«должен быть… страннолюбив» 1 Тим. 3:2.
Следующей характеристикой, подтверждающей квалификацию пастора, является «гостеприимство». Именно так следует понимать старославянское слово «страннолюбив», используемое в синодальном переводе. Значение слова – φιλόξενον «оказание гостеприимства незнакомцам»[1]. Эта характеристика не относится только к пастырям церкви, как, например, следующая: «учителен». В НЗ можно найти целый ряд стихов, побуждающих всех христиан быть гостеприимными: «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Евр. 12:13); «страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2; 1 Петр. 4:9) и др. Об истинных вдовицах сказано, что они должны были принимать странников, и это было подтверждением их квалификации служить церкви (1 Тим. 5:10). Поскольку это требование распространяется на всех христиан, эта характеристика есть и в списке требований к пастору, потому что он первый должен показывать пример в этой добродетели.
Для того чтобы лучше понять значение этого требования, следует обратиться к истории церкви первых веков и увидеть атмосферу взаимоотношений в тогдашнем обществе. По словам историка Филипа Шаффа взаимоотношения в обществе строились на эгоизме.
В центре языческой морали стоял эгоизм… Неудивительно, что, несмотря на существование замечательных учений многих философов, в целом, в имперский век правил самый хладнокровный эгоизм, так что, по свидетельству Плутарха, дружбы не было даже в семьях и считалось, что любовь между братьями и сёстрами была возможна только в давно минувшую героическую эпоху. И в такой век всеобщего эгоцентризма христианство впервые явило подлинный дух любви к человеку, проистекающий из Божьей любви и демонстрирующий ее в повседневной жизни… Странствующий христианин, каким бы ни был его язык и страна, с рекомендательным письмом от своего епископа был везде гостеприимно принят как добрый друг. Часто звучала фраза: «В лице брата своего ты видел Самого Господа»[2].
Хотя современность отделена от христианства первых веков многими столетиями, все же состояние человеческих сердец не поменялось. Можно наблюдать все тот же стойкий эгоизм. Поэтому открытость, любовь и жертвенность – важные характеристики для служителя церкви, чтобы быть украшением для учения, которое он проповедует. Ведь, по словам Господа, проявлять любовь и гостеприимство другим христианам, ‒ то же самое, что сделать это для Самого Иисуса Христа (Иоан. 13:20; Матф. 25:35, 40). В то же время, отсутствие такой любви и жертвенности будет осуждено в последний день Самим Христом (Матф. 25:43). Пасторы церкви должны оказывать гостеприимство для того, чтобы показать пример открытости и дружелюбия для членов церкви и других людей[3].
В первом столетии по Р.Х., принимая в гости странников, которые несли Евангелие, хозяин дома становился соучастником в благовестии (3 Иоан. 1:5-8). В послании Тимофею можно найти прекрасный пример христианина, который с любовью и заботой служил ап. Павлу; его имя Онисифор (2 Тим. 1:16-18). В стихе 16 сказано: «многократно покоил», что значит «дать кому-то передышку, оживить, освежить»[4]. Труженики Евангелия, подобные апостолу Павлу, часто перемещались из города в город, из селения в селение и нуждались в восстанавливающем силы отдыхе, пище, возможно даже лечении от болезней или побоев. Онисифор и его семья были таким прибежищем для апостола. Вероятно, таким же утешением для апостола был Карп из Троады, у которого он гостил и оставил свой плащ и книги (2 Тим. 4:13).
Сравнивая обстоятельства христианства первого века и ситуацию в современной церкви можно найти массу отличий. Уже нет столько странствующих проповедников, которые нуждались бы в убежище, лечении и отдыхе. В наше время есть много гостиниц, да и сама необходимость путешествовать для распространения Евангелия и передачи писем от общины к общине решается посредством современных технологий, таких как телевидение, интернет и др. Передачу финансовой помощи от одной церкви к другой, можно произвести одним кликом мышки, не выходя из дома. Кажется, все поменялось, и нужда в гостеприимстве отпала. Однако как раз по причине этих технологий необходимость посещать друг друга «вживую» весьма актуальна. Многие, с кем приходится общаться на эту тему, отмечают тот факт, что социальные сети лишают верующих «настоящего», живого общения. Некоторые современные христиане не только не стремятся к живому общению, но и организовывают виртуальные церкви, которые можно посещать, не выходя из дома[5]. Все же посещение церквями друг друга, миссионерские поездки очень важны и актуальны сегодня, как и всегда. Ведь к этому призывают нас стихи из Писания и примеры первых христиан (Деяния Апостолов).
Очевидно, что последствиями такого служения будут:
Итак, данные примеры из Писания учат нас, что в этой добродетели следует проявлять усердие и инициативу не только пасторам, но и всем христианам. Недостаточно просто ожидать, когда попросят об одолжении, но, наоборот, важно искать возможности послужить так, как это делал Онисифор, Карп и др. Будьте гостеприимными! Пусть ваша любовь на практике будет украшением Евангелия.
Автор: Максим Олейник – Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г. Киев, M.Div., ИБС
Источник: https://pastor.org.ua/dolzhen-byt-strannolyubiv/
[1] BDAG, 1058.
[2] Филип Шафф, История христианской церкви, Том II, Доникейское христианство (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2007), 256-8.
[3] Robert W. Yarbrough, The Letters to Timothy and Titus, Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI; London: William B. Eerdmans Publishing Company; Apollos, 2018), 197.
[4] BDAG, 75.
[5] https://www.youtube.com/watch?v=syJiryXcJkQ (14.05.2019).
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.