Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Во что верят кальвинисты? Часть 5: непреодолимая благодать - Лелиовский, Николай - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 5: непреодолимая благодать

    Аудио

    Эта запись посвящена четвёртому пункту кальвинизма. Если безусловное избрание – действие Бога Отца, ограниченное искупление – труд Сына, то непреодолимая или действенная благодать – это дело Духа Святого. Как верно заметил, кажется, Джонатан Эдвардс,

    мы ничего не приложили к делу нашего спасения, кроме греха, который сделал его необходимым.

    Как и в случае с предыдущими пунктами кальвинизма, доктрина, обозначенная как непреодолимая благодать, иногда преподносится в неверном свете и неправильно понимается.

    Следует отметить, что выражение «непреодолимая благодать» произошло не от кальвинистов. Именно ремонстранты (или арминиане) на Синоде в Дорта (1618-19 гг.) использовали это выражение, которое они заимствовали у иезуитов, чтобы охарактеризовать позицию реформаторов в отношении возрождения[1].

    Вначале давайте определимся с тем, что это учение не означает. Непреодолимая благодать не означает, что Бог, в конце концов, спасает людей вопреки их собственным желаниям. Непреодолимая благодать также не означает, что люди не могут отвергать Божью благодать или пренебрегать Его волей. Непреодолимая благодать, попросту говоря, означает, что, когда Бог призовет нас к вере во Христа, его призыв будет действенным, то есть, добьется поставленной цели.

    Другими словами, когда Дух Святой возрождает духовно мертвого человека, наделяя его верой и покаянием, открывая его глаза на Свою славу в лице Иисуса Христа в Евангелии, грешник непременно отвечает на Божий призыв с неподдельной радостью и энтузиазмом. Таким образом, спасение вновь является действием Бога. Он инициирует наше спасение и осуществляет Его через установленные Им же средства: проповедь Евангелия, веру и покаяние.

    Этот действенный призыв отличается от того, что принято называть общим призывом. Джон Мюррей, сказал об этом так:

    «ввиду того, что Божий призыв является действенным, он содержит в себе благодать, необходимую и достаточную для того, чтобы призванный человек смог откликнуться на этот призыв и уверовать во Христа»[2].

    Не все согласны с тем, что Библия учит действенному призыву. Противники реформатского богословия отвергают то, что в Библии мы видим два вида призыва: действенный и общий. Однако у нас хорошие основания полагать, что это разграничение – библейское. Во-первых, эту истину иллюстрирует притча, рассказанная Христом в Мф. 22:1-14. В конце ее Сам Господь проводит разграничение между теми, к кому был обращен призыв, и теми, кто на него откликнулся: «ибо много званых, а мало избранных (ст. 14).

    Кроме того, мы видим указания на действенный призыв в таких текстах как Рим. 8:30: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» или 1 Кор. 1:22-24: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Если все люди призваны одним и тем же призывом, то обращение Павла в этих отрывках теряет какой-либо смысл.

    Одним из самых распространенных отрывков, на который ссылаются те, кто отвергает библейское учение о Божьем действенном призыве и непреодолимой благодати, является Мф. 23:37, где записаны известные слова Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!». Согласно их логике, здесь содержится однозначное и недвусмысленное отвержение учения о непреодолимой благодати. Мы якобы видим, что, с одной стороны, Христос обращается к Иерусалиму, желая собрать его детей, с другой стороны, сказано, что они не захотели. Как всегда, контекст играет ключевую роль при толковании текста, и этот отрывок не исключение. 23 глава Матфея является самым резким и суровым обличением в адрес книжников и фарисеев во всей Библии. Они были учителями и вождями народа и несли особую ответственность перед Богом. К большому сожалению, поколение руководителей Израиля во дни Иисуса Христа ничем не отличалось от предыдущих поколений, преследовавших пророков и навлекавших на себя тем самым праведный Божий суд. Внимательное прочтение текста позволяет нам увидеть, что, обращаясь к Иерусалиму, Иисус имеет в виду две группы людей: детей Иерусалима (что очень часто упускается из виду), и его вождей, то есть книжников и фарисеев, против которых обращены слова Христа в этой главе. Христос ранее говорил об этой ситуации так: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14), а также несколькими стихами ранее в этой же главе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (23:13). Таким образом, слова в 23:37 – это осуждение фарисеев за их пагубное влияние на вверенных их пастырству людей, которое следует рассматривать с перспективы библейской коллективной солидарности между народом и его уполномоченными представителями (ср. Иез. 34), а не утверждение о неспособности Христа спасти тех, кто не желает быть спасенным.

    В заключение хочется процитировать важное наблюдение Мэтью Барретта в контексте спора между кальвинистами и арминианами в Южной конвенции баптистов США[3]. Он пишет:

    Поэтому, хотя Лемке и отказывается признать это, он не может согласиться с Павлом: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Это становится очевидным, когда Лемке говорит: «Итак, в конце концов, реакция [человека] на благодать Божью определяет, действует ли призыв»[4]. По словам Лемке и в прямом противоречии с Павлом, это зависит от человеческой воли, ибо, если человек не будет сотрудничать с Божьей благодатью, то спасти его не удастся. В самом деле, мнение Лемке является полной противоположностью мнению Павла, так как Лемке в конечном итоге должен сказать: «все зависит не от милости Божьей, а от человеческой воли или усердия». Хотя и непреднамеренно, Лемке отверг величие Божье и, как сказал Джон Оуэн, заменил его на  поклонение идолу свободной воли»[5].

     


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

    Источник: https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-025-kalvinizm-nepreodolimaya-blagodat/

     

     

    [1]    Anthony A. Hoekema, Saved by Grace (Grand Rapids: Eerdmans, 1994), 105. Со ссылкой на Bavinck, Dogmatiek, 4:65.

    [2]    John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), 96.

    [3]    См. Matthew Barrett, “Is Irresistible Grace Unbiblical? A Response to Steve Lemke’s Arminian Objections,” The Founders Journal: Theological Debate within the Family, Fall, no. 82 (2010): 13.

    [4]    Lemke, “A Biblical and Theological Critique of Irresistible Grace,” 123.

    [5]    John Owen, A Display of Arminianism, vol. 10 of The Works of John Owen (Edinburgh: Banner of Truth, 2000), 14.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя