Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Принципы музыкального служения в церкви. Часть-3

    Итак, музыкальное служение должно прославлять Бога и вместе с тем назидать человека[1]. Однако что должно характеризовать здравый поход, направленный на достижение этих целей?

    Во-первых, нужно признать факт того, что в Библии упоминаются самые разнообразные музыкальные инструменты, которые использовались при пении Господу. Их можно разделить на три категории: духовые, струнные, ударные (Пс. 150). В Библии нет запрета на использование разнообразных музыкальных инструментов для служения Богу. Учитывая этот факт, неразумно относить тот или иной музыкальный инструмент к категории «неподходящих» для использования в церкви. Для такого запрета нет библейского основания. 

    Во-вторых, нужно признать факт того, что нам практически ничего не известно о мелодиях, которые использовались при исполнении библейских псалмов в дохристианскую эпоху. На основании Библии мы ничего не можем знать о жанрах и стилях музыкального служения тех дней. На сегодняшний день нет никаких сведений о музыке, исполнявшейся иудейскими музыкантами. Точно неизвестно, была ли у них какая-либо нотная система. О музыке первой церкви до наших дней дошли только скромные данные. В основном пение было совместным. Церковная музыка постоянно менялась, то усложнялась, то упрощалась, но никогда не существовало каких-либо канонов в этом отношении. На основании Библии нельзя сделать чёткое заключение о том, какой жанр и стиль предпочтительнее в глазах Бога. Учитывая этот факт, в вопросе музыки верующие имеет определённую свободу. 

    В-третьих,  Библия говорит об ответственном отношении ко всему, что касается служения Богу, и музыкальное служение не исключение. Музыкальное служение в храме планировалось и осуществлялось весьма тщательно. Певец допускался в хор левитов в возрасте тридцати лет, после пятилетнего ученичества (1 Пар. 23:3). Пять лет ‒ сравнительно короткий срок, поэтому высказывалось предположение, что музыкантов-левитов воспитывали с детства. Служили же певцы в хоре с тридцати до пятидесяти лет.  Исполнение псалмов было очень качественным благодаря строгой дисциплине, постоянной практике и регулярным выступлениям. Левиты выполняли и другие обязанности, связанные с богослужением, но певцы освобождались от всего прочего, потому что занимались служением днем и ночью (1 Пар. 9:33).

     Заключение

    Бог подарил музыкальные способности людям, чтобы они могли воздать Ему хвалу. Поместной церкви и каждому христианину в отдельности необходимо знать, как правильно использовать этот дар. Нужно всегда помнить о том, что музыкальное служение должно прославлять Бога, назидать человека и быть здравым[2].

    Несмотря на то, что основные принципы музыкального служения достаточно ясно изложены в Библии, существует много споров относительно использовании музыки в церкви. Кто-то берёт в пример пение первых христиан, кто-то указывает на танец Давида. Одним людям нравится один стиль музыки и пения, а другие считают более подходящим другой.

    Что важно понимать в разрешении этих споров?

    • Во-первых, что музыка ‒ это понятие  культурно-относительное. Восприятие духовной музыки формируется в рамках той или иной культуры. Оно не продиктовано напрямую Словом Божьим. В этом вопросе христианам дана свобода. Поэтому вопрос правильности той или иной музыки, инструментов и других вещей в музыкальном служении можно решать на уровне отдельной поместной церкви. Определяющим в решении этого вопроса будет обеспечение возможности для всех участников этого служения поклоняться Богу от всего сердца и получать при этом назидание. Музыкальное служение не должно стать камнем преткновения для пришедших на богослужение. Это Божий дар, который нужно научиться правильно использовать в контексте той или иной христианской общины. Поместной церкви нужно стремиться достигать максимально возможного единодушия по поводу стилей, музыкальных инструментов, аппаратуры, громкости звука и других вопросов музыкального служения. Только при условии единства и согласия в вопросах музыкального служения поместной церковью могут быть достигнуты его главные цели.
    • Во-вторых, христианская музыка – это особая музыка, которая должна передать характер и суть библейской истины. Для этого должны использоваться особые средства, что касается гармоничного сочетания слов, музыки, манеры исполнения, а также авторства. Музыкальное служение церкви, направленное на хвалу в адрес Святого Бога не должно черпать своё вдохновение от безбожной мирской культуры (1 Ин. 2:15-17)[3]. Это может вызвать негативные эмоции и нежелательные ассоциации, что сделает невозможным достижение главных целей музыкального служения.
    • В-третьих, необходимо подходить к музыкальному служению не слишком узко. Это подразумевает более широкий взгляд, чем личные предпочтения того или иного человека в церкви. Это значит учитывать мнение большинства членов поместной церкви, помнить о том, что музыкальное служение призвано помогать людям в церкви поклоняться Богу. Оно не должно стать камнем преткновения. Если музыкальное служение приводит к спорам и разделениям в церкви или не достигает правильных целей, оно нуждается в реформировании.
    • В-четвёртых, нужно подходить к музыкальному служению ответственно. Только имеющее библейское основание и хорошо подготовленное служение будет достигать цели. Поэтому важно периодически проводить оценку музыкального служения, чтобы определить, насколько оно соответствует библейским принципам. Необходимо оценивать музыкальный потенциал церкви, и исходя из этого, развивать музыкальное служение, поднимая его на более качественный уровень. Не каждая церковь может позволить себе иметь хор или хорошо организованную музыкальную группу. Не в каждой церкви есть одарённые певцы или музыканты. Важно помнить следующее: поместная церковь должна максимально хорошо использовать имеющиеся у неё ресурсы, чтобы достигать главных целей музыкального служения. Это подразумевает обновление репертуара, чтобы через новые гимны научать доктрине. Это подразумевает использование музыкальных инструментов, в зависимости от наличия в церкви подготовленных музыкантов. Это подразумевает выбор подходящих стилей, мелодий и даже тональностей, чтобы участники музыкального служения могли свободно играть и петь, сосредоточившись более всего на содержании гимнов.

     

    Итак, совершая музыкальное служение церковь должна постоянно помнить о том, что его главная цель – прославлять Бога и вместе с тем нести назидание человеку. Для достижения этих целей необходим здравый поход. Он включает разнообразие в использовании инструментов, мелодий и стилей. Он включает разумное планирование и соответствующую подготовку. Он включает взаимное уважение ко всем участникам этого служения.

     

    Псалом 45:7-8

    אֱלֹהִ֣ים           זַמְּר֣וּ

    זַמֵּ֑רוּ

             לְמַלְכֵּ֣נוּ       זַמְּר֖וּ

    זַמֵּֽרוּ׃

              אֱלֹהִ֗ים     מֶ֖לֶךְ כָּל־הָאָ֥רֶץ     כִּ֤י

    מַשְׂכִּֽיל׃   זַמְּר֥וּ

    хвалите                   Бога

     

    хвалите

     

    хвалите                   Царя нашего

     

    хвалите

     

    потому что царь всей земли Бог

     

    хвалите научая

     

    В этом отрывке хорошо показаны обе цели музыкального служения: прославлять и научать. Бог достоин нашего поклонения, потому что Он царь всей земли. Церковь призвана хвалить Бога и разумно использовать данные для этого возможности.


    Автор: Руслан Качур – Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г.Киев, M.Div., ИБС, Th.M., ЕВТС

    Источник: https://pastor.org.ua/printsipy-muzykalnogo-sluzheniya-chast-3/

     

     

    [1]     Первые христиане, скорее всего, использовали для этого псалмы из книги Псалтирь, а также гимны и духовные песни, сочинённые в их время (Кол. 3:16)

    [2]     Говоря о здравом подходе важно отметить, что музыкальное служение не должно производить «болезни» в поместной церкви, а наоборот приносить «оздоровление», созидая благоприятную атмосферу взаимной любви в поклонении живому Богу.

    [3]     Наметилась тенденция брать известные в мире песни, стихи и мелодии и с небольшими изменениями использовать  в музыкальном служении церкви. Это не лучший путь по нескольким причинам. Во-первых, в памяти слушателей может всплывать первоначальный текст, что не позволит достичь цели поклонения и назидания. Во-вторых, известная мелодия может вызвать не те эмоции, которые нужны для правильного поклонения Богу. Поэтому лучше отказаться от практики переделывания «мирских хитов» для нужд христианского музыкального служения.

     

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя