Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Божественность Христа

    Некоторые материалы этой статьи взяты из книги Иосифа Самуила К. Ф. Фрая «Божественность Мессии» (Reren Ahvah Meshihit: Jerusalem, 2002 [1836]). Эта весьма полезная книга была написана обращённым иудеем в ответ на многочисленные возражения социниан.

    I. Иисус обладает божественными атрибутами

    Вездесущность – это характеристика Бога (Пс. 138:1–13)

    • Иисус вездесущ:
      • Матф. 18:20
        • «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
      • Иисус живёт в нас: Гал. 2:20
        • «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

    Всеведение – это характеристика Бога (Ис. 66:18; Пс. 43:22; 3 Цар. 8:39)

    • Иисус всеведущ: Откр. 2:23
      • «И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим».

    Вечность – это свойство Бога (Пс. 18:2; Ис. 44:6)

    • Бог есть «Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (Откр. 1:8).
    • Иисус вечен: «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр. 22:13; ср. Откр. 1:17; 2:8).

    Неизменность – это божественная характеристика (Мал. 3:6; Пс. 101:27)

    • Иисус неизменен: Евр. 13:8
      • «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же».

    Способность творить – это божественный атрибут (Иер. 10:11–12; 4 Цар. 19:15; Ис. 44:24; Евр. 3:4; Рим. 1:20)

    • Иисус создал и поддерживает жизнь во Вселенной
      • Кол. 1:16
        • «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано».
      • 1 Кор. 8:6
        • «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».
      • Евр. 1:3
        • «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».

    ➢ Бог даёт жизнь и поддерживает её (Втор. 32:39; 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7)

    • Иисус Сам воскрес из мёртвых: Иоан. 2:18; Деян. 2:24; Иоан. 19:18
    • Иисус обладал властью воскрешать других: Иоан. 5:21, 25, 28
    • Иисус Сам дарует вечную жизнь и Сам защищает от зла: Иоан. 10:28

    ➢ Только Бог достоин поклонения (Втор. 6:13–15; 10:20; Исх. 34:14)

    • Иисусу поклоняются:
      • Лук. 24:51–52
        • «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью».
      • Иоан. 5:23
        • «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».
        • Примечание: Почтение, оказанное Иисусу, равноценно почтению, оказанному Отцу. Это гораздо больше, чем просто считать Иисуса посланником Божьим, «ведь честь, оказанная послу, несравнима с почестями, оказанными главе государства» (Carson. John. P. 225).
      • Еф.1:12
        • «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа».

    ➢ Бог – абсолютный Судья

    • Иисус абсолютный Судья: Матф. 7:22–23
      • «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

    ➢ Молитва – это обращение к Богу

    • Стефан молился Иисусу: Деян. 7:58–60
      • «И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил».
    • Павел молился Иисусу: 2 Кор. 12:8–12
      • «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».

    II. Другие доказательства

    ➢ Иисус существовал прежде всего:

    • Иоан. 17:5
      • «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде создания мира».
      • «Если бы во всём Новом Завете не было указаний на предсуществование Христа, то хотя бы этот единственный отрывок неопровержимо демонстрирует и утверждает эту истину. Здесь наш Спаситель в торжественном молитвенном предстоянии сообщает Всемогущему, что Он имел у Него славу прежде появления мира; и в пылкой молитве взывает о том, что был бы бесконечно счастлив восстановлению прежнего величия и славы. Язык текста прост и ясен. Каждое слово акцентировано и отражает торжественность момента. На этом конкретном тексте я и основываю своё утверждение» (Frey. Divinity of the Messiah. Р. 211).
    • 2 Кор. 8:9
      • «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».
      • «Где и когда в этом мире Наш Спаситель был богат? Вся мировая история противоречит этому заявлению. <…> Но если верить тому, что наш Господь до Своего воплощения наслаждался наиболее превознесённым состоянием, всё становится логичным и естественным. В этом состоянии Он был богат славой, честью и счастьем, полон величия и благости, которое нам никогда невозможно постичь. И Христос отрекся от всего этого, обнищал ради нас, чтобы мы смогли обогатиться Его нищетою» (Frey. Divinity of the Messiah. Р. 212).
      • «По моему мнению, этот отрывок ясно свидетельствует о том, что вера первых христиан и даже самих апостолов в Иисуса Христа в глобальном понимании не была просто ортодоксальной, они признавали Его божественность. Поэтому апостол пишет коринфянам с абсолютной уверенностью, не сообщая новость, а подтверждая истину, которая была им прежде известна. Если бы эта тема порождала споры и разногласия или не вызывала абсолютного доверия, он вряд ли написал бы “вы знаете”, когда они абсолютно этого не знали, никогда об этом не слышали или? возможно, отрицали» (Frey. Divinity of the Messiah. Р. 212).

    ➢ В отличие от пророков, Иисус говорил, обладая собственным авторитетом: Матф. 7:29

    • «Ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».

    ➢ Не люди назначили Павла быть апостолом, но Иисус (и Отец), по его словам, избрал его апостолом: Гал. 1:1

    • «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».

    ➢ Иисус является сутью нашей веры:

    • Он – инициатор, начинатель веры – и нашей, и верующих Ветхого Завета (= вечное существование): Евр. 12:1–2
      • «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
      • Характеристику Христа лучше перевести так: Он «инициатор, образец веры» (ср. F. F. Bruce. Hebrews. Р. 337). В любом случае, Иисус показан нам как Тот, кто предшествовал ветхозаветным святым и подал им пример. Это подразумевает Его существование прежде воплощения.
    • Он поддерживает нашу веру: Иоан. 10:28
      • «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».

    ➢ Иисус сошел с небес: Иоан. 3:13

    • «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».

    ➢ Ответ Иисуса на обвинения в нарушении субботы основан на Его равенстве с Богом:

    • Если Бог может трудиться в субботу, тогда и Иисус может: Иоан. 5:17, 19
    • Здесь Тот, кто больше храма: Матф. 12:6
      • Храм = Божье присутствие, но ограниченный доступ
      • Иисус = Божье присутствие и неограниченный доступ
    • Иисус (Сын Человеческий) есть Господин и субботы; то есть, может делать, что пожелает: Марк. 2:28

    III. Если Иисус Христос – не Бог, тогда:

    ➢ Иисус богохульник

    • Он заявлял о равенстве с Богом (Иоан. 5:17–23; 10:27–39).
    • Иудеи так же осознавали, что Иисус подразумевал это (в дополнение к вышесказанному см. ответ Каиафы в Матф. 26:63–68).

    ➢ Многие известные христиане прошлого и настоящего виновны в идолопоклонстве, потому что верят в божественность Христа и поклоняются Ему.

    ➢ Вера и надежда находятся полностью в человеческих руках.

    ➢ Невероятно, но Бог якобы абсолютно не против поклонения человеку, находящемуся на небесах (Откр. 5:1–14), вопреки многим утверждениям в Писании, что Бог – Ревнитель и Он не позволяет поклоняться кому-либо, кроме Него (напр., Исх. 34:14).

    IV. Если Иисус Христос – Бог, тогда:

    • Любовь Бога поразительна: Он Сам умер за нас, а не просто послал кого-то выполнить этот труд вместо Него.
    • Поклоняться Ему не только правильно, это необходимо. Бог требует поклонения.
    • Считать Иисуса Христа просто человеком – богохульство.
    • Люди, которые отрицают божественность Христа, не поклоняются истинному Богу.
    • Как счастливы и благословенны истинно верующие люди! Если Господь совершил ради нас немыслимый поступок (отдал Свою жизнь), есть ли что-либо невозможное для Него (если это соответствует Его воле)? Апостол Павел приводит своих читателей к осознанию этой истины в Рим. 8:32.

    V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Новозаветный Иисус вездесущ, всеведущ, вечен, неизменен; Он сотворил Вселенную и поддерживает её существование, Он даёт и поддерживает жизнь всего живого, Он достоин поклонения, к Нему мы обращаемся в молитве, Он вечно сущий, Он обладает абсолютной властью, Он поддерживает нашу веру и, наконец, Он сошёл с небес.

    Споры о том, что Новый Завет нигде не приписывает Иисусу божественные атрибуты, требуют такой толковательной изворотливости, что, в конечном счете, абсолютно невероятны. В Новом Завете просто и ясно сказано о том, что Иисус Христос – воплотившийся Бог.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя