Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Во что верят кальвинисты? Часть 1: исходные предпосылки - Лелиовский, Николай - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 1: исходные предпосылки

    Аудио

    Целью этой серии коротких статей является познакомить читателей с богословием кальвинизма и помочь им понять, во что верят кальвинисты. Несмотря на то, что кальвинизм или «доктрины благодати», как ещё принято называть это учение, становится всё более известным и популярным даже в постсоветском евангельском мире благодаря служению Джона Мак-Артура, Роберта Ч. Спроула, Марка Девера, Джона Пайпера, Дональда Карсона и других известных пасторов, сегодня всё еще существует множество умышленных или невежественных ложных представлений о том, что собой представляет это учение.

    Для этого вполне уместным кажется поговорить о каждом из так называемых пяти пунктах кальвинизма:

    1. Полная испорченность человека
    2. Безусловное избрание
    3. Ограниченное искупление
    4. Непреодолимая благодать
    5. Неотступность святых

    Но прежде необходимо обозначить два предварительных вопроса, без понимания которых представление сущности кальвинизма будет не совсем просто изложить и усвоить. Я имею в виду понятия божественного суверенитета и свободной воли.

    Божественный суверенитет

    Под Божественным суверенитетом богословы понимают управление Богом всем во вселенной. Бог управляет всеми событиями в этой вселенной на основании Своего «замысла», «устава», «определения» или «совета», а также Его провидения. В отношении Божьего «замысла», «устава», «определения» или «совета» Библия использует разнообразие терминов: עֵצָה , חֵפֶץ, βουλή, πρόθεσις, θέλημα – см. Ис. 46:10; 14:24; Пс. 32:11; Деян. 2:23; 4:28; Еф. 1:11). Библия учит тому, что Вестминстерское исповедание веры обобщает следующими словами:

    “Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому изволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти” (3.1).

    Таким образом, когда мы говорим о том, что Бог суверенен, мы имеем в виду то, что Бог предопределяет всё свободно и непреложно. Бог прежде создания мира запланировал каждое действие, событие и решение. Это включает в себя рождение, жизнь и смерть человека (Пс. 138:16), место и время его проживания (Деян. 17:26), а также его вечную судьбу (Рим. 9:22-23).

    В отношении Божьего провидения Библия учит тому, что это непрерывная работа Бога, посредством которой Он контролирует все (т.е., включая время, историю и т.д.) во вселенной, таким образом верно приводя в исполнение Свой мудрый замысел. Или как сказано в Римлянам 11:36 «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». Таким образом, кальвинизм основывается на библейском учении о Божьем замысле и провидении.

    Свободная воля человека

    Вопрос свободной воли неразрывно связан с концепцией суверенитета Бога и, как правило, приводится оппонентами кальвинизма в качестве фундаментального возражения против этого учения.

    Дело в том, что для многих людей существование свободной воли настолько же аксиоматично, насколько и существование самого Бога. Однако этот вопрос нуждается в важном уточнении. Что мы имеем в виду, когда говорим о свободной воле? Гуманисты и их последователи верят в так называемую либертарианскую свободную волю. Они верят в то, что свобода воли подразумевает, что человек свободно определяет свое собственное поведение. Его выбор не может быть ограничен какими-либо предшествующими факторами или внешним воздействием.

    Однако такое представление о воле человека не только весьма наивно, оно не соответствует реальности. Абсолютно автономной и ничем не определяемой человеческой свободной воли не существует. Все решения, которые мы принимаем, определяются большим количеством предшествующих факторов, ограничивающих их. Наш пол, возраст, положение в обществе, культура, воспитание, и т.д. являются тем, что влияет на то или иное решение, которое мы принимаем. В конце концов, любой наш нравственный выбор решения не является спонтанным, но имеет предшествующую причину. В итоге мы всегда выбираем в соответствии с теми наклонностями и предпочтениями, которые преобладают в нас в тот или иной момент.

    Библия учит тому, что «Впав в греховное состояние, человек полностью утратил способность желать духовного добра, сопутствующего спасению» (ВИВ, 9.3). Кальвинизм очень часто обвиняют в том, что он лишает человека свободной воли. Однако как мы увидели, свободной воли в её либертарианском представлении просто не существует. Кальвинисты не отрицают того, что человек в состоянии принимать решения и делать выбор. Мы делаем это постоянно. Они также учат, что человек несет нравственную ответственность за свой выбор. Согласно кальвинистическому взгляду на волеизъявление человека, который принято называть компатибилизмом, человек свободен делать нравственный выбор в соответствии со своей природой. На примере Иосифа, а также на множестве других библейских примеров, включая, конечно же, распятие Христа, мы видим, что люди делали греховный выбор не потому, что они были вынуждены Богом, но в соответствии с собственными желаниями и наклонностями, под влиянием своей греховной природы, и в то же время их подлинные волеизъявления в точности соответствовали Божьему замыслу.

    Одним из самых распространенных обвинений в адрес кальвинистов в связи с обозначенными выше положениями является то, что при таком взгляде на Бога и человека Бог виновен во зле. На это возражение кальвинисты отвечают, что несмотря на то, что Бог является исходной причиной греха, Он не несет вины за грех. Некоторые используют для этого идею допущения. Но Библия говорит о том, что Бог не лишь допускает, а предопределяет зло и грех. Ам. 3:6 «Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил [«сделал» עָשָׂה (ʿāśâ)] бы»? Плач. 3:37-38 «Кто это говорит: “и то бывает, чему Господь не повелел быть”? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие»? Ис. 45:7 «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это». Быт. 50:20 «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил [חָשַׁב умышлял (ḥāšab)] это в добро». И особенно Деян. 2:23 «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили».

    Таким образом, Писание ясно учит тому, что Бог не просто допускает грех, но Он замышляет и приводит грех в исполнение. Гордон Кларк говорит об этом так

    “идея допущения возможна лишь в том случае, в котором речь идет о независимой силе… Но в этой вселенной дело обстоит совсем иначе. Ничего в этой вселенной не является независимым от её Всемогущего Творца, ибо мы Им живем и движемся и существуем. Поэтому нет никакого смысла говорить о допущении применимо к Богу” (Religion Reason, and Revelation, 205).

    Различие между Божьей определяющей волей и допускающей волей Карсон верно называет «отчаянно искусственным» (Divine Sovereignty and Human Responsibility, 214).

    Джон Фрейм прав, когда пишет:

    “Бог является причиной греховных человеческих поступков. Отрицать это или обвинять Бога в нечестии из-за этого недопустимо для верующего в Библию христианина. Так или иначе, мы должны признать, что Бог играет роль в возникновении зла, и что при этом Он свят и невиновен” (Doctrine of God, 175).

    Пытаясь согласовать Божью святость и тот факт, что Его замысел включает в себя грех, мы должны понимать различие между первичной или исходной каузацией или причиной и непосредственными или действенными средствами. Хотя Бог является исходной причиной греха, Он никогда не является непосредственной или действенной причиной греха, и, поэтому Он не подлежит обвинению. Кроме того, как мы видели в случае с Иосифом, а также во многих других случаях, включая распятие Христа, Божье намерение всегда благое, даже когда намерение людей является злым. Будучи суверенным Творцом вселенной, Бог прославляется как в оправдании и помиловании избранных, так и в осуждении и наказании нечестивых.

    Проблема Божественного суверенитета, свободной воли и существования зла – это проблема не только для кальвинистов. Если Бог не является исходной, но в то же время не подлежащей обвинению причиной зла, всегда имея благое намерение, тогда получается, что мир наполнен бессмысленным злом и страданиями, которые Бог был бы в силах остановить, но Он не сделал этого. Получается, что всё то зло, страдания, которые мы наблюдаем постоянно в этом мире, не содействуют нашему благу и не прославляют Бога. Тем не менее, такое положение дел не соответствует ясному учению Священного Писания. Бог действительно является суверенным, воля человека действительно порабощена греху, и, в то же время, человек действительно морально ответственен за свой выбор, а зло, которое существует в этом мире, и в котором Бог подлинно невиновен, не просто допущено, но предопределено Им с благой целью. Без понимания этих исходных предпосылок обсуждение пяти пунктов кальвинизма не даст возможности понять сущность этого учения.


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

     

    Источник:  https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-021-kalvinizm-vstuplenie/

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя