Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Необходимость в превосходной жертве Христа - Лелиовский, Николай - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Необходимость в превосходной жертве Христа

    Послание к евреям 10:1-4

    Послание к евреям, возможно, наиболее подробно и систематически раскрывает масштаб, эффект и значение искупительной жертвы Христа в сравнении с другими библейскими книгами. Отрывок 10:1-4 находится в кульминационной точке аргументирования автора о превосходстве Иисуса Христа над ветхозаветной системой жертвоприношений, установленной Законом Моисеевым.

    Начиная с 7 главы, автор отмечает три ключевых превосходства Иисуса Христа над ветхозаветной религиозной системой. В 7 главе он говорит о превосходстве священства Христа – Он первосвященник по чину Мелхиседека, в то время как ветхозаветные священники были по чину Левия. В 8 главе он говорит о превосходстве ходатайства Христа – Он – Ходатай нового завета, в то время как ветхозаветные священники ходатайствовали согласно Моисееву завету. В 9 главе он начинает говорить о превосходстве жертвы Христа. В ст. 1-10 он отмечает, что ветхозаветная система жертвоприношений была лишь тенью, в то время как реальностью является жертва Христа. В ст. 13-22 он говорит о превосходстве крови Христа над кровью тельцов и овнов; в ст. 23-28 он говорит о том, что жертва Христа была принесена не в земном святилище, а в присутствии Бога на небесах.

    В 10-й главе автор Послания к евреям говорит о трех аспектах превосходной жертвы Христа: (1) ст. 1-4: необходимость в превосходной жертве; (2) ст. 5-9: обеспечение превосходной жертвы; (3) ст. 10-14: окончательность превосходной жертвы Христа.

    В первых четырех стихах автор раскрывает четыре причины необходимости превосходной жертвы Христа: 1. Закон – всего лишь тень (10:1а); 2. Закон не способен сделать людей совершенными (10:1б-2); 3. Закон – напоминание о грехах (10:3); 4.  Закон бессилен уничтожить грех (10:4).

    Как мы уже отметили, в этой части послания автор подходит к кульминации своего доказательства превосходства Христа над ветхозаветной системой богослужения. В 9 главе автор подчеркивает, что жертвы животных не вводили приносящего в присутствие Бога, потому что не могли очистить нашу совесть. Христос же напротив «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:12).

    Первая причина: закон – это тень, а реальность во Христе.

    В 10:1 автор вновь заявляет о том, что закон и предписанная им система ветхозаветного богослужения, в частности День искупления (Лев. 16; ср. Лев. 23:26-32; Чис. 29:7-11) являются лишь тенью будущих благ (см. 8:5).

    Даже беглого прочтения книги Левит достаточно для того, чтобы понять, что грех – это серьезная проблема для человека, Бог которого свят, праведен и справедлив. Грех вызывает Божественный гнев и наказание. Святой и праведный Бог не может закрыть глаза на наши грехи, даже несмотря на Свою любовь к нам. Иначе Он уже не будет святым и праведным. Бог должен осудить и наказать грех и таким образом удовлетворить Свой праведный гнев.

    По этой причине Бог заповедал Израилю через Моисея ежегодную церемонию жертвоприношения, которая получила название День искупления. Однако это установление не являлось чем-то окончательным и завершенным, но было лишь тенью (σκιά), то есть тем, что предвозвещало, указывало на то, что будет окончательным и завершенным в будущем[i]. Автор называет это «будущими благами», под которыми подразумеваются благословения спасения во Христе[ii]. С точки зрения закона они являются будущими, однако для автора послания к Евреям и для нас с вами эти блага уже доступны во Христе (9:11). В отличие от закона, который является лишь тенью или прообразом этих спасительных благословений: искупления, очищения, освящения, – эти блага являются самим образом вещей (αὐτὴν τὴν εἰκόνα τῶν πραγμάτων). Этот термин, образ, указывает здесь на суть, реальность, воплощение[iii].

    Вторая причина: закон не способен сделать людей совершенными (10:1б-2).

    Помимо этого, фундаментальной проблемой закона и заповеданных им жертв, постоянно приносимых каждый год, по словам автора, является то, что они никогда не могут сделать совершенными приходящих с ними. Следует обратить внимание на то, что слово τελειόω, переведенное у нас как «совершенным», играет важную роль не только в понимании этого отрывка, но также и в понимании всего послания, так как постоянно используется автором. Общим смыслом этого слова является «завершить», «привести к цели»[iv]. Поэтому в Послании к евреям это слово указывает на доведение до предназначенного конца[v]. Какова цель и предназначенный конец по отношению к верующим, подразумевающиеся автором послания к Евреям? Принимая во внимание то, что сказано в Евр. 7:11, 19, 24-25, а также в 9:9 и здесь в 10 главе, можно с уверенностью сказать, что под «совершенством» подразумевается прямота доступа и постоянство общения с Богом[vi].

    Закон Моисеев со своими предписаниями в отношении служения священников, левитов и принесения жертв – был не в состоянии обеспечить прямого доступа к Богу и постоянства в общении с Ним. Во-первых, только первосвященник мог входить в святое святых один раз в год, а, во-вторых, всякий раз, когда совершался грех, возникала необходимость в новых жертвоприношениях. Или словами 9:9 «Она [прежняя скиния] есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего».

    Тот факт, что закон не мог сделать людей совершенными, подтверждается тем, что сказано во 2-ом стихе: «Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов». Автор послания к евреям показывает, что если бы ветхозаветные жертвы могли обеспечить людям прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним, (1) они бы прекратились; (2) они бы очистили (κεκαθαρισμένους причастие перфекта пассивного залога) приносящих; (3) они бы устранили всякое сознание грехов. Однако постоянное принесение жертв свидетельствует об обратном. Они не способны очистить человека и устранить сознание греха, поэтому их принесение не прекращается. На фоне несовершенства ветхозаветных жертвоприношений превосходство жертвы Христа (Евр. 9:14-15) очевидно.

    Третья причина необходимости превосходной жертвы: закон – напоминание о грехах (10:3).

    Вместо того чтобы раз и навсегда очистить людей от греха, ежегодно приносимые ветхозаветные жертвы напоминали людям об их грехах. Каждый раз, когда человек принимал участие в жертвоприношении в День Искупления, это напоминало ему о том, что проблема его греха все еще не решена. Интересно заметить, что, когда автор послания к евреям называет ежегодные жертвоприношения «напоминанием», он использует одно и то же греческое слово ἀνάμνησις, которое использовано Павлом в 1 Коринфянам 11:24. Таким образом, мы с вами видим интересное сравнение и противопоставление ветхозаветных жертвоприношений и установления Христом Вечери Господней. В первом случае жертвоприношение животных служит напоминанием о грехе, а во втором случае, наше с вами участие в хлебе и вине должно быть напоминанием о том, что Своей смертью Христос «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), «очистил совесть нашу от мертвых дел» (9:14) и «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14).

    Другими словами, каждый раз, когда люди участвовали в ветхозаветной церемонии Дня Искупления, это напоминало им о том, что они не имеют прямого доступа к Богу и постоянства в общении с Ним. В то время, как каждый раз, когда мы участвуем в Вечере Господней, это должно быть напоминанием для нас, что благодаря смерти Христа, мы призваны к вечному наследию. Как говорит Павел в Рим. 5:1-2, «мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Но, благодаря нашему Ходатаю Нового Завета, Его жертва не только не напоминает нам о том, что наше грехи не прошены, но и указывает на обетование Бога «и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Иер. 31:34).

    Четвертая и последняя причина: закон бессилен уничтожить грех (10:4).

    В четвертом стихе автор говорит о причине того, почему ВЗ система жертвоприношений не могла очистить нашу совесть и дать прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Однако в Евр. 9:24-26 сказано: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».

    Если посмотреть на то, как заканчивается этот раздел: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14), мы увидим, как автор использует те же два термина, что и в первом стихе («приношение» и «совершенными»), чтобы показать, что то, чего не был в состоянии дать человеку Закон, осуществлено в искупительной смерти Христа. Его приношения достаточно для того, чтобы обеспечить спасение всех, за кого была принесена эта Его жертва.  В этом уникальность, достаточность и действенность священнического служения Иисуса Христа: «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:12). Жертвы Христа достаточно. Мы не можем ничего к ней добавить и не можем ничего от неё отнять. Нам остается лишь благодарить и славить Нашего Бога и Спасителя, «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь» (Рим. 11:36).


    Автор: Николай Лелиовский – Служитель «Библейской церкви благодати» г. Киев, M.A.B.S., TMU, Th.M. (в процессе), ЕВТС.

    Источник: https://pastor.org.ua/neobhodimost-v-prevoshodnoj-zhertve-hrista/

    [i] Lane, Hebrews 9–13, 259

    [ii] Schreiner, Hebrews, 290.

    [iii] O’Brien, Hebrews, 345.

    [iv] deSilva, Perseverance in Gratitude, 196; см. также Cockerill, Hebrews, 430.

    [v] Там же.

    [vi] Peterson, Hebrews and Perfection, 166.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя