Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Учение о духовных дарах в 1 Коринфянам 12-14: Вступление

    Друзья, этой статьей мы начинаем серию заметок, посвященных исследованию Первого послания к коринфянам, в которых рассматривается тема духовных даров. Эта тема является крайне важной, интересной и практичной для современных церквей. Поэтому подробно, шаг за шагом и стих за стихом, мы рассмотрим три главы, в которых излагается учение о дарах Духа Святого. Надеемся, что этот материал принесет пользу для пасторов, проповедников и всех любящих церковь Божью людей.

    Краткий обзор послания

    Основная тема послания  –  это единство церкви. Все послание логично делится на две части: 1-6 гл. – проблемы внутри церкви, и 7-16 гл. – ответы на заданные Павлу вопросы. Среди существующих проблем мы можем выделить:

    • разделения (1:11),
    • плотское состояние (3:1-3),
    • половая распущенность язычников, которая влияла на членов церкви (6:12-13),
    • аскетизм (7:5; 8:8),
    • либерализм (6:12; 10:23),
    • а также неверие в телесное воскресение (15 глава).

    Во второй части ап. Павел отвечает на те вопросы, которые ему были заданы ранее. Он это делает с помощью маркера «Περὶ δὲ». В 7:1 – «А о чем («Περὶ δὲ») вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины». 7:25 – «Относительно («Περὶ δὲ») девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным». 8:1 – «О («Περὶ δὲ») идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает». 12:1 – «Не хочу оставить вас, братья, в неведении и о дарах духовных». 16:1 – «При («Περὶ δὲ») сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских». 16:12 – «А что до («Περὶ δὲ») брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братьями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно». Однако важно заметить, что все увещевания Павла и все ответы на поставленные вопросы преследуют одну главную цель – решить проблемы разделений в церкви и призвать христиан к единству.

     Общий обзор 12-14 глав

    В 12 главе Павел увещевает Коринфян, чтобы они не оставались в неведении о дарах и о том, как их правильно использовать. 13 глава посвящается проповеди величия любви, которая должна быть движущей силой в использовании духовных даров. В 14 главе апостол снова возвращается к теме даров, где сравниваются между собой дар «пророчества» и дар «иных языков». Ключевая мысль данной главы: «пророчество превыше языков» и «все должно служить к созиданию церкви».

    Отрывок 12:1-3: вступление к теме о дарах духовных

    1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
    2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
    3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать
    Иисуса Господом, как только Духом Святым.

    Стихи 1-2: напоминание прошлого – жизнь во власти бесов

    Основная тема 12 главы: правильное понимание даров Духа должно приводить к единству церкви. Первый стих начинается с того, что Павел не желает оставлять коринфских верующих в неведении относительно духовных даров. Этот короткий отрывок на греческом языке начинается со слов «Περὶ δὲ» (Синод. «и о»), которые являются указателем на начало новой темы. Важно еще раз напомнить, что этот предлог встречается в этом послании несколько раз, например, в 7:1, 25; 8:1; 16:1, 12. В этих разделах апостол дает ответы на вопросы, которые коринфяне задавали ранее. В 12 главе он начинает тему духовных даров.

    Фразу «не хочу оставить вас в неведении» («θέλω»)[1]  лучше перевести как: «я хочу, чтобы вы не были в неведении» (ср. 1Кор. 10:1). Коринфяне были в неведении относительно «… духовных». Необходимо сразу же отметить, что слово «дары» в этом предложении отсутствует (в русском добавлено курсивом). Но там есть слово «духовные» (τῶν πνευματικῶν). Оно же встречается в 14:1, где сказано: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных». В Новом Завете этот термин может применяться к разным явлениям: людям (1Кор. 14:37), Евангельскому учению (Рим. 1:11), закону Божию (Рим. 7:14), спасению (Рим. 15:27), Божьей мудрости (1Кор. 2:13). Однако в контексте глав 12-14 оно употребляется для описания духовных способностей, которыми Бог наделил коринфскую церковь. Используя слово πνευματικῶν («духовных»), Павел хотел указать на Духа Святого как на источник даров[2].

    Непонимание коринфянами природы духовных даров говорило о двух вещах: во-первых, о сверхъестественной природе даров;  во-вторых, о том, что христиане были склонны ставить знак равенства между необычными духовными проявлениями, сопровождающими дары, и своим дохристианским опытом.

    На практике ситуация, очевидно, обстояла так. Апостол Павел получил от коринфян письмо, в котором было задано много вопросов. Один из них касался темы духовных даров. Коринфяне были чрезмерно одарены от Бога (1:4-7), но не понимали природы даров и практики использования их для созидания поместной церкви. Эта проблема стала одной из причин возникших разделений среди верующих (ср. 1Кор. 1:11-13). Поэтому Павел был встревожен подобной атмосферой в церкви. Он спрашивал в своем письме: «Разве разделился Христос?»; «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (3:16-17); «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (12:12-13).

    Чтобы избежать разделений, коринфяне должны были научиться правильно понимать природу духовных даров. Главный аргумент, который использует Павел, заключался в том, чтобы подчеркнуть единство Христа и Духа Святого. Мы крещены одним Святым Духом и в одно Тело Христово, следовательно, должны мыслить друг о друге как об одном духовном организме – Церкви Иисуса Христа. И духовные, являющиеся проявлением одного Духа, должны способствовать единству, а не разделениям.

    Во 2-м стихе Павел напоминает о прошлом коринфян, когда они были во власти бесов. «Знаете, что, когда вы были язычниками…» (Οἴδατε ὅτι ὅτε ἔθνη). О чем же они знали?[3] Это ссылка на их языческие религиозные традиции. Павел напоминает коринфянам об их языческом прошлом, о том времени, когда они жили без Христа.

    Они «…ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». Дословно эта фраза звучит так: «… к идолам беззвучным, вы были ведомы, уводимые».

    Во-первых, здесь говорится о языческом прошлом коринфян и о той религиозной практике, которая имела место в их жизни, до того, как они приняли Евангелие и Духа Святого. Они были язычниками (ἔθνη). Слово «язычники» означает «нация», или просто «народ». Ранее оно использовалось для описания всех, кто не был евреями. Язычник – это тот, кто практикует идолопоклонство (4Цар. 16:3; Иез. 23:30), и олицетворяет собой нечестивость (Езд. 6:21). Это тот, кто является врагом истинного Бога и Его народа (Пс. 78:1,10; Иер. 10:25; Плач. 1:3,10; Иез. 34:29; 36:7,15). Язычники были без Христа и жили в безбожии (Еф. 2:11-12). Таким образом, коринфяне до обращения к Христу ничем не отличались от других языческих народов, и в своей религиозной практике поклонялись безгласным идолам (Аполлон, Дионис-бог вина, Афродита – богиня любви, и др. ср. Деян. 17:16).

     Во-вторых, за идолами стояла какая-то сила, которая их влекла к себе. Фраза «были ведомы» (ἤγεσθεἀπαγόμενοι) практически всегда описывала человека, захваченного в плен, или находящегося под чьей-то властью. Павел использует усилительную форму «вы были ведомы, уводимые», давая понять, что до обращения ко Христу коринфяне были в чьей-то власти. Этим поработителем были «безгласные идолы» (τὰ εἴδωλα τὰἄφωνα), за которыми скрывались бесовские силы (ср. 1Кор. 10:20 мы читаем: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу», также Лев. 17:7; Втор. 32:16-17; 2Пар. 11:15; Пс. 105:37-39; Откр. 9:20). Именно они влекли коринфян в свои капища на поклонение. В храмах была разработана специальная форма поклонения. Совершались жертвоприношения животных, использовались различные опьяняющие средства: алкоголь, наркотики, – которые приводили человека в состояние экстаза (в эти минуты считалось, что человек сливается со своим богом), также обязательно использовался религиозный блуд (особенно в Коринфе при служении Афродите – богине любви).

    Синтез

    Таким образом, напоминая о прошлом, Павел старается достучаться до коринфян в настоящем. Он желал, чтобы они поняли, что без Христа люди находятся во власти бесовских духов. И это проявляется в характерном поведении: распутство, нечистота, религиозный экстаз, вражда, гордость, разделения, ересь и т.д. И только те, кто во Христе, находятся во власти Духа Святого (ср. Кол. 1:13). Именно на этом контрасте и строится аргумент апостола Павла. Именно внешнее поведение человека и определяет то, в чьей власти находится человек.


    Автор: Евгений Петренко – Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г. Киев, M.Div., ИБС, Th.M. (в процессе), ЕВТС

    Источник: https://pastor.org.ua/uchenie-o-duhovnyh-darah-v-1-korinfyanam-12-14/

     

     

    [1]    Это слово больше относится к области морального желания. (Роджерс, Ключ, 599).

    [2]    Это важно помнить при изучении отрывка 14:14-15, где также используется это слово (τὸ πνεῦμά μου, «дух мой»), в форме существительного.

    [3]    Глагол оἴδατε стоит в перфекте (начало в прошлом, но имеет результат в настоящем), который подчеркивает то, что коринфяне находятся в состоянии знания.

     

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя