Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    95 тезисов в защиту подлинно христианского душепопечения

    Из тьмы к свету: христиане и душепопечение в двадцать первом веке

    Мартин Лютер прибил свои «Девяносто пять тезисов» к дверям Замковой церкви в Германии в Виттенберге в октябре 1517 года. Он был обеспокоен тем, что римско-католическая практика индульгенций подрывала учение Писания о благодати и искреннем покаянии. Его поступок дал толчок к Реформации, которая свидетельствовала в пользу возвращения к Евангелию Иисуса Христа по всему миру.

    К 500-летней годовщине протестантской Реформации я имею схожую обеспокоенность с желанием вернуться к Евангелию. Я боюсь, что более чем сто лет влияния светской психотерапии ослабило христианское свидетельство о благодати Иисуса Христа в крайне важном служении – попечении о душах людей. Лютер составил свои тезисы с целью, чтобы начать в среде верующих важное обсуждение вопроса о том, каким образом благая весть Иисуса Христа соотносится со значимой сферой церковной практики. С похожим намерением я предлагаю к рассмотрению и эти 95 тезисов в защиту приверженности истинно христианскому душепопечению. Я уверен, что в церкви наших дней должны проходить дебаты о благодати в сфере душепопечения того же рода, какие Лютер желал иметь в свое время касательно индульгенций.

    Итак, я предлагаю эти тезисы для обсуждения. Вместе с тем, я присоединяю к ним также и молитву. Я молюсь, чтобы стремление реформаторов прошлых дней обратить внимание на божественную благодать стало стремлением христиан наших дней в отношении душепопечения.

    95 тезисов в защиту подлинно христианского душепопечения

    Предварительные вопросы, касающиеся попечения о душах в современной культуре

    1. Христиане двадцать первого столетия живут в эпоху, когда душепопечение во многих евангельских церквях характеризуется хаосом и путаницей касательно сущности душепопечения.
    2. Светская психотерапия более ста лет определяла сущность и понятия консультирования, и христиане, реагируя на ее влияние, были смущены: они не знали, то ли принять эту психотерапию в неизменном виде, сочетая ее в той или иной степени с христианскими традициями, то ли полностью отвергнуть, опираясь исключительно на библейские средства.
    3. Неразбериха, существующая среди христиан, послужила причиной печального конфликта среди братьев и сестер во Христе, которые спорят по этим вопросам, что отозвалось болью в жизни христиан, нуждающихся в душепопечении.
    4. Христианам необходимо в срочном порядке объединиться в понимании подлинно христианского душепопечения (Кол. 3:14).
    5. Приверженность подлинно христианскому душепопечению требует, чтобы верующие во Христа понимали сущность душепопечения, какие средства должны использоваться в душепопечении и обладали постоянно умножающимися навыками в заботе о людях, нуждающихся в попечении.

    Сущность душепопечения и содержание Писания

    1. По мере того, как люди живут в этом падшем мире и встречаются с трудностями, они ищут жизненной мудрости, которая помогла бы им справиться с бедой (Пр. 19:20).
    2. Мудрость для преодоления жизненных тягот чаще всего передается в беседах, которые в нашей культуре называются душепопечением.
    3. Затрагиваемые душепопечением вопросы касаются тех проблем, с которыми люди сталкиваются, пытаясь соотнести трудности своей жизни с верой и практикой, изложенной в Писании.
    1. Поскольку при душепопечении поднимаются те же самые вопросы, о которых Бог говорит в Своем Слове, становится крайне важным обращаться к содержанию Библии для решения этих проблем.
    2. Главная идея душепопечительской беседы заключается в том, что для решения жизненных проблем и необходима подобная мудрость, и потому душепопечение – это дисциплина, которая опирается не на науку, а на учение Божьего Слова.
    3. Если в Библии говорится, что в ней обсуждаются все вопросы жизни и благочестия, то это означает, что она является достаточным и авторитетным средством для душепопечительских бесед (2 Пет. 1:3-4).
    4. Занимаясь душепопечением, христиане не должны отделять авторитет Писания от его достаточности. Если Писание обладает достаточным авторитетом, то его должно быть достаточно и для тех трудностей, с которыми люди сталкиваются в этом падшем мире (2 Пет. 1:3-21).
    5. Авторитет и достаточность Писания в душепопечении означает, что служители должны попекать людей, исходя из убеждения, что богословское содержание Писания определяет и направляет содержание душепопечительской беседы.
    6. Библия учит, что личность и подвиг Иисуса Христа дают достаточную Божью силу для решения всех проблем человечества, поэтому, согласно Писанию, Он является главной темой каждой душепопечительской беседы (Кол. 2:2-3).
    7. Душепопечителям нужен определенный образец, чтобы знать каких изменений нужно достигать в жизнях обремененных проблемами людей, которым они хотят помочь, и, поскольку Библия являет Иисуса Христа как идеальный образец для жизни человека, невозможно оказать истинно христианское душепопечение, не упоминая о Нем (1 Иоан. 2:5-6).
    8. Тот факт, что Библия авторитетно и в достаточной мере описывает, кто такой Иисус, что Он сделал, что Он делает в настоящее время и как Его подвиг применим к нашим проблемам, доказывает авторитет и достаточность Писания в качестве средства душепопечения.
    9. Поскольку Библия совершенным образом объясняет, какие указания дал Иисус людям касательно всех аспектов жизни, то любое утверждение, ограничивающее Писание в способности разрешать проблемы, с которыми сталкиваются люди, подразумевает скрытую нападку на личность и дело Христа (Кол. 3:16).
    10. Одним из доказательств достаточности и авторитета Писания в душепопечении является то, что оно является достаточным и авторитетным руководством к освящению, что на богословском языке означает те изменения, на которые и нацелено душепопечение (Фил. 2:12).
    11. Отрицание того, что Библия является достаточным и авторитетным руководством для душепопечения, является отрицанием того, что она является достаточной и авторитетной для христианского роста.
    12. Утверждение, что библейских средств недостаточно для душепопечения, ставит под сомнение Божий характер, потому что Он обещает христианам, что Его силы будет достаточно для жизни и благочестия, что Его Слово сделает человека Божьего приготовленным для всякого доброго дела, а также то, что милость и благодать воскресшего Христа будут доступны всем, кто приближается к Нему (2 Тим. 3:16-17; 2 Пет. 1:3; Евр. 4:16).
    13. Утверждение, что библейские средства не обладают должными авторитетом и достаточностью для разрешения проблем, с которыми сталкиваются люди, оспаривает библейское учение о Божьей славе, потому что обремененные проблемами люди должны знать, как прославлять Бога во всех сферах своей жизни, а Библия постановляет, что все в жизни должно делаться для славы Божьей, и показывает, как прославлять Бога всей своей жизнью (1 Кор. 10:31).
    14. Признание авторитета и достаточности Писания в душепопечении означает признание любви и мудрости Бога, проявленной в том, что Он дарует все необходимое для решения жизненных проблем Своего народа, поскольку большинство христиан на протяжении всей истории и в большинстве мест Земли в наши дни не имели и не имеют доступа к психотерапии, однако все христиане имели доступ к Слову Божьему.
    15. Если в душепопечительской работе нет признания зависимости от Святого Духа, то ожидать успеха в полном его смысле нельзя, потому что для воплощения тех изменений, через которые прославляется Бог, необходимы присутствие и сила Духа Святого (Иоан. 16:7-13).
    16. Поскольку Святой Дух всегда действует через вдохновленное Им Слово, то при душепопечении, которое нацелено на серьезные перемены, движимые Духом, будет использоваться Писание (Еф. 1:17-19).
    17. Душепопечение, которое нацелено на серьезные перемены, движимые Святым Духом, должно постоянно указывать на Иисуса Христа, поскольку дело Святого Духа – всегда возвеличивать Христа (Иоан. 16:14).
    18. Авторитет и достаточность Писания в душепопечении не означает, что использование Писания устранит все трудности, потому что мы живем в падшем мире и Божий замысел необязательно заключается в искоренении всех проблем в этой жизни (Отк. 21:1-4).
    19. Авторитет и достаточность Писания в душепопечении не означает, что использование Писания устранит все трудности, потому что люди часто не прислушиваются к библейским наставлениям, а иногда и не желают упорного достижения перемен в своей жизни.
    20. Авторитет и достаточность Писания в душепопечении не означает, что использование Писания устранит все трудности, поскольку даже желающие добросовестно использовать Писание душепопечители могут оказаться некомпетентными.
    21. Для христиан крайне важно подчеркивать авторитет и достаточность Писания при душепопечении, потому что это внушает сломленным людям уверенность в том, что Бог уже открыл, как обрести надежду во всех трудностях, с которыми они сталкиваются (Пс. 118:105).

    Светская психотерапия и авторитетная достаточность Писания

    1. Истинность системы душепопечения должна оцениваться исключительно в свете текстов Писания.
    2. Поскольку Библия является авторитетной в любой жизненной ситуации, всякий раз, когда светские психологи пишут, учат или дают советы по проблемам человеческого бытия, они обращаются к проблемам, которые Бог авторитетно освещает в Своем Слове.
    3. Авторитетная достаточность Писания в душепопечении означает, что Библия контролирует, какие средства могут и не могут быть использованы для оказания помощи в вопросах мудрости или практики.
    4. Для подтверждения достаточности и авторитетности Библии в душепопечении не требуется, чтобы она всесторонне раскрывала биологические проблемы и давала медицинские инструкции.
    5. Для подтверждения своей достаточности и авторитетности Библии в душепопечении
      не требуется, чтобы она находилась в согласии с заключениями современной психологией или просто упоминала их .
    1. Для подтверждения полной авторитетности и достаточности Библии в душепопечении не требуется, чтобы она была исчерпывающим источником информации.
    1. Одним из доказательств авторитета и достаточности Писания является то, что христиане во всем мире, не имея доступа к светской психотерапии, и во все времена до её появления получали сильную помощь и изменялись без доступа к психотерапии.
    2. Одним из доказательств авторитета и достаточности Писания является то, что христианам на современном Западе, имеющим доступ к психотерапии, гораздо больше помогли и изменили их жизнь библейские средства, чем психотерапветические.
    3. Одним из доказательств достаточного авторитета Писания в обращении с житейскими тяготами в процессе душепопечения, является то, что, в то время как все собрание светской мудрости погибнет, Бог сделал Свое Слово вечным (1 Пет. 1:23-25).
    4. Душепопечители, желающие эффективно влиять на людей, должны использовать Писание в процессе душепопечения, потому что Бог обещает, что Его Слово никогда не вернется тщетным (Ис. 55:11).
    5. Нет доказательств тому, что книги Ветхого и Нового Заветов являются недостаточно авторитетными для решения вопросов, связанных с душепопечением.
    6. Христиане должны быть благодарны за проявление общей благодати Божьей, благодаря которой многие эксперты в области светской психологии приобретают много достоверной информации, из которой христиане могут многому научиться.
    7. Христиане должны знать о воздействии греха на свой разум, которое побуждает людей подавлять истину о Боге и неправильно воспринимать информацию разного рода. Это доказывает, что вмешательство психотерапии окажется вредоносным, если предлагаемая психологическая помощь лишена Христа (Еф. 4:17-19).
    8. Методы душепопечения, противоречащие Писанию, должны быть отвергнуты как вредные для людей, нуждающихся в помощи.
    9. В то время как психология, как наука, может генерировать много верной информации, психотерапия, поскольку она предлагает решения, противоречащие Писани, конкурирует с христианским служением заботы о людях и наносит вред, указывая на решения, не основанные на Слове Божьем и не сфокусированные на благодати Иисуса Христа.
    10. Отсутствие в Библии технических и светских названий душевных проблем, подобных тем, какие содержатся в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам», не опровергает достаточности и авторитета Писания для душепопечения, потому что Бог использует Свой собственный превосходный язык для описания проблем людей (Рим. 1:24-32).
    11. Отсутствие библейского языка в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» демонстрирует, что светского мышления недостаточно для понимания истинной природы людей, проблем, с которыми они приходят за помощью и решений, необходимых для достижения реальных и продолжительных изменений.
    12. Наиболее эффективные методики психотерапии повторяют те принципы, которые уже содержатся в Слове Божьем.
    13. В психотерапевтической практике не было ни одного примера оперативной меры, показательной с точки зрения процесса изменений, которая не упоминалась бы в Писании.
    14. Информацию, которой располагают психологи и которая не упоминается в Писании, нельзя назвать необходимой для эффективного душепопечения.
    15. Светские психотерапевтические методики, приводящие к желаемым результатам, не являются доказательством превосходства этих средств над Писанием, потому что существуют многочисленные пути изменений, которые не угодны Богу.
    16. Светские психотерапевтические методики неправильны не только потому, что они иногда приводят к неудачным результатам, но и потому, что они применяются без почтения к Божьему Слову и Божьему Сыну.
    17. Психотерапия – недостаточный источник информации для помощи человеку, потому что ее средства характеризуются слепотой по отношению к природе человека, созданного по образу Божьему (Быт. 1:26).
    18. Неспособность психотерапии признать, что человек обладает нематериальной душой, наносит ущерб ее способности предлагать серьезную душепопечительскую помощь (2 Кор. 4:16).
    19. Чем активнее при душепопечении будут использоваться светские психотерапевтические средства, чтобы понять проблемы людей, тем меньше вероятность того, что в душепопечительских беседах будет использоваться Писание.
    20. Христиане, заинтересованные в изучении психологии, не должны принижать авторитет и достаточность Писания в душепопечении, чтобы обосновать свое изучение этой дисциплины.
    21. Христианские ученые, которые выступали против авторитета и достаточности Писания в душепопечении, не смогли отстоять свое утверждение, заявив, что Писание недостаточно для душепопечения, и не представив доказательств этому.
    22. Христианские ученые, которые выступали за необходимость светских средств в душепопечении, не смогли отстоять свое утверждение, указав на научную информацию, которая, может, и правдива, но все же не является обязательной для душепопечения.
    23. Христианские ученые и практики, которые желают подчиниться авторитету Слова Божьего во всем, должны использовать Писание в качестве исключительного источника мудрости и помощи в душепопечении, пока не смогут доказать, что Библия не является авторитетной и достаточной для этой работы.
    24. Христиане, которые утверждают, что Библия не является достаточным авторитетом в душепопечении, должны также требовать перемен и в миссионерском служении, потому что, если их аргумент верен, то они должны сосредоточиться на том, чтобы нести светскую психотерапию в другие народы в дополнение к Писанию, в котором якобы не хватает средств, чтобы помочь людям с их душевными проблемами.
    25. Христиане, которые настаивают на использовании психотерапии в душепопечении, подрывают авторитет и достаточность Слова Божьего, не позволяя форме и содержанию Писания диктовать форму и содержание своих душепопечительских бесед.
    26. Для любого христианина будет тяжким грехом избегать говорить о Христе и Его Слове просто потому, что эта беседа называется душепопечением (1 Кор. 2:1-2).
    27. Поскольку самая главная проблема человечества – это недовольство Бога из-за его грехов, и поскольку невозможно угодить Богу без веры, душепопечители, которые не подчеркивают важности веры во Христа, виновны в самом серьезном проявлении халатности в душепопечении (Евр. 11:6).
    28. Христиане, которые настаивают на использовании светского, а не библейского языка для описания душевных проблем, не подчиняются авторитету Божьего Слова при описании проблем, с которыми сталкиваются люди.
    29. Братья и сестры во Христе, которые подорвали авторитет и достаточность Писания в душепопечении, создали в церкви кризис, уводя христиан от библейских средств, которые Бог дал Своему народу для использования в трудностях.
    30. Христианские ученые и практики, которые подрывают авторитет и достаточность Писания в душепопечении – это братья и сестры во Христе, если в своем спасении они полагаются исключительно на Иисуса, но, тем не менее, они виновны в серьезном заблуждении.
    31. Намерение Бога решать наши проблемы, по Его благодати открытое в Писании, означает, что душепопечители, предлагающие решения без благодати, совершают серьезную ошибку, поверхностно врачуя раны обремененных проблемами людей.
    32. В качестве акта сердечной заботы о своих уклоняющихся от истины братьях и сестрах христиане должны призвать к покаянию тех, которые говорят, что следуют за Христом, но не проводят свои душепопечительские беседы, указывая на Него и Его Слово.
    33. Когда христиане подрывают авторитет и достаточность Писания в душепопечении, они должны раскаяться в очень серьезном грехе клеветы на Бога, Который говорит, что Его Слова достаточно для всего многообразия проблем, с которыми сталкиваются люди.
    34. Христиане, которые публично учили, что средства Писания в отношении душепопечения ограничены, должны публично покаяться.
    35. Христиане, которые оказывали душепопечение, не полагаясь на средства Писания, должны покаяться перед теми, кому они пытались помочь.
    36. Церкви, семинарии и христианские учебные центры, которые считают неприемлемым принимать служителей, которые выступают за проповедь из других источников, помимо Писания, также должны считать недопустимым принимать служителей, которые выступают за душепопечение, основанное на других источниках, помимо Писания.
    37. Требование государственного лицензирования консультаций не требуется Писанием. Такое требование используется государством для установления практики консультаций, основанных на светской психотерапии, и оно не является обязательным для тех, кто желают возрастать в Божьей мудрости в целях душепопечения.
    38. Единственной подлинно христианской мотивацией для получения государственной лицензии для проведения консультаций является миссионерское желание рассказать о Христе везде и всем людям, особенно в тех местах, где государственное правительство позволяет консультировать людей только лицам, имеющим лицензию.

    Писание, душепопечение и верное христианское служение

    1. Поскольку Иисус и Его апостолы провозглашали Слово Божье как публично, так и личных встречах, нынешние христианские служители должны посвятить себя провозглашению Слова Божьего, как в проповеди, так и в душепопечении (Деян. 20:20).
    2. До появления современной светской психотерапии пасторы и другие христианские служители понимали, что они обязаны использовать библейские средства для удовлетворения нужд людей, испытывавших те трудности, которые призвано разрешить душепопечение.
    3. Бог повелевает каждому христианину вести такие беседы, которые в нашей культуре называется консультированием (Рим. 15:14).
    4. Христиане не должны действовать так, как будто задача попечения о душах – удел лишь особого класса профессионалов.
    5. Каждая поместная община должна оказывать душепопечение как на уровне прихожан, так и на уровне пастырей.
    6. Пасторы, в частности, должны стремиться повышать свои навыки в душепопечении, а также вооружать свои церкви знаниями о том, как проводить душепопечение (Еф. 4:11-16).
    7. Тот факт, что конкретные библейские тексты являются достаточными и авторитетными для душепопечения (при правильном истолковании), требует, чтобы душепопечители стали прекрасными толкователями Писания (2 Тим. 2:15).
    8. Христиане, призванные к служению душепопечения, занимаются не просто «заботой о душе», но заботой о целостной личности, обладающей душой и телом.
    9. Христиане неверно понимают сущность человека, если рассматривают его исключительно как физическую субстанцию и предполагают, что все проблемы покоятся в сфере медицины.
    10. Христиане неверно понимают сущность человека, сотворенного с телом и душой, если считают физические вмешательства решением духовных проблем.
    11. Христиане неверно понимают сущность человека, сотворенного с телом и душой, если сводят к минимуму важность медицинской помощи, когда помогают людям (1 Тим. 5:23).
    12. Поскольку многие проблемы у людей возникают на стыке физических и духовных вопросов, душепопечители должны проявлять сдержанность и избегать чрезмерно догматических предположений об источнике некоторых жизненных проблем.
    13. Поскольку жизнь в падшем мире всегда заканчивается смертью, даже очевидные физические проблемы не следует рассматривать как исключительно медицинские, но как возможность привлечь человека ближе к Богу через веру (Флп. 1:21-26).
    14. Поскольку Библия не содержит информации необходимой для создания всесторонней, с точки зрения медицинской науки, картины, душепопечители не должны вовлекать медицинскую практику в душепопечительские беседы.
    15. В своем служении душепопечитель должен тщательно разбирать духовные реалии людей, связанные со внутренними эмоциями, желаниями, помышлениями и совестью (Прит. 20:5).
    16. Душепопечение, которое не касается внутренних реалий человеческой души, не поможет людям по истине измениться так, как того желает Бог (Иак. 1:14-16).
    17. В своем служении душепопечитель должен тщательно рассматривать важные физические реалии природы человека, разбираясь с практическими вопросами поведения (Рим. 6:8-14).
    18. Обращение к практическим вопросам поведения не является морализаторством, поскольку Библия неоднократно поступает так, указывая нам на личность и дела Иисуса Христа (Еф. 4:20-32).
    19. Поскольку душепопечение происходит вне поля зрения общественности, церкви должны посвятить себя определению высших стандартов при душепопечении, обеспечив, чтобы лица, вовлеченные в практику душепопечения, оказывали наилучшую возможную помощь.
    20. Служение душепопечения должно обращаться к проблеме греха и призывать грешников к покаянию через разговор о грехе (Гал. 6:1-2).
    21. Служение душепопечения должно обращаться к решению проблемы страданий и нежно утешать тех, кто испытывает боль в падшем мире (2 Кор. 1:3-7).
    22. Служение душепопечения должно помогать слабым и сочетать слова попечительской мудрости с практической и конкретной помощью (Иак. 2:14-17).

     

    Источник: http://www.cbcmoscow.com/2017/09/06/95-theses-for-an-authentically-christian-commitment-to-counseling-heath-lambert/

     

     

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя