Изучая историю церкви, можно увидеть множество замечательных проповедников. Чарльз Сперджен, Джонатан Эдвардвс, Жан Кальвин. Все они являются объектами подражания для современных служителей Слова. Но в период до реформации самым ярким светилом служения проповеди был конечно же Иоанн Златоуст. Он по праву считается одним из лучших проповедников за всю историю церкви. Им и его служением восхищаются православные, католики и протестанты до сих пор.
Но что в нем было такого, что его проповеди оценивали и оценивают столь высоко? Почему на его проповеди приходили толпы народа как в Антиохии, так и Константинополе? Цель данной работы в том, чтобы выяснить причину проповеднического феномена Иоанна прозванного Златоустом. Для того, чтобы понять в чем секрет Иоанна, нам необходимо провести анализ в двух плоскостях. Во-первых, нам нужно исследовать его биографию. Во-вторых, нам необходимо проанализировать его проповеди и беседы, которые остались у нас в письменном виде. Это даст нам комплексное понимание успеха Златоуста как проповедника.
Данное исследование будет весьма полезно для начинающих и действующих проповедников и пасторов. Ведь если служителям Слова и равняться на кого-то кроме Христа и апостолов, то конечно же на данного деятеля церкви. Исследуя жизнь и служение великих проповедников прошлого, мы получаем бесценный опыт из сокровищницы под названием «история церкви».
Исследовав биографию и труды этого великого служителя церкви, становится ясно, что секрет успеха Иоанна состоит не в каком-то одном компоненте. Нельзя просто сказать, что Иоанн стал великим проповедником благодаря своей харизме или умению подбирать нужные слова в нужное время. Секрет его успеха можно сравнить с красивым разноцветным нарядом, который Бог сплел из множества разных нитей Своим провидением. За его успешным проповедническим и пасторским служением кроется множество переплетенных между собой факторов и компонентов, которые мы хотя бы отчасти попытаемся «распутать».
Следует отметить две важных вещи. Во-первых, в данной работе мы не исчерпаем всех возможных причин успеха служения Иоанна. Поэтому нужно будет выбрать лишь самые главные. В данной работе их будет пять. Мы рассмотрим пять ключевых компонентов успеха Иоанна как проповедника. Во-вторых, компоненты будут отобраны на основе субъективного выбора автора данной работы.
Сегодня в российском протестантизме есть очень популярное течение. Главная его суть – образование проповеднику не требуется. Данный тренд очень негативно влияет на церкви, в частности на пасторов и проповедников. Конечно есть малообразованные проповедники, которые весьма успешны и принесли много пользы церкви. Например Сперджен не учился в семинарии (однако он прочитал книг больше, чем любой семинарист). Но такие люди являются яркими исключениями и скорее подтверждают правило: проповедник должен быть обученным. И наглядный этому пример – Иоанн Златоуст. У Иоанна нет духовного образования в том понимании, которое сегодня сформировано у нас. Однако сочетание светского и духовного обучения помогли сделать из Иоанна великого проповедника.
Мать Иоанна увидела у сына склонность к ораторскому искусству и глубокомыслию и решила развить эти таланты. Семинарий и преподавателей гомилетики и логики, в чистом виде, не было. Чтобы развивать данные таланты, нужно было учиться у языческих учителей. Мать нашла для него таковых. Развивать ораторские способности ему помогал язычник-софист Ливаний. Красноречию у него учился даже сам Василий Великий. Иоанн был лучшим учеником у этого мастера красноречия. Старому язычнику было очень обидно, что столь выдающийся ученик выбрал христианство, но ничего поделать он с этим не мог. А глубокомыслию он учился у философа Андрогафия. Это был так же прославленный в Антиохии учитель.
Затем, так же, как и многие одаренные молодые люди того времени, он стал адвокатом. Там он активно развивал свои ораторские навыки. Это принесло ему славу и успех. Если бы он остался на этой работе, то продвинулся бы по службе и имел бы колоссальный успех.
Затем в какой-то момент Иоанн понял, что тратит свою жизнь впустую и захотел целиком посвятить себя Богу. Он решил уйти в монахи, в те времена это было очень популярным и почитаемым среди христиан делом. Однако его мать всячески отговаривала его от этой затеи. В итоге ей удалось отговорить сына, однако желание посвятить жизнь Богу у него не угасло. Он вместе со своим другом стал посещать занятия по изучению Писания. Их вели Флавиан и Диадор – антиохийские пресвитера. В 22 года над ним совершили таинство крещения. После крещения, талантливого юношу заметили и назначили на должность чтеца Писания. Теперь весьма образованный разум будущего проповедника, стал познавать Священное Писание. Вероятно, именно в это время Иоанн перенял грамматико-исторический метод толкования Писания, которым славились антиохийские отцы и который мы наблюдаем во всех проповедях и беседах Иоанна.
Удивительно наблюдать за тем, какими путями Бог вел Своего будущего служителя. Бог свел его с язычниками и безбожниками, но защитил от их влияния. При этом Он помог перенять у них те навыки, которые ему впоследствии понадобятся для служения. Затем на адвокатской службе Иоанн отточил эти навыки и лучше познакомился с темной стороной людских сердец. После этого, Бог через антиохийских отцов научил его Писаниям и правильным методам толкования. Природные таланты в сочетании с светским и духовным образованием стали одним из важных факторов успеха Иоанна Златоуста как проповедника.
С молодости Иоанн стремился угождать Богу. Как мы говорили ранее, Иоанн хотел быть монахом, однако в этом ему препятствовала мать. Когда же мать умерла, Иоанн всецело посвятил себя монашеству. Он был весьма ревностен в этом деле и даже увещевал других молодых монахов и осуждал тех, кто оставлял этот путь.
Монашеская жизнь Иоанна и его друга Василия стала настолько известна, что руководство Антиохийской церкви вознамерилось возвести их сразу в сан епископов (этот сан в те времена превышал сан диакона и пресвитера). Василий принял этот сан, но сам Иоанн не захотел заниматься этим служением и желал продолжать вести отшельнический образ жизни. Более того, чтобы избежать назначения он ушел в пустыню. Там он четыре года жил с монахами отшельниками. Затем ему и этого оказалось мало, и он стал жить в пещере в полном одиночестве. Он планировал оставаться монахом до конца жизни, но у него начались серьезные проблемы со здоровьем, вызванные его образом жизни. Поэтому он был вынужден вернуться в Антиохию.
Эта часть жизни Иоанна у одних вызывает восхищение, у других неодобрение. На взгляд автора, у Иоанна была не здравое отношение к монашеству, ведь Писание призывает жить в мире, посреди людей, а не отделяться от них. Однако эта часть жизни великого проповедника повлияла на формирования его характера, научила воздержанию, контролю и довольству в любых ситуациях. Это было очень полезно для него, если учесть что он был родился в достаточно богатой семье и привык жить в достатке и комфортных условиях. Пустыня стала хорошей школой благочестия для будущего служителя. Но ему предстояла школа куда более сложная – жить среди людей.
По возвращению ему предложили сан диакона. Это было не самая привлекательная должность по двум причинам. Первая, до этого он мог стать сразу епископом. Вторая, она не была связана с учением, а с практической помощью людям. Это не соответствовало талантам Иоанна и его любви к отшельничеству. Однако он смиренно принял её. На тот момент ему было около 33 лет. Он исполнял диаконское служение 6 лет. «Первое серебро, которое он отдал бедным, было его собственное, и с этого времени до самой смерти он ничего не называл своим и все, что имел, считал принадлежностью бедных». Затем в 39 лет его назначали на учительскую должность пресвитера. И к этому времени он имел непорочную репутацию отшельника (что в то время считалось духовным подвигом) и что более важно репутацию добродетеля.
Его проповеди были так привлекательны не только из его ораторского мастерства. Важной составляющей феномена Иоанна Златоуста были не только его золотые уста, но и золотая, благочестивая жизнь. Конечно в его биографии явно видна нездоровая тяга к отшельничеству, но Бог своим провидением направил его благочестивые потуги в нужное русло. В итоге мы имеем образованного служителя с хорошей репутацией. Более того, как пишет историк Ф. Шафф: «ни один из восточных отцов церкви не обладал столь безупречной репутацией…» - вот в чем один из секретов успеха Иоанна как проповедника.
В 39 лет Иоанн начал свою проповедническое служение. Сначала в Антиохии, затем его тайно перевезли в Константинополь под покровом ночи, потому что его паства никогда бы не отдала бы любимого проповедника среди белого дня. Ранее мы рассматривали факторы, которые во многом определили его проповеднический путь, но не были напрямую связаны с кафедрой. Сейчас же мы посмотрим на качества Иоанна относящиеся напрямую к его проповедям.
Иоанн не проповедовал свою мудрость. Хотя в молодости он учился у тех, кто могли привить ему это. Однако с Божьей помощью он перенял у них ораторское мастерство и умение глубоко мыслить, но содержание своих мыслей и речей он черпал из Священной Книги.
Подавляющее большинство проповедей Иоанна – это проповеди на конкретные отрывки Писания. Иногда это могли быть небольшие фрагменты текста. Например, беседа на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу» (Рим.8:28) или проповедь на слова: «И не сим только, но хвалимся и скорбями». Иногда это могли быть проповеди на библейские истории. Например, «три беседы о Давиде и Сауле» или «две беседы о предательстве Иуды».
Но куда более чаще это была последовательная проповедь целой библейской книги стих за стихом, что было не свойственно проповедникам того времени. За свою жизнь Иоанн произнес проповеди и беседы на Евангелие от Матфея, Деяния Апостолов, Послания Павла к Римлянам, первое и второе Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филипийцам, Колосянам, первое и второе Фессалоникийцам, первое и второе Тимофею, Титу, Филимону и послание к Евреям. Не каждый современный проповедующий пастор может сказать, что за годы своего служения сказал проповеди почти на все книги Нового Завета. Среди же современников Иоанна подобных ему не было вовсе.
Конечно же у него встречалось то, что мы сегодня называем тематическими проповедями, но редко, когда того требовал случай. Но и тогда наполнение таких проповедей было из Писания.
Особо следует заметить, что он был один из немногих знаменитых деятелей периода до реформации, который использовал грамматико-исторический метод толкования Писания. В этом заслуга конечно же Божьего проведения. Ведь Господь провиденциально поместил его в Антиохию, где отцы церкви следовали такому методу изучения Писания. Поэтому златоголосый проповедник стремился найти авторский замысел текста и применить его к людям, а не искать таинственные субъективные значения. Именно поэтому его проповедь обладала такой властью и остротой, которые не достигнуть ни одним приемом риторики.
Важно заметить, что это не был точный граматико-исторический метод в современно понимании и абсолютно в каждом стихе. У него можно найти то, что сегодня назвали бы аллигоризацией. Однако для своего времени это был весьма здравый герменевтический подход, который все же выделялся на фоне современников. Его проповеди были наполнены и пропитаны Словом. Поэтому та популярность и так власть с которой он говорил не удивительны.
Как было сказано выше, Иоанн учился у знаменитого оратора Антиохии и был одним из лучших его учеников. Соединив это с природным даром оратора и опытом работы в адвокатуре, мы получим непревзойденного оратора ранней церкви. Именно таковым и являлся Иоанн.
К сожалению, у нас нет аудио- или видеозаписей проповедей златоголосого проповедника. Наверняка мы могли бы услышать, как он мастерски владеет своим голосом, делает эмоциональные акценты на важных мыслях и великолепно меняет темп речи, не забывая где необходимо переходить на шёпот, а где нужно кричать во всё горло. Но мы не сможем насладиться этим и изучить. Однако мы можем изучить рукописи его проповедей и сделать некоторые выводы о нем, как об ораторе.
Во-первых, Иоанн никогда не читал свой конспект. Он всегда произносил проповеди наизусть. Эта была редкость в те времена. Такая манера подачи информации позволяла ему всегда смотреть в глаза людей и иметь близкий контакт с аудиторией.
Во-вторых, его язык был простым и доступным, хотя и возвышенным, а местами даже пафосным. Он был понятен даже самым простым и необразованным людям. Но при этом не менее глубоким. Очень часто проповеди и книги многих деятелей прошлого очень сложно воспринимать современным читателям. Но его записанные проповеди остались доступными для понимания и не потеряли свою актуальности даже пройдя сквозь века.
В-третьих, он постоянно использовал метафоры, сравнения и иллюстрации. Ими наполнены проповеди Иоанна. Многие проповедники и преподаватели гомилетики сравнивают иллюстрации в проповеди с окнами в доме. Если использовать эту аналогию, то проповеди Иоанна — это дом с панорамной крышей. Причем это не иллюстрации из далеких времен, а то, что было знакомо каждому жителю Антиохии или Константинополя.
В-четвертых, хотя он проповедовал Писание, его проповеди были неразрывно связаны с применением здесь и сейчас. Причем это применение было не надуманным, когда слушатели едва находят связь с текстом, а достаточно прямым и ясным. Он мог проповедовать на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу», но применения у него было больше, чем у современного проповедника, проповедующего на всю шестнадцатую главу Римлянам.
В-пятых, он использовал самые различные приемы ораторского мастерства. При чтении его проповедей ясно видно, что его уроки ораторского мастерства в молодые годы не прошли даром. Он использует параллельные конструкции, запоминающиеся сравнения, запоминающиеся обороты речи и многие другие ораторские приемы, которым можно было бы посвятить отдельное исследование.
Итак, Иоанн еще с молодых лет имел в себе ораторский талант и этот талант всячески развивал. Когда же он стал служителем Божьим, то применял этот талант по назначению. Он был не просто хорошим экзегетом и мыслителем. Он еще мог это все подать таким образом, чтобы его слушали несколько тысяч человек с «открытым ртом». Он сочетал в себе две ключевых составляющие великого проповедника: экзегетическую и гомилетическую.
Но неужели среди современников Иоанна не было таких же прекрасных ораторов? Конечно же были. Но лишь у немногих была смелость обличать грех, а не просто ласкать слух. Речи Иоанна были не просто красивыми, они смело и остро проникали в души. Он не боялся обличать людские пороки. Его «меч» беспощадно разил мужчин и женщин, бедных и богатых, мирян и священство. Он поступал так сам и наставлял в этом других проповедников.
Работа в адвокатуре окунула его в людское испорченное общество со всеми его грехами и пороками. Эта работа была хорошим уроком по антропологии и гамартиологии для будущего проповедника. Если мы прибавим к этому приверженность к Писанию и глубокомыслие, то получиться по-хорошему «страшный» проповедник, чей «клинок» Слова был наточен до предела и разил в самое сердце.
Особенно наглядно это было видно в Константинополе, куда его позвал на должность епископа сам император. Увидев, как в Константинополе живет духовенство, он начал бескомпромиссно обличать их пороки. У священнослужителей, давших обет безбрачия проживали дома женщины, которых они называли «духовными сестрами». Так же высшее духовенство купалось в роскоши. Все это Иоанн незамедлительно требовал исправить: «духовных сестер» переселить, а роскошь продать и раздать бедным.
Так же Иоанн не боялся обличать народ. Однажды большая часть народа оставила собрание и пошла вместо этого смотреть скачки. Когда народ снова вернулся в церковь, он посвятил их поступку целую проповедь. Вот небольшая выдержка из неё:
…в тот день, когда надлежало поститься, славословить и воссылать благодарственные молитвы за благодеяния для вселенной к Совершившему их, – тогда ты, оствив церковь и жертву духовную, и собрание братий, и забыв святость поста, плененный диаволом, повлекся на то зрелище. Можно ли это стерпеть, можно ли это снести?
Иоанн обличал не только народ и духовенство. Даже жене императора Евдоксии не удалось скрыться от его обличительных проповедей. По началу она слушала проповеди Иоанна, и они даже обличали её, но в какой-то момент, вместо истинного раскаяния они начали вызывать ненависть. И во многом из-за неё и многих других недоброжелателей среди духовенства он отправиться в одну ссылку, а затем и в другую, в которой впоследствии и умер. Он был смелым проповедником и заплатил за это высокую цену.
Конечно проповеди Иоанна были не только обличительными. Он как настоящий духовный врач знал, когда нужно обличение, а когда нужно утешение. Например, когда он служил в Антиохии, народ по своей горячности в пылу и глупости разрушил императорские статуи. За такой бунтарский поступок, к ним должно было придти императорское войско и сравнять Антиохию с землей. Архиепископ Антиохии поехал ходатайствовать за народ перед императором и его не было много времени. Иоанн же оставался все это время в городе. Все это время он утешал, успокаивал и наставлял народ проповедями, которые в последствии стали известны нам как «беседы о статуях». Он как настоящий духовный врач знал, когда нужно было резать скальпелем, а когда дать обезболивающее.
Все эти факторы, а еще многие другие не упомянутые в данной работе составляют в совокупности причину столь великого успеха Иоанна Константинопольского. Бог провиденциально сочетал в нем все эти элементы, чтобы подготовить великого служителя, который принес много пользы Царству Божьему.
Сегодня всем проповедникам следует брать пример с Иоанна Златоуста, однако не во всем. Например, его чрезмерной тяге к отшельничеству подражать не стоит. Возможно она была вызвана определенными чертами его характера и веяниями того времени. Но мы должны признать, что она не соответствует Писанию. Так же не следует подражать некоторым элементам его богословия, например синергии в начальном этапе спасения и чрезмерном акценте на человеческих усилиях в ущерб Божьей благодати. От этого его проповеди часто могли переходить в морализаторство.
Однако его тяга к образованию, его характер который не противоречил тому, чему он учил, его приверженность Писанию, его умение подавать великие истины доступным языком и конечно же смелость, достойны подражания.
Начинающим и действующим проповедниками мы рекомендуем ознакомится с подробной биографией Иоанна и с его проповедями, беседами и толкованиями. Это принесет большую большую и обогатит их как служителей Слова.
Заключение
Итак, в данной работе мы немного заглянули за завесу успеха Иоанна. Феномен Иоанна как проповедника складывается из многих факторов, которые Бог своим провидением свел воедино в одном человеке. Благодаря своей матери он получил блестящее образование. Благодаря своему отшельничеству и диаконскому служению Бог воспитал в нем благочестивый характер и благословил блестящей репутацией. Благодаря тому, что Господь поместил его именно в Антиохию, там ему были привиты любовь к Писанию и буквальному методу толкования. Благодаря сочетанию таланта и обученности ораторскому искусству он мог ярко доносить вечные истины. Благодаря смелости, дарованной ему так же от Бога, он мог смело обличать и наставлять всех: от простолюдинов до императора. Все это вместе и многое другое сделали из него того, кем он являлся – одним из лучших проповедников ранней, а может даже и всей церкви.
БИБЛИОГРАФИЯ
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского.
СПб.: Аксион эстин, 2009.
Шафф Ф. История христианской церкви. Том III Никейское и Посленикеймкое
христианство / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2011.
Гонсалес Х. История христианства. Том I. От основания церкви до эпохи Реформации /
пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2001.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том II в двух книгах. Книга
первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1896.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том III в двух книгах. Книга
первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1897.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том IV в двух книгах. Книга
первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1898.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том IV в двух книгах. Книга
вторая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1898.
М. Лозинский. Гомилетические наставления Святителя Иоанна Златоуста // Журнал
Московской Патриархии. М., 1993. № 6.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 8,9.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 10-12.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 13-15.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 16.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 18.
Шафф Ф. История христианской церкви. Том III Никейское и Посленикеймкое христианство / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2011. С. 610.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том III в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1897. С. 156-164.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том III в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1897. С. 148-158.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том IV в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. С. 831-844.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том II в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1896. С. 408-419.
Шафф Ф. История христианской церкви. Том III Никейское и Посленикеймкое христианство / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2011. С. 613.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 21.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том III в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1897. С. 181-189.
М. Лозинский. Гомилетические наставления Святителя Иоанна Златоуста // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 6. С. 53–54.
Гонсалес Х. История христианства. Том I. От основания церкви до эпохи Реформации / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 332.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том IV в двух книгах. Книга вторая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1898. С. 561.
Лопухин А. Жизнь и труды Св. Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 59.
Иоанн Константинопольский. Полное собрание сочинений. Том II в двух книгах. Книга первая. СПб: С-Петербургская Духовная Академия, 1896. С. 5-247