Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Что делает проповедь хорошей?

    Большинство скажет, что они смогут определить хороша проповедь или нет, когда ее услышат. Но вот перечислить отличительные черты хорошей проповеди, это задача посложнее. Проповедникам очень важно знать ответ на вопрос «Что делает проповедь хорошей?». Основываясь на Писании и собственном опыте служения, я утверждаю, что:

    проповедь хороша, когда человек Божий, ведомый Духом Божьим, проповедует Божье Слово для славы Божьей, чтобы слушатели преображались в образ Божий.

    Давайте внимательно рассмотрим все части этого утверждения.

    • Человек Божий

    В первой части моего определения хорошей проповеди я говорю, что Господь для провозглашения Его Слова употребляет человека Божьего. Базовое, очевидное значение этого утверждения в том, что Библия доверяет публичную проповедь мужчинам (1 Тим. 2:12; 1 Кор. 14:34-35).

    Крайне важно, чтобы проповедующие мужчины были благочестивы. Приводя требования к руководящему служителю церкви, Писание делает более сильный акцент на характере, чем на знаниях или навыках. Несмотря на то, что последние два элемента очень важны, большая часть требований к пресвитеру относятся к его характеру (1 Тим. 3:2-7; Тит. 1:5-9). Роберт Мюррей Мак-Чейн сказал так:

    Бог благословляет не столько великие таланты, сколько сходство с Иисусом.

    Нравственный авторитет и способность влиять на людей с кафедры (и вне ее) опираются на характер, святость и опыт, почерпнутый из глубин души человека, который живет с Богом. Без этого все гомилетические, экзегетические и богословские навыки в этом мире ничего не значат. Простой пастор, не прошедший серьезного формального обучения, но который имеет глубокие отношения с Богом и сильный характер, может произносить более мощные проповеди, чем высокообразованный проповедник, у которого не достает той же силы характера и Божьей любви. Не жертвуйте «пребыванием на Лозе» ради простого интеллектуального знания.

    • Ведомый Духом Божьим

    Благочестивый характер будет основанием сильной проповеди, если сказана она будет под контролем Духа Божьего. Разве могут духовные перемены произойти без Духа? Разве можно сделать натуральный апельсиновый сок из чего-то другого, кроме апельсинов? Так и духовный плод не появляется без Духа. Без Его вмешательства наша проповедь превратиться в речь, которую мог бы произнести любой человек – например, мотивационный оратор. Упаси нас, Боже, от такой проповеди! Хотя человеческая мудрость может привести к временным поверхностным изменениям и популярности, она не способна произвести долговременный результат, угодный Богу. Изменения в жизни наших слушателей для славы Божьей могут произойти только благодаря Святому Духу. Если бы Дух Святой был отнят от вашего проповеднического служения, то заметил бы кто-нибудь разницу? А вы?

    Итак, как же нам быть водимыми или исполненными Духом (Еф. 5:18)? Нужно сделать так, чтобы Слово Христово вселилось в нас обильно (Кол. 3:16). Это должно привести к исповеданию, покаянию, поклонению и к такому познанию и такой любви к Господу, что это проявится в нашей жизни и в проповеди. Подтверждение таких отношений с Ним можно увидеть по плоду, который Он в нас производит (Гал. 5:22-25).

    • Проповедь Слова Божьего

    Твердым каменным основанием хорошей проповеди всегда является Божье Слово. «Проповедуй Слово» (2 Тим. 4:2) означает, проповедовать не себя и не свою мудрость, а Его мудрость. Греческое слово в этом стихе, переведенное как «проповедуй» (κήρυξον) означает «провозглашать, публично возвещать, проповедовать». Именная форма (κῆρυξ) использовалась для обозначения вестника или глашатая, который пользовался большим доверием своего господина и служил ему во многих делах. Одним из этих дел было провозглашение царской или княжеской вести народу. Это могло происходить на рыночной площади, на празднике, во время спортивных состязаний или любого другого публичного мероприятия. Но где бы оно ни происходило, задача глашатая состояла в следующем: ясно провозгласить весть от царя, ничего не добавляя и не убавляя. Именно Его Слово преобразует и изменяет сердца, когда мы подчиняемся Его богодухновенному Писанию.

    Проповедь Божьего Слова должна содержать, по крайней мере, два элемента:

    1. разъяснение
    2. применение.

    Эти два акцента отличают хорошую проповедь от духовной беседы, лекции или последовательных комментариев по экзегетическим исследованиям. Духовная беседа с кафедры часто греет сердце и дает применение духовных уроков в жизни, но в ней недостает библейского содержания и разъяснения. С другой стороны, лекция, преподаваемая как проповедь, может быть на высоте по уровню библейского содержания, но в ней часто отсутствует энтузиазм и применение. Проповедь, состоящая из последовательных комментариев по результатам экзегезы, тоже не может быть хорошей, поскольку в ней нет заботливого пасторского применения для слушателей.

    Послание к Колоссянам 1:28 нам подсказывает: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Наша задача «проповедовать» Его и «вразумлять всякого человека». Это что касается разъяснения. Применение же обозначается в этом стихе как «научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе».

    • Для славы Божьей

    Перед каждым христианином стоит цель: «что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Очевидно, что это будет целью каждой хорошей проповеди. Иоанн Креститель сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Проповедуя, мы не должны привлекать внимание к себе: как хорошо мы это делаем, как продуман у нас план проповеди, как сногсшибательна наша экзегеза, красноречие и познания в греческом или еврейском, или насколько людям нравится то, что мы говорим. Если мы делаем все правильно, то в конце проповеди все внимание должно быть отдано Богу: тому, что Он говорит и чего желает от нас в ответ. В заключении проповеди мы не стремимся, чтобы люди подумали: «Вот это да! Это великий проповедник!», но чтобы сказали: «Вот это да! Какой удивительный Бог!».

    • Чтобы слушатели преображались в образ Божий

    Писание нам повелевает: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Эффективным инструментом, который Бог использует для обновления нашего ума, является Его Слово (Евр. 4:12). Основная цель нашей проповеди заключается в том, чтобы Он использовал ее для преображения нас в Свой образ (2 Кор. 3:18). Слушания и понимания Слова недостаточно. Чрезвычайно важно изменение сердца. Нужно доказать, что мы – «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). Сам Иисус говорил, что, воспитывая учеников, мы обязаны учить «их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Бог совершит это через нас, когда человек Божий, ведомый Духом Божьим, будет проповедовать Слово Божье для славы Божьей, чтобы слушатели преображались в образ Божий.


    Размышляя над тем, как применить эти принципы, давайте помолимся так:

    «Господи, помоги мне в стремлении служить «Тебе» не забыть Тебя. Помоги мне в своей будничной семейной жизни – когда никого из церкви этого не видит – поступать в соответствии с тем, что я проповедую. Я так хочу любить Тебя всем сердцем и желаю, чтобы моя проповедь получала подпитку от избытка чудесных взаимоотношений с Тобой. Помоги мне исполняться Твоим Духом, ненавидеть грех и любить Тебя, чтобы, когда я проповедую, люди видели, какой Ты великий Бог. Аминь».

     

    Брюс Алворд – выпускник семинарии «Мастерз» [The Master’s Seminary], а в настоящий момент совершает миссионерское служение на Украине от церкви «Благодать» [Grace Community Church]. Он служит пастором поместной церкви, где также обучает других пасторов в The Master’s Academy International.

    Источник https://www.tms.edu/blog/what-makes-a-good-sermon/

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя