Вы помните известные слова Владимира Маяковского о крохе-сыне? нам придется отредактировать это стихотворение, учитывая изменившееся в наше время отношение к родительской ответственности.
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
— Что такое хорошо
И что такое плохо?
А уставший и несколько раздраженный родитель отвечает ему:
— Иди-ка ты лучше в детский сад или школу,
Там тебя научат.
Там, в конце концов, опытные педагоги.
Там тебя наставят.
Они-то грамотные, они знают как.
Простите, что без рифмы и без слога. Им просто нет места в том хаосе, который царит в отношении многих современных родителей к детям. Однако я надеюсь, что суть понятна и без рифмы. Какие альтернативы мы бы ни искали, они никогда не смогут заменить нашего родительского влияния и снять с нас родительской ответственности, особенно если наши дети находятся в духовном небрежении и целое поколение молодежи движется под откос.
О той же самой проблеме когда-то беспокоился Иисус Христос, обращаясь к плачущим матерям, которые жили в Иерусалиме в начале тридцатых годов первого столетия: «Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23:28). Обратите внимание на эти слова! Плач, сокрушение и молитва напоминают нам о том, что спасение наших детей от погибели, от Божьего гнева должно быть нашим самым сокровенным желанием. И только молитва поможет нам, поскольку только Сам Бог может отвести от наших детей Свой справедливый гнев, возложив Его на Своего Сына. Эта реальность Божьего суда должна побуждать нас молиться о наших детях, даже если мы не делали этого никогда.
Вспомните Евангелие Иисуса Христа
Библейские стихи, предваряющие призыв Иисуса, напоминают нам о том, что Он находится на финишной прямой, совершая Свой крестный путь: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Лук. 23:26-27).
Когда мы читаем эти слова, наше сердце содрогается. Мы видим изнеможение Христа, который из-за нанесенных Ему во время бичевания ран не смог донести Свой крест до места расправы. По Божьему провидению римляне возложили крест на некоего Симона Киринеянина, освободив Иисуса от этого бремени и дав Ему возможность повести диалог с женщинами.
Евангелист Лука отмечает, что Христа окружала толпа людей, включая женщин, которые били себя в грудь, чтобы сдержать рыдания, и, плача, вопили в голос. Почему же посреди толпы зевак, жаждущих зрелища и предвкушающих глумление, нашлись люди, проявившие некое сострадание к Иисусу? По всей видимости, они не могли радоваться, видя постоянные расправы римлян над иудейскими бунтарями. Они устали от насилия и смерти, которые царили вокруг. Возможно, они понимали, что сегодня чьи-то матери лишатся сыновей, и скорбели по этому поводу. Может быть, и сам вид избитого, поруганного, изможденного Христа вызывал их сочувствие и побуждал их рыдать о Нем. Однако они плакали о Нем, потому что не понимали угрожавшей им самим и их детям опасности. Скорее всего, они и не подозревали, насколько страшное беззаконие совершалось в эти часы, когда иудейский народ предавал на распятие Божьего Сына.
Мы знаем, что Иисус прошел Свой путь до конца и был распят на Голгофе. Нам известно произошедшее там стало основой Благой Вести о спасении через веру в Распятого и Воскресшего. От нас не сокрыто и то, что ожидает всех, не принявших Евангелие. Мы знаем и о втором пришествии Иисуса Христа, «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:8-9). Поэтому мы знаем, что стоит на кону, когда мы переживаем о наших детях, и мы не можем равнодушно отнестись к призыву Иисуса, изложенному в последующих стихах.
Сокрушайтесь и плачьте перед Богом о своих детях
В двадцать восьмом стихе Лука начинает излагать реакцию Иисуса Христа на плач и рыдания женщин, с которыми Он столкнулся на крестном пути: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: “Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…”» (Лук. 23:28) На чисто человеческое сочувствие женщин Иисус отвечает божественным состраданием, основанным на знании того, что ждет иудейский народ впереди. Слова Христа выдают удивительное спокойствие и уверенность в Божьем замысле, который касается Его лично. Он не предается жалости к Себе, но являет Свое милосердие в заботе о жительницах Иерусалима.
Было время, когда Он плакал Сам, глядя на Иерусалим. Лука приводит Его плач в девятнадцатой главе: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”» (Лук. 19:41-44). Зная грядущую через тридцать-сорок лет участь города, Иисус убеждает женщин: «Не плачьте…, но плачьте…» (23:28) Другими словами, плач и сокрушение – это правильная реакция, нужно лишь изменить содержание плача. Ужасы приближающейся войны принесут с собой много страданий и смертей. Будет множество погибших повстанцев, чьих-то сыновей. Будут страдать и женщины, и дети.
Однако в призыве Иисуса было нечто большее, ведь бедствия, о которых Он предупреждал, были проявлением Божьего суда над отвергнувшим Господа поколением иудеев, не побоявшихся провозгласить: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). Какие страшные слова! Более того, разрушение Иерусалима в семидесятом году первого столетия стало яркой картиной, предвозвещающей окончательный Божий суд над нечестивыми. Неудивительно, что Христос призывает родителей сокрушаться и плакать. Осознание реальности Божьего суда не может иметь иного эффекта на родителей, которые любят своих детей. В последующих стихах есть три причины, которые привел Иисус, чтобы побудить родителей плакать перед Богом!
Во-первых, Божий суд страшнее земного проклятия.Господь предсказывает, что дни благодати для первого поколения иудеев времен Иисуса подходят к концу: «…ибо приходят дни, в которые скажут: “Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”» (Лук. 23:29) Наступает такой период, когда то, что раньше считалось среди иудеев позором и наказанием от Бога, станет блаженством. Почему так? Потому что суд Божий страшнее временного земного переживания, которое было связано с бесплодием и которое иудеи (зачастую ложно) почитали проклятием. Матерям придется видеть смерть своих детей. Это ужас Божьего суда, который повторится и в последние времена!& ;
Во-вторых, Божий суд страшнее моментальной смерти.Продолжая описывать ужас суда, который будет длиться в течение нескольких лет, Иисус использует пророческие слова: «…тогда начнут говорить горам: “Падите на нас!” и холмам: “Покройте нас!”» (Лук. 23:30). В отчаянии иудеи сочтут конвульсии природы и мгновенную смерть лучшей участью, нежели продолжительные мучения, характерные для осады города. Нечто подобное будет происходить и в конце времен (Откр. 6:15-17).
В-третьих, Божий суд страшнее человеческой несправедливости. Завершая объяснение Своего призыва, Господь приводит известную в те времена пословицу: «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук. 23:31) С помощью яркого сравнения Он подчеркивает ужас справедливого Божьего суда. Известно, что сухие дрова горят легче свежесрубленных. Подобным образом, заслуженное иудеями Божье наказание неизбежно обрушится на виновных, если даже невиновному Иисусу Бог Отец допустил такие страдания от рук несправедливых судей. Итак, адское пламя Божьего суда настигнет каждого человека, не принявшего Спасителя верой. Если же наши дети все еще относятся именно к этой категории, мы должны сокрушаться и плакать перед Богом о них.
Молитесь о своих детях
Теперь переместимся из первого века в двадцать первый и применим призыв Иисуса к себе. Если Христос тогда призывал: «…плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23:28), то и нынешним матерям нужно услышать Божий наказ: молитесь о своих детях!
Дорогие матери, если вы не знаете, что такое личные отношения со Спасителем, то начните молиться о себе! Будьте уверены, Господь не вменит вам заслуг ваших предков и не будет искать оправданий для вашего неверия. Вы сами идете путем погибели, и ваши дети идут за вами. Божий гнев угрожает вам и вашим детям, ибо написано: «…не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3:36).
Поэтому, дорогие матери, осознайте свою ответственность, сокрушайтесь и молитесь о себе и о своих детях. Из опыта мы знаем, что ничто не заставит нас плакать перед Богом, кроме некоего важного осознания. Причем речь идет не о простых эмоциях, а о евангельской истине, согласно которой только Божья благодать может избавить нас и наших детей от погибели. Нам нужно понять, что ад и его бесконечные мучения – это участь всех тех, кто живет в грехе и не торопится обращаться ко Христу с живой верой. Писание говорит, что такие люди суть «чада гнева» (Еф. 2:3), и гнев Божий пребывает на них (Иоан. 3:36).
Дорогие матери, умоляю вас, не теряйте бдительности, ведь речь идет о ваших детях, и не важно, слышали они о Христе или нет, посещали ли церковь или нет, соблюдают они христианские традиции или нет! Продолжайте пламенно молиться о них, пока они не обратятся к Господу! Кто еще сталкивается с ними снова и снова? Кто еще может переживать о них так же, как вы? Кто еще может взять на себя эту ответственность не прекращать своих молитв за них?
Дорогие матери, не охладевайте духом, но продолжайте сокрушаться и плакать перед Богом о душах ваших детей. Если они не с Богом, если они не покоряются Евангелию, если они не живут по-христиански, лишь притворяясь верующими, гнев Божий пребывает на них! Более того, он может излиться на них в любое мгновение! Могли мы представить себе, что когда-нибудь случится трагедия в Беслане в сентябре 2004 года? Мог ли кто предсказать разрушительное землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года? Был ли хоть кто-то готов к ужасам других трагедий, затронувших как взрослых, так и детей? Кому же, как не нам, молиться о наших детях, чтобы Господь помиловал их и дал им Свою благодать?
Дорогие матери, не угашайте пламени молитвы, ведь нас страшит судьба наших детей настолько, насколько мы осознаем, как ужасен грех в глазах Бога и как оскорбительно неверие и противление для Всевышнего! Продолжайте молиться за своих детей, ведь за многих из вас когда-то со слезами молились ваши родители!
Дорогие матери, больше молитесь за своих детей, ведь вы же, наверняка, замечаете, что зачастую наши попытки воспитать, научить и исправить их – как об стенку горох! Будем молиться о них Богу, осознавая, что молитва – это не волшебное средство, а выражение нашей зависимости от Него и данный нам способ открывать свои желания перед Ним, включая наши переживания о своих детях.
Дорогие матери, сокрушайтесь, плачьте и ходатайствуйте за своих детей в молитве, потому что Сам Господь Иисус увещает вас, направляясь на Голгофу для спасения грешников: «Плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23:28). Это наша с вами ответственность! Мы не сможем переложить ее на кого-то другого!& ;
Наша молитва за детей временами угасает и становится формальной, когда мысли о Божьем суде перестают будоражить наше сознание, когда грехи и непослушание детей принимаются нами на свой счет, когда мы забываем, что они грешат, прежде всего, перед Святым Богом! Однако реальность Божьего суда должна побуждать нас помнить о Евангелии Иисуса Христа, сокрушаться о своих детях и молиться о них. Поэтому от сердца присоединимся к словам пророка Самуила, произнесенным вслух народа израильского: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1 Цар. 12:23).