Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Человек Божий и духовная дисциплина

    Введение

    Призвание и исповедание священнослужителя выдвигает повышенные требования к его духовной жизни. Обычной добропорядочности для него будет недостаточно. Христианский служитель в силу своего призвания должен выделяться на фоне окружающего общества как человек священный. Его положение лишает его права вести мирской образ жизни, а посему он не должен иметь ни мирского характера, ни мирских привычек… Это избранный и особенно благочестивый человек. Посему и его положение, и его призвание возлагают на него обязанность быть в высшей степени духовным1.

    Быть «человеком Божьим» – значит быть в высшей степени духовной личностью. Быть человеком Божьим – значит являть пример определенных черт характера и дисциплины на протяжении всей жизни и служения. В нашем плюралистичном мире человеком Божьим могут назвать и телепроповедников «евангелия благосостояния», и еврейских раввинов, и исламских имамов, и даже музыкантов, пишущих тексты с духовным содержанием2, однако авторы библейских текстов подходили к употреблению этого термина гораздо более строго. Человек Божий воздвигается Богом в нужное время в нужном месте, чтобы принимать правильные решения и говорить правильные слова, влияющие на всю мировую историю. Такие люди – дерзновенные проповедники и бесстрашные лидеры, возвещающие Божье Слово разным слушателям и готовые к любым последствиям. Они предстают перед царями, народами и священниками. Человек Божий не боится насмешек, арестов и сопротивления. Термином «человек Божий» в Библии обозначены тринадцать человек: Моисей, Самуил, Давид, Самей, Илия, Елисей, Годолия, Христос3 и еще четыре человека, имена которых нам неизвестны (1 Цар. 2:27; 3 Цар. 13, 20:28; 2 Пар. 25:7). Тимофей оказывается последним, тринадцатым в списке и единственным в Новом Завете, кому приписывается этот титул (1 Тим. 6:11). Однако во Втором послании к Тимофею 3:17 Павел называет любого служителя, приготовленного Богом к проповеди Его Слова, «человеком Божьим». В этой статье мы рассмотрим восемь дисциплин, следуя которым человек Божий сможет подавать пример любви к Богу и успешно руководить Божьим народом.

    Близость с Богом

    Прежде чем стать представителем Бога перед другими людьми, человек должен наладить глубокие личные отношения с Ним. Объяснению Божьей истины должна предшествовать встреча с Самим Богом. Пока человек Божий не проведет какое-то время в Божьем присутствии, он не сможет вещать о Божьей личности Божьему народу. Джордж Мюллер показывает нужду в личном общении с Богом, когда говорит: «Я еще яснее увидел, что самое главное дело, которым мне следует каждый день заниматься, – это следить, чтобы моя душа была счастлива в Господе. В первую очередь мне нужно беспокоиться не о том, как я могу послужить Господу… а о том, как привести душу в состояние блаженства и напитать свою внутреннюю жизнь»4. Прежде чем пастор послужит другим людям подготовленной и хорошо сказанной проповедью, он должен послужить самому себе молитвой и чтением Слова. Вот в чем суть здоровых отношений с Богом. Он никак не может ради служения другим душам пренебречь собственной душой. А питание собственной души начинается с веры.

    Вера

    Служению ради Христа должна предшествовать вера во Христа. Проповеднику никак нельзя забыть предупреждения: «Ужасно упасть в геенну, будучи по ту сторону кафедры, еще более ужасно упасть, стоя за кафедрой»5. Есть только один надежный способ это предотвратить: исследование самого себя. «Человек Божий» не может пройти мимо библейских предупреждений об исследовании самого себя. Павел призывает коринфян регулярно испытывать свою веру во Христа: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Заповедь испытывать себя дана в настоящем времени – это подразумевает, что нужно регулярно проверять свою веру. Иисус подобным образом говорил Своим слушателям оценивать веру, и часто это предупреждение было направлено духовным лидерам. В одном из самых шокирующих текстов Нового Завета Иисус учит, что далеко не каждый религиозный деятель окажется в раю. В конце Нагорной проповеди Он говорит такие слова:

    Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:21-23, курсив наш. – М. Ж.).

    Если не каждый исповедующий Христа будет на небесах, то как же определить истинную веру? Иисус высказывает принцип, по которому можно отличить истинную веру от искусственной, о которой Он упоминал ранее в этом же отрывке: «По плодам их узнаете их» (Матф. 7:16, 20). Исполнять Божью волю и не творить беззакония – надежный признак истинной веры (Матф. 7:13-23). В качестве подтверждения веры Иисус рассматривает и стремление к благовестию (Иоан. 15:8). Ранее в этой же беседе с учениками Иисус говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14:21). Мерой веры является и любовь к Иисусу. Апостол Иоанн в одной фразе выражает всю суть истинного христианства: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди (1 Иоан. 2:3). Любовь ко Христу и послушание Его Слову – вот подлинные отличительные особенности христианина. Спасенный человек был приготовлен Богом на добрые дела (Еф. 2:10), следовательно, он будет совершать дела, производимые верой (Иак. 2:14-26). Служитель должен постоянно задаваться вопросом: подлинна ли моя вера? Как верно отметил Рик Холланд: «Любым усилиям, направленным на служение Богу, должна предшествовать подлинная вера. Нам, пасторам, нужно помнить, что мы прежде всего христиане»6. Будучи христианами, мы должны внимательно исследовать себя, в вере ли мы, чтобы и в руководстве, и в повседневной жизни служить для других примером. Одна из областей нашей духовной жизни, требующих частого исследования, – это молитва.

    Молитва

    Мой наставник Рик Холланд постоянно напоминал мне: «Твое служение будет отражением тебя самого». Это предупреждение заставляет меня особенно сильно трепетать, когда я думаю о своей молитвенной жизни. Освальд Сандерс пишет: «Духовный лидер должен идти впереди всей церкви, особенно в том, что касается молитвы»7. Эта фраза Сандерса призывает нас переоценить собственную преданность молитве и приложить больше стараний к данной дисциплине. С некоторыми пожилыми верующими не так легко идти в ногу, не то чтобы обгонять их! Октавий Уинслоу подчеркивает актуальность молитвы и верно определяет ее суть: «Молитва – это пульс обновленной души, и постоянство этого пульса – важнейший признак наличия духовной жизни»8. Сперджен как-то сказал: «Если нет молитвы, то можно с уверенностью сказать, что душа мертва»9. Джон Райл затрагивает самую суть: «Главный вопрос в том, можешь ли ты говорить с Богом так же, как о Боге»10. Мы все знакомы с этими и другими подобными цитатами, обличающими нас, призывающими больше молиться, разоблачающими наши поверхностные молитвы. История Церкви полнится именами мужей и жен, которые через молитву двигали рукой Того, Кто управляет миром. Мы стремимся испытывать близость с Богом, но часто не желаем прилагать необходимые усилия, чтобы общаться с Отцом. И если нам кажется, что в нашей духовной жизни наступила остановка сердца, единственный надежный дефибриллятор – молитва.

    Джон Буньян дает полезное определение молитвы: «…искреннее, осмысленное излияние сердца и души перед Богом через Христа, в силе и с помощью Духа Святого ради обетований Божьих, согласно Слову Божьему, ради блага Церкви, в подчинении воле Божьей по вере»11. Согласно этому определению, в молитве есть (1) любовь к Богу, (2) истинное общение с Богом, (3) зависимость от подвига Иисуса Христа и силы Святого Духа, (4) апелляция к Божьим обетованиям, содержащимся в Его откровении, (5) бескорыстное желание угодить другим, а не себе, (6) подчинение воли, (7) вера в Божье провидение и заботу. Молитва человека, стремящегося к тесному общению с Богом, обязательно будет включать в себя эти элементы. Вопрос в том, почему мы не молимся, а когда молимся, почему молимся не так?

    Недостаток молитвы вскрывает проблему самонадеянности, неверия, отдаленности от Бога, безразличия к другим, непокорности Духу Святому и эгоизма. Во-первых, отсутствие молитвы характерно для самонадеянного сердца. Сперджен указывает на причину бедной молитвенной жизни: «Служитель, не молящийся ревностно о своем служении, – пустой и тщеславный человек»12. Молитва – это признание своей зависимости от Отца. Это самое искреннее проявление смирения. Мы признаем свою неспособность изменить людские души, когда приводим их к престолу Божьему и просим, чтобы действовал Он. Когда дети просят родителей о помощи и заботе, они тем самым показывают свои отношения с ними и зависимость от них. Так и Божьи дети говорят о своей потребности в Отце регулярным общением с Ним. Когда Иисус учил учеников молиться, Его первые слова были: «Отче наш», что подчеркивает личные отношения с Богом. А фраза «хлеб наш насущный дай нам на сей день» выражает зависимость от Него (Матф. 6:9, 11). Находясь в борении, чтобы исполнить волю Отца в Гефсимании (Матф. 26:39-46; Евр. 5:7-8), Иисус напоминал ученикам, что победа над искушением достигается в молитве (Матф. 26:41). Не молящийся человек только подтверждает свою самоуверенность в борьбе с грехом и в отношениях с душами людей, которых Бог доверил ему пасти и уподоблять Христу. Один пастор в нашем служении как-то сказал: «Содержание твоих молитв указывает на твое отношение к Богу. Частота твоих молитв указывает на твою зависимость от Бога». Твои молитвы отражают твою зависимость или высокомерие?

    Во-вторых, вялая молитвенная жизнь выражает не только зависимость от самого себя, но и недостаток веры. Вряд ли можно подобрать лучшие слова относительно Божьего желания ответить на нашу просьбу, чем эти: «Бог так желает, чтобы люди молились Ему, что обещал ответить на наши молитвы. Если мы будем молиться, Он обещает дать не что-нибудь абстрактное, а как раз то, о чем мы просим».13 Постоянными молитвами мы утверждаем свою веру в Бога. Иисус одобряет постоянство в молитве (Лук. 18:1-8) и призывает учеников не унывать и не сдаваться, стремясь достичь просимого (Матф. 7:7-11). Он Сам показывает пример стойкости в молитве, когда слезно вопиет к Богу в Гефсиманском саду (Матф. 26:37-46). «Он… с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» (Евр. 5:7), а Лука упоминает, что Он, «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук. 22:44). Просто замечательный взгляд прямо в сердце нашего Спасителя! Он был настоящим, решительным и последовательным, говоря с Отцом о том, что Его больше всего тревожило. Но в этой молитве Он не старался манипулировать рукой Отца, пытаясь избежать креста. Он показывал Свою потребность в помощи Отца, чтобы повиноваться Его желаниям по воле Отца. В результате Он «услышан был за [Свое] благоговение». Обетование Иисуса должно побуждать нас к молитве с верой и ожиданием. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23, ср. также 14:13-14, 15:16; Лук. 11:9-10).

    В-третьих, сердце, лишенное молитвы, не имеет близости с Богом. Иисус ночами проводил время в разговорах с Отцом (Лук. 6:12). В Библии упомянуто больше случаев молитвы Иисуса, чем любого другого персонажа. Единственный способ, как Иисус мог общаться с Отцом, был в молитве; так и для нас единственный способ общаться с Отцом – в молитве. Томас Брукс описывает, что происходит в молитве: «Пусть молитва в тайной комнате будет золотым мостом, паромом, колесницей, чтобы доставить ваши души к Богу, чтобы общение с Богом стало еще теснее»14. Примером такой молитвы, отражающей такое тесное общение, может стать молитва Анны в Ветхом Завете. Близость должна быть настоящей. Ее молитва была настоящей, ведь она сама говорила: «Изливаю душу мою пред Господом» (1 Цар. 1:15), что значит, что она полностью раскрывала перед Господом все свои мысли, изливая их перед Ним, как будто из чаши. Кроме того, она была смиренна перед Богом, трижды назвав себя «раба Твоя» (1 Цар. 1:11). Близость с Богом требует смирения перед Ним. Бог ничего не должен нам, и мы с таким отношением должны подходить к Его престолу благодати. Мы смиренно ищем Господа, зная, что Он «смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; ср. Ис. 66:2). Наконец, близость требует и личного знания. Анна обращалась к Богу как искупителю (1 Цар. 2:1-2), царю (1 Цар. 2:3-8) и судье (1 Цар. 2:9-10). Проповедники, которые не имеют постоянного общения с Богом втайне, не должны ожидать, что Бог будет говорить через них явно. Сперджен был мужем молитвы и говорил, что «секрет успеха в служении лежит в частоте обращения к милости Божьей»15.

    В-четвертых, человеку без молитвы безразличны другие люди. Библия велит христианам молиться друг за друга (Еф. 6:18) и показывает, как эта молитва практиковалась в ранней церкви (Фил. 1:9; Кол. 1:3, 9; 4:3). Отказываясь молиться, мы не только игнорируем ясное повеление, но тем самым показываем свою небрежность по отношению к физическому и духовному состоянию других святых (1 Фес. 5:25; 2 Фес. 3:1; Евр. 13:18). Иаков показывает, как Бог действует по молитвам святых, чтобы исцелить согрешающих и больных верующих (Иак. 5:13-18). Когда братья и сестры по вере не участвуют в молитвах друг за друга, они пренебрегают заповедями носить бремена друг друга (Гал. 6:2) и ходатайствовать друг за друга перед престолом благодати. Пусть же и содержание, и частота наших молитв уберет всякие сомнения о том, как сильно мы беспокоимся о физических и духовных нуждах паствы.

    В-пятых, не молящийся человек сводит к минимуму служение Святого Духа в своей жизни. В восьмой главе Послания к римлянам Павел напоминает, что Святой Дух служит посредником между нами и Богом, когда ходатайствует «воздыханиями неизреченными» так, что Бог может принять наши молитвы (Рим. 8:26-27). Иуда, равно как и Павел, велит верующим молиться Духом Святым (Иуд. 20, Еф. 6:18). Молиться Духом Святым означает полагаться на Его силу во время нашего разговора с Богом Отцом. Невозможно пребывать в единении с Духом, не молясь.

    В-шестых, недостаток молитвы приводит к продвижению самого себя, и, напротив, молитва фокусирует наше внимание на Боге. Она делает нас богоцентричными. Когда Иисус учил учеников молиться, Он особо подчеркивал важность того, чтобы святить имя Бога, распространять Его царство и выполнять Его волю. Иисус всегда показывал Бога как Отца, Царя, Даятеля, Спасителя и Защитника (Матф. 6:9-13). Невозможно возвышать себя, склоняясь на коленях перед царем. Поэтому как можно чаще обращайся к престолу, чтобы не допускать беззакония, противоречий и анархии16. Мы Его посланники (2 Кор. 5:20), воины (2 Тим. 2:3-4), работники и делатели (2 Тим. 2:6, 15) и рабы (1 Кор. 4:1; 2 Тим. 2:24). Постоянное общение с Господином напоминает о наших обязанностях перед Ним, а также о том, к чему мы призваны. Христианский служитель всего себя отдает Божьему царству и показывает свою верность Царю, часто обращаясь к Нему в молитве.

    Молитва нелегка, но она приносит воздаяние. Райл дает полезный совет: «Так же, как ты уделяешь время еде, сну и работе, уделяй время и молитве… говори с Богом утром, прежде чем говорить с миром; говори с Богом вечером, когда общение с миром закончилось»17. Чтобы почувствовать освежающую близость с Богом, разнообразь свои молитвы. Меняй место и содержание. Молись по книге псалмов, молись в песне, молись ходатайственной молитвой, молитвой благодарения, хвалы и исповедания. Читай молитвы пуритан и других святых. Учись на основе их структуры и содержания. Выработай привычку возносить краткие молитвы на протяжении дня, прилагая их ко всем ситуациям, допущенным в твоей жизни Богом. Изучай молитвы Иисуса, записанные всеми авторами Евангелий. Он молился и рано утром, и в течение дня, и поздно ночью, и всю ночь. Он молился один, в толпе, вместе с учениками. Он молился и долгими, и короткими молитвами. Его молитвы были полны ходатайства, благодарности, хвалы и личных просьб. И если воплощенный Бог, вторая ипостась Троицы, не мог исполнить служения, не пребывая в единении с Отцом, то как мы можем с успехом продолжать Его работу, не имея такой же силы и не обращаясь к той же Личности? Неудача в служении начинается с неспособности молиться.

    Предупреждение Сперджена проповедникам должно побудить нас исследовать частоту и искренность наших молитв. Он пишет: «Твоя внутренняя жизнь записана в Божьей книге, и однажды она откроется перед тобой. Если бы мы знали всю жизнь каждого из вас, то у некоторых она оказалась бы вовсе не жизнью; это была бы смерть. Да, даже о некоторых истинных христианах можно сказать, что они не живут, а так себе… влачат существование. Одна жалкая молитва в день – один вдох, достаточно, чтобы не умереть, но не более того»18. Я молюсь, чтобы никто из нас однажды не осознал, что все наше служение характеризуется такой молитвенной жизнью – одной жалкой молитвой в день.

    Учение

    Роскошь гибкого рабочего графика – это палка о двух концах. Некоторые церкви помогают своим пасторам финансово, освобождая их тем самым от другой работы, чтобы те могли постоянно пребыть в молитве и служении слова (Деян. 6:4). Такую привилегию ни в коем случае нельзя воспринимать как что-то само собой разумеющееся. Напротив, с такой привилегией приходит большая ответственность и тяжкий труд. Способность проявлять дисциплину и не вставать из-за письменного стола, пока не будет готова проповедь, должна быть развита у любого пастора. Призыв апостола Павла к Тимофею проявлять дисциплину в учении и в наши дни звучит так же злободневно, как в первом веке: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Повеление «старайся» стоит в аористе, что указывает на неотложность начала действия19. Не следует забывать, что мотивом к еженедельному изучению Библии должна быть не просто потребность что-то сказать в воскресенье. Главная причина изучения Библии перед проповедью, и самая первая причина, названная в этом отрывке, заключается прежде всего в том, чтобы быть «достойным делателем». Павел писал коринфянам, что мы должны ревностно стараться быть Ему угодными (2 Кор. 5:9). Божьи дети в наших церквях пожинают благословения от того, как мы исполняем свою главную задачу – угодить Богу. Наша решимость достичь поставленной цели выражается в стремлении быть неукоризненными (по переводу «Радостная весть» – «…которому нечего стыдиться…» – Примеч. пер.). Этот термин встречается в Новом Завете всего один раз (hapax legomenon), тогда как в Септуагинте он передает значение, связанное со свободой от унижения и стыда на божественном суде20. Желанием каждого проповедника должно быть стремление услышать слова «хорошо, добрый и верный раб» (Матф. 25:21), и это божественное одобрение связано со стремлением и усилиями пастора изучать Писание.

    Метод, с помощью которого можно достичь этой цели, описывается одним греческим термином (греч. ὀρθοτομοῦντα, orthotomounta), который переведен фразой «верно передающим». Это причастие настоящего времени подчеркивает, что проповедник обязан осторожно и тщательно разбираться со Священным Писанием. Павел говорит о таком же стремлении заручиться похвалой от Бога, вспоминая, как он проповедовал Евангелие в Фессалонике. Он пишет: «…как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:4). Такое неукоснительное посвящение апостола не изменилось с 52 по 61 г. по Р.Х., когда Павел писал письмо верующим в Колоссах. Описывая свой подход к служению, он снова говорит об этом рвении: «…Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29). Термины «тружусь» (греч. κοπιῶ, kopiō) и «подвизаюсь» (греч. ἀγωνιζόμενος, agōnizomenos) стоят в настоящем времени и поэтому означают постоянные усилия Павла в служении, происходящие в данный момент времени. Первый термин означает работу до изнеможения21, а второй подчеркивает борьбу в служении22. Слово «агония», означающее муки и борьбу, происходит от греческого слова, переведенного как «подвизаюсь» [«Радостная весть» передает agōnizomenos фразой «ведя битву». – Примеч. пер.]. Павел употребляет эти же два слова в другом месте, обращаясь к Тимофею:

    Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей. Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он – Спаситель всех людей, особенно верующих (1 Тим. 4:7-10; пер. «Радостная весть», курсив наш. – М. Ж.).

    Эти два отрывка подразумевают, что личная дисциплина и верность в служении требуют усилий. Служение – это не хобби, а посвящение на всю жизнь, требующее постоянных усилий, которые прежде всего должны быть направлены на личное изучение Писания.

    Дисциплина в обучении предполагает и чтение других трудов. Биографии известных христиан отвечают на нашу нужду в героях веры, которые прошли раньше нас и проложили нам дорогу. Обращение к старым и новым трудам по богословию помогает уберечься от ереси и противоречивых учений. Мы должны регулярно проверять, насколько наше толкование Писания соответствует ортодоксальному богословию. Люди даровитее и образованнее нас исследовали эти самые отрывки и пришли к определенным выводам, которые нам следует со всей серьезностью рассмотреть при изучении текста. Это даст нам еще более четкое понимание исследуемого текста. Более того, следует регулярно обращаться к языковедческим пособиям не только ради современности наших знаний, но и для того, чтобы разумно и грамотно разбираться с моментами богословских расхождений, встречающихся у пасторов и студентов семинарий. Рик Холланд не раз говорил: «Бог запечатлел Свое Слово в определенном времени, определенной культуре и в литературном контексте. Он оставил нам книгу, а не видеофильм». Чтобы быть верными хранителями этого Слова, нам необходимо изучать грамматику греческого, еврейского и арамейского языков. Для правильного толкования каждого текста следует знать и его социально-исторический контекст. Для этого требуется постоянный доступ к ресурсам, крайне необходимым для эффективного служения, и, возможно, приобретение этих ресурсов в личное пользование23.

    Пасторам не следует жертвовать изучением Писания. Они должны специально выделять для этого время, беречь и максимизировать его, будучи дисциплинированными и пользуясь доступными средствами. Мы не обязаны быть экспертами в политике, экономике, социальных вопросах, философии или юриспруденции. Мы должны быть людьми одной науки и одной книги. Когда в церковь на воскресное служение приходят люди всех профессий: от программистов до финансистов, от учителей до школьников – они хотят знать, что говорит Господь. В нашей церкви есть и врачи, и преподаватели, и бизнесмены. Они все – профессионалы своего дела, но, с духовной и библейской точек зрения, это дети. Они желают «слышать человека, который был с Богом, пребывал в Его Слове на протяжении всей недели. Они хотят услышать проповедника, который из Слова Божьего может провозгласить реалии жизни и дать ответы на глубинные нужды в их сердцах»24. Наш долг – обеспечить их этими ответами, указав на Христа, «…в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Будь специалистом Слова Божьего, чтобы удовлетворить жажду людей по Богу!

    Святость

    Благочестивый муж молится, изучает Писание и стремится к святости. Несвятой служитель – это оксюморон, противоречие в терминах. Сперджен напоминает нам: «На какое бы призвание ни претендовал человек, если он не чувствует призыва к святости, он, несомненно, не призван к служению»25. Человек Божий должен быть свят, иначе ему нужно уходить из служения. Это не призыв к совершенству, ибо «абсолютное совершенство для небес, а не для земли, где наша плоть немощна, мир зол, а дьявол постоянно стоит у нас над душой»26, но к возрастающему освящению (1 Иоан. 2:28–3:3). Освящение означает очищение через (1) отделение от мира и (2) подражание Христу.

    Повеление отделиться от мира касается любого верующего, особенно пастора. Павел умоляет коринфян очистить себя «…от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Этому призыву предшествует напоминание о Божьем обещании усыновления, которое Он дал Израилю в то время, когда они должны были отделиться от языческого окружения. Апостол Павел переносит это обетование на верующих – усыновленных Божьих детей, – побуждая нас отделиться от мирского влияния. Иаков, сводный брат Иисуса, не оставляет шансов для заигрывания с миром, заявляя, что «…дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Апостол Иоанн также утверждает, что истинный переход из царства тьмы в царство света осуществляется лишь тогда, когда все помышления и стремления человека принадлежат уже не миру, а Христу. Он пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15, 16).

    Иаков пишет: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы… хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Павел умоляет христиан не сообразоваться с веком сим (Рим. 12:2). Сам Иисус говорил, что Его ученики «не от мира» (Иоан. 17:16). Если мы измеряем свою жизнь достижениями или богатством, то мы – мирские люди27. Не становимся ли мы легкой добычей этого мира, действующего «…по воле князя, господствующего в воздухе…», который постепенно настраивает наше мышление так, что оно становится таким же, как и у «сынов противления» (ср. Еф. 2:2)? Как и в рекламе, лоск и блеск мира сего обманчив, поэтому Павел называет и внутренние, и внешние искушения обольстительными похотями (Еф. 4:22). Джоэль Бик предлагает простой тест, как определить, принадлежишь ли ты миру или святости. Он говорит: «Цель мирских людей – двигаться вперед, а не вверх, жить горизонтально, а не вертикально. Они жаждут внешнего благоденствия, а не святости. Они извергают корыстные желания, а не искренние просьбы. Если они и не отрицают Бога, то игнорируют и забывают о Нем, а если и вспоминают, то только для своекорыстных интересов. Человеческая природа без Бога мирская»28. Если ты умер и воскрес со Христом, то отражают ли это твои чувства? Можешь ли ты вместе с апостолом Павлом сказать: «…крестом Господа… для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14)? Призыв к отделению от мира невозможно отрицать, и пастор никак не может позволить себе поддаться на искушение блеском и прикрасами этого мира.

    Может ли пастор поддаться мирскому влиянию? Биография Димаса дает утвердительный ответ. Димас был сподвижником и соратником апостола Павла во время первого заключения (61 г. по Р.Х.), будучи верным его вести и миссии. Апостол даже упомянул его в двух письмах (Филимону и колоссянам). Но через шесть-семь лет, находясь в заточении в римской темнице, Павел снова упоминает Димаса, уже с отрицательной стороны. Димас оставил Павла и отправился в Фессалонику, успешный политический и торговый центр Римской империи29. Причиной этого ухода Павел называет любовь к нынешнему веку (2 Тим. 4:10). Обольщение миром – это постепенный процесс, в отношении которого всегда нужно быть начеку. За несколько лет до того, как Димас оставил служение, Павел предупреждал Тимофея об этом искушении (1 Тим. 6:7-11). Вайн и Шаддикс пишут о последствиях осквернения пастора: «Когда проповедник – канал Воды жизни – загрязняется скверной мира сего, люди перестают пить эту воду… Реальность такова, что люди его больше не слушают»30. Мирское влияние снижает эффективность служения. Вот тогда и проявляется разница между верующим и неверующим – первый бежит за миром, а второй бежит от мира (1 Тим. 6:11).

    Пастор возрастает в святости, воздерживаясь от мирского образа мыслей и стремясь быть похожим на Христа. Томас Брукс пишет: «Несомненно, христианство есть не что иное, как подражание божественной природе, принижение собственного “я” и уподобление образу Бога, по которому человек был сотворен “в праведности и истинной святости”. Вся жизнь христианина должна быть не чем иным, как видимым образом Христа»31. Мы – Христос в миниатюре. Мы помним, что Его смерть не просто дала нам вечное спасение, но и поставила нас на путь освящения. Мы не можем не помнить о взаимосвязи между святостью и крестом Иисуса. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24, курсив наш. – М. Ж.). Святость – это не один из случайных результатов голгофской жертвы, а сама цель креста Христова32. Распятие было совершено с тем, чтобы мы имели праведность – как заместительную, так и практическую. Если Бог предопределил нас отражать образ Иисуса (Рим. 8:29) и поразил Своего Сына, чтобы освятить нас (Ис. 53:10); если Иисус страдал и проливал кровь, чтобы «…представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою…» (Кол. 1:22); если Святой Дух готов вести нас, чтобы мы не согрешали (Гал. 5:16), где же слабое звено? Мы спотыкаемся там, где несерьезно подходим ко греху. Петр говорит, что наши плотские похоти пошли на нас войной (1 Пет. 2:11). Дьявол и его бесы изучили все наши привычки и видят слабости, подстрекая к падению. А мы зачастую все силы сосредоточиваем на том, чтобы идти по краю пропасти в надежде не оступиться и не свалиться в бездну. Нам нравится иметь и «страховку» от ада, и одновременно наслаждаться христианской «свободой», часто превращая ее во вседозволенность и используя ее для прикрытия зла (1 Пет. 2:16). Не получается ли так, что мы ходим рядом с грехом, пристально к нему присматриваемся и иногда даже одобряем его, подбираясь к нему как можно ближе, надеясь при этом не впасть в грех? Не должны ли мы решительно достигать святости, прилагая все силы к тому, чтобы подражать Христу и в характере, и в поведении? Облеклись ли мы во Христа? Слова Сперджена звучат отрезвляюще: «Для служителя святость – это и главная необходимость, и наидрагоценнейшая награда»33. Почему люди ходят в твою церковь: потому что ты «нормальный», как весь мир, или потому что ты благочестивый, как Христос?

    Оценивая свое стремление быть похожим на Христа, не забывай слова Роберта Мюррея Макчейна: «Помни, что ты – Божий меч, инструмент в Его руке и, я верю, избранный сосуд, возвещающий Его имя. Во многом успех зависит от чистоты и точности инструмента. Бог благословляет не столько великие таланты, сколько подобие Христу. Святой служитель – мощное оружие в руках Бога»34.

    Пост

    Пост – это одна из наиболее пренебрегаемых и превратно понятых христианских дисциплин. Некоторые видят в нем способ заставить Бога выполнить собственные желания с помощью дерзновенных и долгих молитв вкупе с отказом от пищи. Другие бывают в посте только потому, что Иисус так поступал, не особо пытаясь выделить духовные принципы, которые объясняли бы, зачем нужно подражать этой практике. Однако Новый Завет заповедал держать пост не только как дань иудейской традиции, но как необходимую христианскую дисциплину. Иисус не только не отменяет эту дисциплину, но и утверждает ее в качестве естественного компонента Его царства (Матф. 6:16-18). Иисус проясняет пост, чтобы напомнить нам, для кого он должен быть и в чем его цель.

    Для кого мы постимся

    В середине Нагорной проповеди Иисус объясняет разницу между внутренней и внешней праведностью с помощью трех иллюстраций. Он ставит пьесу35 в трех действиях, в каждом из которых подчеркивается важность истинной святости. В этой пьесе три главных героя: творящий милостыню (Матф. 6:2-4), молящийся (Матф. 6:5-15) и постящийся (Матф. 6:16-18). Каждый раз Иисус называет человека, участвующего в таких действиях только лишь ради внешнего одобрения, а не для славы Божьей, лицемером (то есть актером). Последний эпизод имеет самое непосредственное отношение к предмету нашего разговора. В нем Иисус делает акцент на важности правильной аудитории для поста. Он говорит:

    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6:16-18).

    Иисус разделяет постящихся на две категории: человекоугодников и богоугодников. Человекоугодники напускают на себя печальный вид, проявляя некоторую небрежность в попечении о своей внешности и надеясь, что люди это увидят и оценят. Их желание получить сиюминутное одобрение было настолько сильно, что им уже не нужно было Божье одобрение. Иисус называет их актерами, потому что внешне они выглядели так, будто их сердце полностью предано Богу, на самом же деле оно жаждало человеческих рукоплесканий. Иисус предостерегает нас не от контактов с людьми ради сохранения Божьего одобрения. Он говорит не напускать на себя особый вид, чтобы привлечь внимание людей. Разница между двумя группами – во внутренней мотивации. Иисус учит, что для того чтобы избежать лицемерия, нужно иметь голод по Богу в своем сердце; Он также говорит, что желания сердца подтверждаются внешним поведением. Опасность лицемерного поста в том, что получить желаемое довольно легко: если мы ставим целью угодить человеку, то вполне довольно поверхностных перемен – изменить выражение лица и надеть одежду понеряшливей. Однако Иисус напоминает нам, что пост, угодный Богу, основан на глубоком сердечном желании получить одобрение от Него, а не от людей.

    Для чего мы постимся

    Библия говорит о девяти мотивах поста. Во-первых, описаны случаи, когда люди постились, ища Божьей помощи в повседневных заботах или иных физических нуждах. В Книге Ездры 8:21-23 Ездра молится и постится о благополучном пути в Иерусалим. В книге Судей 20:26 сыны Израилевы постятся перед нападением на колено Вениаминово, чтобы отомстить за убитую наложницу левита. Во-вторых, часто пост сопровождает молитву покаяния (Исх. 34:28; 1 Цар. 7:6; 2 Цар. 12; 3 Цар. 21:27-29; Неем. 9:1-2; Дан. 9; Иоил. 2:12; Ион. 3:5). В-третьих, большое горе и скорбь требуют молитвы и поста Божьего народа (1 Цар. 1:7-8; 31:13; Неем. 1:4; Есф. 4). В таких случаях пост показывает искренность и глубину печали. В-четвертых, пост иногда совмещали с поклонением и служением (Зах. 7:5-6; Лук. 2:37; 18:12; Деян. 13:1-3; 27:9). Были также и случаи ложной религиозности и сопутствующего ей поста (3 Цар. 21:9-12; Зах. 7:5-6). В-пятых, люди постились во времена суровых испытаний. Искушение Иисуса в пустыне произошло после сорокадневного поста (Матф. 4; Лук. 4). В-шестых, важные решения в служении принимались в контексте поста и молитвы. Иисус начал Свое служение после поста (Матф. 4; Лук. 4). Апостолы назначили пресвитеров церкви после поста и молитвы (Деян. 14:23). В-седьмых, пост был физическим проявлением смирения перед Богом, подобно коленопреклоненной молитве. В Псалме 34 Давид пишет: «Я… изнурял постом душу мою…» (ст. 13). В-восьмых, пост поощрял близость в отношениях с Богом. После того как сыны Израилевы сделали себе золотого тельца, и Моисей взошел на гору Синай и говорил с Богом сорок дней и сорок ночей, он все это время воздерживался от еды и питья (Исх. 34:28). В результате его поклонение Богу было особенным, как никогда раньше36. В посте мы признаем, что нас подкрепляет не пища, а Бог. В-девятых, главная цель христианского поста – ожидание Второго пришествия. Это сердце новозаветного поста.

    Сердце поста

    В Евангелии от Матфея 9:14-17 Иисус объясняет мотив христианского поста. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (ст. 15). Дисциплина поста определяется стремлением к Жениху, Царю и Спасителю. Христиане вкусили плодов отношений с Иисусом, где один лишь Он восполняет все желания и устремления иметь смысл и цель жизни. Познав радость и близость со Христом, вкусив силы грядущего века, мы уже не можем удовлетвориться мирскими благами. И все же христиане, в том числе и христианские служители, переносят свое внимание с невидимого на видимое. Поэтому христианин должен исследовать сам себя, действительно ли он жаждет Бога. Джон Пайпер дает такое определение посту: «Это голод по Богу, пробуждаемый вкушением Бога через Евангелие»37. Он продолжает: «Пост отражает идею, что обретение Даятеля лучше обретения Его даров»38. В сущности, пост – это «…надежное и счастливое стремление к всевосполняющей полноте Христа»39 через временный отказ от «всего, что уводит от всеобъемлющего удовлетворения в Боге»40. Пост – это признание того, что ничто в этом мире никогда не сможет удовлетворить мои стремления. Это значит отложить все желания и прийти к Тому, Кто один только может утолить голод души.

    Пост нельзя назвать сугубо христианской практикой41, но он уникально показывает удовлетворение христианина в одном лишь Боге. Поэтому, если вы Божьи служители, поститесь, чтобы показать неутолимый голод по Богу! Поститесь, чтобы найти близость с Богом в служении, испытаниях и исповедании! Поститесь, чтобы смирить себя под крепкую руку Божью, которая утоляет любой голод! Христианские служители постятся не для того, чтобы через аскетизм манипулировать Богом, но для того, чтобы в Боге и только в Нем найти близость и удовлетворение. Поститесь, чтобы меньше полагаться на пищу и больше на Бога.

    Размышление

    Как синоним слову «размышления» в религиозных кругах употребляется слово «медитация», которое, как правило, ассоциируется с нехристианским духовным упражнением. В буддизме, индуизме, йоге и «Нью эйдж» медитация предлагается как средство для достижения истинного мира и духовности. Христиане, выступая против такой практики, либо вообще отказываются от размышлений, либо преуменьшают их важность для христианской жизни. На самом же деле, размышление – ключевой компонент духовного роста. Разница между медитацией в культах и христианским размышлением состоит в том, что медитация пытается опустошить разум, в то время как размышление стремится наполнить его Божьим Словом42. Более того, мирская медитация использует воображение для стимуляции субъективной реальности, а цель библейского размышления – помогать верующему думать об истинах и реалиях, открытых в Слове. Размышление можно определить как «глубокие рассуждения об истинах и духовных реалиях, явленных в Писании с целью понимания, применения и молитвы»43. Для здорового христианина размышление – обязательное духовное упражнение.

    Есть два отрывка, которые помогут нам понять, что такое библейское размышление. В книге Иисуса Навина 1:8 Бог повелевает Иисусу: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1:8). Обратите внимание на зависимость успеха от размышления. Контекст этого отрывка – завоевание обетованной земли под руководством Иисуса Навина, только что возглавившего народ. Моисей не смог ввести народ в обетованную землю. Успех Иисуса Навина будет зависеть от постоянного размышления над Словом Божьим и послушания ему. Как верующие Нового Завета мы понимаем, что для нас это прежде всего относится к духовным благословениям. В то же время мы должны признать, что за послушание Бог вознаграждает, а непослушание влечет наказание (Евр. 12:4-10). Именно размышление сохраняет Слово Божье у нас в разуме и сердце, а результат этого – послушание.

    Другой отрывок о ценности размышления – это Псалом 1. Давид пишет:

    Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1:1-3).

    Много можно было бы сказать об этом основополагающем псалме, но сейчас обратим внимание на связь между удовольствием (это другое значение слова, переведенного как «воля». – Примеч. ред.), размышлением и успехом. Регулярное размышление направлено на особое удовольствие. Интересно, что удовольствие от Слова Божьего приводит к размышлению, а размышление приводит к удовольствию. Бог вознаграждает любовь к Своему Слову и постоянное размышление над ним, сохраняя человека духовно здоровым, плодотворным и успешным. Имея такие обильные обетования, почему же мы не слушаемся? Ответ в том, что мы постоянно отвлекаемся. Телефон, телевизор, интернет, компьютер, «айпод», «айпэд», «киндл», любой другой электронный прибор отвлекает нас от размышления над Писанием в уединении. Важно выделять время, чтобы размышлять о Слове Божьем и о Боге в этом Слове, о Его характере, словах и делах. Пусть молитва идет рука об руку с размышлением. Размышляйте перед молитвой, чтобы войти в общение с Богом, духовно бодрствуя. Выберите отрывок для чтения и размышляйте о нем, повторяя Божью истину вслух или про себя. Можно перефразировать, записывать и заучивать истины из Писания. Размышление – это не самоцель, цель – применение истины. Делайте все, что необходимо, чтобы применять Божью истину. Осуществить эту цель нам поможет размышление.

    В Псалме 62 Давид показывает на своем примере, что происходит с человеком, размышляющим о Боге. Хотя он скрывался в иудейской пустыне от Авессалома, он не прекращал размышлять о Боге. Его жажда по Богу побуждала его думать о Боге и днем, и ночью. Следствие такого размышления – радость (Пс. 62:8) и близость к Богу. Об этом говорит одно из самых красивых выражений в Псалтири: «…к Тебе прилепилась душа моя…» (Пс. 62:9). Мы желаем близости с Богом, поэтому изобретаем хитрые системы, как сохранить «свежие» отношения с Богом, а Давид показывает, что близость с Богом – просто следствие размышления. Томас Ватсон призывает верующих к постоянству в размышлении, обещая искреннее поклонение: «Причина, по которой после чтения Слова мы остаемся так холодны, состоит в том, что мы не греемся у огня размышления»44. Уделяйте время, чтобы остановиться и подумать о том, что вы читали о Боге в Божьем Слове. Размышляйте постоянно, молитвенно и целенаправленно, чтобы вы вместе с псалмопевцем могли сказать: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97).

    Честность

    В добавление к упомянутым шести дисциплинам образцовый человек Божий проявляет честность. Честность – это последовательность в исполнении того, что правильно. Честный человек в любой обстановке остается самим собой. Его благочестие очевидно и на людях, и наедине. Он тот же самый и за кафедрой, и дома, и на работе, и на улице, и с членами церкви, и со служителями, и с друзьями. Смена ситуации не приводит к смене его поведения. Честности не хватает не только в нашем мире и в наших церквях, но и за кафедрой.

    В Псалме 14 Давид описывает человека, который может пребывать в жилище Божьем и на Его святой горе. Это честный человек, ходящий непорочно (Пс. 14:1-2). Еврейское слово תָּמִים (t¹mîm) означает «целый» или «целостный»45. Иными словами, честный человек не разделен. Его нельзя поделить на разные личности, обладающие разными чертами характера. Он остается тем же самым в любой ситуации. Его поведение соответствует речи, а речь соответствует убеждениям. Он не политик; он не будет говорить правильные речи в правильной ситуации ради достижения желаемого результата. Жизнь такого человека проникнута честностью, что влияет на его речь, поведение, ценности, верность и финансы (Пс. 14:2-5). Он не забывает ради удобства. Он не лукавит и не жульничает. Он не крадет вещи, не нарушает авторские права, не увиливает от финансовой ответственности. Он ценит то, что ценит Бог, и презирает то, что презирает Бог. Он человек слова, поэтому не уклоняется от того, чтобы принять на себя обязательства в надежде остаться «свободным» для более привлекательного варианта. Ходить непорочно – значит жить честно, безупречно и добросовестно. Бог назвал Иова человеком, который был «…непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Такое одобрение от Самого Бога можно отчасти объяснить непоколебимой честностью Иова (Иов. 27:5).

    Новый Завет также говорит, что честный человек непорочен (греч. ἀνέγκλητος, anenklētos). Это качество необходимо для дьяконов (1 Тим. 3:10; Тит. 1:6) и пресвитеров (Тит. 1:7). Более того, это конечный результат освящения, ради которого Христос пришел и умер (1 Кор. 1:8; Кол. 1:22). Быть непорочным означает, что никто не может справедливо обвинить вас ни в каком преступлении. Ваша искренность и последовательность настолько очевидны, что обвинители ничего не достигнут своими обвинениями. Когда лжесвидетели обвиняли Иисуса в синедрионе, то «…их свидетельства не совпадали между собой» (Марк. 14:58-59; пер. Кассиана). Когда князья и сатрапы искали предлога избавиться от Даниила, его обвинили за то, что он был чрезмерно верен Богу. Написано, что обвинители Даниила «…никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан. 6:4-5). Непорочность не означает отсутствие нападок, но означает тщетность нападок. У непорочного человека честность проявляется во всей его личности: во внутренних чувствах и внешнем поведении, в словах и делах.

    Лицемерие – прямая противоположность честности. В греческой культуре актера называли лицемером (греч. ὑποκριτής, hupokritēs), потому что он притворялся, чтобы играть роль на сцене. Свою интонацию, манеры и игру он приспосабливал к пьесе. Иногда даже пол актера не соответствовал его маске, в которой он играл, потому что в то время женщинам не позволяли играть в театре, и женские роли исполняли мужчины в женских масках. Актер был двуличен, его личность делилась на сценическую и реальную. Иисус осуждает такое лицемерие и непоследовательность в христианской жизни46. В 23-й главе Евангелия от Матфея Иисус шесть раз называет фарисеев лицемерами47, обвиняя их в том, что они «…все… дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…» (Матф. 23:5). Иоанн такое осуждение переносит и на иудейских вождей, отвергнувших Христа, потому что они «…возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Иоан. 12:43). Синклер Фергюсон говорит, что религия фарисеев была «…скорее театральной, чем подлинной»48. Они весь мир рассматривали как сцену, на которой они играли свою роль. Все делалось ради аплодисментов и оваций, все было показное. Честный человек – не лицемер. Его последовательная жизнь перед любой публикой доказывает, что он ждет одобрения лишь от Бога. Вот что главное в честности – последовательность в словах, делах и преданности Богу.

    Распоряжение временем

    Каждому лидеру хотелось бы иметь больше времени. Но настоящая проверка не в том, как мы проводим рабочее время, а в том, что мы делаем на досуге. У каждого человека те же самые двадцать четыре часа в сутки – что у президента, что у рабочего. И время «невозможно накопить, его можно лишь достойно потратить»49. Наша проблема не в том, что у нас мало времени, а в том, что надо его лучше использовать50. Моисей молил Бога научить нас «…так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). Евреи понимали, что в сердце находятся решения и мысли, и в данном случае Моисей желает так принимать решения, чтобы максимально жить для Бога. Мы все дадим отчет в том, как провели свою жизнь. Вопрос лишь в том, получим ли мы награду или выговор.

    Раньше я работал в фирме, у которой был девиз: «Свести задолженность к нулю». Идея была в том, чтобы ничего не откладывать на завтра. Цель такого подхода – выставить максимальное число счетов за день для увеличения дохода фирмы. Христианский руководитель должен иметь подобный подход, чтобы извлекать максимальную пользу из любой возможности в служении, предоставленной Богом. В Послании к ефесянам 5:15-16 Павел учит читателей дорожить временем. Греческий термин, переведенный словом «дорожить» (ἐξαγοράζω, eksagorazō), содержит идею максимизации покупательной способности какой-либо ценности51. Нет большей ценности, чем время. Его нельзя ни купить, ни запасти. Поэтому так актуальны для нас слова Уильяма Джеймса: «Наилучшее применение жизни – потратить ее на дело, которое переживет нас»52. Служители сделали правильный выбор, посвятив себя делу, которое их переживет, однако все ли из того, что мы делаем за время бодрствования, переживет нас? Как добиться того, чтобы было именно так? Записывайте, сколько времени вы тратите на изучение, встречи, как проводите свободное время. Используйте эти записи, чтобы оценить эффективность личного изучения, встреч по душепопечению и ученичеству. Джон Уэсли и Ф.Б. Мейер делили свой день на пятиминутные отрезки, чтобы каждый день имел значение для вечности53. Купите себе календарь и живите по нему. Все делайте по расписанию! Составляйте списки дел на день, отмечайте выполненные задачи и не откладывайте важные дела на потом. Устанавливайте крайние сроки и не нарушайте их. Сосредотачивайтесь не только на срочном, но продвигайтесь вперед в важном. Представьте, что ваша жизнь – это стеклянная банка, которую нужно заполнить камнями и песком. Чтобы все это поместилось в банку, сначала в нее нужно положить камни, а песок заполнит все оставшееся пространство. Камни – это ваше время с Богом, время с семьей, работа или служение. Этому нужно отвести свое время до того, как вы внесете в расписание остальное. Бог не призывает сгореть на служении из-за неправильного распределения времени; Он ждет, что мы добежим до финиша, имея достаточно сил, зная, что на каждом кругу мы выкладывались по полной. В своей пятой резолюции Джонатан Эдвардс обязался не терять ни единого момента жизни54. Бог подарил нам 168 часов в неделю и 8760 часов в год. Сколько из них вы безвозвратно потеряли, ничего не принеся для Божьей славы? Не думайте, что вам нужно больше времени, но относитесь ко времени как к незаменимой драгоценности, которой нужно дорожить ради славы Божьей.

    Заключение

    Быть служителем Божьего царства – это беспримерная честь. Хотя мы и лишаемся определенных материальных благ, нам обещаны вечные награды. И хотя Пастыреначальник доверил нам пасти Его стадо, принадлежность к этой группе связана с определенными требованиями и ожиданиями. Восемь дисциплин, о которых мы говорили выше, действуют как индикаторы в Божьей оценке человека, называющего себя «человеком Божьим». Альфред Гиббс объясняет, как велика нужда в том, чтобы «человек Божий» жил в соответствии со своим призванием. Он пишет:

    Проповедник занимает значительно более заметное положение в глазах общественности, чем те, которые никогда не проповедуют, поэтому от него требуется соответствующее осмотрительное поведение перед людьми. Карманные и башенные часы служат одной цели – показывать время. Если ломаются карманные часы – проблема лишь у одного человека, а если испортятся городские часы – у многих. Поэтому заметное положение влечет за собой и большую ответственность жить достойно. Здесь нужна безжалостная самокритика, отделение от всякого известного греха, а иногда и отказ от чего-то допустимого, «чтобы не было порицаемо служение» и свидетельство о Христе55.

    Вопрос не в том, ориентируются ли на вас люди, как на башенные часы. Ориентируются. Вопрос в том, показываете ли вы правильное время!

    1*Данная статья была опубликована в альманахе «Кафедра». №4: Характер Божьего служителя. Май 2011. С. 21–53.

    Shedd W.G.T. Homiletics and Pastoral Theology. Репр., Vestavia Hills, AL: Solid Ground Christian Books, 2003. С. 282–283.

    2 См. URL: http://www.mmegi.bw/index.php?sid=7&aid=5093&dir=2010/September/Wednesday22 (дата обращения: 11.02.2011).

    3 По нашему мнению, Судей 13:6 и 8 следует толковать как христофанию, соответственно, термин «человек Божий» в этом тексте относится ко второй Личности Троицы.

    4Muller G. Soul Nourishment First. Bristol, England: Muller Homes for Children, n.d. С. 1. Цит. по: Alford S. Anointed Expository Preaching. Nashville, TN: Broadman & Holman, 1998. С. 21.

    5Цит. по: Bridges C.. ChristianMinistry. Edinburgh, UK: Banner of Truth Trust, 2001. С. 164, примеч. 1. (Данная книга вышла на русском языке: Бриджес Ч. Христианское служение. СОАН, 2005. – Примеч. ред.)

    66Холланд Р. Верность и рост: истинная мера успешного служения // Семинар на пасторской конференции «Shepherds’ Conference», 2005.

    7 Sanders J.O. Spiritual Leadership. Chicago: Moody Press, 1994. С. 85. (Книга издана на русском языке: Сандерс Дж.О. Духовное руководство. СПб.: Мирт, 2005. – Примеч. ред.)

    8Цит. по: Blanchard J. The Beatitudes for Today. Surrey, England: DayOne, 1996. С. 204.

    9 Spurgeon C.H. Soul Winner. Pasadena, TX: PilgrimPublications, 1978. С. 33 (Книга издана на русском языке: Сперджен Ч.Х. Как приводить души ко Христу. Львов: Тимофей, 2008. – Примеч. ред.)

    10 Ryle J.C. Practical Religion. Auburn, MA: EvangelicalPress, 2001. С. 78. Курсив автора. – М. Ж. (Книга издана на русском языке: Райл Дж.Ч. Практическая религия. Б. м.: Миссия «Приди и помоги», 2003. – Примеч. ред.)

    11Цит. по: Hughes R.K. Disciplines of Godly Men. Wheaton, IL: Crossway Books, 1991. С. 97.

    12 Spurgeon C.H. Lectures to My Students. Pasadena, TX: Pilgrim Publications, 1990. С. 47. (Книга издана на русском языке: Сперджен Ч.Х. Лекции моим студентам. Одесская богословская семинария, 1998. – Примеч. ред.)

    13 Bounds E.M. Reality of Prayer. Глава 1. URL: http://www.ccel.org/ccel/bounds/reality.ii.html (дата обращения: 30.01.2011).

    14 Brooks T. Secret Key to Heaven. London, 1665; репр.: Edinburgh, UK: Banner of Truth Trust, 2006. С. 215.

    15 Spurgeon C.H. Lectures to My Students. С. 49.

    16 Bounds E.M. Reality of Prayer. Глава 1. URL: http://www.ccel.org/ccel/bounds/reality.ii.html (дата обращения: 30.01.2011).

    17 Ryle J.C. Practical Religion. С. 98.

    18 Spurgeon C.H. Christ’s People – Imitators of Him // Spurgeon’s Sermons: в 10 т. Grand Rapids, MI: Baker Books, 1999. Т. 1. С. 265.

    19 Wallace D.B. Greek Grammar Beyond the Basics: An Exegetical Syntax of the New Testament. Grand Rapids: Zondervan, 1996. С. 719 (учебник доступен на русском языке: Уоллас Д. Углубленный курс грамматики греческого языка. НББС, 2010). В тексте (1:5-13) есть намек на то, что Тимофей перестал проповедовать, и Павел призывает его снова встать за кафедру.

    20 Bultmann, s.v. αἰσχύνω // Theological Dictionary of the New Testament (далее – TDNT): В 10 т. / Под ред. Gerhard Kittel, Geoffrey William Bromiley и Gerhard Friedrich. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964–1976. Т. 1. С. 189.

    21 По мнению О’Брайена, он имеет значение усталости, как будто после побоев, физическое истощение, усталость и невероятно тяжелый труд (O’Brien P.T. Colossians, Philemon. WBC. Waco, TX: Word Books, 1982. С. 90).

    22 O’Брайен рассматривает агонию как более сильный из двух терминов, поскольку речь идет о спортивной команде, использовавшей оружие в боях (O’Brien P.T. Colossians, Philemon. С. 90).

    23 См. Ститцингер Дж. Инструменты для изучения Библии при подготовке разъяснительной проповеди // Возвращение к разъяснительной проповеди / под ред. Дж. Мак-Артура. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 177–208.

    24 Vines and Shaddix. Power in the Pulpit. Chicago: Moody Press, 1990. С. 48.

    25 Spurgeon C.H. Lectures to My Students. С. 3.

    26 Ryle J.C. Practical Religion. С. 20.

    27 Mahaney C.J. Is This Verse in Your Bible? // Worldliness / под ред. C.J. Mahaney. Wheaton, IL: Crossway Books, 2008. С. 32.

    28 Beeke J. Overcoming the World: Grace to Win the Daily Battle. Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 2005. С. 16.

    29 Martin D.M. 1, 2 Thessalonians. NAC. Nashville, TN: Broadman & Holman, 1995. С. 23.

    30 Vines and Shaddix. Power in the Pulpit. С. 72.

    31 Brooks T. Secret Key to Heaven. С. 15.

    32 Оборот с союзом ἵνα (hina) в Первом послании Петра 2:4 означает цель. Вся фраза звучит так: ἵνα ταῖς ἁμαρτίαις ἀπογενόμενοι τῇ δικαιοσύνῃ ζήσωμεν (hina tais hamartiais apogenomenoi tē dikaiosunē zēsōmen).

    33 Spurgeon C.H. Lectures to My Students. С. 14.

    34 Цит. по: там же. С. 2.

    35 Иисус употребляет греческое слово ὑποκριτής (hupokritēs – «актер», «лицедей», «лицемер») три раза: 6:2, 5, 16. Фраза, переведенная как «показаться перед людьми» (греч. πρὸς τὸ θεαθῆναι, pros to theathēnai), подразумевает публичное выступление. См. слова ὑποκριτής и θεάομαι в кн.: Liddell H.G. An Abridged Intermediate Greek English Lexicon. Oxford, 1996. С. 844, 360.

    36 Исход 34:8 – единственное место, где Моисей падает ниц перед Богом в ответ на явление Бога в качестве искупителя Израиля.

    37 Piper J. Hunger for God. Wheaton, IL: Crossway Books, 1997. С. 44. (Эта книга доступна на русском языке: Пайпер Дж. Алчущие Бога. СПб.: Мирт, 2007. – Примеч. ред.)

    38 Там же.

    39 Там же.

    40 Там же. С. 47.

    41 Там же. С. 26.

    42 Whitney D.S. Spiritual Disciplines for the Christian Life. Colorado Springs, CO: NavPress, 1991. С. 43. (Книга издана на русском языке: Уитни Д. Духовное возрастание в христианской жизни. Киев: Издательство Христианского библейского братства св. апостола Павла, 2005. – Примеч. ред.)

    43 Там же. С. 44.

    44 Watson T. How We May Read the Scriptures with Most Spiritual Profit // Puritan Sermons. Б. м.: 1674. Репр., Wheaton, IL: Richard Owen Roberts, 1981. Т. 2. С. 62. Цит. по: Whitney D.S. Spiritual Disciplines. С. 45.

    45 Термин תָּמִים, см. Theological Wordbook of the Old Testament: В 2 т. / Под ред. Robert L. Harris, Gleason L. Archer и Bruce K. Waltke. Chicago: Moody Press, 1980. Т. 2. С. 973, «תָּמִים»; TheHebrewandAramaicLexiconoftheOldTestament: В 5 т. / под ред. Koehler L. и Baumgartner W.; перераб. Baumgartner W. и Stamm J.J.; пер. на англ. и ред. Richardson M. E.J.Leiden,TheNetherlands:E.J.Brill,1994. Т. 4. С. 1749, «תָּמִים».

    46 В НЗ Иисус – единственный, Кто употребляет этот термин: Евангелие от Матфея 6:2, 5, 16; 7:5; 15:7; 22:18; 23:13, 15, 23, 25, 27, 29; 24:51; Евангелие от Марка 7:6; Евангелие от Луки 6:42; 12:56; 13:15.

    47 Этот термин есть и в Евангелии от Матфея 23:14, но этот стих не встречается в древнейших манускриптах. См. Metzger B.M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. 2-е изд. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft Unites Bible Societies, 1994. С. 50.

    48 Ferguson S. Sermon on the Mount. Edinburgh, UK: Banner of Truth Trust, 1987. С. 113.

    49 Sanders J.O. Spiritual Leadership. С. 94.

    50 Там же.

    51 Thayer J.H. Thayer’s Greek English Lexicon of the New Testament. Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing, 1962. С. 220. Büchsel, см. «ἐξαγοράζω» в TDNT. Т. 1. С. 124–128.

    52 Цит. по: Sanders J.O. Spiritual Leadership. С. 93.

    53 Цит. по: там же. С. 97.

    54 Edwards J. Fifth Resolution. URL: http://www.iclnet.org/pub/resources/text/ipb-e/epl-10/web/edwards-resolutions.html (дата обращения: 30.01.2011) (На русском языке: Эдвардс Дж. Резолюции. http://www.propovedi.ru/2010/02/резолюции-джонатана-эдвардса-1722-1723 [дата обращения: 04.02.2011])

    55 Gibbs A. The Preacher and His Preaching. Fort Dodge, IA: Walterick Printing Company, 1939. С. 46.

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя