Мария Тюдор, вошедшая в историю под именем «Кровавой Мэри», правила Англией шестьдесят два месяца (1553–1558). В последние три года перед& ;своей смертью она устроила жесточайшие гонения на протестантов. Хотя при восхождении на престол Мария обещала никого не принуждать следовать ее религии (а она была убежденной католичкой), одной из главных причин, побудивших ее изменить своему слову, было учение английских протестантов о причастии. Представители зарождавшейся пуританской традиции верили, что причастие – это символический акт воспоминания страданий Христа, а не повторение Его жертвы во время мессы. Они верили, что католическая догма является серьезным отступлением от библейского Евангелия, которое учит, что жертва Христа принесена однажды и навсегда и что обряд, совершаемый человеческими руками, не может быть залогом ниспослания благодати. И за эту веру они были готовы пойти на костер.
Первой жертвой гонений стал Джон Роджерс, церковнослужитель, переводчик и толкователь Библии. Он был сожжен 4 февраля 1555 г. на лондонском рынке «Смитфилд». Из тюрьмы его привели к площади, находившейся напротив церкви, в которой он нес служение. Там развели огонь, обложили Джона вязанками хвороста и подожгли. Говорят, что в ночь перед казнью он спал как младенец, так что тюремщик едва смог его разбудить. Ему предложили отречься от протестантского понимания причастия, однако он этого не сделал. По дороге к «Смитфилду» он остановился, чтобы поговорить с женой и детьми, которых не допускали к нему в камеру. Адрианна& ;Роджерс& ;стояла у костра вместе с их одиннадцатью& ;детьми (включая грудного младенца на руках). Все они поддерживали главу семейства, убеждая его до конца оставаться верным.
30 марта 1555 г. состоялась казнь Роберта Феррара. За день до этого он сказал своему другу, что если тот увидит его дергающимся и извивающимся от боли, то может отвергнуть все, что Феррар говорил о Евангелии. Когда под ним разгорелся костер, Феррар не дрогнул. До последних мгновений своей жизни он пел псалмы.
18 декабря 1555 г. был сожжен Джон Филпот. Перед казнью он поцеловал столб, к которому его должны были привязать, и произнес: «Отвергну ли я страдания на костре, зная, что мой Искупитель не отказался перенести самую страшную смерть на кресте за меня?»
Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер находился в тюрьме более двух лет. Надеясь на освобождение от страшной участи, он написал несколько отречений,& ;согласившись с католическим учением о пресуществлении, а также с главенством Папы Римского над всей Церковью. Тем не менее, королева Мария решила сделать из него показательный пример для устрашения остальных «еретиков» и настояла на смертной казни. Кранмер должен был прочитать свое последнее отречение в университетской церкви Оксфорда перед всем народом 21 марта 1556 г. Но вместо этого он отрекся от всех предыдущих отречений, признав их отступлением от Христа. Тем самым он отказался и от учения о пресуществлении, и от веры в то, что Папа Римский – наместник Христа на земле. Руку, которая подписывала прошлые отречения, Кранмер пообещал сжечь первой в наказание за отступничество. Он сдержал свое обещание: когда костер только разгорался, он опустил руку в огонь и не вынимал ее оттуда до самого конца.& ;
Перотин& ;Коухен – это имя принадлежит не проповеднику, а простой женщине. Ее обвинили в том, что она не посещала католическую церковь. Когда же судьи выяснили, что она вдобавок к этому придерживается протестантского взгляда на причастие, ее приговорили к смерти. 17 или 27 июля (точная дата вызывает споры) 1556 г. она была привязана к столбу вместе со своей матерью и сестрой, которые тоже были протестантского вероисповедания. Когда поднялись языки пламени, у Перотин начались роды – она была на 8-м месяце беременности. Один из зевак бросился к костру и спас ребенка, положив его на траве. Однако судебный пристав рассудил, что ребенок тоже виновен и подлежит сожжению. Тогда младенца бросили в костер, в котором уже горели его мама, бабушка и тетя.
Всего за три года гонений были сожжены 227 мужчин и 56 женщин.
Они были готовы отдать свою жизнь за определенное понимание Евангелия – то самое, которое они видели в Библии и считали единственной спасительной верой. Кто-то скажет: «Доктрины неважны, богословие несущественно». Они бы не согласились.& ;