Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 6: неотступность святых

    Мы подошли к последней части в серии, посвященной доктринам благодати, то есть, учению, называемому кальвинизмом. Сегодня мы будем говорить о последнем из пяти пунктов кальвинизма – неотступности или стойкости святых. Напомню, что мы начали эту серию с обсуждения исходной предпосылки кальвинизма, а именно учения о божественном суверенитете. Затем мы постарались объяснить каждый из пяти пунктов.

    Если вы читали предыдущие статьи, вам не составит труда понять, каким образом этот последний пункт является логическим завершением истин, изложенных в предыдущих пунктах. Если Бог действительно суверенен, если Бог действительно определил всё, чему надлежит произойти, включая спасение грешников, тогда очевидным кажется факт сохранности спасения. Бог не может отвергнуть души тех, кого Он безусловно избрал, кто был искуплен Кровью Его Сына, Который сейчас одесную престола Божьего ходатайствует за них, тех, кто был действенно призван, кому Он даровал веру, покаяние, вечную жизнь, кому Он клялся Самим Собой.

    Однако помимо логических выводов, в пользу учения о стойкости святых или вечной безопасности, как его еще называют, ясно и недвусмысленно говорит Священное Писание. Если мы посмотрим на множество утверждений Иисуса Христа в Евангелиях, например, в Иоанна в 6:37:39; 6:44; или 10:27-30, мы увидим как наш Господь однозначно и недвусмысленно заявляет о сохранности верующего в Него.

    В посланиях Павла мы с вами видим то же самое. В Римлянам 8:28-29 отражена уверенность апостола в том, что все, кого Господь предопределил, призвал и оправдал, в конечном итоге, будут прославлены. Апостол Павел говорит о будущем действии в прошедшем времени: «прославил». В Колоссянам 3:3 сказано: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Когда Джеймс Уайт проповедовал по этому тексту, он показывал обручальное кольцо и говорил: «представьте себе, что ваша жизнь – это кольцо». Затем снимал кольцо с пальца, клал его на ладонь и продолжал: «вот, ваша жизнь сокрыта со Христом». Для иллюстрации сказанного он сжимал ладонь, и кольцо оказывалось скрытым в его руке. Но он говорил далее: «смотрите, в тексте сказано, что ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге». Затем накрывал сжатую ладонь с кольцом второй ладонью, поясняя: «Посмотрите, насколько безопасной является наша жизнь, сокрытая со Христом в Боге».

    То есть, для того чтобы что-нибудь произошло с нашей жизнью, это действие должно пройти сквозь Христа и сквозь Бога.

    Дело в том, что все три личности принимают участие в сохранности спасения избранных. Бог избирает, Сын искупает и ходатайствует, Дух оживотворяет, запечатлевает. В Ефесянам 4:30 мы читаем о том, что Он залог нашего спасения. И в этом Бог проявляет к нам Свою любовь. В этом Он прославляет Себя. Бог прославляет в первую очередь Себя в нашем спасении. Это отличие между человекоцентричным и богоцентричным подходом к спасению. Наибольшим благом в спасении является слава Божья, проявленная в том, что Он достигает поставленную перед Собой цель.

    Тем не менее, на мой взгляд, этот пункт подвергается самым крайним искажениям, самой безжалостной критике со стороны оппонентов кальвинизма. Во-первых, коснемся искажений. Не слышавшие объяснение этого учения от сторонников доктрин благодати, а только от его доморощенных критиков, как правило, полагают, что вечная безопасность – это учение «спасен однажды – спасен навсегда». Такая постановка вопроса обычно подразумевает, что произнесший молитву покаяния человек может жить теперь, как ему заблагорассудится, вести самый греховный образ жизни, даже отречься от Христа, и все равно не лишиться своего спасения. Это, конечно же, чудовищная карикатура реформаторского учения о вечной безопасности.

    Такой взгляд на вечную безопасность не является ни кальвинистическим, ни библейским. Он лишь вводит людей в заблуждение, придает людям ложное чувство уверенности в спасении и подлежит категорическому осуждению. Священное Писание неоднократно утверждает, что освящение является неотъемлемой составляющей жизни спасенного человека. Кальвинисты учат тому, что у людей, в жизни которых не видно плодов покаяния, умерщвления плоти, борьбы с грехом, преображения в образ Иисуса Христа, нет оснований для уверенности в спасении.

    Но действительно ли принятие спасения только по благодати, для которого мы ничего не сделали, чтобы его получить, и ничего не можем сделать, чтобы его потерять, ведет к антиномианизму, то есть учению, согласно которому нет необходимости подчиняться моральным или духовным заповедям? Ни в коем случае. Что же тогда можно сказать о людях, которые исповедовали веру в Иисуса Христа, покаялись в своих грехах, которые возможно даже приняли крещение или стали членом поместной церкви, а затем потеряли всякий интерес к Христу и ушли в мир? Библия дает нам ясный ответ на этот вопрос. Такой человек попросту никогда не был спасен. В 1 Иоанна 2:19 стихе апостол говорит: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши». Задумайтесь, если бы человек на самом деле мог потерять свое спасение, мог лишиться дара Божьей благодати, отвергнуть его, то зачем апостол Иоанн говорит, что тот факт, что они вышли от нас является свидетельством о том, что они не были наши. Если бы они «были наши», то есть, по-настоящему возрожденными христианами, то остались бы с нами. Потому что всех тех, кого Господь призывает, Он, в конечном счете, прославит. В послании Иуды в 24 стихе сказано: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить перед славой Своею непорочными в радости» (ср Флп. 1:6; 1 Фес. 5:23).

    Вы скажете: «хорошо, а как же насчет тех отрывков, которые предупреждают о том, что мы можем потерять наше спасение?» К сожалению, у нас нет возможности рассмотреть каждый отрывок, из тех, что приводят противники учения о вечной безопасности, но, как правило, предупреждающие отрывки в послании к Евреям считаются классическим доказательством того, что возрожденный человек может лишиться своего спасения.

    Что побудило автора написать это послание, как он называет его в конце, в 13:22, «небольшое слово увещания»? Переживал ли он о том, что некоторые из тех, кто был спасен по благодати, оправдан по вере, получил дар вечной жизни, может лишиться своего спасения из-за греха или неверия? Давайте посмотрим на то, что сам автор говорит о причинах написания этого послания. Что побудило его написать это слово увещания? Какое опасение было у него на сердце? В 3:12 автор говорит: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного». Мы видим в 4:1: «Поэтому будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Автор послания к Евреям не переживает о том, чтобы его получатели лишились своего спасения. Он переживает о том, чтобы его получатели не были людьми, которые не спасены. Посмотрите на 4:11: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

    Вы можете возразить: «А как же тогда 6 глава послания к Евреям? Разве однажды просвещенные, вкусившие, сделавшиеся причастниками Духа, вкусившие благой глагол Божий и силы будущего века, это не те, кто были истинно верующими, но отпали?» И, отвечая на этот вопрос, следует вспомнить о том, что автор говорит о том, каким образом Благая весть дошла до его читателей. Если мы с вами посмотрим на 2 главу, автор послания к Евреям говорит: «посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному». Почему? Как вы помните, автор послания к Евреям начинает это послание с того, что он говорит, что «издревле Бог говорил отцам через пороков, многократно и многообразно, но ныне, в эти последние дни, он сказал, говорит нам в Сыне. Он противопоставляет ветхозаветное откровение с откровением в Своем Сыне. И он говорит: «посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо если через ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением, которое быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» Здесь описано, каким образом они услышали Евангелие. Учитывая эту информацию, мы можем предположить, что в этих церквах были люди, которые воочию соприкоснулись с чудодейственным служением апостолов, которые вошли в общину, возможно даже покаялись и приняли крещение, но не были рождены свыше. Сам автор, как мы заметили, не раз выражает это опасение.

    Кроме того, в этом отрывке, так и на протяжении всего послания, автор постоянно использует аналогию с израильским народом в Ветхом Завете, который испытал на себе чудесное избавление из Египта, обеспечение манной в пустыне, но в котором, тем не менее, все еще были люди, которые «непрестанно заблуждаются сердцем и не познали путей Моих». Он цитирует здесь Ветхий Завет по отношению к этим людям в 3 главе. И в 1 Коринфянам 10 главе апостол Павел использует ту же аналогию. Там Павел говорит: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; все крестились в Моисея в облаке и в море; все ели одну и ту же духовную пищу, все пили одно и то же духовное питье: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». Таким образом, автор послания к Евреям в 6 главе говорит о том, что люди, которые получили самое очевидное и удостоверенное свидетельство уникальности, превосходства и достаточности Иисуса Христа, люди, которые видели эти чудеса, люди, которые видели эти знамения, но в то же самое время люди, которые покидают Христа, они лишаются единственного пути спасения. Отсюда автор послания к Евреям говорит, что таких людей «невозможно обновлять покаянием». Почему? Потому что они «пренебрегли Кровью Христа», единственным средством получить прощение всех грехов.

    Хорошо. Если эти отрывки, как я заявил, являются увещанием для неверующих, есть ли в них какая-то польза для верующих? Если верующий не может потерять спасение, зачем тогда его предупреждать о губительных последствиях неверия? Я согласен с прекрасным ответом Чарльза Сперджена на этот вопрос. Сперджен пишет:

    «Но, возразит некто, вы говорите, что они не могут отпасть. Какая польза от этого, если, как от буки, чтобы напугать детей или от несуществующего призрака? Бог предложил это по мудрым причинам и для превосходных целей. Позвольте мне показать вам, почему. Во-первых, о, христианин, это сделано для того, чтобы удержать тебя от падения. Бог защищает Своих детей от падения. Он держит их с помощью средств и одно из них – ужасы закона, показывающие нам, что произойдет, если они отпадут. Существует глубокая пропасть, как лучше всего уберечь кого-нибудь от нее? Да ведь сказать человеку, что, если он прыгнет в нее, он неизбежно будет разбит на куски. В каком-то старом замке есть глубокий погреб, где есть огромное количество газа, который убьёт любого, кто зайдет в него. Что говорит проводник: если ты войдешь, ты никогда не останешься в живых. Кто думает о том, чтобы войти? Сам факт того, что проводник говорит нам, каковы будут последствия, удерживает нас от этого. Наш друг откладывает от нас чашку мышьяка. Он не хочет, чтобы мы его пили. Но он говорит: если ты выпьешь – это тебя убьет. Предполагает ли он на мгновение, что мы должны его пить? Нет. Он говорит нам о последствиях, он уверен, что мы не будем этого делать. Итак, Бог говорит: Дитя Мое! Если ты упадешь в эту пропасть, ты будешь разбит на куски. Что делает этот ребенок? Он говорит: Отец, держи меня! Держи меня, и я буду в безопасности! Это ведет верующего к большей зависимости от Бога, к святому страху и осторожности. Потому что он знает, что если он отпадет, он не сможет обновиться. И он стоит далеко от той великой пропасти, потому что знает, что если бы он упал в нее, для него не было бы спасения»[1].

    Итак, мы видим, что библейские предупреждения выполняют две функции, служат двум целям. Во-первых, они побуждают неверующих осознать свое отчаянное положение без Христа, а во-вторых, они сохраняют верующих от губительного падения, и как мы замечали ранее, Бог предопределяет не только результаты, но также и достижения этих результатов. Бог предопределяет наше с вами спасение, но использует средства: веру, покаяние, проповедь Евангелия. Бог предопределяет безопасность нашего спасения, сохранность нашего спасения, но Он использует предупреждение для того, чтобы сохранить нас от падения.

    На этом наше краткое знакомство с тем, во что верят кальвинисты, подошло к концу. Я надеюсь, что эти короткие статьи помогли вам лучше познакомиться с доктринами благодати. Но, самое главное, я хочу, чтобы мы подражали достойным похвалы верийцам, которые не строили свою веру на авторитете того или иного человека, но «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Пусть их пример вдохновит нас внимательно изучать Слово Божье, старательно его применять и верно возвещать его другим.


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

    Источник: https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-026-kalvinizm-neotstupnost-svyatyh/

     

    [1] Из проповеди Сперджена на Евреям 6:4-6, процитировано по Schreiner and Caneday The Race Set Before Us, 203.

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя