У каждого из нас есть сердце, которое не может долгое время быть пустым. Все мы стремимся наполнить его чем-то. Проблема заключается только в том, что мы туда помещаем. И уж поверьте, лукавое человеческое сердце, нисколько не приученное к серьезным размышлениям, будет постоянно стремиться к легкоусвояемой похлебке мирских развлечений.
Не сомневайтесь, мир с радостью доставит нам наш заказ, подав его в самой привлекательной упаковке. Вся индустрия развлечений работает, как огромный муравейник, чтобы не было такого мгновения в нашей жизни – ни днем, ни ночью, – когда нам будет нечем заполнить наш разум, наше сердце. Один только Голливуд «пашет», как папа Карло, чтобы веселить наш взор яркими образами и кормить наше сердце разнообразными идеями. Производители компьютерных игр всегда готовы погрузить нас в нереальный мир на любой вкус и цвет. Спортивная карусель запущена таким образом, чтобы постоянно подогревать наш интерес и эмоциональный настрой. Магазины становятся крупнее, ряды многочисленнее, прилавки длиннее, добра, привлекающего глаз, все прибавляется и прибавляется. Наконец, спасибо, добрый дедушка Интернет, ты принес все эти подарки вместе взятые прямо к нам домой! Итак, этот мир старается по полной программе, чтобы заполнить наше сердце, чтобы мы всегда имели под рукой все то, что, как он считает, нам нужно.
Присмотритесь, как ловко сплетены эти сети. Оцените, как сильно мы в них запутались. Часы за часами уходят на то, чтобы гоняться за развлечениями, чтобы все больше и больше порабощать наше сердце суете. Однако Библия устами пророка Исаии ясно свидетельствует, что Бог провозглашает суд для тех, кто предпочитает развлечение размышлению: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5:11–12).
Таков обмен: развлечение вместо размышления. Задумайтесь, насколько серьезен и насколько распространен этот диагноз. К сожалению, размышление о Боге и Его делах – это забытая даже христианами дисциплина. Похоже, Бог нередко проигрывает конкуренцию за наше сердце, ведь мы предпочитаем заполнять его чем-то другим. Мы даже чувствуем себя как-то неловко, когда говорим об этой конкуренции. Мы ощущаем чувство неуместности, когда речь заходит о Боге в нашей суете, в нашем быту, в нашей погоне за развлечениями. Древние справедливо заметили: «То, что мы любим, пленяет нас». Итак, внимание, вопрос на миллион: так что же мы любим?! Размышление или развлечения? Бога или самих себя? Вы понимаете, чем опасна любовь к развлечениям? Погоня за развлечением выпячивает человека и скрывает Бога. Чтобы убедиться в этом, мы можем провести два теста для проверки сущности погони за развлечением. Когда мы ищем развлечений, нам очень полезно спрашивать себя, чему мы посвящаем наше время и от чего мы отвлекаемся.
Чему посвящено наше время?
Наше сердце не может надолго оставаться пустым, но заполнение сердца требует затраты определенного времени. Развлечения – не исключение, они поедают время, как голодная саранча. Вспомните слова пророка, он указывает на два стремления людей, посвящающих время поиску развлечений. Во-первых, это стремление к постоянному наслаждению. Есть же что-то, что мы любим больше сна и что заставляет нас вставать пораньше. Именно об этом говорит Исаия, буквально заявляя: «Горе встающим рано утром, которые ищут сикеры», то есть крепкого алкогольного напитка. Это похоже на то, как дети ожидают какого-нибудь праздника или поездки: в такие дни они готовы вскочить исключительно рано. Есть, к примеру, рыбаки, встающие в немыслимую рань, чтобы провести время за любимым делом: обычно тщетными попытками поймать что-нибудь крупненькое. Есть же что-то, что не дает нам лечь спать пораньше и что привлекает нас больше сна. Пророк продолжает: «Горе… задерживающимся в сумерках, пока вино не разгорячит их». Синий свет в окнах – очень частое явление! Только выгляните ночью на улицу, и вы легко в этом убедитесь. Вот так и иудеи времен пророка Исаии с утра до ночи, можно сказать, в круглосуточном режиме искали чувственных наслаждений. Но что особенно важно отметить, так это время, которое уходило на это.
Во-вторых, пророк Исаия указывает на стремление к постоянному увеселению. Согласно его описанию, «их пиршества – цитра и гусли, тамбурин и свирель, и вино». Пророк подчеркивает непрекращающееся веселье и особенно вино, характерное для вечеринок древних евреев. В этой фразе перечислены основные типы музыкальных инструментов – струнные, ударные, духовые… и вино, которое веселит сердце, даже если музыка получается позорной. Веселье. Приколы. Шутки. В итоге, голос совести утоплен в общем мутном потоке. И не забудем о времени, ибо веселье отнимает его. Хотя, конечно, многие могут посчитать, что первый тест достаточно прост, его нетрудно пройти: ну, подумаешь, час, два или три ушло на веселье! Разве это много? Однако есть и второй тест, который намного серьезней.
Чему не посвящено наше время?
Пророк Исаия весьма прямолинеен, Его мысль ясна, как день: чувственные развлечения убивают духовную чувствительность. Другими словами, развлечения в действительности конкурируют с размышлениями: «А на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют».
Здесь важно сделать несколько наблюдений. Во-первых, что касается времени, пророк описывает рассматривание, подразумевающее размышление («взирают… помышляют…»), то есть процесс, который тоже требует времени. Речь идет не о жиденькой похлебке интересных новостей, которую можно проглотить на ходу и не поперхнуться, а о твердой пище размышлений о Боге – о том, что требует пережевывания и паузы для осмысления и применения. Во-вторых, пророк говорит о человеке, изображая связь между глазами (органами чувств) и мозгами (разумом, или сердцем). Ведь как развлечения захватывают всю личность человека, так и размышления о Боге требуют посвящения этому делу всего человека. В-третьих, нельзя не заметить, что пророк сокрушается, что без внимания остается Сам Бог. А ведь предмет размышлений настолько глубок и высок, что действительно требует посвященности. Его дела – Его благословения и суды – достойны нашего времени, посвящения и размышления.
Основная мысль пророка чрезвычайно проста: погоня за развлечениями опасна тем, что она концентрирует наш взгляд на себе и отвлекает нас от размышлений о Боге. Она заполняет наше сердце временным и вытесняет из него вечное. Иначе говоря, погоня за развлечениями выпячивает человека и скрывает Бога. Эта мысль побуждает нас задуматься о сердце, ведь развлечения и размышления – это конкуренты за наше сердце. Что же будет наполнять его? Что возьмет над ним контроль? Перед нами постоянный выбор: или жизнь подчинения Богу, или жизнь подчинения чувственным удовольствиям.
С одной стороны, вся индустрия развлечений направлена на то, чтобы возвеличить человеческое «Я». Она помогает нам убежать от реальности, она погружает нас в нереальный мир, где человек находится в центре Вселенной, в мир, где наше «Я» будет в самом центре. Нам показывают картины и образы, с которыми мы ассоциируем себя, которым мы сопереживаем, и которые мы одобряем или осуждаем. Мы испытываем весь спектр человеческих эмоций. Мы оказываемся способными побывать там, где никогда не сможем быть в реальности, и пережить то, что никогда не сможем перенести на самом деле. Мы начинаем ощущать себя кем-то и чем-то. Ведь все, на что направлено развлечение (будь то фильмы, музыка или спорт), – это мы, чтобы нам угодить, чтобы нас ублажить, чтобы наше пустое сердце на время заполнилось суррогатами, чтобы мы получили удовольствие и почувствовали себя значимыми! Неудивительно, что развлечения нравятся нашей плоти: нас влечет экран, мы с удовольствием сидим за компьютером, нас затягивают соревнования. Мы поглощены человеческими успехами и достоинствами. Признаемся честно: наше сердце любит чувственные развлечения. Но какова цена?! Мы теряем духовную чувствительность.
С другой стороны, мы так склонны забывать о Боге! Нам нужно бороться с собой, чтобы отвести взор от себя и устремить его на Бога. Разве не удивительно, что нам сложно считать себя нищими духом, нуждающимися в Боге?! Трудно заставить себя размышлять о великом, святом, любящем Боге. Нам тяжело брать в руки Библию и молиться. Нам приходится отчаянно бороться с собой.
К сожалению, слишком часто мы неверно представляем себе Библию, прежде всего, как книгу запретов. Но это не так. Священное Писание – это, прежде всего, книга прямых повелений! Она не запрещает веселье и развлечения как таковые, но она повелевает:
Именно по этой причине апостол Павел принял решение все свои преимущества ради Христа почесть за сор: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Флп. 3:7–8) Он понимал, что за наше сердце идет борьба не на жизнь, а на смерть. Вот почему он смело призывает: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).
Поверьте, легко быть пустозвонами, которые строят из себя что-то, веселятся, юморят и привлекают внимание к себе, но являются духовными калеками, неспособными мыслить о Боге. Поэтому нам нужно постоянно проверять свое сердце, оценивая, в чем оно по-настоящему нуждается. Речь идет не о том, чтобы запрещать то, чего Библия не запрещает, но о постоянном стремлении любить Господа все больше и больше!
О, если бы мы размышляли о Боге и понимали, перед Кем мы ходим, то вопияли бы день и ночь о том же. Мы бы понимали, что Бог провозглашает суд для тех, кто предпочитает развлечение размышлению. Мы бы трепетали от осознания того, что погоня за развлечением в действительности выпячивает человека и скрывает Бога, а явление Божьей справедливости смиряет человека и возвеличивает Бога. Мы бы стояли перед Богом в полной нищете, с опущенными глазами, на коленях и молили бы об очищении, о святости, о явлении Божьей славы в нашей жизни.
Слава Богу, Он слышит наши молитвы. Святой и великий Господь некогда явился во плоти. И это не просто красивая история, это истина, которую мы не сможем постичь, даже если будем размышлять о ней годами. Человек Христос Иисус занял наше место на кресте, испытал на Себе всю тяжесть Божьего гнева, умер и воскрес. Христос приобрел нас дорогой ценой, Он искупил нас из рабства, но Он купил нас для Себя! Ему принадлежит наша жизнь, наше время.