Родители и дети. В сочетании этих слов заключено так много! В нем и радость, и печаль. Однако налицо прискорбный факт: даже несмотря на то, что все мы понимаем, что мы, родители, напрямую отвечаем за воспитание наших детей, наше общение с ними зачастую анемично или страдает от разнообразных симптомов дистрофии. Лет двадцать назад был произведен опрос, который показал, что дети школьного возраста общаются с отцами около 35 минут в неделю. То есть, в среднем 5 минут в день! Как удручающе справедлива эта статистика! Как вы, наверняка, догадываетесь, это проблема не только отцов, и суть не столько в количестве, сколько в качестве общения родителей и детей!
И вот, нежданно-негаданно случился карантин. Он свел снова родителей и детей вместе. Вместе в четырех стенах. Как изменилось общение родителей и детей? Какой вывод нужно сделать от избытка взаимного пребывания на одной территории? Чему мы научимся как родители из сложившейся ситуации?
В Библии есть потрясающая книга, книга Божьей мудрости. Это Книга притчей. В двадцать первом стихе шестнадцатой главы там сказано: «Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению» (Прит. 16:21). Согласно этому стиху, речь мудрого человека приносит благо слушающим его. Применяя эту истину к воспитанию детей, отметим, что родители ответственны за то, мудро ли они общаются со своими детьми. Пытаясь осмыслить библейскую мудрость, мы можем сформулировать два практических наставления о качественном преображении нашего общения с детьми, которое стало особенно актуальным во времена карантина. Библейская истина напоминает нам о том, что повседневная жизнь родителей в присутствии детей должна сопровождаться постоянным общением с ними, в котором звучит Слово Божье!
- Предъявляйте детям обоснованные требования
Прежде всего, мудрое общение должно проявиться в обоснованных требованиях. Посмотрите на первую половину стиха 21: «Мудрый сердцем прозовется благоразумным». Первое, о чем побуждают нас задуматься слова мудрецов, касается содержания нашего общения. Иначе говоря, мудрое общение должно проявиться в обоснованных требованиях и привести к созиданию родительского авторитета.
1) Проявление мудрости
Рассудите сами: кто такой «мудрый сердцем»? Это тот, чье сердце исполнено страхом Божьим. Это тот, кто знает Слово Божье и живет им. Это тот, чьи решения и требования подкрепляются Божьим Словом. Это очень важно! Наши дети очень быстро растут, и зачастую мы недооцениваем темпы их развития. Когда мы слышим из уст шестилетки: «Мам, дай мне еще один шанс!» или из уст пятилетки: «У меня есть доказательство, почему я не могу ходить в бассейн», мы должны догадаться, что они начинают мыслить разумно (хоть и не всегда последовательно) довольно рано!
- В свою очередь, это означает, что нашим детям нужна не просто физическая забота (помыть, одеть, накормить), но общение – живое, разумное общение.
- Им не нужно наше «сюсюкание» на младенческом уровне, им нужны разговоры, наставления и… аргументы! Да-да, аргументы!
- Им не нужны наши резкие выкрики: «Потому что я так сказал(а)!» или «Делай, что тебе говорят!», им нужны библейски обоснованные требования и аргументы из Писания и чем раньше, тем лучше!
У нас всегда так много дел и так мало времени, что даже «сидя в доме…, и идя дорогою, и ложась, и вставая», мы рискуем упустить передачу своего сердца и истины Божьей детям в повседневном разговоре, не утруждая себя объяснениями, почему мы ожидаем от детей того, что требуем! Друзья, призываю вас к мудрости в общении с детьми: насытьте его библейским обоснованием! Возможно, вы обнаружите, что вы не знаете, каким текстом можно подкрепить требование делать уроки, мыть посуду, делиться с братьями или сестрами, помогать по дому, не отвечать злом за зло и т. д. Но это хорошо, это повод для вас возрастать духовно, ища в Писании, почему мы требуем то, что мы требуем! К каким последствиям должны привести наши мудрые решения и требования?
2) Последствия мудрости
Заметьте, чем заканчивается первая половина стиха 16: «Мудрый сердцем прозовется благоразумным». Другими словами, мудрый человек обретает добрую репутацию, зарабатывает авторитет и получает признание людей. Вы прекрасно знаете, что дети должны признавать родительский авторитет. Однако же он не падает с неба, подобно февральскому снегу. Более того, чем старше становятся наши дети, тем важнее им видеть нашу мудрость библейского происхождения. Наверняка, вам в семье приходилось слышать то же, что и нам с супругой: как постепенно вопросы типа: «Мам, а разве папа тоже грешит?» сменяются заявлениями: «Вы же тоже грешите!» Это хорошее напоминание для нас о том, что дети наблюдают за нами и оценивают наши требования и их соответствие нашей жизни. Мудрый сердцем родитель объяснит детям, что его авторитет не присвоен им, но дан ему Богом, чтобы направить их на путь истины своим наставлением и примером. Итак, друзья, помня, что время нашего общения с детьми, в действительности, кратко, наполним его библейским основанием, особенно что касается требований и решений, связанных с детьми.
Теперь перейдем ко второму наставлению о преображении нашего разговора с детьми, переместив внимание с внутреннего на внешнее, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34).
- Обращайтесь к детям с добрыми словами
Во второй половине стиха 21 излагается уточнение, каким образом дает наставление мудрый сердцем: «…и сладкая речь прибавит к учению». Иначе говоря, поскольку слова с благодатью делают наставление более убедительным, обращайтесь к детям с добрыми словами. Эта истина побуждает нас задуматься не только о содержании, но и о тоне (форме, характере) нашего общения с детьми: как должна проявляться мудрость в общении и к чему она приводит?
1) Проявление мудрости
Что же такое «сладкая речь», или буквально «сладость уст»? Конечно же, речь идет не о вишневом блеске на губах, ментоловом запахе изо рта или каплях меда вместо слюны, а о добром отношении, которое выражается в добрых, правильных и своевременных словах. Друзья, звучит красиво, не правда ли? Но мы-то знаем своих детей! Пока на них не прикрикнешь, никто и пальцем не пошевелит! А мы ведь все хотим мгновенного эффекта!
- Поэтому мы повышаем голос, добавляем резкости или грубости и даем место ослепляющему гневу, который никак «не творит правды Божьей» (Иак. 1:20).
- Ради достижения быстрого, но краткосрочного результата мы допускаем речь, которая свидетельствует скорее о мудрости земной и бесовской, нежели небесной, ведь «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).
Нам нужно осознать, что долгосрочный эффект нашего общения с детьми достигается с помощью добрых слов и соответствующего отношения. И чем старше становятся наши дети, тем сильнее они реагируют на наши грехи против них. Это проявление мудрости – достигать сердца детей добрым наставлением, созидая дружеские отношения с ними. Каким же будет эффект?
2) Последствия мудрости
В самом конце библейского стиха мы читаем: «…и сладкая речь прибавит к учению». Слова «прибавит к учению» обычно трактуют так: «добавят убедительности» или «восприимчивости к учению». Рассуждая по-человечески, мы полагаем, что наши дети слишком бестолковые и, видимо, ничего доброго не понимают, поэтому их нужно постоянно одергивать и осекать, а также прибегать к регулярному «отчитыванию», «выговариванию» и даже крику. Однако, в действительности, более эффективным средством исправления оказываются добрые слова, то есть, последовательное наставление, подкрепленное библейской истиной и дружеским отношением! Подумайте сами, если наше и без того краткое общение с детьми превращается в сплошные окрики: «Перестань! Прекрати! Хватит! Надоело уже!» и т. д., то мы превратимся из родителей в надзирателей фараона египетского! Какое же впечатление сложится у наших детей о Боге, которого мы им представляем? Как бы Он не превратился и их глазах из любящего Отца (и поэтому порой наказывающего) в того самого сурового фараона! Итак, согласно библейскому учению, не суровое исправление, а доброе наставление способствует подготовке детского сердца к принятию Божьего Слова!
Подведем итог. Если мы, родители, ответственны за то, мудро ли мы общаемся со своими детьми, то нам нужно принять пару практических решений. Во-первых, будем предъявлять детям обоснованные требования, то есть, подкрепленные Божьим Словом. Во-вторых, будем обращаться к детям с добрыми словами, то есть, следить за своим тоном и отношениями.
Вы замечаете, что мудрости в воспитании детей нам остро не хватает! Это еще один повод усерднее молиться, как учил нас Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5). Подвизаясь в молитве о себе и о детях ваших, не забывайте, что у нас есть постоянный источник сил в лице Иисуса Христа, о котором сказано: «…и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лук. 4:19). Взирая на Христа, искупившего нас Своей кровью и освящающего нас Своим Словом, будем обновляться умом и насыщаться библейской истиной, чтобы именно она исходила из наших уст: «Слово ваше [да будет] всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).