Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Римлянам 9:11-16: говорит ли этот текст об индивидуальном избрании ко спасению? - Прокопенко, Алексей - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Римлянам 9:11-16: говорит ли этот текст об индивидуальном избрании ко спасению?

    Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. 16 Итак не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Рим. 9:11-16)

    Арминиане обычно не признают, что данный текст имеет какое-либо отношение к индивидуальному избранию ко спасению. Выводов, которые неприемлемы для их богословской системы, они стараются избежать двумя путями. Во-первых, некоторые из них утверждают, что данный текст говорит не об избрании ко спасению, а об избрании к земному служению и земным благословениям1. Во-вторых, некоторые арминиане считают, что данный текст говорит не об индивидуальном избрании Иакова и Исава, а об избрании народа, который произойдет от Иакова, то есть народа израильского2. (Разумеется, некоторые арминиане выдвигают сразу оба аргумента3.)

    Итак, говорит ли Римлянам 9:11-16 об индивидуальном избрании ко спасению? Мы постараемся доказать, во-первых, что данный текст говорит об избрании ко спасению, и, во-вторых, что апостол Павел имеет в виду избрание отдельных людей, а не народов.

    На то, что в Римлянам 9:11-16 речь идет о спасении, а не просто о земных благословениях или служении, указывают предшествующий контекст, последующий контекст, внутренние свидетельства в самом отрывке, а также дополнительные логические доводы.

    В предшествующем контексте мы видим следующую картину. Вся 8-я глава сосредоточена на спасении. Там говорится, что «…нет теперь никакого осуждения для тех, которые во Христе Иисусе» (8:1; пер. Кассиана). Это результат веры в Евангелие, которое Павел объясняет в первых семи главах послания, и это, конечно же, относится к спасению. Дальше 8-я глава говорит об оправдании (8:4, 30), о принадлежности Христу (8:9), о жизни Духа Божьего в нас и о воскресении наших тел (8:11), о нашем усыновлении Богом (8:14-16) и будущем небесном наследстве (8:17), о нашем прославлении на небесах (8:17-18, 30), о спасении в надежде (8:24) и об уподоблении Иисусу Христу (8:29). Все эти аспекты, несомненно, относятся к вечному духовному спасению, а никак не к земным благословениям или земному служению.

    Начало 9-й главы тоже говорит о спасении. Павел открывает новый раздел такими словами: «Истину говорю во Христе… что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти…» (9:1-3). Апостол пишет об израильтянах, которые не приняли своего Мессию. Отвергнув Иисуса Христа, они не просто утратили земные благословения или служение. Они лишились самой возможности для спасения, ибо «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Именно поэтому Павел в качестве альтернативы судьбе израильтян предлагает не свое земное благополучие, а свою вечную судьбу: «…я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти…» (Рим. 9:3). Едва ли бы он положил на другую чашу весов отлучение от драгоценного Спасителя, если бы речь шла всего лишь о земном благосостоянии или земном служении его соотечественников. Как пишет Томас Шрайнер, «…в 9-11 главах Послания к римлянам Павла заботит не просто то, что Израиль утратил временные благословения или что его историческая судьба сложилась не так, как ожидалось. В Римлянам 9-11 Павел мучается вопросом о месте Израиля [в Божьем плане], потому что слишком многие из его народа не спасены»4.

    Римлянам 9:8 также показывает, что Павел имеет в виду спасение, а не земное служение: «…не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Апостол указывает на то, что не все дети Авраама были детьми обетования, а только один — Исаак. Этим он объясняет возможность того, что и сейчас потомки Авраама по плоти могут не быть детьми Божьими. Сама фраза «дети Божьи» относится к духовному спасению.

    Далее, на то, что в Римлянам 9:11-16 речь идет о спасении, указывает последующий контекст. В продолжении девятой главы апостол Павел не меняет тему, не делает резких поворотов, не начинает нового раздела. Он продолжает отвечать на ту же самую проблему, которую обозначил в начале главы: почему иудеи не приняли Мессию. В 18-м стихе он пишет о помиловании и ожесточении: «…кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Противоположностью помилования в этом стихе выступает не отсутствие земных благословений, а ожесточение — непослушание Божьим словам (как это видно на примере фараона).

    В 22-23-м стихах Павел говорит о двух противоположных судьбах людей: «…с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…» Разумеется, «гнев» и «погибель» — это не отсутствие земных благословений и не трудности с исполнением земного служения. Точно так же, «слава» — это не земное благополучие, а вечная судьба.

    В 25-м стихе Павел говорит о том, что Бог примет язычников (ср. 9:24) как Свой народ: «…не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною». Принятие язычников как Божьего народа относится не к земным благословениям, а к спасению. Также и в 26-м стихе говорится об усыновлении язычников: «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго». Само понятие усыновления кого-либо Богом неразрывно связано в Писании со спасением. Язычники усыновлены не для земных благословений, а для того, чтобы разделить надежду спасения с народом израильским.

    Наконец, в 27-м стихе упоминается духовное спасение: «А Исаия провозглашает об Израиле: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется»…» Здесь уже прямо говорится о спасении. Итак, последующий контекст ясно показывает, что речь идет не просто о земных благословениях или служении, а о духовном спасении.

    Указания на то, что в Римлянам 9:11-16 речь идет о спасении, содержатся и самом этом отрывке. В частности, терминология 12-го стиха предполагает тему спасения, ибо ни в одном другом тексте Павел не употребляет фразу «не от дел» в несотериологическом смысле5. Смотрите для сравнения: Римлянам 3:20, 27-28; 4:2, 6; 9:31-32; 11:6; Галатам 2:16; 3:2, 5, 10; Ефесянам 2:9; 2 Тимофею 1:9; Титу 3:5. Значимость этой фразы для богословия Павла и постоянство ее употребления в его посланиях говорят в пользу сотериологического смысла и в этом отрывке.

    Далее, в 15-м стихе Павел пишет о помиловании: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Помилование (греч. глагол evlee,w) в контексте этой главы означает спасение от погибели и вхождение в вечную славу. В частности, то же самое слово используется несколькими стихами ниже: «…дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия [evle,ouj], которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (9:23-24). Сосуды милосердия противопоставляются сосудам гнева, приготовленным к погибели (ср. ст. 22). Сосуды милосердия, как здесь сказано, «приготовлены к славе», что в Послании к римлянам относится к будущей небесной славе (ср. Рим. 2:7, 10; 5:2; 8:17-18, 21, 30; 9:4; 15:7). Из этих стихов становится очевидно, что под помилованием имеется в виду духовное спасение, а не просто земное благополучие или служение.

    О том, что в Римлянам 9:11-16 речь идет о спасении, говорят и дополнительные логические доводы. Прежде всего обратим внимание, что Павел противопоставляет два потенциальных источника избрания. В 11-12-м стихах он говорит: «…дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего…» Фраза «не от… но от…» подразумевает противопоставление. По логике апостола, возможны два источника избрания: дела человека и изволение Призывающего, — и эти два источника взаимно исключают друг друга: «не от… но от…» Если избрание от дел человека, то оно уже не от изволения Призывающего, то есть не от Божьего свободного решения. И наоборот, если избрание от изволения Призывающего, то оно уже «не от дел».

    Точно так же, в 16-м стихе Павел говорит: «Итак… не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Здесь вновь видно противопоставление двух потенциальных источников избрания: «не от… но от…» Первый источник избрания — «желающий и стремящийся» человек, второй — «Бог милующий». И эти источники вновь взаимно исключают друг друга: «не от… но от…» Если среди причин избрания фигурирует желание или стремление человека, то избрание уже не «от Бога милующего». И наоборот, если избрание «от Бога милующего», то оно уже «не от желающего и подвизающегося» человека.

    Заметим также, что выражения 11-12-го стихов, с одной стороны, и 16-го стиха, с другой, параллельны друг другу. По сути, Павел дважды говорит одно и то же, но разными словами. Божественную причину избрания он обозначает словами: «от Призывающего» (ст. 12) и «от Бога милующего» (ст. 16). Иначе говоря, возможное основание избрания со стороны Бога — это Его призвание6 и Его милость. Человеческую причину избрания Павел обознает словами: «от дел» (ст. 12) и «от желающего» и «от подвизающегося» (ст. 16). То есть, возможное основание избрания со стороны человека — это его дела, желание или старания7. Апостол не противопоставляет желание делам. Для него и дела человека, и его желания представляют собой одно и то же основание — человеческое. Это основание Павел отвергает: «не от дел» и «не от желающего».

    Говоря «не от… но от…», Павел не оставляет третьего варианта. Он не говорит: «И от дел, и от Призывающего». Такой «промежуточный» вариант невозможен, потому что, как позже объясняет сам апостол, «…если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:6). В том, что касается причин избрания, дела человека и Божье изволение взаимно исключают друг друга. Точно так же, взаимно исключают друг друга человеческое желание и Божья милость — опять же, как основания избрания.

    Теперь допустим аргумента ради, что, проводя аналогию с избранием Иакова и отвержением Исава, Павел имеет в виду избрание к земным благословениям или служению. Допустим, он хочет подчеркнуть, что решение о ниспослании земных благословений зависит «…не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ст. 16), «…не от дел, но от Призывающего…» (ст. 12). Даже если бы это было так, то какой смысл противопоставлять причины земного избрания причинам избрания небесного? Иными словами, как можно утверждать, что избрание к земным благословениям — «не от желающего и не от подвизающегося, а от Бога милующего», тогда как избрание к небесному спасению — от желающего и от подвизающегося, а не от Бога милующего? И как можно утверждать, что избрание к земному служению — «не от дел, но от Призывающего», тогда как избрание ко спасению — от дел, а не от Призывающего?

    На наш взгляд, предположение, что Павел говорит о земных благословениях и служении, не только противоречит контексту, но и не учитывает логики апостола. Итак, мы считаем достаточно очевидным, что в Римлянам 9:11-16 говорится именно о спасении.

    Но о каком избрании ко спасению здесь идет речь: об избрании народов или отдельных людей? Иными словами, каков характер этого избрания: коллективный или индивидуальный? В пользу того, что здесь говорится об индивидуальном избрании, свидетельствует совокупность как минимум семи доводов.

    На то, что здесь вряд ли может идти речь о народах, указывает, во-первых, предшествующий контекст, где Павел объясняет неверие израильского народа следующим образом: «…ибо не все те израильтяне, которые от Израиля…» (Рим. 9:6). Проблема неверия подавляющего большинства израильтян бросала тень на Божьи обетования: неужели Божье слово не сбылось? Начиная отвечать на этот вопрос, Павел сразу отходит от национального уровня и переходит на уровень индивидуальный: «…не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те израильтяне, которые от Израиля…» Говоря, что принадлежность к избранным определяется не по национальному признаку, Павел немедленно исключает возможность национального толкования последующих стихов.

    Более того, «индивидуальное» истолкование этого отрывка играет ключевую роль для аргументации апостола Павла. Как поясняет известный экзегет Даглас Моо,

    Павел должен объяснить, почему некоторые израильтяне, жившие в его время, спасались, тогда как другие — нет (ст. 3-5); он должен подтвердить свое заявление, что только некоторые «из Израиля» являются настоящим Израилем (ст. 6б). Разговор о ролях, которую… народы играют в библейской истории, просто не относится к сути вопроса, на который Павлу необходимо ответить8.

    Во-вторых, на индивидуальный характер избрания указывают местоимения и существительные единственного числа, обильно употребляющиеся в этом отрывке, особенно в стихах 15-18. В 15-м стихе Павел пишет: «Ибо Он говорит Моисею: «Кого [o]n] миловать, помилую; кого [o]n] жалеть, пожалею»». Оба местоимения «кого» в оригинале — единственного числа, что говорит в пользу индивидуального избрания. То же касается и местоимений «кого» в 18-м стихе: «Итак, кого [o]n] хочет, милует; а кого [o]n] хочет, ожесточает». Во всех этих случаях для большей ясности можно перевести: «того, кого» (в отличие от «тех, кого»). В 16-м стихе причастия «желающий» и «подвизающийся» также стоят в единственном числе. Если бы апостол имел в виду избрание народов, то можно было бы ожидать, что он использовал бы местоимения множественного числа: «тех, кого [ou]j] хочет, милует…» Причастия он тоже мог бы поставить в форму множественного числа: «…не от желающих… не от подвизающихся…» Заметим, что употребление множественного числа в таких случаях не исключает индивидуального избрания, поскольку о всех избранных можно говорить совокупно (это видно, к примеру, когда Павел говорит во множественном числе о «сосудах милосердия» в 23-м стихе). Однако сама возможность употребления единственного числа противоречит идее, что речь идет исключительно о коллективном избрании.

    В-третьих, на индивидуальное избрание указывает пример фараона в 17-м стихе. «Ибо Писание говорит фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле»». Сторонники коллективного избрания основывают свое толкование на том, что Иаков и Исав в Бытие 25:23 упоминаются как главы племен. Но даже если допустить, что Иаков и Исав могут символизировать нации, пример фараона явно не вписывается в национальную теорию. Фараон исхода нигде в Писании не отождествляется со всем Египтом. Писание говорит об ожесточении отдельно взятого человека: «Когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исх. 4:21). Да и слова самого Павла в Римлянам 9:17 вряд ли могут быть отнесены ко всему народу. «…Я… поставил тебя…» означает, что Бог поставил9 над Египтом именно этого фараона, а не какого-то другого, более мягкосердечного. Применительно к нации эта фраза не имела бы смысла, ибо что могло бы означать: «Для того самого Я и поставил Египет…»? Если в отношении отдельно взятого человека фраза «Я поставил тебя» понятна, то в отношении к народу ее смысл становится сомнительным. Опять же, местоимения «тебя» (se) и «тобою» (soi.) в этом стихе стоят в форме единственного числа.

    В-четвертых, на индивидуальный характер избрания указывает сравнение избрания с изготовлением сосудов в 20-24 стихах. Дело в том, что аналогия с сосудами, одни из которых приготовлены к погибели, а другие — к славе, плохо вписывается в теорию об избрании народов. Павел пишет: «…Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое… щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…» (ст. 22-23). Весьма проблематичным было бы утверждение, что одни народы приготовлены к аду, другие — к небесной славе. Представление о спасении нациями, странами, народами чуждо Священному Писанию. В каждом народе лишь «праведный верою жив будет» (ср. Рим. 1:17). Даже в народе израильском «только остаток спасется» (см. дальше).

    В-пятых, об индивидуальном избрании говорит упоминание о спасающемся остатке внутри народа израильского в 27-29-м стихах. Павел ссылается на слова ветхозаветного пророка: «А Исаия провозглашает об Израиле: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется…»» (ст. 27). Эти слова взяты из Исаии 10:21-23, где сказано: «Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его [בּוֹ … שְׁאָר] обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле». Приводя эту цитату, Павел продолжает отвечать на вопрос 6-го стиха. Если большинство израильтян не приняли Мессию, то неужели Слово Божье не исполнилось? Исполнилось, — отвечает Павел, — потому что, по Божьему замыслу, раскрытому пророками, только остаток внутри народа израильского спасется. О том же самом остатке — семени — внутри народа говорит Павел в другой цитате из Исаии в 29-м стихе: «И, как предсказал Исаия: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом…»» Тот факт, что апостол указывает на спасение относительно небольшой группы людей внутри израильского народа, ясно показывает, что он имеет в виду избрание индивидуумов, а не этнических групп.

    В-шестых, об индивидуальном характере избрания свидетельствует указание на индивидуальную ответственность в 33-м стихе. Здесь Павел пишет (цитируя Исаии 28:16): «…всякий верующий в Него не постыдится». Слова «верующий в Него» (греч. o` pisteu,wn evp ` auvtw’/|) едва ли можно применить к народам. Важно обратить внимание, что причастие «верующий» единственного числа. Также и в других местах Писания ясно говорится, что вера в Мессию — это личная ответственность человека. Нельзя уверовать, что называется, всем скопом или за компанию. Если в конце времен Израиль обратится к Господу целиком, то это будет не иначе как через личное обращение каждого отдельно взятого израильтянина.

    Тот же самый стих цитирует Петр, говоря, опять же, не о народах, а об отдельно взятых верующих: «Ибо сказано в Писании: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:6-8). Таким образом, фраза «верующий в Него» в Римлянам 9:33 подчеркивает индивидуальную ответственность, а значит, указывает на индивидуальный характер избрания.

    В-седьмых, возможность индивидуального истолкования имен Иакова и Исава в Римлянам 9:13 подтверждается тем, как апостол Павел использует ветхозаветные примеры в других местах своих посланий. Этот довод не столько доказывает необходимость индивидуального истолкования имен Иакова и Исава, сколько постулирует такую возможность. По сути, он служит ответом на главный аргумент сторонников «коллективного» (национального) толкования данного отрывка. Как упоминалось выше, сторонники национального толкования указывают на то, что в 12-м стихе Павел цитирует Бытие 25:23, где сказано: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». В ответ на это необходимо заметить, что Павел нередко использует ветхозаветные примеры иначе, чем они звучали в своем первоначальном контексте. К примеру, в Послании к галатам он ссылается на двух сыновей Авраама: Измаила и Исаака, — первый из которых был рожден от рабы, а второй — от свободной (Гал. 4:22). Отталкиваясь от этого исторического события, апостол превращает его в аллегорию, которая, по согласию большинства толкователей, не имеет основания в первоначальном ветхозаветном контексте: «…ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4:25-26). В данном случае Павел не дает толкование ветхозаветному тексту, а просто использует его в качестве аналогии к своей идее.

    Сходным образом, в 1 Коринфянам 10:2-4 Павел тоже пользуется ветхозаветными примерами свободно, отклоняясь от их первоначального контекста: «…и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу [манну?]; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Так и в случае с Иаковом и Исавом: каким бы ни был первоначальный ветхозаветный контекст, Павел вполне мог применять этот пример к индивидуальному спасению. Во всяком случае, это вполне согласуется с его практикой в других посланиях. Из предыдущих же доводов должно быть очевидно, что апостол делает именно это.

    Итак, на наш взгляд, в Римлянам 9:11-16 говорится об индивидуальном избрании ко спасению. Что именно об этом говорится, остается за пределами нашего небольшого эссе.

    1 Так как данная статья является главой книги, то во избежание плагиата сносок не будет. По всем вопросам обращайтесь к автору Прокопенко А.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя