Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Как слушать проповедь

    Незадолго до колледжа я прочел небольшое классическое произведение Мортимера Адлера «Как читать книги». Название может показаться странным. Ведь как можно прочесть эту книгу, не умея читать? И если не умеешь читать, зачем читать эту книгу вообще?

    «Как читать книги» оказалась одной из самых важных книг, которую я когда-либо прочел. Адлер убедил меня, что я все же не знаю, как читать. Я не знал, как задавать правильные вопросы во время чтения, как анализировать основные доводы книги или как оставлять заметки для последующего использования.

    Предполагаю, большинство людей также не знают, как слушать проповедь. Я говорю это в первую очередь не как проповедник, а как слушатель. За последние тридцать пять лет я прослушал более трех тысяч проповедей. Так как всю свою жизнь я ходил в церковь, где преподавалось Божье Слово, большинство из этих проповедей оказали какое-то благотворное духовное влияние на меня. И все же интересно, сколь многие из них помогли мне так, как они должны были помочь? Боюсь, если честно, слишком много проповедей прошло мимо моих ушей, так и не оставшись в памяти и не коснувшись сердца.

    Так как же правильно слушать проповедь? С душой – подготовленной, умом – внимательным, Библией – открытой, сердцем – восприимчивым и жизнью – готовой к действиям.

    Во-первых, душа должна быть подготовлена. Большинство прихожан полагают, что проповедь начинается тогда, когда пастор открывает уста во время воскресного служения. Однако в действительности мы начинаем слушать проповедь за неделю до этого. Проповедь начинается тогда, когда мы молимся о служителе, прося Бога благословить его в изучении Библии и подготовке проповеди. Помогая проповеднику, наша молитва также помогает нам ожидать служения Божьего Слова. Это одна из причин почему, когда речь идет о проповеди, община, как правило, получает то, о чем молится.

    Душа нуждается в особой подготовке накануне поклонения. В субботний вечер наши мысли должны обратиться к воскресному дню. Если возможно, вам нужно прочитать библейский отрывок, на котором будет основана проповедь. Вам также необходимо выспаться. Наша первая утренняя молитва должна быть направлена на общее поклонение и, особенно, на проповедь Божьего Слова.

    Если тело хорошо отдохнуло, а душа хорошо подготовлена, разум станет внимательным. Хорошая проповедь обращается в первую очередь к разуму. В конце концов, путем обновления нашего ума Бог совершает Свою преобразующую работу в нашей жизни (см. Рим. 12:2). Итак, когда мы слушаем проповедь, наш разум должен быть в полной мере заинтересован. Внимательность требует самодисциплины. Наш разум склонен блуждать, когда мы поклоняемся. Иногда мы мечтаем. Прослушивание проповеди – это часть поклонения, которое мы предлагаем Богу. Это также главная возможность для нас слышать Его голос. Мы не должны оскорблять Его величие, наблюдая за людьми вокруг нас или лелея любую из тысячи мыслей, которые роятся в нашем уме. Бог говорит, и нам следует слушать.

    Достичь этой цели многим христианам помогает прослушивание проповеди с карандашом в руке. Хотя никто не требует делать заметки, это прекрасный способ оставаться сосредоточенным во время проповеди. Это также ценный помощник для памяти. Запись как физическое действие помогает закрепить информацию в уме. Дополнительным преимуществом служат заметки, к которым можно обращаться в дальнейшем. Мы получаем дополнительную пользу от проповеди, когда перечитываем наши заметки, молимся о них и обсуждаем их с кем-то впоследствии.

    Наиболее удобно делать записи в Библии или на ней, а сама книга всегда должна быть открыта во время проповеди. Прихожане церкви иногда делают вид, что знают Библию так хорошо, что им не нужно читать отрывок, на который проповедует пастор. Но это глупо. Даже если мы знаем отрывок наизусть, мы всегда можем узнать что-то новое, глядя на библейский текст на странице. Так очевидно, что мы получаем наибольшую пользу от проповедей, когда наши Библии открыты, а не закрыты. Именно поэтому проповедник-экспозитор получает ободрение, слыша шелест страниц, которые одновременно переворачивает вся община.

    Существует еще одна причина, чтобы открывать наши Библии: нам нужно быть уверенными в том, что слова служителя находятся в согласии с Писанием. О жителях Верии, которых Павел встретил во время второго миссионерского путешествия, Библия говорит, что «они приняли слова со всем усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так» (Деян. 17:11). Можно было бы ожидать, что верийцев подвергнут критике за то, что они осмелились внимательно исследовать учение апостола Павла. Отнюдь, они получили одобрение за то, что так усердно проверяли каждое учение на соответствие Писанию.

    Для того чтобы слушать проповедь – действительно слушать, – необходим не только наш разум. Нужны и сердца, восприимчивые к влиянию Божьего Духа. Нечто важное происходит, когда мы слушаем хорошую проповедь, – к нам говорит Бог. Через внутреннее служение Святого Духа Он использует Свое Слово, чтобы успокоить наши страхи, утешить нас в горе, взволновать нашу совесть, обнажить наш грех, прославить Божью благодать и утвердить нашу веру. Но все это относится к сердцу, а не только лишь к разуму, поэтому, когда мы слушаем проповедь, мы никогда не совершаем лишь упражнение для ума. Нам нужно принимать библейскую истину в наши сердца, позволяя тому, что говорит Бог, влиять на то, что мы любим, чего желаем и что прославляем.

    Последнее, что нужно сказать о прослушивании проповеди: мы должны испытывать непреодолимое желание проводить в жизнь то, о чем узнали. Хорошая проповедь всегда применяет Библию к ежедневной жизни. Она говорит нам, каким обещаниям верить, какие грехи избегать, какие божественные качества прославлять, какие добродетели развивать, каких целей достигать и какие добрые дела совершать. Всегда есть что-то, что Бог хочет, чтобы мы исполняли в ответ на проповедь Его Слова. Мы призваны быть «делателями слова, а не только слушателями» (Иак. 1:22). Если же мы не делатели, тогда мы не были слушателями, значит, проповедь для нас была потрачена впустую.

    Знаете ли вы, как слушать проповедь? Для того чтобы слушать – действительно слушать, – нужна подготовленная душа, внимательный разум, открытая Библия и восприимчивое сердце. Но лучше всего свидетельствует о том, как мы слушаем, наша жизнь. Наша жизнь должна повторять проповеди, которые мы прослушали. Как написал апостол Павел людям, слушавшим его проповеди: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3:2-3).

    Источник: http://www.tenth.org/resource-library/articles/how-to-listen-to-a-sermon

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя