают в борьбе с честолюбием. Размышляя над словами пророка Исаии, мы сделаем три наблюдения о конкурирующих стремлениях и подлинной ценности человека, которые можно свести к трем простым словам – внимание, величие и видимость.
Первое наблюдение, которое вытекает из прочитанного нами стиха, заставляет нас задуматься, в чьих глазах мы хотим выглядеть привлекательно: в глазах людей или Бога? По сути, мы привлекаем внимание либо людей, либо Бога. Эта дилемма заставляет нас проверить, куда направлен вектор нашей жизни и каков наш доминирующий интерес. «А вот на кого Я призрю», – говорит Господь, престол Которого – небеса и подножие ног Которого – земля! А мы в глубине души помышляем: «Это, конечно, все очень важно, но… как на меня посмотрят друзья, как на меня посмотрит баба Клава или дядя Вася?» Нам неприятно осознавать, что зачастую выбор делается между мнением Бога и мнением людей о нас, но от этого никуда не денешься.
Итак, кому вы хотите понравиться? О чем вы больше беспокоитесь: как вы будете выглядеть перед людьми или перед Богом? Попробуйте дать честный ответ на вопрос, однажды записанный пророком Малахией: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал. 1:6). Для кого вы наряжаетесь перед зеркалом? Для кого вы приправляете свою речь... шутками и прибаутками? Для кого вы решаетесь на отчаянные поступки? Для кого вы умничаете? Кому посвящено то, что вы делаете? Напомню о вариантах, их немного – люди или Бог!
Поверьте, наш выбор того, кому мы хотим понравиться, определяет и средства, которыми мы этого достигаем. Об этом – второе наблюдение: мы ищем величия либо в смирении, либо в гордыне. Это наблюдение побуждает нас вновь взвесить свои стремления и оценить, кому и что мы усиленно пытаемся доказать. «А вот на кого Я призрю», – акцентирует внимание Господь, – «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». А из глубины нашей души рвутся возражения: «Смирение? Сокрушение? Страх Божий? Это не интересно. Это не привлекательно. Это не выгодно. За это уважать не будут!» Нам трудно признать этот факт, но нам приходится выбирать между смирением и гордостью, а третьего не дано. Если только мы не боремся за смирение, любое, даже доброе наше стремление греховная природа употребит на службу гордыне.
Итак, в чем ищете величия вы? К чему вы больше стремитесь – к смирению или к «респекту» в глазах людей? Люди мира сего ищут превосходства, но Иисус Христос предупреждает Своих: «но между вами да не будет так» (Матф. 20:26). Люди мира сего стремятся к материальным благам, но Господь отвечает: «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15). Люди мира сего находят удовольствие в нечистоте, а Бог напоминает вам, что подобные вещи «не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3-4). Вот почему все то, что пытается нам навязать современное мировоззрение через мирскую культуру и моду, продукцию шоу-бизнеса, просто несовместимо с христианским образом жизни. «Проницательный» читатель Библии должен заметить, к примеру, что мы спасаемся и освящаемся не сомнительными шутками «Нашей Раши» или «Комеди Клаба», над которыми смеется вся страна, а юродством проповеди, над которой они насмехаются (ср. 1 Кор. 1:21). Поэтому подумайте: к чему же вы стремитесь? Что наполняет вашу жизнь? Чем вы готовы пожертвовать, чтобы выглядеть «крутыми» в глазах мира? В чем вы ищете своего величия? Напомню, выбор невелик: смирение или гордыня.
Поверьте, то, в чем мы ищем величия, непременно влияет на то внешнее впечатление, которое мы производим. Третье наблюдение можно сформулировать так: мы стремимся либо производить внешнее впечатление на окружающих, либо достигать внутреннего роста. Оно напрямую касается нашего образа жизни, нашей значимости и помогает оценить нашу духовную жизнь, побуждая задуматься над тем, что она представляет собой: некую видимость, что-то внешнее, фарс и ничего более? Когда пророчествовал Исаия, он созерцал храм, жертвы и прочие внешние признаки. Однако Господь говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Бога интересует наше внутреннее состояние, то есть смирение, сокрушение и страх Божий в противоположность напускной важности, значимости и дерзости. Небесного Отца волнует состояние нашего сердца а не те благополучные маски, которые мы на себя нацепили. Его заботит наша тайная жизнь, когда мы оказываемся одни, в противоположность публичной деланой праведности. И хотя мы знаем об этом, наше греховное «я» протестует: «Внутреннее? Тайное? Личное? Только не туда, не надо этого касаться, Господи!» Как бы ни так! Именно туда, именно этого и надо касаться! «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10). Только лишь видимость Бога не интересует.
Итак, в чем заключается ваш поиск значимости? Если только в создании видимости духовного благополучия, тогда вспомните слова Господа: «Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Конечно же, то, что у вас на сердце, обязательно проявится и на лице, но на людях можно изобразить и более благочестивую физиономию, чем есть в действительности. Поэтомуименно туда – вовнутрь! Там, в вашей тайной, личной жизни открывается, кто вы есть – человек молитвы или человек телеэкрана, человек служения или человек дивана, человек страха Божьего или человек похоти, человек искренней любви к Господу или человек лицемерия! Туда, туда – вовнутрь! Там должно быть то, что ценит Бог и что имеет значимость в Его глазах! Кто же вы перед всепроникающим взглядом Бога? Вариантов немного: тот, кто обладает только видимостью, внешней оболочкой с пустотой внутри, либо тот, кто имеет внутренний, подлинный страх перед Богом!
Слова пророка Исаии помогают нам сделать три наблюдения о внимании, величии и видимости и прийти к одному чрезвычайно важному выводу: Бог обращает особое внимание на сердце человека. Господа интересует не просто видимость благочестия или некая религиозность, но наличие страха Божьего, который может избавить нас от пустой погони за значимостью в глазах людей и придать нам подлинную значимость, ценную в глазах Бога. Другими словами, страх Божий ведет нас к настоящему величию, которое заключается в смирении, сокрушении и послушании Богу.
Во-первых, страх Божий заключается в смирении, то есть, в готовности расстаться с притязаниями на духовную состоятельность: «А вот на кого Я призрю: на смиренного» (Ис. 66:2). Тому же учил и Иисус Христос: «Блаженны нищие духом» (Матф. 5:3). Смирение, в свою очередь, призывает нас отказаться от самоправедности, перестать считать свои духовные заслуги, думать о себе высоко, ставить себя выше других и, признав духовную немощь, слабость, уязвимость, отказаться от внешней, искусственной, показной значимости ради подлинной значимости в глазах Бога.
Во-вторых, страх Божий подразумевает сокрушение, то есть, готовность плакать о своих грехах: «А вот на кого Я призрю: на… сокрушенного духом» (Ис. 66:2). О том же говорил и Господь Иисус: «Блаженны плачущие» (Матф. 5:4). Такое сокрушение побуждает нас не держаться за грех, но противостоять ему, быть людьми молитвы, а не праздности, жить жизнью покаяния перед Богом. В итоге, тот, кто умеет плакать перед Богом о своих грехах, умеет больше других радоваться в Господе, имея с Ним мир.
В-третьих,страх Божий проявляется в послушании, то есть, в готовности подчиняться Божьему Слову:«А вот на кого Я призрю: …на трепещущего перед словом Моим» (Ис. 66:2). То же самое имел в виду и Христос, когда учил: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Матф. 5:6). Послушание же Богу должно проявляться в стремлении проводить время в общении с Богом, быть чувствительным к обличению Святого Духа, искать пути воплощения в жизнь библейских истин.
Итак, страх Божий – это глубокое почтение к Богу, которое выражается в способности ходить перед Богом, а не перед людьми. Другими словами, это стремление почитать Бога, а не дерзить Ему, служить Ему, а не пренебрегать Им, смиряться перед Ним, а не гордиться, всегда исповедовать свой грех перед Господом, но не оправдываться, отдавать предпочтение Божьему мнению, а не своему, жить по Писанию, а не по своим правилам, искать счастья в Боге, а не в чем-то еще.
Имидж. Значимость. Ценность. Это, в общем-то, неплохие слова, однако нам приходится выбирать: стремиться быть привлекательными в глазах Бога или людей, искать величия в смирении или гордыне, стремиться создавать видимость духовного благополучия или достигать его в действительности. Смирение. Сокрушение. Послушание. Вы готовы к непопулярности? Пророк Исаия предупреждает о ней: «Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его: ваши братья, ненавидящие вас за имя Мое, говорят: “Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше”. Но они будут постыжены» (Ис. 66:5). Они, а не вы! Таков мир, в котором мы живем: благосклонность в очах Господа приобретается ценой непопулярности в глазах мира. Это путь Христа! Это путь креста! «Иисус, дабы освятить людей Кровью Своей, пострадал вне врат», – напоминает автор послания к Евреям, но не заканчивает на этом, а призывает: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:12-13).