Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Коллегиальное служение в поместной церкви, представленное в первом послании к Фессалоникийцам

     

    Я обратился к Богу в церкви, где управление осуществлялось одним пастором. Он был очень благочестивым человеком и оказал огромное влияние на мою духовную жизнь. В то время в нашей местности такой тип руководства был стандартной ситуацией. Считалось, что подобное устройство церкви (пастор, диакон/ы) позволяет наиболее эффективно управлять церковью. Такое устройство вселяет уверенность и ясность, никакой многозначности. Одного пастора достаточно, он гарант стабильности в церковной семье. Ведь в семье достаточно одного отца. Так и в церкви достаточно одного пастора.

    Глядя на церковную жизнь уже не как новообращенный христианин, а как служитель церкви, я отчетливо осознаю, насколько важно, чтобы в церкви было несколько пасторов (пасторский совет). И вообще, пасторов не бывает много, если они соответствуют требованиям Священного Писания (1 Тим. 3 глава) и действуют сообща, как одна команда. За несколько последних десятилетий ситуация во многих церквах нашего региона поменялась. Многие современные украинские церкви практикуют модель множественного руководства. Однако для большинства этот вопрос еще остается нерешенным.

    Так принцип коллективного руководства[1] касается многих практических сторон церковного устройства. Александр Строк в своей книге «Церковное руководство» называет несколько важных преимуществ коллективного руководства. Как он пишет:

    «необходимо объяснить некоторые явные преимущества церковного руководства, которое осуществляется советом, состоящим из опытных и преданных людей, равных между собой и поставленных на это служение Святым Духом»[2].

    Трудно не согласиться с назваными преимуществами:

    • распределение обязанностей,
    • баланс слабых и сильных сторон,
    • повышение активности членов церкви[3].

    Следует заметить, что множественное руководство церкви не является панацеей, так как в несовершенном церковном обществе все равно будут возникать проблемы. Ведь коллегиальность требует особого подхода, который отличается от привычного – начальник и подчиненный. Все же в таком подходе больше преимуществ, чем недостатков. Оно более эффективно, чем руководство, осуществляемое одним пастором, который берет все бремя ответственности на себя.

    На мой взгляд, в первом послании Фессалоникийцам очень хорошо представлена одна из позитивных сторон множественного руководства, а именно взаимозаменяемость и распределение обязанностей. Хотя послание принадлежит одному автору ‒ Павлу, он называет сотрудников (1 Фесс. 1:1), которые помогли ему пасти эту церковь и оказали значительное влияние на них. Если бы апостол был один, он не смог бы осуществлять это так качественно, как это было сделано.

    Обращали ли вы внимание на то, насколько часто в послании, Апостол подчеркивает их совместное служение? Попытаемся привести выборочные отрывки, показывающие, насколько тесно взаимодействовали Павел, Силуан и Тимофей, служа церкви в Фессалониках.

    • Они постоянно молились вместе за общину (1:2; 3:10-11).
    • Они вместе приняли страдания за Евангелие и мужественно ободряли стойко продолжать служение (2:2).
    • Они вместе проповедовали Евангелие и подтверждали его действенность благочестивым примером (1:5; 2:3-8).
    • Они действовали в одном духе, совместно призывая церковь к послушанию и практическому освящению (2:12; 4:1; 4:10; 5:12, 14).
    • Они вместе утешались и радовались духовным успехам общины (3:7-8, 9).
    • Они заменяли друг друга в служении. Когда ап. Павел очень желал прийти в Фессалоники, но не смог (2:18), он отправил Тимофея, который успешно справился с поставленной задачей: узнал всю необходимую информацию и доставил ее апостолу (3:6).

    Как видите, в этом послании довольно часто используются описания и призывы во множественном числе, таким образом, указывая на коллегиальное служение. Множественное руководство обладает большим количеством практических преимуществ и соответствует первоапостольскому христианству. Филип Шафф делает следующие наблюдения:

    «пресвитеры всегда составляли единую коллегию или корпорацию, пресвитерию, пресвитерский совет, – так было в Иерусалиме, в Ефесе, в Филиппах и при рукоположении Тимофея. Между ними, несомненно, существовало братское равенство…. Вполне вероятно, что пресвитеры распределяли обязанности между собой в зависимости от способностей, склонностей, опыта и обстоятельств каждого»[4].

    Это хороший образец для современных церквей.

    Если вы согласны, что множественное руководство – это библейская модель, достойная подражания, стремитесь к ней в вашем служении. Хочется предложить несколько практических советов, как достигать на практике коллегиального служения.

    • Не считайте себя уникальным, незаменимым, думайте о себе скромно.
    • Будьте активны в поиске близких дружеских отношений с другими служителями, избегайте духа соперничества.
    • Будьте открытыми к помощи других и готовыми прийти на помощь в служении.
    • Молитесь и ищите возможности использовать сильные стороны и житейские возможности друг друга.

    Автор: Максим Олейник – Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г. Киев, M.Div., ИБС

    Источник: https://pastor.org.ua/kollegialnoe-sluzhenie-v-pomestnoj-tserkvi-predstavlennoe-v-pervom-poslanii-k-fessalonikijtsam/

     

    [1] В заметке используются взаимозаменяемые термины «множественное руководство», «коллегиальное служение». Речь идет о группе пасторов, руководителей церковной общины, которые сообща управляют и служат церкви, используя свои духовные дары.

    [2] Александр Строк, Руководство церковью, библейские принципы (Санкт-Петербург, Шандал, 2004), 169.

    [3] Там же, 168-171.

    [4] Филип Шафф, История христианской церкви, Том I, Апостольское христианство, перевод с англ. Д. А. Розет (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2007), 333.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя