Уэйн А. Мак
Руководитель программы и
профессор библейского душепопечительства
Колледж «Мастерс»
Перевод с англ. А.В. Прокопенко
Вера в непогрешимость Писания требует того, чтобы признать Библию достаточной для понимания и разрешения духовно-психических проблем человека. Настоящее христианское душепопечительство сосредоточено на Христе, ориентировано на церковь и твердо основано на Писании. Различные модернистские подходы подвергают сомнению достаточность Писания для душепопечительского служения. В частности, подходы «двух источников», «фильтра» и нигилистский подход утверждают, что для решения человеческих проблем традиционных библейских источников недостаточно. Однако они не учитывают ограниченности человеческого знания, порочности его естества и учения о достаточности Писания. Достаточность Писания и Христа для решения духовно-психических проблем человека удостоверяется Псалмом 18:8-12, 2-м Посланием к Тимофею 3:15-17 и 2-м Посланием Петра 1:2-7. Для того чтобы понимать людей и уметь помогать им, принципы мирской психологии совершенно излишни, а порой даже опасны.
* * * * *
В Чикагском определении о непогрешимости Библии сказано, что «авторитет Писания был и остается для христианской церкви основополагающей доктриной. Все, кто исповедует веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, должны доказать истинность своего посвящения Ему путем смиренного и верного повиновения написанному Слову Божьему. Отклоняться от Писания в убеждениях или поступках – значит проявлять неверность Господу. Чтобы продемонстрировать полное понимание и адекватное исповедание учения об авторитете Библии, необходимо признавать абсолютную истинность и достоверность всего Священного Писания».
Как христианин я всем сердцем согласен с каждым предложением Чикагского определения. По моему мнению, непогрешимость Писания и его авторитет неразлучны, подобно сиамским близнецам. Священное Писание, будучи законом Бога и Его свидетельством о Себе, всегда истинно, и потому должно служить для нас мерилом и веры, и практики (Ис. 8:19-20). Будучи истинным (Иоан. 17:17) и авторитетным, Божье Слово призывает нас к смиренному и верному послушанию ему во всех вопросах. Нет более высокого авторитета, чем Писание. О чем бы оно ни говорило, мы должны считать его слова безошибочными и авторитетными.
И поскольку я придерживаюсь изложенных выше убеждений, я не могу не верить в достаточность Писания для душепопечительского служения. К тому же, само Писание достаточно категорично заявляет, что его одного достаточно, чтобы понять человека с его духовно-психическими проблемами и эти проблемы решить. У меня все это не вызывает сомнений. И поскольку я не вижу, чтобы Библия учила о себе как-то иначе, вера в Господа и Спасителя Иисуса Христа заставляет меня покориться этому библейскому учению о достаточности Писания. На мой взгляд, поступить как-то иначе – значит проявить неверность Господу.
Многие люди как в наши дни, так и в прошлом признавали непогрешимость и авторитет Писания в вопросах веры и практики, однако не верили в его достаточность для понимания и решения духовных (нефизических) проблем человека. Они считали, что понимать людей и эффективно им помогать без помощи психологии невозможно. По сути, они были убеждены, что в Библии недостает существенной части информации для решения этих задач. Бог дал Библию якобы не для этой цели, а значит, мы должны полагаться на небиблейские, психологические теории и открытия. Для многих христиан Библия обладает номинальным (формальным), а не функциональным (действительным, практическим, настоящим) авторитетом в душепопечительской работе. Ее уважают и ценят в теории, но не на практике. Многие признают Библию Словом Божьим, заслуживающим уважения, однако когда дело доходит до решения реальных жизненных проблем, ей отводят второстепенное место.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО
ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Христианское душепопечительство сосредоточено на Христе
Ярким примером того, какое отношение к Священному Писанию сложилось у многих современных христиан, для меня стала одна женщина, спросившая меня о принципах, которых я придерживаюсь в своей работе. Она ездила по всей стране и задавала разным душепопечителям и христианским психологам один и тот же вопрос: в чем суть христианского душепопечительства? И самое первое, что я ей сказал, – это то, что «христианским» душепопечительство может называться только тогда, когда оно во всех своих аспектах сознательно сосредоточено на Христе. Когда в центре душепопечительских бесед стоит личность Христа, Его качества, Его жизнь, и смерть за наши грехи, и воскресение, и ниспослание Им Святого Духа, и ходатайство за нас одесную Отца, и все то, что Он готовит для нас в будущем.
В христианском душепопечительстве библейский Христос будет не просто «бесплатным приложением» или «довеском», помогающим выжить в жизненной круговерти. Он будет главным, будет пронизывать Собой все – от начала и до конца. Чтобы понять природу наших проблем и их причины, необходимо увидеть, в чем еще наши ценности, устремления, мысли, желания, чувства, решения, отношение к ситуации, поступки, реакция на события и прочее не подчинены Христу. И чтобы решить свои душевные проблемы, нужно быть искупленным и оправданным через Христа, обрести Божье прощение через Христа и получить от Христа силу, чтобы изменить неугодное Ему (греховное) поведение на угодное, подобное поведению Самого Христа.
В своей книге Наша достаточность во Христе Джон Мак-Артур рассказывает историю об одном человеке, который холодной ночью никак не мог попасть в свой дом. Много неприятностей ему пришлось пережить за эту ночь, и всех их он мог бы легко избежать, если бы знал, что ключ от дома находился у него в кармане. Д-р Мак-Артур пишет:
Эта правдивая история живописно рисует нам затруднительное положение, в котором оказались многие христиане, пытающиеся стяжать Божьи благословения человеческими средствами, в то время как у них есть Христос – ключ ко всем духовным сокровищам. Лишь Он удовлетворяет глубочайшие потребности наших сердец и дарует нам все необходимые духовные ресурсы.
Во Христе верующие имеют все, что им нужно, чтобы перенести любое испытание, любой соблазн или любую трудность. Даже самый молодой новообращенный владеет всеми ресурсами, которые могут понадобиться для удовлетворения любой духовной нужды. С момента спасения каждый верующий находится во Христе (2 Кор. 5:17), и Христос – в нем (Кол. 1:27). В каждом верующем пребывает Святой Дух (Рим. 8:9) – христианин является Его храмом (1 Кор. 6:19). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…» (Иоан. 1:16). Итак, каждый христианин, по милости Божьей, представляет собой сокровищницу духовного изобилия. И нет ничего – ни великой трансцендентной тайны, ни экстатического опыта, ни сокрытой духовной премудрости, – что перевело бы христианина на более высокий духовный уровень. «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас…» (2 Пет. 1:3; курсив Д. Мак-Артура). «Познание Призвавшего» – это познание Бога, которое мы обретаем в момент спасения. Искать чего-то иного – все равно что неистово ломиться в дверь, не ведая, что ключ лежит у тебя в кармане.
<…>
Ни какое-то особое знание, ни тайная истина – ничто не может изменить человеческого сердца, кроме тех сокровищ, которыми мы уже владеем во Христе.
Любой душепопечитель, желающий прославить Бога и хорошо исполнить свое служение, должен всеми силами стараться привести человека к достаточности во Христе. Кто думает, что человек способен сам разрешить свои проблемы или что люди могут помочь друг другу при помощи групповой психотерапии или каким-то иным образом, тот не принимает во внимание учение о человеческой испорченности и, в конечном итоге, отрицает нужду человека в Боге. Таковой меняет преображающую силу Духа Святого на слабосильную человеческую мудрость2.
Чтобы душепопечительство можно было назвать действительно христианским, консультанты должны сознательно и полностью разделять христианские убеждения. Настоящий христианский душепопечитель пережил преображающее действие Святого Духа, пришел ко Христу через покаяние и веру, признал Его своим Господом и Спасителем и искренно желает жить в послушании Ему. Для него нет ничего важнее, чем прославлять Христа и воздавать честь Его имени. Он верит, что раз Бог не пощадил Своего Сына (на кресте), но предал Его (на крестные муки и смерть) за нас (вместо нас, от нашего имени), то Он даст нам – через Христа – все необходимое для успешной и продуктивной жизни (преображения в образ Его Сына). Настоящее христианское душепопечительство проводится людьми, чья жизнь, а также душепопечительская теория и практика целиком и полностью определяются и контролируются богословскими убеждениями.
Христианское душепопечительство ориентировано на церковь
Еще один важный отличительный признак христианского душепопечительства, о котором я сказал своему интервьюеру, заключается в том, что оно во всех своих аспектах сознательно ориентировано на церковь. Священное Писание ясно учит, что Господь творит Свое дело на земле, главным образом, через поместную церковь. Через поместную церковь Он призывает к Себе заблудших. Через поместную церковь Он освящает Свой народ и преобразует его в образ Христов. Согласно Священному Писанию, церковь есть дом Его, столп и утверждение истины, инструмент, посредством которого Бог помогает Своему народу отложить прежний образ жизни (привычки и обычаи, господствовавшие в его жизни до обращения ко Христу) и облечься в нового человека (новый образ жизни, угодные Христу помышления, чувства, решения, действия, ценности и способы реагирования – Еф. 4:1-32).
Даже при беглом прочтении Нового Завета станет ясно, что Божий промысел о Его народе вращается вокруг церкви. Иисус Христос объявил о том, что создаст церковь Свою (Матф. 16:18) и даст ей власть действовать в согласии с волей небес (Матф. 18:17-20), а затем открыл, что Он хочет наполнить весь мир поместными собраниями верующих (Матф. 28:18-20).
Рассуждая о роли церкви в Божьем промысле и в жизни Божьего народа, Жан Кальвин пишет весьма эмоционально:
Однако в настоящий момент я намереваюсь говорить о видимой Церкви. Поэтому постигнем из ее имени «Матерь», насколько значение Церкви для нас полезно и необходимо. Ибо нет другого способа войти в жизнь вечную, кроме как через нашу мать – Церковь, которая зачинает нас во чреве своем, рождает, питает своими сосцами, удерживает и хранит своим водительством, пока мы не совлечемся этой смертной плоти и не уподобимся Ангелам (Мф. 22:30). Ибо наша немощь не позволяет нам покинуть эту школу, но требует, чтобы мы оставались в ней учениками на протяжении всей нашей жизни.
<…> …Отцовское благоволение Бога и особое наследие духовной жизни распространяются только на паству Божью; тем самым мы предупреждены: пагубно и смертельно отделяться или отвлекаться от Церкви3.
Эти слова Жана Кальвина были написаны вне связи с душепопечительским служением. Однако они показывают, насколько высоко он оценивал роль церкви в жизни верующих. Его утверждения прекрасно согласуются с идеей о том, что поместная церковь ответственна за оказание душепопечительской помощи, а христиане ответственны за то, чтобы искать совета и помощи. Исследуя Писание, Кальвин пришел к убеждению, что духовное возрастание, назидание и освящение верующих должны быть ориентированы на церковь. Я целиком и полностью разделяю его точку зрения, поскольку точно так же нахожу это учение в Священном Писании4.
Христианское душепопечительство основано на Писании
Продолжая излагать свой взгляд на христианское душепопечительство, я сказал своей собеседнице, что оно во всех своих аспектах сознательно основано на Библии. Иными словами, именно из Библии душепопечитель черпает свое понимание природы человека, сути его проблем, причин их возникновения и путей решения. Чтобы душепопечительство было достойно носить имя Христа, консультант во всем должен сознательно придерживаться учения о достаточности Писания для понимания и решения всех духовно-психических проблем человека, спровоцированных его греховной природой: как личных, так и межличностных.
ДОСТАТОЧНОСТЬ ПИСАНИЯ ПОД СОМНЕНИЕМ
После всего вышесказанного моя собеседница произнесла: «Что ж, это все, конечно, хорошо, но как бы вы поступили, если бы проблемы консультируемого оказались по-настоящему серьезными?»
Подумайте: что подразумевал вопрос этой женщины, которая, кстати сказать, называла себя христианкой? Она имела в виду, что названные мной факторы могут оказаться полезными для решения мелких неурядиц, но их никак не может быть достаточно для того, чтобы справиться с серьезными жизненными проблемами. Она намекала, что описанный мною подход слишком упрощенный, полагая, что предписанные в Божьем Слове ресурсы неадекватны для удовлетворения людских нужд. Она давала понять, что значительную часть информации для помощи людям в серьезных проблемах необходимо искать в каких-то иных источниках, помимо тех, что назвал я.
К сожалению, взгляды этой женщины созвучны мнению очень многих людей, называющих себя христианами (по крайней мере, так это выглядит с моей точки зрения). В книге Введение в библейское душепопечительство Дуглас Букман описывает, что очень многие христиане думают о роли Священного Писания в душепопечительстве:
Любой христианин, берущийся оказывать кому-либо душепопечительскую помощь, прекрасно понимает, что его совет должен быть истинным. Душепопечительство по сути своей и по своим мотивам является служением помощи. Душепопечительская беседа предполагает такую ситуацию, когда один человек разочарован, отчаялся или зашел в тупик, а другой пытается помочь ему, анализируя обстоятельства, разбираясь во всех подробностях дела и предлагая душеполезный совет и рекомендации по решению проблемы. Однако успех всего этого мероприятия зависит по меньшей мере от одного фактора: анализ проблемы и совет душепопечителя должны соответствовать истине. Поэтому любое серьезное рассмотрение душепопечительского служения необходимо начинать с наиболее фундаментального философского вопроса – вопроса, две тысячи лет назад сформулированного римским прокуратором: «Что есть истина?»
Примерно четыре десятилетия назад сформировалась новая школа мысли (и вместе с тем, новое направление служения), получившая название «христианская психология». С самого начала ее разрывали внутренние эпистемологические противоречия, связанные с вопросом, к чему христиане могут и должны обращаться в поисках истины, которая могла бы помочь страждущим людям. Поскольку эта дисциплина развивалась в общем и целом в рамках евангельского христианства, в ней изначально подразумевалось согласие с ответом Христа на вопрос об истине. В молитве, обращенной к Отцу, Христос сказал очень просто: «Слово Твое есть истина».
Однако большинству людей этот ответ показался недостаточным. У многих остается убеждение – выражаемое на словах, отстаиваемое в книгах и применяемое на практике, – что существует некая истина, полезная и, возможно, даже необходимая для душепопечительского служения, вне Священного Писания. Христиане, придерживающиеся таких убеждений, с готовностью соглашаются со словами Христа, однако считают своим долгом уточнить, что истину Писания можно (или даже нужно) дополнять истинами, обнаруженными путем человеческих исследований и наблюдений. Именно это мнение лежит в основе такого интеграционистского движения, как христианская психология.
С какой стороны ни посмотри, интеграционистские тенденции появились в церкви совсем недавно. На протяжении большей части двадцатого столетия между мирами светской психологии и христианского богословия царил дух взаимного недоверия и даже неприязни. Но к середине века в некоторых кругах первоначальная враждебность начала угасать, и к последнему десятилетию двадцатого века христианство и психология во многих местах пришли к взаимному примирению. Более того, многие приверженцы христианской психологии гораздо более дружелюбно относятся к мирскому психологическому сообществу, чем к тем христианам, которые по своим богословским убеждениям не признают светской психотерапии5.
Подход «двух источников»
После этого Букман рассказывает о том, как же все-таки христиане, не верящие в достаточность Писания для решения духовно-психических проблем, пользуются Словом Божьим в душепопечительских консультациях. Один из интеграционистских подходов можно назвать подходом «двух источников» или подходом «общее откровение плюс особое». Защитники этой теории говорят, что Бог открывает нам истину двумя путями: через «невербальное откровение, представленное в природе», которое «человек обнаруживает путем исследования», и через «вербальное откровение, записанное в Библии». Обычно при этом подразумевается, что вся истина – Божья, потому неважно, где именно мы ее находим. Сторонники этой точки зрения считают, что «истина, выведенная из естественного устройства вещей (общего откровения), так же правильна, как и истина, выведенная из Священного Писания». Применительно к душепопечительству адвокаты этого подхода делают вывод, что «любая истина, логически выведенная из психологических исследований, является истиной общего откровения, а значит, истиной Божьей. Следовательно, она настолько же надежна и авторитетна, насколько надежна и авторитетна истина Писания»6.
Весьма показательны в этом отношении слова Гарольда Элленса, защитника теории «двух источников». В них очень точно отражена суть данного подхода:
И богословие, и психология – самостоятельные науки, каждая из которых стоит на своем собственном фундаменте. И если к ним правильно относиться, то это – две книги Божьего откровения. <…>
Где бы ни была обнаружена истина, она всегда Божья. Взята ли она из общего откровения или из особого, это истина, имеющая точно такие же права, как и любая другая истина. Какая-то истина при определенных условиях может иметь большее значение, чем другая истина, но их авторитет при любых условиях одинаков. И то, и другое – истина7.
В другой публикации Элленс дает дополнительную информацию о сути подхода «двух источников» и приводит новые аргументы в его защиту. Исходя из того, что общее и особое откровения дополняют друг друга, служат разным целям, но в равной степени авторитетны, он пишет:
Я верю, что в Библии содержится собранное за две или даже три тысячи лет внутренне согласованное свидетельство сообщества верующих о том, как могущественные дела Божьи и Его искупление проявлялись в жизни этого сообщества. Я верю, что это свидетельство и по сей день нормативно и авторитетно в вопросах веры и жизни, поскольку оно заслуживает доверия и является обобщенной истиной. Однако всего этого еще не достаточно, чтобы считать Библию авторитетной в вопросах, которые никогда не занимали древних верующих и не были приоритетными для их одухотворенного свидетельства об искуплении Божьем. Более того, поскольку свидетельство Библии вплетено в исторический и культурный контекст, точно так же, как и свидетельство Самого Сына Божьего воплощено в человеческом виде, очень важно уметь отделять материал искупительного откровения от человеческих недостатков и исторических аномалий. Христос, например… ошибался, намекая на «трехэтажную» структуру вселенной, скорое второе пришествие и т.п. Человеческая природа наложила на Него существенные ограничения, привязав Его к рамкам соответствующей культурно-исторической обстановки. Но эти ограничения никак не сказались на главной истине Божьего свидетельства в Нем: Бог на нашей стороне, Он не против нас. Почему же люди, считающие непогрешимость единственным основанием авторитетности Писания, боятся признать, что Библия настолько же связана культурными рамками, насколько и Сам воплощенный Сын Божий?..
Здравая психологическая теория и практика помогает человеку стать полноценной личностью. Так Бог устроил человека. Все христиане в той или иной степени признают это. И пациенты на пути к становлению полноценной личностью могут достигать разных степеней функциональности. Здравая психология, позволяющая пациенту, к примеру, выйти из депрессии и обрести эмоциональную стабильность, на своем уровне вполне соответствует христианским чаяниям, как, впрочем, и тогда, когда она ведет к высшим ступеням психической зрелости. …Даже если от депрессии пациента излечивает мирской специалист, его поступок вдохновлен Царством Божьим и заслуживает того, чтобы называться христианским. <…>
Что делает социально-психологические профессии христианскими, так это не передача пациентам библейской информации или религиозных обычаев, а улучшение их психической функциональности с тем, чтобы они были здоровы и телом, и умом, и духом. Если же консультант зациклится на последнем этапе душевного здоровья – духовной зрелости, – то терапевтический процесс окажется неоправданно упрощенным, а религиозная динамика пациента или самого консультанта разовьется в психическую патологию на религиозной почве8.
Нигилистский подход
Еще один интеграционистский подход можно назвать нигилистским. Его сторонники утверждают, что никто не может быть уверен, что его понимание Библии правильное, ведь толкование всегда окрашивается субъективизмом толкователя. Букман так объясняет эту точку зрения:
Любое человеческое знание обречено на погрешности. Нет никаких причин относиться к науке (т.е. теориям и фактам, полученным путем исследований) с большим подозрением, чем к богословию (т.е. предположительным «истинам», выведенным из Писания), хотя бы потому, что Писание несет на себе ничуть не меньший отпечаток человеческих недостатков, чем любой другой источник истины.
Независимо от авторитета и/или достоверности источника истины, познание ее человеком может лишь приближаться к большей степени вероятности; полная уверенность решительно невозможна9.
Хотя большинство христиан к этому подходу могут отнестись скептически, в ближайшие годы он вполне может завоевать господствующие позиции в так называемой «христианской» психологии. Подобные воззрения уже доминируют в посткритической герменевтике и наверняка продолжат просачиваться в сферу пасторского и религиозного душепопечительства.
Подход «фильтра»
Некоторые христиане, которых не удовлетворяют предыдущие два подхода к душепопечительству, предлагают использовать Библию в качестве фильтра, через который пропускается информация, добытая из любых других источников. По мнению сторонников этой точки зрения,
Вся информация, полученная в результате размышлений, исследований и логических построений, должна оцениваться на основании Слова Божьего, которое одно только способно выносить справедливый суд об истинности и применимости любой гипотезы. Библией, и только Библией определяется истинность или ложность того или иного суждения; то есть, если какая-либо гипотеза противоречит истине Писания или компрометирует ее, то гипотезу надлежит признать ложной10.
Истина, обнаруженная через какую-либо сферу общего откровения (включая психологию), не столь достоверна, как истина Писания. Поэтому интеграционист должен профильтровывать истину психологии через библейскую истину и принимать лишь то, что не противоречит особому откровению Божьему11.
Такую позицию иногда называют «разграблением египтян» – намекая на книгу Исход 12:36, где говорится о том, как поступили израильтяне, выходя из египетского рабства. Нередко на этот инцидент ссылаются, чтобы оправдать и, с другой стороны, проиллюстрировать практику использования небиблейской информации в душепопечительской теории и практике. Какой же смысл вкладывается в этот эпизод из истории Израиля? Поскольку израильтяне не отвергли серебро и золото нечестивых египтян (более того, Бог повелел им взять столько серебра и золота, сколько они могли заполучить – Исх. 3:21-22), и мы не должны отвергать психологические теории и методики, открытые и используемые неверующими.
Хотя сторонники этих трех основных подходов к христианскому душепопечительству в каких-то вопросах расходятся, в одном они едины: традиционных библейских ресурсов недостаточно для решения человеческих проблем; библейские ресурсы неадекватны. Нам нужно пользоваться идеями и методиками, которых нет в Слове Божьем. Ошибочность такого подхода убедительно показана Букманом и многими другими авторами. Для дальнейшего размышления на эту тему рекомендую вам ознакомиться с их книгами12.
НЕДОСТАТКИ НЕБИБЛЕЙСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ограниченность человеческих познаний
Я не могу согласиться, что христианским душепопечителям нужна какая-либо небиблейская информация, чтобы оказывать эффективную помощь людям. Не могу согласиться по трем причинам, первая из которых состоит в том, что человеческие познания ограниченны. Человек – существо не бесконечное, поэтому объем и достоверность доступной его разуму информации имеют свои пределы. Ведь даже первый человек, Адам, был существом ограниченным и нуждался в Божьем откровении, чтобы верно судить о Боге и о самом себе и правильно оценивать, где добро и где зло, где правда и где ложь, во что нужно верить, а во что верить не нужно (Быт. 1:26-28; 2:15-17, 24).
Тщетность всех попыток найти абсолютную истину путем интуиции, разума, логики или эмпирических исследований прекрасно иллюстрирует старая притча о шести слепцах, пытавшихся описать одного и того же слона. Первый подошел к слону спереди, ухватился за хобот и сказал: «Слон похож на пожарный шланг». Второй прикоснулся к бивню и произнес: «Слон похож на толстое копье». Третий подошел к животному сбоку, дотронулся до него и заметил: «Слон – как стена». Четвертый приблизился к слону сзади и ухватился за хвост. «Слон похож на веревку», – решил он. Пятый дотронулся до ноги: «Слон – как дерево». Шестой слепец, самый высокий из всех, дотянулся до слоновьих ушей и сказал: «Слон похож на огромный веер».
Какое из этих описаний слона было правильным? Никакое! Почему? Потому что каждый из людей в этой истории притронулся лишь к отдельной части огромного животного. Их знания о слоне были весьма ограниченны и даже ошибочны из-за односторонности их опыта и недостатков восприятия. Так всегда бывает с простыми смертными, когда они пытаются найти абсолютную истину без откровения живого Бога, Который знает все и в совершенстве видит целостную картину.
О невозможности обнаружения абсолютной истины без Божьего откровения напомнила мне о статья в одной из свежих газет. В остроумном фельетоне, озаглавленном «Неопределенность и бесполезность образования», Рассел Бейкер пишет:
Последние исследования, похоже, доказывают, что Плутон – вовсе не планета! Вы можете в это поверить? Неужто все, что мы проходили в школе, – ложь?
Заварушка с Плутоном оказалась последней каплей в моем представлении о лживости и бесполезности образования. Теперь мне приходится заниматься «плутоническим ревизионизмом», тогда как я еще не успел оправиться от открытия, что плотный завтрак вреден.
«Завтрак съешь сам… – учили нас в школе. – Плотный завтрак полезен».
Но вы-то знаете, и я знаю, и все знают: учителя заблуждались. Теперь нам всем прекрасно известно, что много есть на завтрак нельзя. А эта румяная яичница, а хрустящий бекон, а пропитанные маслом гренки с аппетитным вареньем? Нет ничего губительнее для здоровья!
Так что теперь мы едим на завтрак как можно меньше. А учителя быстренько перестроились: «Завтрак отдай врагу!»
А молоко? Помните, со всех учеников собирали деньги и подавали молоко прямо в классе? Что это было за молоко?
Обезжиренное? Однопроцентное? Ха! Вам прекрасно известно, что нет. Это было молоко, полное зловредных жиров.
А нам твердили, что оно полезно для здоровья! Вы только послушайте: полезно для здоровья! Оно закупоривало ваши артерии, чтобы вы поскорее коньки отбросили.
И это у нас называется образованием!
Чем старше становишься, тем яснее начинаешь понимать, что образование в молодом возрасте может быть не только бесполезным, но и прямо-таки опасным13.
После этого Бейкер бросает еще несколько колкостей насчет вещей, которые раньше считались непреложными, а теперь подвергнуты переоценке. И заканчивает он свою статью следующими словами:
Меня, как и многих людей, раздражает необходимость постоянно гнаться за сегодняшней мудростью, отвергая или пересматривая мудрость вчерашнюю. И хуже всего то, что и сегодняшняя мудрость будет неизбежно отвергнута или пересмотрена завтра.
Бьюсь об заклад, что новые теории о Плутоне и хорошем завтраке – не последние на нашем веку. Пересмотр так называемого «знания» шел и будет идти бесконечно.
Истина в том, что известная нам истина – понятие временное. То, что считается истиной в этом году, может быть выброшено на помойку уже в следующем.
Эта бесконечная гонка за истиной обычно зовется прогрессом. Но что, если само понятие прогресса обречено быть отвергнутым? Что, если прогресса не существует, а есть лишь непрестанная текучка идей?14
В этом фельетоне Рассел Бейкер остроумно продемонстрировал, что открываемая человеком «истина» носит гипотетический характер. Как он пишет, «сегодняшняя мудрость будет неизбежно отвергнута или пересмотрена завтра». Но почему же открываемая человеком «истина – понятие временное»? Один из ответов на этот вопрос заключается в том, что человек как существо конечное по определению не может обладать бесконечным и абсолютно достоверным знанием.
Испорченность человеческой природы
Вторая причина, почему я не могу согласиться, что христианские душепопечители зависят в своей работе от небиблейских идей и методик, связана с библейским учением об испорченности человеческой природы со времен грехопадения Адама. Разговор о том, как человек познает истину, всегда должен начинаться с обсуждения так называемых ноэтических15 последствий греха. Писание совершенно ясно учит, что грехопадение отразилось на всех аспектах человеческой природы. Характер человека, его речь, поведение, желания, эмоции, совесть и воля, интеллект и мыслительные способности, цели, побуждения и мировоззрение – все было извращено грехом16. Ни один из элементов его естества не избежал губительного, искажающего, уродующего воздействия грехопадения.
В отношении когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер человеческого бытия Писание утверждает:
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорченно; кто узнает его? (Иер. 17:9)
Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога… (Пс. 52:3)
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. <…> …Называя себя мудрыми, обезумели… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. <…> И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму… (Рим. 1:18, 22, 25, 28)
…Потому что плотские помышления суть вражда против Бога… (Рим. 8:7)
И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам… (Кол. 1:21)
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. (Тит. 1:15)
…Ибо из сердца исходят злые помыслы… (Матф. 15:19)
Комментируя влияние греха на разум, Эдвард Рейнолдс пишет:
Взгляните на человеческий ум: он суетен и ничтожен, и засорен всякого рода чепухой и бесполезными знаниями, он полон невежества и мрака; «нет разумевающего», никто не вопрошает о Боге и не ищет Его так, чтобы можно было найти Его. Более того, когда Бог открывает Себя людским умам через творение, или суды, или дела провидения, они отворачиваются от Него, и подавляют истину неправдою, и запираются от света в своих темных сердцах, и укрываются от истины в своем обманчивом и недалеком разуме. Это для них так же естественно, как для горячей воды – остывать. Они полны праздного любопытства, поспешных и никчемных суждений, глупых вопросов, достойных разве что неучей, пустой болтовни… нечестивых споров – одним словом, плодов развращенного и испорченного ума. В спеси своей они спешат спорить с истиной. Они любят бросаться «научными возражениями» – то есть ставить мирскую философию, суетное обольщение, плотские мысли, фантазии и рассуждения выше духа и истины, которая во Христе Иисусе. Исполненные… плотской мудрости, они надеются, что человеческие изобретения… правила и методы… приведут их к счастью. Они крайне непоследовательны, полны множества пустых и неразумных идей, ненадежны и непостоянны17.
Какое прекрасное описание того, как грех повлиял на человеческий разум! «Но постойте, – скажите вы, – какое отношение ноэтические последствия грехопадения имеют к нашему вопросу? Как это влияет на то, должны ли христианские душепопечители пользоваться в своей работе небиблейскими источниками информации?»
Ответ очень прост: Писание учит, что ум неискупленного человека находится во власти греха, поэтому, даже когда он лицом к лицу сталкивается с истиной, он неправильно ее истолковывает. Учитывая влияние греха на человеческий разум (включая познавательные, мотивационные и эмоциональные аспекты), описанное в вышеназванных стихах Писания, нетрудно понять, почему невозрожденные – а иногда даже и возрожденные – люди склонны искажать истину. Чтобы правильно мыслить, мы должны позволить Святому Духу обновлять наши умы так, чтобы нам научиться смотреть на жизнь через призму Священного Писания, понимать и объяснять ее в соответствии с Библией (Пс. 118:104; 35:10; Ис. 8:19, 20; Рим. 1:18-32; 12:2; Еф. 4:23).
Обсуждая вопрос о том, какую роль должны играть светские дисциплины в библейском душепопечительстве, Дэвид Поулисон весьма живо описывает влияние греха на мыслительные способности человека:
Мирские науки могут предоставить нам интересные наблюдения о человеке; они могут даже послужить нам примером в том, с каким тщанием они пытаются объяснить поведение людей, дать им совет или изменить их; однако в конечном итоге они непременно направят нас по ложному пути – просто потому, что они мирские. Они объясняют человеческую природу, нормируют поведение людей и пытаются решить их проблемы, не принимая во внимание Бога и отношения человека с Ним. Мирские науки заключают в себе системную ошибку.
Конечно, никто не станет отрицать, что мирские ученые зачастую оказываются тонкими наблюдателями, гениальными критиками и теоретиками. Но и самые талантливые ученые нередко воспринимают мир в искаженном свете и подают недобрый пример своими заявлениями и поступками. Все это оттого, что мудрость века сего основана на фундаментальной глупости. Светские ученые не признают, что людей сотворил Бог. Не признают они и того, что Он вложил в них потребность в общении с Собой и что люди должны будут дать Ему отчет. Мирское мировоззрение подобно мотопиле с перекосившимся полотном. Пила может быть очень мощной и даже способной перепилить много дерева, но каждая доска выходит из-под нее кривой18.
Из-за того, что мы ограниченны и греховны, доверять нашему пониманию человека и его проблем можно лишь тогда, когда оно отражает учение Священного Писания. Мы не способны добраться до сути вещей без Божьего откровения. Я уже писал в другой работе:
Мы располагаем только одним мерилом истины – Словом Божьим. И если в истинности всего, что мы сообщаем своим подопечным непосредственно из Библии, можно быть вполне уверенным, то в отношении любой теории или рекомендации, взятой не из Священного Писания, нужно сохранять долю здорового скептицизма. Если что-либо взято не из Слова Божьего, это может оказаться ошибкой19.
В книге «Пленяем всякое помышление» Ричард Пратт так объясняет эпистемологические затруднения человека, не имеющего божественного откровения:
Вся истина содержится в Боге, а не только так называемые «истины религиозные», люди получают истинное знание обо всем только обращаясь к Божьему откровению как источнику истины… (Пс. 93:10). …Зависимость человека от Бога в сфере познания не означает, что человек лишен способности думать и рассуждать или как компьютер «запрограммирован» Богом. Люди действительно мыслят, однако в познании истины зависят от Бога и получают истинное знание только от Него20.
Кто-то мог бы спросить: «А как насчет тех случаев, когда неверующие высказывают такие же идеи, что и в Священном Писании? Должны ли мы считать их утверждения ложными только потому, что они не взяты напрямую из Библии?» На эти вопросы можно дать несколько ответов.
1. Кто-то мог услышать и перенять библейское учение из тех или иных источников, не зная о том, что данная точка зрения взята из Библии. Он может даже отрицать всякую связь своего мнения со Священным Писанием. Но даже в таком случае он непременно исказит библейскую истину или придаст ей неверный оттенок. К примеру, человек может говорить о необходимости веры в Бога, молитвы, прощения, личной ответственности, любви, признания в проступках, освобождения от вины и о приоритете духовного над материальным. При поверхностном рассмотрении все эти понятия могут показаться вполне библейскими, однако при более внимательном взгляде подкованный в богословском отношении человек лишний раз убедится в том, что не все то золото, что блестит. Люди могут пользоваться точно такими же понятиями и терминами, что мы находим в Священном Писании, однако вкладывать в них совершенно иной смысл. В любом случае, Библия неоднократно предупреждает нас, что, даже когда люди сталкиваются лицом к лицу с истиной, они подавляют, искажают, отрицают, обесценивают и извращают ее (Рим. 1:18; 1 Кор. 2:14).
2. Небиблейские утверждения, даже если они созвучны библейским идеям, должны считаться ложными, потому что, как пишет Ричард Пратт, они «…возникли не в результате сознательного подчинения Божьему откровению…»21.
3. «Более того, – продолжает Пратт, – утверждения неверующих становятся ложными хотя бы оттого, что находятся в нехристианской системе координат и уводят людей от поклонения Богу. Чтобы признать идеи нехристиан ошибочными, довольно того, что они отрицают зависимость человека от Бога»22.
Достаточность Писания
Третья причина, по которой я не могу признать полезность небиблейских идей для христианского душепопечительства, состоит в следующем. Согласно библейскому учению, Бог даровал нам – через Божье Слово и наш союз со Христом – все потребное для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Писание ясно утверждает, что в нем содержатся все теоретические принципы и практические наставления, необходимые для понимания людей и их нужд (как мы в скором времени убедимся). Итак, помимо вопроса о том, возможна ли интеграция человеческих идей с истинами Божьего Слова, встает другой вопрос: насколько такая интеграция необходима? Я убежден, что свидетельство Писания о его собственной достаточности, адекватности и превосходстве над всеми остальными источниками познания предельно ясно.
Чтобы продемонстрировать полное соответствие третьей истины библейскому учению, можно было бы процитировать многие места Священного Писания. Но краткости ради сошлемся лишь на три наиболее показательных текста: один из Ветхого Завета и два из Нового. Очень много о Слове Божьем мы узнаем из Псалма 18:8-12, где Писанию присваиваются такие качества, которые ни при каких условиях нельзя было бы приписать измышлениям какого бы то ни было человека. Псалмопевец выделяет Библию в особый класс, что наглядно доказывает достаточность Библии для христиан и ее превосходство над всеми человеческими теориями. Предлагаю поразмышлять над тем, что данный псалом говорит о свойствах и потенциале Священного Писания, а после этого сделать выводы в отношении душепопечительства. Согласно Псалму 18:8-12, Писание:
1. Совершенно (полноценно, достаточно, целостно, не имеет недостатка), и потому способно укрепить (преобразить, обновить, восстановить) душу (внутреннего человека, собственно личность) – ст. 8.
2. Верно (достойно доверия, надежно, непреложно), и потому способно умудрить простых (тех, кому недостает правильного понимания жизни, Бога, самих себя и других людей) – ст. 8.
3. Содержит праведные (правильные, справедливые, согласующиеся с принципами добра, уместные) повеления (принципы, руководство, правила поведения), которые веселят (приносят счастье, спокойствие, удовлетворение и внутренний мир) сердце (духовно-психическую составляющую человека) – ст. 9.
4. Авторитетно (сообщает заповеди и дает правильные указания) и светло (не запятнано злом или ошибками), и потому просвещает хаос и путаницу, вместо темноты и невежества дает человеку разумение и правильный взгляд на жизнь – ст. 9.
5. Чисто (свободно от загрязнения, осквернения, нечистоты) и пребывает вовек (вечно, неизменно, всегда современно и актуально, не нуждается в улучшениях), и потому способно производить в человеке страх Господень (всеохватное и предельно позитивное благоговение перед Богом) – ст. 10.
6. Сообщает знание о Боге, человеке, бытии и всем остальном, что нужно для жизни и благочестия. Это знание истинно (соответствует действительности и точно отражает реальное положение вещей) и праведно (правильно, свято, благостно, соответствует принципам добра и справедливости), и потому помогает людям понять истину и поступать в согласии с ней – ст. 10.
7. Будучи «вожделеннее золота и даже множества золота чистого», дает человеку богатство истинное, более ценное, чем все сокровища мира – ст. 11.
8. Будучи «слаще меда и капель сота», способно преодолеть горечь и желчь греха и придать жизни сладость, которой никогда не сможет дать мир – ст. 11.
9. Обладая всеми вышеперечисленными качествами, способно предупредить и охранить нас от бесчисленных опасностей и ошибок, связанных с непониманием того, как нужно поступать – ст. 12.
10. Обладая всеми вышеперечисленными качествами, способно сохранить нас от искушений, греха, ошибок, лжеучений и прочих факторов, угрожающих здоровью и благополучию внутреннего человека. Оно оберегает наши мысли, эмоции, чувства и настроение – ст. 12.
Если вы верите в богодухновенность и непогрешимость Писания, то изучение Псалма 18:8-12 должно раз и навсегда закрыть для вас вопрос о достаточности Библии в душепопечительском служении. Если слова вообще имеют какой-то смысл, то можно ли сделать из этих слов какой-либо иной вывод? Но Библия на эту тему говорит гораздо больше. В частности, можно обратиться ко 2-му Посланию к Тимофею 3:1-17. В первых тринадцати стихах этой главы Павел перечисляет множество проблем, весьма похожих на те, с которыми люди обычно приходят к душепопечителям или психологам. Многие из людей, требующих душепопечительской помощи, просто пожинают плоды греховных желаний, мыслей или поступков, названных в данном отрывке.
Некоторые обращаются за консультацией из-за проблем, связанных с тем, что они «…самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы…» (ст. 2-4). Другие нуждаются в душепопечительской беседе, потому что «…[имеют] вид благочестия, силы же его [отреклись]» (ст. 5). Некоторые не находят себе покоя оттого, что «…[утопают] во грехах [и водимы] различными похотями…» (ст. 6). Многие испытывают серьезные трудности из-за гордыни, мятежного противления Божьей истине, нечестивых мыслей, греховного образа жизни и неправильных отношений с людьми. Неприятности, толкающие людей обращаться за консультацией, нередко возникают у них из-за того, что они «…всегда [учатся] и никогда не [могут] дойти до познания истины» или же живут среди людей злых и лицемерных, «преуспевающих во зле» (ст. 6-13). Итак, нужда в душепопечительской помощи возникает либо оттого, что люди сами утопают в греховных мыслях, желаниях и поступках, либо оттого, что они страдают от таких людей.
Где же найти ресурсы для служения этим людям? Что нужно, чтобы понять их проблемы и решить их? Апостол Павел дает ответ в стихах 14-17. От проблем, с которыми сталкиваются люди в проклятом мире, он переходит к ресурсам, имеющимся в распоряжении христиан. Ясно и недвусмысленно апостол заявляет, что в Библии имеется все, что нужно для решения проблем людей, живущих в условиях 2 Тимофею 3:1-13. Точно и без обиняков он утверждает, что Библия абсолютно адекватна для помощи людям, находящимся под бременем проблем, описанных в стихах 1-13.
ПОЧЕМУ ПИСАНИЕ АДЕКВАТНО?
Апостол Павел демонстрирует достаточность Божьего Слова во 2-м Послании к Тимофею 3:14-17, называя следующие его качества:
1. Оно священно, или свято (ст. 15). Оно стоит особняком от любых других книг или литературных памятников, оно уникально, оно единственное в своем роде. Никакая другая книга не может сравниться с Библией.
2. Оно может умудрить во спасение (ст. 15). Оно обладает силой производить изменения в людях. Как пишет Джей Адамс: «Библия – это орудие Духа Святого, при помощи которого Он действует в сердцах и мыслях людей, преображая их в образ Христов. И ее написание, и ее последующее действие тесно связаны с Духом Святым, поэтому Библия способна могущественным образом преображать нашу жизнь»23.
3. Оно богодухновенно (ст. 16). Слово «богодухновенный» можно перевести с греческого как «выдохнутый Богом». Таким образом, Павел сообщает нам, что Библия не имеет себе равных по эффективности потому, что ее истины принадлежат Богу – это не просто собрание человеческих мнений, открытий или идей. Как писал апостол Петр, «…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Вот почему ранние христиане, цитируя 2-й псалом, псалом Давида, говорили, что его изрек Дух Святой устами Давида (Деян. 4:24-26). Для первых верующих слова Священного Писания были авторитетными и достаточными потому, что они были сказаны Богом, хотя и при посредничестве святых людей.
4. Оно полезно (ст. 16). Слово Божье имеет большую практическую ценность, оно обогащает жизнь. Оно для всего полезно: для земной жизни и вечности, для отношений с Богом и людьми, для духовного и эмоционально-психического благополучия, для семьи и брака, для формирования правильных целей и мотиваций, для руководства и наставления, для утешения и обличения, для предупреждения и решения внутренних и межличностных проблем – одним словом, для всей жизни. Оно полезно «для научения»: посредством него Дух Святой показывает нам нормы добра и зла, правильного и неправильного, лжи и истины во всех действительно значимых сферах жизни. Писание полезно «для обличения»: посредством него Дух Святой указывает нам на наши грехи, вскрывает ошибки в наших мыслях, мотивах, желаниях, чувствах, ценностях, поступках, в реакции на обстоятельства и во внутреннем настрое. Посредством Слова Божьего Дух Святой обличает нас и побуждает к покаянию и изменению.
Слово Божье полезно «для исправления»: с его помощью Дух Святой показывает нам правильную дорогу и исправляет наши греховные мысли, чувства, слова, побуждения и поступки. Писание не только сообщает, где нам необходимо измениться, но и указывает путь к изменениям и конечную цель. Наконец, Писание полезно «для наставления в праведности»: посредством него Дух Святой помогает нам выработать новые привычки. Слово Божье делает для нас неестественное – праведные поступки – естественным и сложное – жизнь по Божьим стандартам – более легким. Оно помогает нам укрепить те области, в которых мы были слабы.
5. Оно делает человека Божьего готовым ко всякому доброму делу (ст. 17). Через Священное Писание Дух Святой делает Своих слуг – детей Божьих – готовыми к любому служению среди людей, описанных во 2-м Тимофею 3:1-13. Нуждается ли народ Божий в чем-либо еще для эффективного служения обществу, охарактеризованному в этих стихах? Есть ли что-то еще, чего бы ему не хватало? Конечно же нет! Писание дает каждому верующему все, что только необходимо. В Библии христиане найдут все, что нужно для понимания людских проблем и их эффективного решения24.
Джон Мюррей делает следующий вывод из 2-го Тимофею 3:15-17: «Нет такой ситуации и нет такого вопроса, в которых Священное Писание – сокровищница многоразличной премудрости Божьей – для нас, Божьих детей, оказалось бы недостаточным или непригодным»25.
НИЧЕГО, КРОМЕ ХРИСТА
Пожалуй, наиболее ясное учение о том, что христиане не нуждаются ни в чем, кроме Христа, мы находим у апостола Петра. Он пишет, что «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия…» (2 Пет. 1:3). «Жизнь» – это все то, что происходит на горизонтальном уровне: повседневные занятия, взаимодействие с окружающей обстановкой и отношения с другими людьми. Слово «благочестие» указывает на отношения с Богом. Нам дано все, что нужно для жизни богоцентричной и богоугодной, все потребное для того, чтобы и характер наш, и поведение были благочестивыми.
После этого Петр поясняет, что для того, чтобы получить «все потребное для жизни и благочестия», нужно стать «…причастниками Божеского естества…» (2 Пет. 1:4-8; курсив мой. – У.М.). Иными словами, для этого нужно родиться свыше, стать новым творением во Христе Иисусе, получить от Бога новую природу, обладающую новыми наклонностями, желаниями, интересами, потенциалом и силой, облечься в нового человека, который обновляется по образу своего Создателя (Иоан. 3:1-8; Рим. 6:1-11; 2 Кор. 5:17; Кол. 3:10; 1 Пет. 1:23; 2 Пет. 1:4). Это значит удалиться «…от господствующего в мире растления похотью…» (2 Пет. 1:4) и развивать в себе веру, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (2 Пет. 1:4-7). Это значит жить для Христа и быть полезным Ему (2 Пет. 1:8-10).
«Жизнь и благочестие» в равной степени подразумевают умение успешно помогать людям, ищущим душепопечительского совета. Дело в том, что в душепопечительской помощи нуждаются те, кому недостает качеств, перечисленных во 2-м Петра 1:4-7, и чтобы они могли справиться со своими проблемами, им требуется помощь в приобретении этих качеств. Интересно заметить, что люди, в которых присутствуют названные качества, обычно не нуждаются в формальных душепопечительских консультациях.
Из этого текста следуют несколько важных выводов в отношении душепопечительства. Прежде всего обратите внимание, что от Божественной силы Его «…даровано нам все потребное для жизни и благочестия…» (2 Пет. 1:3; курсив мой. – У.М.). Все, что нужно для обретения благочестивой жизни и богоугодных качеств, описанных в стихах 4-7, уже дано нам Богом. Но как можно получить доступ к этим богатейшим ресурсам? Петр сообщает, что доступ к ним открывается нам через истинное познание Бога и Господа нашего Иисуса Христа посредством Его великих и драгоценных обетований (2 Пет. 1:2-4). Иными словами, хранилище божественных ресурсов для жизни и благочестия находится в великом Боге и Его драгоценном Слове (2 Пет. 1:2-4).
Все, что нам нужно, мы обретаем во Христе через более глубокое, полное и практическое познание славы и благости Господа и через Его великие и драгоценные обетования. Как пишет Грин, Бог призвал нас разделить с Ним «нравственное совершенство в настоящей жизни и славу – в вечности… Тройственный союз Божьих обетований, могущества и личного общения с Ним способен возродить человека и соделать его причастником Божьего естества, так что в нем начнут проступать черты семейного сходства»26.
ДОСТОЙНО ПОЛНОГО ДОВЕРИЯ
В свете всего, что мы узнали из Псалма 18:8-12, 2-го Послания к Тимофею 3:15-17 и 2-го Послания Петра 1:3-7, мне хотелось бы задать следующий вопрос. Мог ли Бог более ясно сказать о достаточности Христа и Его Слова для нашей жизни? Что еще Он должен был написать, чтобы мы, наконец-то, поняли, что нам не нужны никакие дополнительные ресурсы для понимания людей с их проблемами и для успешной помощи им в приобретении качеств, желаний, мыслей, ценностей, чувств и поведения, угодных Богу, прославляющих Его имя и подходящих для общения с Ним.
Размышление над истинами вышеназванных мест Священного Писания приводит меня к следующим трем выводам:
1. Непогрешимая Библия, которую христиане считают авторитетным руководством для жизни, учит, что в Слове Божьем нам даровано все, что нужно для успешной жизни. В Библии Бог дал нам все потребное для правильного отношения к Нему, самим себе и другим людям.
2. Раз это так, то у христиан всего две альтернативы: либо покориться библейскому учению и в этом вопросе, либо отвергнуть идею о непогрешимости и авторитетности Библии. Можно либо принимать непогрешимость, авторитетность и достаточность Писания целиком, либо отвергать одновременно и то, и другое, и третье. Ведь если Библия утверждает о себе, что она достаточна для решения вышеназванных вопросов, а на самом деле это не так, то она никак не может быть непогрешимой и авторитетной. Итак, учитывая библейское учение, невозможно принимать одно, не принимая другого.
3. Последний вывод естественным образом вытекает из первого: поскольку Библия утверждает, что ее достаточно для решения всех душепопечительских вопросов, светская психология ничего не может предложить нам для понимания и решения нефизических проблем. У нас нет причин полагаться на мнение ограниченных, падших людей. А вот в надежном и достоверном откровении Божьем, Священном Писании, мы можем быть вполне уверены. Библия содержит данную Богом совершенную систему теоретических предпосылок, принципов, идей, целей и практических методов для понимания и решения духовно-психических проблем людей. Она предоставляет прекрасную модель душепопечительства, не нуждающуюся в улучшениях. Бог, будучи экспертом по помощи людям, обозначил для нас в Священном Писании подходы и методологию, адекватную для решения любых проблем, связанных с грехом.
ОСТОРОЖНОСТЬ НЕ ПОМЕШАЕТ
Дэвид Поулисон очень удачно показал, с какими опасностями связано включение небиблейских идей в душепопечительскую помощь, оказываемую христианами или для христиан:
Прежде всего необходимо уточнить, что мы имеем в виду под методологией душепопечительства. Методология – это система теоретических предпосылок, принципов, целей и соответствующих им практических методов. Это совокупность связанных между собой элементов, а не просто случайный набор разношерстных приемов и наблюдений. Душепопечительская методология – это последовательная, организованная система, направленная на понимание и решение человеческих проблем.
Могут ли мирские науки усовершенствовать или улучшить методологию библейского душепопечительства? Ответ однозначный: нет! Писание предоставляет нам целостную систему библейского душепопечительства. Другие дисциплины: история, антропология, литература, социология, психология, биология, бизнес и политология – могут в чем-то пополнить знания пастора или душепопечителя, но они не дадут целостной и эффективной системы для понимания людей и оказания им душепопечителькой помощи.
Что касается людских проблем, то лучшего эксперта, чем Бог, не найти. И Он уже воздействовал на нас через Слово и Святого Духа, чтобы изменить нас и сделать способными помогать другим27.
Светская психология может играть иллюстративную роль (предоставлять примеры, которые, будучи правильно истолкованы, проиллюстрировали бы библейскую модель) или служить стимулом к дальнейшему совершенствованию библейского душепопечительства (побуждая нас глубже изучать Писание и дорабатывать библейскую модель в сферах, о которых мы раньше не задумывались или которые неверно интерпретировали). Но из-за ограниченности и греховности человека идеи, методики и подходы мирской психологии во многих случаях носят небиблейский характер, бесчестят Бога и приносят людям не пользу, а вред. Другие ее аспекты в лучшем случае нейтральны и потому бесполезны.
Для того чтобы понимать людей и уметь помогать им, нам не нужны никакие примеры, наблюдения или советы мирских людей. Мы уже имеем все, что необходимо – авторитетное, незаменимое, ясное, достаточное, превосходное откровение Божьего Слова (Ис. 8:19-20). Так можно ли думать, что для понимания людей и содействия им в изменении жизни нам не хватает каких-либо небиблейских теорий или методик?28
1 Статьябылапервоначальноопубликованавжурналесеминарии «Мастерс» (Wayne A. Mack, “The Sufficiency of Scripture in Counseling,” The Master’s Seminary Journal, 9/1 [Весна 1998]: 63-84). Переведена с разрешения автора. Материал настоящей статьи адаптирован из главы «Что такое библейское душепопечительство?» книги «Полная достаточность» (WayneMack, “WhatIsBiblicalCounseling?,” TotallySufficient, gen. eds. Ed Hinson and Howard Eyrich [Eugene, Ore.: Harvest House, 1997]). Используетсясразрешенияиздателей.
2 John MacArthur, Jr., Our Sufficiency in Christ (Dallas: Word, 1991), 27, 72. В последнем из процитированных абзацев Мак-Артур упоминает о попытках помочь людям при помощи светских гуманистических теорий, методик и психотерапевтических приемов. Он не имеет в виду теорию душепопечительства, изложенную в данной статье, о чем свидетельствуют его многочисленные публикации, наше с ним совместное участие в редактировании книги «Введение в библейское душепопечительство», а также тот факт, что в его церкви проводится активное обучение душепопечителей, налажено хорошее душепопечительское служение, а в колледже «Мастерс», президентом которого является Джон Мак-Артур, действует факультет библейского душепопечительства и даже магистерская программа (магистр искусств) со специализацией по библейскому душепопечительству.
3 Жан Кальвин. Наставление в христианской вере: В 3 т. Т. 3. Кн. IV. Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1999. С. 11-12.
4 Дополнительнуюинформациюоролицерквивжизниверующихможнонайтивкниге: Wayne Mack and David Swavely, Life in the Father’s House: A Member’s Guide to the Local Church (Phillipsburg, N. J. : Presbyterian and Reformed, 1996).
5 Douglas Bookman, “The Scriptures and Biblical Counseling,” Introduction to Biblical Counseling, eds. John F. MacArthur, Jr. and Wayne A. Mack (Dallas: Word, 1994), 63-65.
7 J. Harold Ellens, “Biblical Themes in Psychological Theory and Practice,” Journal of Psychology and Christianity6/2 (1980), c. 2. Цит. по: Bookman, “The Scriptures and Biblical Counseling,’ c. 71.
8 J. Harold Ellens, “Biblical Authority and Christian Psychology,” Journal of Psychology and Theology9/4 (1981), 320.
9 Bookman, “The Scriptures and Biblical Counseling,” 90.
11 William F. English, “An Integrationist’s Critique of and Challenge to the Bobgan’s View of Counseling Psychotherapy,” Journal of Psychology and Theology18/3 (1990), c. 229. Цит. по: Bookman, “The Scriptures and Biblical Counseling,” c. 91.
12 Важные критические заметки об интеграционистских подходах можно найти в книгах: IntroductiontoBiblicalCounseling, c. 63-97; DavidPowlison. Гл. 8; Edward Welch. Гл. 9, Power Religion, ed. Michael S. Horton (Chicago: Moody, 1992), 191-218, 219-243; David Powlison, Journal of Psychology and Theology12/4 (1984), 270-278; Jay Adams, Competent to Counsel (Grand Rapids: Zondervan, 1970); Онже, A Theology of Christian Counseling (Grand Rapids: Zondervan, 1979); Онже, Teaching To Observe (Woodruff, S. C.: Timeless Texts, 1995); Edward Bulkley, Why Christians Can’t Trust Psychology (Eugene, Ore.: Harvest House, 1993); Gary Almy, Addicted to Recovery (Eugene, Ore.: Harvest House, 1994); David F. Wells, No Place For Truth (Grand Rapids: Eerdmans, 1993); John MacArthur, Our Sufficiency in Christ (Dallas: Word, 1991); Онже, The Vanishing Conscience (Dallas: Word, 1994); Онже, Reckless Faith (Wheaton, Ill.: Crossway, 1994); Noel Weeks, The Sufficiency of Scripture (Edinburgh: Banner of Truth, 1988), 3-46, 76-90, 167-182; James Owen, Christian Psychology’s War On God’s Word (Santa Barbara, Calif.: East Gate, 1993).
13 Russell Baker, “Education’s Duplicity, Uselessness,” New York Times (16 марта 1996).
15 Слово ноэтический происходит от греческого нус, что в переводе на русский означает разум. Под разумом греки обычно понимали «сферу сознания и мыслительных способностей, благодаря которой человек обладает восприятием, чувствами, рассудительностью, способностью понимать факты и принимать осознанные решения» (W. E. Vine, AnExpositoryDictionaryofNewTestamentWords, [Westwood, N. J.: Revell, 1957], 69).
16 Cр. Рим. 1:18-3:23; 8:8; 3 Цар. 8:46; Пс. 13:1-13; 50:7; 57:4; Ис. 53:6; 64:6; Еф. 2:1-3.
17 Edward Reynolds, The Sinfulness of Sin, 1826 reprint (Ligonier, Pa.: Sola Deo Gloria, 1992), 123. (Курсивнаш. – У.М.)
18 David Powlison, “Frequently Asked Questions about Biblical Counseling,” Introduction to Biblical Counseling, 365-366.
19 Wayne A. Mack, “Providing Instruction through Biblical Counseling,” Introduction to Biblical Counseling, 254.
20 Ричард Пратт. Пленяем всякое помышление : Руководство по библейской апологетике. West Sacramento, CA : Grace Publishing International. 2005. С. 35. (Здесь процитировано по русскоязычному изданию. Дальнейшие цитаты будут в переводе с английского текста. – Примеч. пер.)
21 Richard Pratt, Every Thought Captive (Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1979), 17.
23 Jay Adams, How to Help People Change (Grand Rapids: Zondervan, 1986), 23-24.
24 Более полное объяснение и применение истин 2-го Послания к Тимофею 3:14-17 см. вкниге: Jay Adams, How to Help People Change.
25 John Murray, Collected Writings, 3:261. Цит. по: Michael Green, Second Epistle of Peter and the Epistle of Jude (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), 64.
26 Michael Green, The Second Epistle of Peter and the Epistle of Jude (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), 64.
27 Powlison, “Frequently Asked Questions about Biblical Counseling,” 365-366.
28 Целью настоящей статьи было показать, что сама Библия говорит о своей достаточности для понимания и решения всевозможных проблем, с которыми приходится сталкиваться душепопечителям и психологам (христианским или нехристианским) при попытке помочь людям. В этой статье я не ставил перед собой задачи продемонстрировать, как достаточность Писания проявляется на практике, то есть, как Библия помогает нам понять конкретные ситуации или конкретных людей. Я также не задавался целью подробно описывать библейскую методологию решения всех проблем, с которыми приходится сталкиваться людям. Если кто-то захочет подробнее познакомиться с практическими аспектами библейского душепопечительства, рекомендую обратиться к перечисленным ниже источникам: IntroductiontoBiblicalCounseling, eds. JohnF. MacArthur, Jr. andWayneA. Mack (Dallas: Word, 1994) (гл. 10-16, 20); мной разработаны множество книги и аудио- и видеокассет с душепопечительскими курсами по самым разным вопросам (каталог этих материалов можно заказать у автора по адресу: 21726 W. PlaceritaCanyonRoad, Newhall, CA 91322); колледж «Мастерс» предлагает обучение по специальности «библейское душепопечительство» с возможностью получения степени бакалавра искусств или магистра искусств (P.O. Box 278, 21726 W. PlaceritaCanyonRoad, Newhall, CA 91322); Западный фонд христианского образования и душепопечительства предоставляет видеозаписи нескольких курсов по душепопечительству, а также проводит обучение (ChristianCounselingandEducational Foundation West, 3495 College Avenue, San Diego, CA 92115); Восточный фонд христианского образования и душепопечительства проводит курсы по библейскому душепопечительству и выпускает прекрасный журнал, «The Biblical Counseling Journal», длядушепопечителей(Christian Counseling and Educational Foundation East, 1803 East Willow Grove Avenue, Laverock, PA 19118); Национальная ассоциация нутетического консультирования (National Association of Nouthetic Counselors – NANC) спонсирует конференции, выпускает печатную продукцию, а так же аудио– и видео кассеты по многим практическим вопросам (NANC, 5526 State Road 26 East, Lafayette, IN 47905); Джей Адамс написал множество книги выпустил массу аудио– и видео кассет по различным душепопечительским вопросам (Jay Adams; Woodruff, S. C.: Timeless Texts); Gary Almy, Addicted to Recovery (Eugene, Ore.: Harvest House, 1994); Edward Bulkley, Only God Can Heal the Wounded Heart (Eugene, Ore.: Harvest House, 1995); David Powlison, Power Encounters (Grand Rapids : Baker, 1995); Edward Welch, Counselor’s Guide to the Brain and Its Disorders: Knowing the Difference Between Sin and Disease (Grand Rapids: Zondervan, 1991); Richard Baxter, A Christian Directory1877 reprint (Pittsburgh: Soli Deo Gloria); William Playfair, The Useful Lie (Wheaton, Ill.: Crossway, 1991); William Bridge, A Lifting up of the Downcast, reprint (Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1979); Jeremiah Burroughs, The Rare Jewel of Christian Contentment, reprint (Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1979); D. Martyn Lloyd-Jones, Spiritual Depression: Its Causes and Its Cure (Grand Rapids: Eerdmans, 1965); Michael Bobick, From Slavery to Sonship: A Biblical Psychology for Pastoral Counseling(можно заказать в книжном магазине церкви «Благодать»: Grace Book Shack, 13248 Roscoe Boulevard, Sun Valley, CA 91352); многие аудио– и видео материалы по библейскому душепопечительству выпущены Sound Word Cassettes (430 Boyd Circle, P.O. Box 2035, Mail Station, Michigan City, IN 46360); Вестминстерская богословская семинария (Westminster Theological Seminary, Chestnut Hill, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA 19118 and 1725 Bear Valley Parkway, Escondido, CA 92027) предлагает множество курсов по душепопечительству, в которых закладывается библейский подход к решению таких проблем, как инцест, гомосексуализм, трансвестизм, транссексуализм, зависимость от порнографии и похоти, депрессия, тревога, гнев, шизофрения, наркомания и алкогольная зависимость, а так же так называемый «синдром навязчивых состояний» (обсессивно–компульсивный). Вы найдете библейски обоснованную информацию о душепопечительской помощи при неприятии прошлого, проблемной самооценке, синдроме хронической усталости, демонической одержимости, «химическом дисбалансе», «синдроме жертвы», душевных страданиях, обидчивом характере, а также узнаете о душепопечительской помощи в период менопаузы, о консультировании женщин с пременструальным синдромом, о проблемах, связанных с конфиденциальностью душепопечительства, о комплексе вины, приступах паники и страха, психологических тестах, синдроме дефицита внимания, восстановлении семьи после прелюбодеяния, решении всевозможных семейных проблем и о многом другом.