Семья была задумана Богом для построения самых светлых человеческих отношений – взаимной любви. Библия много рассказывает о семье и любви. Однако именно Песнь Песней, то есть самая лучшая песня о любви, написанная царем Соломоном, ярче других передает краски семейных взаимоотношений. Одна из удивительных особенностей этой книги заключается в том, что в ее начале, в середине и в конце из уст жены исходит одна и та же замечательная мысль о глубокой преданности, об исключительной посвященности и взаимном обладании.
- «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песн. 2:16).
- «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (6:3).
- «Я принадлежу другу [возлюбленному] моему, и ко мне – желание его» (7:11).
Эти три стиха – об одном, но между ними есть небольшие отличия. В них легко прослеживается развитие отношений от взаимного обладания к всё большей и большей отдаче самого себя супругу и полному единению. Эти строки описывают одну из важнейших характеристик любви в браке (ведь речь идет именно о любви: заметьте, как обращается жена к мужу – «возлюбленный мой», а не «ошибка молодости», «горе мое», «глаза б мои тебя не видели»). Какое же качество просматривается между строк в этих стихах?
Недавно, прогуливаясь с женой по городу, мы обнаружили фотовыставку о семье. На стендах были размещены фотографии многодетных семей с краткими утверждениями «семья – это…» и небольшими свидетельствами. Было легко заметить, что некоторые из этих семей строят свою жизнь на основе христианских ценностей. Свидетельство одной из них врезалось мне в память: «Семья – это… смирение»!
Прочитанные нами стихи из Песни Песней передают нам похожую идею: семейное счастье заключается во взаимной отдаче, другими словами, оно просто недостижимо без смирения. Именно такой любви, которая вела бы супругов к семейному счастью путем взаимного смирения, хотелось бы пожелать каждой семье. Конечно же, мне от всей души хотелось бы верить, что так оно и будет в вашей жизни, вы всегда будете уступать друг другу, постоянно проявлять удивительное взаимопонимание, с неизменной радостью отдавать себя друг другу. Но в ушах звучит отрезвляющий голос: «Нет, так бывает в лучшем случае только во время медового месяца (не зря же его назвали «медовым»), а потом…» Этот критически настроенный голос добавляет реализма в столь желанную картину семейной идиллии. К сожалению, реальная жизнь в мире грешников напоминает нам о простом факте: у семейного счастья есть два непримиримых врага – это эгоизм жены и эгоизм мужа.
Давайте посмотрим, как эгоизм пытается разрушить семейное счастье в первой же конфликтной ситуации, описанной в Песни Песней: «Я сплю, а сердце мое бодрствует; [вот], голос моего возлюбленного, который стучится: “Отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою”. Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел…» (Песн. 5:2-6а).
- Эгоизм жены
Первый враг семейного счастья пытается склонить жену к переходу на сторону противника. То, что описывает Соломон, не удивляет нас, ибо «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). Он изображает типичную картину семейного конфликта, связанного со столкновением интересов, и типичную реакцию как жены, так и мужа.
Второй стих описывает ситуацию: муж проявляет интерес к жене, хотя и (как всегда) не в самое подходящее время: «[Вот], голос моего возлюбленного, который стучится: “Отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! Потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою”» (Песн. 5:2). Стук в дверь. Любящий голос. Комплименты. Аргументы. А в ответ… от ворот поворот.
Третий стих повествует о реакции жены: «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (5:3) Две причины. Два препятствия. Точнее, отговорки и оправдания. Она уже устала. Она уже в кровати. Одежда уже снята. Ноги уже вымыты. Ни малейшего желания прерывать комфортное времяпровождение. Только не сегодня!
Глядя со стороны, не трудно заметить, что в жене проговорил ее эгоизм: «Ты принадлежишь мне, а меня… не тронь!» Эти стихи вскрывают типичную проблему жены, которая пассивно склоняется к взаимоотношениям по типу «бревно–бобер»: я уже устала, мне ничего не надо, я уже почистила зубы, я уже в полусне, я уже полумертвое бревно, мне не до общения, и пусть муж, как бобер, обходит бревно со всех сторон, ища с какой стороны подступить. Практически любую жену может постигнуть такое же искушение – убивать любую инициативу мужа, гасить его идеи, как спичку… огнетушителем, блокировать его решения. У вас будет искушение быть пассивными, амебовидными, даже ленивыми.
Однако Господь призывает жен быть верными помощницами мужьям, любящими супругами, радостью и утешением для мужей. Поэтому нужно бороться со своим эгоизмом, – с внутренним врагом, который будет разрушать ваше семейное счастье. Напротив, строить и созидать его вам поможет добровольное и активное послушание мужьям ради Господа. Это библейский антидот против эгоизма, который подразумевает, что жены будут подчиняться руководству мужей, поддерживать их решения, радостно выполнять свои обязанности по дому, по отношению к семье. Господь напоминает женам через Свое Слово:
- «Я принадлежу возлюбленному моему» (П.П. 6:3а; 7:11а)
- «Жена не властна над своим телом, но муж» (1 Кор. 7:4а).
- «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18).
Подражайте же Иисусу Христу, который продемонстрировал удивительный образец подчинения Своему Отцу. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
- Эгоизм мужа
Второй враг семейного счастья пытается заполучить в союзники мужа, ибо это его эгоизм. Возвращаясь к пятой главе Песни Песней, мы наблюдаем конфликт интересов, грех мужа в ответ на грех жены.
Начиная с четвертого стиха, мы читаем о запоздалой реакции жены: «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему…» (Песн. 5:4-6) Активные попытки мужа. Протянутая рука. Пауза. Долгая пауза. Чувство вины в сердце жены. Неспешное движение навстречу. Навстречу… пустоте.
Из шестого стиха мы узнаем ответную реакцию мужа на пассивность жены: «…а возлюбленный мой повернулся и ушел» (5:6). Раненая гордыня. Боль отвержения. Огорчение и обида. Непрощение и месть. Просто «повернулся и ушел».
Обратите внимание на тот факт, что в действиях мужа тоже прослеживается эгоизм: «Ты принадлежишь мне, и только попробуй не ответить… мне!» Реакция мужа, описанная Соломоном, подсказывает нам типичное отношение, с которым придется сталкиваться супругу. Это отношения по типу «хозяин–слуга».
- Я глава, господин и хозяин.
- Я хочу, чтобы всё было здесь и сразу, вынь да положь.
- Я устал после работы, поэтому сделай то и сделай это.
- Если ужин не готов вовремя, берегись.
- Если я не получу своего, ты за это ответишь.
Подобное искушение часто набирает обороты в жизни мужей, ибо они воспринимают себя как «власть имеющих». Вы столкнетесь с желанием добиться своего любой ценой, выдавить нужное решение, требовать, апеллировать к своим правам, обижаться и мстить. У вас будет искушение быть агрессивными, нечуткими, «чурбаноподобными».
Однако Господь призывает мужей быть нежными и заботливыми супругами, верными и надежными руководителями, радостью и утешением для жен. Чтобы быть таковыми, вам нужно осознать простой факт: отношения никогда не строятся автоматически. Нет такой волшебной кнопки, на которую можно было бы нажать во время бракосочетания или после него, чтобы запустился постоянный и поступательный процесс развития здоровых отношений. Вам придется бороться с врагом внутри – со своим эгоизмом, – если вы хотите с Божьей помощью созидать семейное счастье. Библейским антидотом против эгоизма будет нежное и жертвенное руководство семьей ради Господа. Руководство обязательно подразумевает ответственность и последнее слово во всех вопросах и решениях: духовных, бытовых, финансовых и т.д., однако нежное и жертвенное руководство невозможно без искренней заботы о семье, чувствительности к нуждам жены, обходительности с ней. Господь напоминает мужьям через Священное Писание:
- «Возлюбленный мой принадлежит мне» (Песн. 2:16).
- «Муж оказывай жене должное благорасположение… муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:3, 4).
- «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19).
- «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь» (1 Пет. 3:7).
Подражайте же в этом отношении Иисусу Христу, который Своей жизнью и смертью показал удивительный пример жертвенной любви к Своей невесте – Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф. 5:25-26).
Ни для кого не секрет, что ЗАГС, венчание, подарки, поздравления, наряды, гости – все эти радости начинаются и заканчиваются в один день, но семья останется, а по Божьему замыслу «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6). Поэтому всем нам важно помнить Божий рецепт семейного счастья: семья – это… смирение! Семейное счастье заключается во взаимной отдаче, в настоящей преданности, в полном единении, другими словами, просто в смирении: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему…» (Песн. 2:16). Именно такого счастья хочется пожелать каждой семье. Конечно же, нас должен серьезно обеспокоить один важный вопрос: где взять это смирение? Библия дает очень простой ответ: Иисус Христос – источник смирения! Он призывал: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29).
Вы слышали, что все гениальное просто? Вот три простых совета, как созидать смирение в браке – читайте Библию, молитесь и ходите в церковь! Во-первых, вместе читайте Писание. Вы не сможете созидать семью в автономном режиме, как если бы вы не нуждались в Боге, Его руководстве, в общем проекте и общем авторитете. Читая Слово и подчиняясь ему, пригласите Христа стать центром вашей семьи. Во-вторых, вместе молитесь. Не допустите мысли, что вы почти не эгоисты и способны одолеть врага одной левой. Вам нужна благодать от Господа, вам нужна Его помощь при построении отношений. Вам нужно осознание Давида: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне» (Пс. 39:18). В-третьих, вместе будьте активной частью церкви. Никогда не замыкайтесь лишь на интересах своей семьи. Помните, что вы важная часть церкви. Ее интересы – ваши интересы. Ваши переживания – ее переживания. Вам ни к чему ни ваш личный эгоизм, ни ваш семейный эгоизм. Служите Христу, служа вместе с церковью. Итак, Иисус Христос – источник смирения для созидания семейного счастья.
Если же вы читаете и размышляете: «Эгоизм… смирение… Христос – к чему все это и зачем нам нужно это слышать?», задумайтесь над тем, насколько эгоизм пропитывает каждого из нас и как много семей он разрушает. Люди грешат, губят свои семьи и даже не замечают, что проблема заключена в их собственном сердце. Но даже более важно то, что они не замечают Бога, который сотворил их, создал семью, поддерживает этот мир, заботится о нем, любит людей, но при этом гневается на грех. Большинство не замечает жертвы Христа, распятого за их грехи, чтобы приобрести им прощение и избавить их от вины перед Святым Богом. Вот почему наш долг перед Богом-Создателем заключается в том, чтобы посмотреть на Иисуса Христа, кроткого и смиренного Спасителя, принять Благую Весть о спасении по вере и начать жить ею.
Иисус Христос – источник настоящей любви в семье. Глядя на него, будем учиться отражать Его любовь друг ко другу, подобно зеркалу. Тогда наша любовь будет крепка, а наши семьи будут нерушимы: «Большие воды не могут потушить [такой] любви, и реки не зальют ее» (Песн. 8:7).