Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Библейские требования к служителю церкви. Часть 8: Учителен

    «должен быть… учителен» 1 Тим. 3:2.

    Следующим требованием, которое предъявляет Павел к кандидатам на роль пресвитера церкви, является умение учить[1]. Многие из перечисленных в списке качеств должны проявляться в жизни всех христиан, но это требование уникально, потому что относится только к пасторам церкви[2]. Удивительно, что это требование в списке стоит не на первом, а только на седьмом месте. Итак, главная ответственность пастуха – кормить и защищать стадо. Главный приоритет пастыря церкви – кормить церковь Словом Божьим и защищать от лжеучителей.

    Почему эта характеристика так важна в контексте поместной церкви? В общине Ефеса еще со времени служения апостола Павла были лидеры, которые вызывали опасение (Деян. 20:29-30). Апостол был верен своему призванию и учил их со всяким усердием три с половиной года, и все же предвидел духовную угрозу церкви после своего ухода. Затем он отправил Тимофея в Ефес, чтобы тот противостоял лжеучению и наставлял церковь в здравой доктрине (1 Тим. 1:18-19). Послание начинается с поручения «я просил тебя пребывать и увещевать некоторых, чтобы не учили иному» (1 Тим. 1:3). Просьба учить здравому учению и другие предупреждения появляются с регулярной периодичностью в посланиях к Тимофею и Титу[3]. Все это явно указывают на главную обеспокоенность и нужду, для которой был оправлен Тимофей, а именно учить здравому учению с чистой совестью (1 Тим. 1:5, 19).

    Для того чтобы эффективно учить церковь необходимо быть назначенным на это служение Богом («определил» 1 Тим. 1:12; «поставлен» 2 Тим. 1:11). Сам апостол называет это поставлением от Бога: «я поставлен проповедником и апостолом, … учителем язычников в вере и истине» (1 Тим. 2:7). Способность учить церковь является духовным дарованием, а не природной способностью (1 Петр. 4:10-11; Рим. 12:7; 1 Кор. 12:7-12). Известны случаи, когда служение не соответствовало природным способностям поставленного, как это было с Моисеем[4]. Кроме того, пастыри-учители ‒ это Божий дар для церкви Христовой: «и Он дал пастырей и учителей» (Ефес. 4:11)[5]. Бог по Своему изволению дает одаренных мужчин для публичной проповеди и обучения Своей церкви.

    Помимо поставления от Бога, служение проповедью описано, как кропотливый труд, который не уступает изнурительному труду земледельца (1 Тим. 4:10). Требование «быть способным учить» выражается практически в двух направлениях. Это способность обучаться, а также доступно преподавать Писание другим. Способность к обучению (обучаемость) проявляется в дисциплинированном формальном (семинария) или неформальном (самообразование) обучении[6]. Также это способность передавать истину лично или публично. Соответственно, без способности к кропотливому и длительному изучению Писания невозможно быть хорошим учителем. Тимофей был призван заниматься изучением Писания постоянно (1 Тим. 4:16)[7]. Это цена, которую должен быть готов платить пастырь за служение, к которому он призван. Кроме того, очень важно быть готовым учить, несмотря на противостояние лжеучителей (2 Тим. 2:24) или на то, что никто не пожелает слушать (Ис. 6:9-11; 2 Тим. 4:3-4). Очень часто пророки ВЗ и апостолы НЗ были презираемы, их не хотели слушать (Матф. 5:12; Лук. 11:51; 2 Тим. 4:1-4). Если вы желаете быть пастырем-учителем, будьте готовы к тяжелому, изнурительному труду подготовки и учения, а также к тому, что, возможно, вас не будут желать слушать.

    Итак, пастырь должен стремиться быть хорошим проповедником и учителем. В противном случае он будет плохим пастырем. Необязательно, чтобы он был хорошим организатором, прорабом или «массовиком-затейником», но обязательно, чтобы он был пламенным глашатаем Евангелия, потому что только из Слова Божьего стадо будет получать наставление, ободрение и обличение для духовной жизни и развития. Без пламенной проповеди Писания духовное благополучие паствы невозможно (Мал. 2:7; 2 Тим.  3:16-17).


    Автор:  Максим Олейник – Пастор церкви ЕХБ «Вифания» г. Киев, M.Div., ИБС

    Источник: https://pastor.org.ua/dolzhen-byt-uchitelen/

     

     

    [1]    Mounce, Pastoral Epistles, 174.

    [2]    Вчитываясь в 1 Тим. 5:17 можно предположить, что среди пресвитеров были те, кто не трудились в Слове, то есть не обладали даром публичной проповеди или не практиковали ее на постоянной основе, но должны быть способными делать это (Mounce, 174).

    [3]    Церковь находится в опасности подвергнуться лжеучению (1 Тим. 4:1); служитель церкви должен постоянно пребывать в учении, чтобы содействовать здоровому развитию и функциональности церкви (1 Тим. 4:13-16; 6:2-4; 2 Тим. 4:2-5; Тит. 1:9).

    [4]    Бог сделал Моисея главным глашатаем и учителем народа Израильского (Втор. 18:15), хотя он долгое время противился «я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). Еще одна уникальная ситуация призвания на служение пророка Иеремии «я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:5-10).

    [5]    Καὶ αὐτὸς ἔδωκεν … ποιμένας καὶ διδασκάλους – и Он дал …. пастырей и учителей.

    [6]    Ярким примером духовного самообразования был Чарльз Х. Сперджен, который с раннего детства занимался чтением дедушкиной библиотеки в которой было много книг пуританских авторов.

    [7]    ἐπίμενε αὐτοῖς – находиться или длительное время продолжать заниматься какой-то деятельностью; «пребываете тверды и непоколебимы» (Кол. 1:23) (BDAG, 375).

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя