Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 4: ограниченное искупление

    Продолжая нашу, серию мы дошли до третьего и, возможно, самого спорного пункта: ограниченное искупление.[1]

    За кого умер Христос?

    Этот вопрос лежит в основе дискуссии между сторонниками ограниченного или специфического искупления и сторонниками неограниченного или универсального искупления. Для того чтобы ответить на него, мы должны сначала понять, что Библия говорит о необходимости, характере и результатах смерти Христа.

    Необходимость смерти Христа

    Необходимость в смерти Христа была вызвана тем, что из-за грехопадения человечество подвергло себя справедливому Божьему гневу и наказанию, вследствие которого грешник должен быть отделен от Святого Бога, то есть, умереть. В Рим. 6:23 Павел говорит: «Ибо возмездие за грех – смерть». В переводе Кассиана термин ὀψώνιον, переведенный как «возмездие», звучит более понятно для современной аудитории: «Ибо плата за грех – смерть». Еф. 2:1: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Что должен сделать для нас Бог? Дать нам жизнь!

    Кроме того, что грех делает нас должниками, он делает нас рабами. Рим. 6:16 «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?». Помимо того, что грех оставляет нас в долгу перед Богом, за который мы можем рассчитаться только смертью, он также превращает нас в своих рабов. Что должен сделать для нас Бог? Искупить нас!

    В-третьих, грех делает нас виновными и осужденными пред Богом: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим. 5:18). Что должен сделать для нас Бог? Простить и оправдать нас!

    В-четвертых, грех делает нас отчужденными от Бога и врагами Ему. Рим. 5:8-10: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Что должен сделать для нас Бог? Примирить нас с Собой!

    В этом же отрывке мы видим еще одно последствия греха – он влечет за собой праведный Божий гнев, выражающийся в Кол. 3:5-6: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления». Можно рассмотреть множество отрывков как в ВЗ, так и в НЗ, из которых мы видим, как Божий гнев проявляется в наказании и смерти грешников. Что должен сделать для нас Бог? Совершить умилостивление/спасение/избавление!

    Наверно, можно найти много других последствий греха, но всё, что мы перечислили выше ‒ смерть, долг, рабство, вина, осуждение, отчуждение, вражда и гнев, ‒ в достаточной мере иллюстрирует суть проблемы.

    Решением проблемы греха является смерть Божьего Сына вместо грешника, заслуживающего Божьего наказания. Ввиду Своей святости и справедливости Бог не может просто закрыть глаза на наш грех. Иначе Он перестал бы быть святым и справедливым. Поэтому в Библии проблема того, как Бог может быть одновременно праведным и оправдывающим нечестивого грешника, стоит весьма серьезно. Решение этой проблемы – в смерти безгрешного и невиновного Сына Божьего, или как Павел говорит во 2 Кор. 5:21, «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем». Вот почему, когда мы говорим с вами о библейском взгляде на смерть Христа, сутью этой истины является идея заместительной жертвы. Он взял на Себя наше наказание вместо нас, и дал нам Свою праведность, которую мы не заслужили.

    Характер смерти Христа

    Как Библия описывает характер смерти Христа?

    Искупление

    Во-первых, Библия называет смерть Христа искуплением. Мф. 20:28: «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Искупление или выкуп – это действие освобождения из состояния неволи, рабства, посредством внесения платы. В ВЗ это слово описывало искупление Израиля из рабства в Египте. В римской империи это слово описывало выкуп раба у его господина. Какой ценой Бог искупил свой народ? Еф. 1:7 «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (ср. 1 Пет. 1:18-19 «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».

    Оправдание

    Как и в Еф. 1:7, Павел, описывая характер искупительной смерти Христа, говорит Колоссянам: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов». Далее Библия говорит о том, что Своей кровью Христос не только искупил нас от рабства греху, но также оправдал нас перед Богом: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9). Кроме того, в этом же отрывке Павел добавляет, что по своему характеру смерть Христа примирила нас с Богом: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Чуть раньше в 3-й главе Павел, описывая искупительную смерть Иисуса, говорит: «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его». Слово «умилостивление» тесно связано с Ветхозаветной системой жертвоприношений и указывает на то, что смерть Христа удовлетворяет Божий гнев и святую справедливость.

    Можно было бы продолжать ещё долго рассматривать различные отрывки, раскрывающие для нас характер смерти Христа. Но даже из этого беглого обзора мы видим, что по своему характеру смерть Христа является искупительной, то есть освобождающей от рабства, оправдывающей, примиряющей, прощающей, умилостивляющей или уничтожающей грех и Божье наказание за него. Евр. 9:24-26: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».

    Результат смерти Христа

    Мы ещё вернемся к Евреям, так как это послание поможет нам дать ответ на последний предварительный вопрос. А это, в свою очередь, позволит нам дать библейский ответ на самый главный вопрос, с которого мы начали: а именно, за кого умер Христос? Последний предварительный вопрос: каковы результаты смерти Христа? Мы уже сказали о необходимости в жертве Христа, а именно, о нужде человека избавиться от последствий греха. Мы посмотрели на библейское описание смерти Христа, согласно которому Его смерть является тем средством, которое Бог предназначил, чтобы избавить нас от последствий греха. Теперь давайте посмотрим, какова же цель и результат искупительной смерти Христа.

    Глядя на то, что Библия говорит об искупительной смерти Христа, мы видим, что в ней однозначно и недвусмысленно утверждается, и я бы даже сказал, подчеркивается тот факт, что смерть Христа была действенной, а не условной.

    Другими словами, Христос Своей смертью на кресте совершил дело спасения, а не сделал спасение лишь возможным.

    Библия говорит, что Своей смертью на кресте Христос взял на Себя наш грех; умилостивил праведный Божий гнев, искупил нас от проклятия закона и примирил нас с Богом. Заместительная жертва Христа искупила грехи всех тех, за кого она была принесена. Поэтому мы называем Его нашим Спасителем, а не тем, Кто делает наше спасение возможным. Своей смертью Иисус спасает нас полностью. Посмотрите на то, что сказано в Евреям 9:11-12

    Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

    Также, Евреям 9:15:

    И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

    А еще в Евреям 10:14 сказано:

    Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

    Джон Мюррей в ставшей уже классической книге, посвященной искуплению, пишет:

    «Сама природа миссии и достижения Христа связана с этим вопросом. Пришел ли Христос, чтобы сделать возможным спасение всех людей, устранить препятствия, стоявшие на пути спасения, и просто создать условия для спасения? Или Он пришел, чтобы спасти Свой народ? Пришел ли Он, чтобы привести всех людей в приемлемое состояние? Или Он пришел, чтобы обеспечить спасение всех тех, кто предопределен к вечной жизни? Пришел ли Он, чтобы сделать людей искупаемыми? Или он пришел эффективно и непогрешимо, чтобы искупить? Учение об искуплении должно быть коренным образом пересмотрено, если оно как искупление применимо к тем, кто окончательно погибает, а также к тем, кто является наследниками вечной жизни. В этом случае мы должны разбавить великие категории, в соответствии с которыми Писание определяет искупление, и лишить их самого ценного значения и славы. Мы не можем этого сделать. Спасительная действенность искупления, умилостивления, и примирения слишком глубоко укоренилась в этих концепциях, и мы не осмеливаемся устранить эту действенность. Нам было бы хорошо всерьез воспринять слова нашего Господа: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоанна 6:38–39). Безопасность неотделима от искупительного достижения Христа. А это означает, что в отношении рассматриваемых лиц предназначение, применение и окончательное исполнение имеют одни и те же пределы»[i].

    Мне кажется, теперь ответ на наш главный вопрос становится очевидным: за кого умер Христос? Ввиду того, что Его смерть по своему характеру была искупительной, оправдывающей, примиряющей, прощающей, умилостивляющей, а также учитывая тот факт, что Его смерть была действенной и осуществила то, для чего она была предназначена, – единственный библейски и логически верный ответ состоит в том, что

    Христос умер за всех тех, кого Бог возлюбил, предузнал, предопределил, призвал, оправдал и прославил.

    Возражения

    Теперь давайте коснемся возражений. Начнем с самого простого:

    Как можно ограничивать искупление Христа?

    Следует сразу отметить, что, называя искупление ограниченным, кальвинисты не пытаются унизить заслугу Господа. На самом деле, все, кроме, разумеется, универсалистов, ограничивают искупление Христа. Кальвинисты ограничивают масштаб искупления, а все остальные – его действенность.

    Сперджен ответил на это возражение так:

    «Арминиане утверждают: Христос умер за всех людей. Спросите их, что они имеют в виду, когда говорят так. Умер ли Христос для того, чтобы осуществить спасение всех людей? Они скажут, что, конечно, нет. Тогда зададим им следующий вопрос: осуществил ли Христос Своей смертью спасение конкретного человека? Они ответят, что нет. Если они последовательны в своих умозаклю­чениях, то они будут вынуждены так ответить. Они скажут: «Нет, Христос умер, чтобы всякий мог полу­чить спасение, если…», после чего следует перечисление определенных условий для спасения. В ответ на это мы вернемся к их предыдущему утверждению и спросим их: «Так Христос не умер, чтобы обеспечить чье-то спасение полностью?» И они должны ответить, что нет, не умер, они просто обязаны так ответить, потому что они ве­рят, что даже после того, как человек получил прощение, он все еще может отпасть от благодати и пойти в ад. И теперь вопрос: кто ограничивает искупительную силу смерти Христа? Скорее всего, арминиане… И добро вам пожаловать в такое искупление, можете оставить его себе. А мы никогда не откажемся от своего».[3]

    Разве Библия не говорит о том, что Христос умер за всех людей?

     

    Второе возражение более существенно. Разве Библия не говорит о том, что Христос умер за всех людей? Как насчет таких отрывков, где это написано черным по белому? К примеру, 2 Кор. 5:15; 1 Ин. 2:2 и др. Так как текстов, которые используются для обоснования универсального понимания искупления Христа, достаточно много и каждый из них заслуживает отдельной статьи, мы не сможем подробно обсудить каждый из них[i]. Не вдаваясь во все подробности этих текстов, я лишь скажу, что на основании всего вышесказанного должно быть очевидным, что в этих и других подобных текстах речь либо идет обо всех без различия, а не всех без исключения (оглядываясь на исторический контекст Нового Завета это было крайне важным нюансом ввиду, мягко говоря, напряженных отношений иудеев и язычников), либо же сам контекст ограничивает значение «всех», указывая на то, что речь идет обо всех верующих (2 Кор. 5:15; Евр. 2:9-10).

    Кроме того, в Библии тот факт, что Христос умер за нас, является гарантией того, что Бог прославит нас. Павел говорит об этом в Рим. 5:8-10, а также в Рим. 8:31-34. К слову, в последнем отрывке он также связывает ходатайственное служение со смертью Христа (ср. Евр. 7:24-25)

    Последнее слово оставим вновь за Спердженом, который написал в своём труде «В защиту кальвинизма»:

    Некоторые люди любят учение о всеобщем искуплении, потому что они говорят: «Это так прекрасно. Как же прекрасна мысль, что Христос должен был умереть за всех людей; это так привлекательно, говорят они, для человеческих чувств; в этом есть что-то полное радости и красоты». Я признаю, что есть, но красота часто может быть связана с ложью. В теории универсального искупления я могу восхищаться многими вещами, но я просто покажу, что обязательно включает в себя это предположение. Если Христос на Своем кресте намеревался спасти каждого человека, то Он намеревался спасти тех, кто был потерян до Его смерти. Если верна доктрина, что Он умер за всех людей, то Он умер за тех, кто был в аду до того, как пришел в этот мир, потому что, несомненно, там были даже тысячи, которые были изгнаны из-за своих грехов.

    Еще раз, если Христос хотел спасти всех людей, как глубоко Он был разочарован, поскольку у нас есть Его собственное свидетельство о том, что есть озеро, которое горит огнем и серой, и в эту яму  были брошены некоторые из тех самых людей, которые, согласно теории всеобщего искупления, были куплены Его кровью. Это кажется мне концепцией, в тысячу раз более отвратительной, чем любое из тех последствий, которые, как говорят, связаны с кальвинистической и христианской доктриной конкретного и особого искупления. Думать, что мой Спаситель умер за людей, которые были или находятся в аду, кажется для меня слишком ужасным предположением. Представить на мгновение, что Он был Заместителем всех сынов человеческих, и что Бог, сначала наказав Заместителя, а затем наказав самих грешников, кажется, противоречит всем моим представлениям о Божественной справедливости.

    То, что Христос должен был предложить искупление и удовлетворение за грехи всех людей, и что впоследствии некоторые из тех самых людей должны быть наказаны за грехи, за которые Христос уже умер, представляется мне самым чудовищным беззаконием, которое когда-либо могло быть вменено Сатурну, Янусу, богине Бандитов или самым дьявольским языческим божествам. Не дай Бог, чтобы мы когда-либо думали так об Иегове, справедливом, мудром и добром!

    Ни одна живая душа не придерживается доктрин благодати более твердо, чем я, и если кто-нибудь спросит меня, стыдно ли меня называть кальвинистом, я отвечу – я хочу, чтобы меня называли только христианином; но если вы спросите меня, придерживаюсь ли я доктринальных взглядов, которых придерживался Жан Кальвин, я отвечаю, я в основном придерживаюсь их, и радуюсь признать их. Но я даже не могу представить, чтобы в стенах Нового Иерусалима не было бы нет никого, кроме христиан кальвинистов, или что нет ни одного спасенного, который бы не придерживался наших взглядов. Самые ужасные вещи были сказаны о характере и духовном состоянии Джона Уэсли, современного короля арминиан. Что касается его, я могу только сказать, что, хотя я ненавижу многие проповеди, которые он проповедовал, но к самому человеку я не испытываю столько же уважения как и самый преданный сторонник Уэслианства; и если бы к числу двенадцати хотели добавить двух апостолов, я не верю, что можно было бы найти двух мужей, более подходящих для этого, чем Джордж Уитфильд и Джон Уэсли.

    Характер Джона Уэсли стоит, вне всякого сомнения, за самопожертвование, рвение, святость и общение с Богом; он жил намного выше обычного уровня простых христиан и был одним из тех, «кого мир не достоин». Я верю, что есть множество людей, которые не могут видеть эти истины [Учения о благодати] или, по крайней мере, не могут их видеть в том свете, в каком мы их преподносим, которые, тем не менее, приняли Христа как своего Спасителя и так же дороги сердцу Бога благодати, как и самый здравый кальвинист на Небесах или вне их.


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

    Источник:  https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-024-kalvinizm-ogranichennoe-iskuplenie/

     

    [1]Хотя забегая наперед скажу, что я согласен с Джеймсом Уайтом в том, что большинство возражений против этого пункта, на самом деле, направлены против безусловного избрания.

    [2] John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), 63-64.

    [i]    John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), 63-64.

    [3] Charles H. Spurgeon, процитировано по J. I. Packer в “Introductory Essay” к труду John Owen, The Death of Death in the Death of Christ (London: Banner of Truth, 1959), 14, сноска 1.

    [4] См. к примеру, David Gibson and Jonathan Gibson, eds., From Heaven He Came and Sought Her: Definite Atonement in Historical, Biblical, Theological, and Pastoral Perspective (Wheaton, IL: Crossway, 2013).

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя