Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Совет пресвитеров: библейское обоснование

     Александр Гуртаев: Совет пресвитеров: библейское обоснование[1]

    Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею. (Книга деяний апостолов 20:28)

     

    Служить пресвитером в поместной церкви – величайшая честь и ответственность, потому что пастырство имеет вневременное значение, оно касается вечности. (Джерами Ринне)[2]

    Введение

    Не секрет, что в течение двух тысячелетий христианской истории существовали различные модели управления церковью – епископальная, пресвитерианская, конгрегационалистская со множеством их вариаций[3]. Оставив в стороне мудреные названия, отметим, что в русских евангельских кругах закрепилось два-три варианта: единоличное управление пастором, руководство посредством совета или прямое правление общины через членское собрание.

    Не углубляясь в вопросы истории, мы должны признать, что большинство из нас на практике сталкивалось с самыми разнообразными злоупотреблениями, когда участвовало в решении церковных проблем. Без сомнения, кто-то был свидетелем диктатуры пресвитера, который, пойдя путем Диатрефа, причинял боль отдельным людям или всей общине (3 Иоан. 9-10). Кто-то вдоволь наслушался криков и воплей людей самых разных мастей, недовольных всем на свете и без стеснения выливавших весь накопившийся яд на всех присутствующих на членском собрании. А у кого-то, конечно, выработалась аллергия на все советы, которые именуются не иначе, как «синедрионами». Однако, оставив в стороне исторические процессы и практические переживания, мы поспешим к Священному Писанию, чтобы почерпнуть оттуда необходимую нам истину о церковном руководстве, в частности, о пресвитерах или совете пресвитеров.

    В предыдущей статье, посвященной новозаветному учению о дьяконах, мы уже рассматривали роль дьяконов в церкви и в руководстве ею. Она вытекает из расширенного определения, сформулированного в ней: дьяконы – это представители поместной церкви, официально признанные ею как духовно зрелые люди с доброй репутацией и назначенные ею в качестве помощников пресвитеров для выполнения их поручений и служения в тех сферах практической заботы о церкви, которые не включают формального наставления и руководства ею. Нужно особо отметить, что в отличие от пресвитеров дьяконы не должны наставлять церковь и руководить ей, хотя могут выполнять различные поручения пресвитеров.

    Роль общины, или конгрегации, в руководстве церкви оставим на будущее. В этой статье мы поразмышляем только о пресвитерах. В качестве отправной точки возьмем весьма разумное определение Александра Строка. Он отмечает, что библейский тип руководства церковью – это «официальный надзор за деятельностью поместной церкви, осуществляемый органом, в работе которого могут принять участие все мужчины данного собрания верующих, которые отвечают требованиям, предъявляемым к ним Священным Писанием, и обладают вложенным в них Духом желанием совместно заботиться о духовном благополучии Божьей семьи»[4].

    Для того чтобы проверить это определение и как разные модели согласуются с ним, мы должны обратиться прежде всего к библейскому учению, а не к той традиции, которая закрепилась в наших церквах. Мы изучим, что Новый Завет говорит о совете пресвитеров, и подчеркнем, что руководителями церкви являются именно пресвитеры, но управляют они совместно, функционируя как совет. Сначала мы обратимся к ключевой терминологии, далее изучим значимые тексты, сделаем общие наблюдения, сравним концепции совета пресвитеров и церковного совета и, наконец, подведем итоги.

     

    Терминология

    В Новом Завете есть несколько терминов, описывающих одно и то же служение, пусть и с разных сторон. Речь идет о терминах «пресвитер», «епископ» и «пастор» с их производными. Их взаимозаменяемое употребление особенно заметно в следующих текстах[5].

    • «17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров [τοὺς πρεσβυτέρους] церкви… 18 …сказал им… 28 Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями [ἐπισκόπους], пасти [ποιμαίνειν] Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:17-18, 28).
    • «5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров [πρεσβυτέρους], как я тебе приказывал… 7 Ибо епископ [τὸν ἐπίσκοπον] должен быть…» (Тит. 1:5, 7)
    • «1 Пастырей [πρεσβυτέρους] ваших умоляю я, сопастырь [ὁ συμπρεσβύτερος] и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите [ποιμάνατε] Божие стадо, какое у вас, надзирая [ἐπισκοποῦντες] за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник [ἀρχιποίμενος], вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4).

    Учитывая данное разнообразие терминологии, исследование роли пресвитеров (во множественном числе) в руководстве церковью (в единственном числе)[6] стоит начать с краткого обзора упомянутых выше ключевых слов, указывающих на пасторское руководство.

     

    Пресвитеры

    В Новом Завете встречается несколько слов с корнем πρεσβύ-, которые имеют отношение к руководству церковью, в частности, πρεσβύτερος, συμπρεσβύτερος и πρεσβυτέριον.

     

    Существительное πρεσβύτερος

    Чаще всего на страницах Нового Завета появляется слово πρεσβύτερος. Оно обнаруживается 66 раз и в Евангелиях, и в Деяниях, и в посланиях, и в Откровении, хотя и в разных значениях. Изначально этот термин представлял собой сравнительную форму от слова πρέσβυς (+ τερος) и указывал на того, кто идет впереди[7]. Однако впоследствии как среди иудеев, так и среди язычников оно стало использоваться как технический термин для обозначения гражданских или религиозных руководителей[8]. Итак, пресвитер, или старейшина, – это «ответственное и авторитетное лицо в социо-религиозных вопросах в иудейских и христианских сообществах»[9].

    Все разнообразие значений слова πρεσβύτερος можно обобщить следующим образом. В Новом Завете оно иногда указывает на возраст (Лук. 15:25; Иоан. 8:9; Деян. 2:17; 1 Тим. 1:5; 5:2 [жен.]; 1 Пет. 5:5 [и о возрасте, и о служении]) или ссылается на предков (Мат. 15:2; Марк. 7:3, 5; Евр. 11:2), чаще всего обозначает иудейских старейшин в городе (Лук. 7:3) или в народе (т. е. синедрион; Мат. 16:21; 21:3; 26:3, 47, 57; 27:1, 3, 12, 20, 41; 28:12; Марк. 8:31; 11:27; 14:43, 53; 15:1; Лук. 9:22; 20:1; 22:52; Деян. 4:5, 8, 23; 6:12; 23:14; 24:1; 25:15). Кроме того, оно используется при описании старцев, находящихся перед престолом Божьим, согласно Откровению (Откр. 4:4, 10; 5:5, 6, 8, 11, 14; 7:11, 13; 11:16; 14:3; 19:4), и дважды ссылается на определенного старца, автора 2 и 3 Иоанна, то есть апостола Иоанна (2 Иоан. 1; 3 Иоан. 1). Наконец, в оставшихся случаях (16 раз) с его помощью обозначаются христианские служители (Деян. 11:30; 14:23; 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4; 20:17; 21:18; 1 Тим. 5:17, 19; Тит. 1:5; Иак. 5:14; 1 Пет. 5:1, 5). Эта последняя группа текстов будет в центре нашего внимания.

     

     Существительное συμπρεσβύτερος

    Лишь однажды в Новом Завете используется слово συμπρεσβύτερος (1 Пет. 5:1). Оно имеет то же значение, что и πρεσβύτερος, а приставка συν- подчеркивает ассоциацию или сотрудничество с другими пресвитерами[10].

     

     Существительное πρεσβυτέριον

    Наконец, еще 3 раза в Новом Завете встречается слово πρεσβυτέριον. Дважды оно описывает собрание старейшин, управляющих иудейским народом, то есть синедрион (Лук. 22:66; Деян. 22:5). Однако один раз оно используется и для указания на подобную группу руководителей в христианской церкви (1 Тим. 4:14). Согласно стандартному лексикону, πρεσβυτέριον – это «административная группа, которая заботится об интересах конкретной общины, совет старейшин»[11]. Причем значение этого термина подразумевает «акцент на зрелости суждения, а не просто на возрасте»[12]. Таким образом, согласно лексическому значению термина «пресвитер» и его производных, это служение заключается в совместном руководстве общиной в духовных и административных вопросах.

     

    Епископ

    Следующая группа слов описывает не столько руководящее положение, сколько ответственность служителей заботиться о вверенной им группе. Речь идет о словах ἐπίσκοπος, ἐπισκοπή и ἐπισκοπέω.

     

    Существительное ἐπίσκοπος

    Так, термин ἐπίσκοπος используется в Новом Завете только 5 раз. Один раз оно ссылается на Иисуса Христа как пастыря и защитника душ (1 Пет. 2:25)[13] и четыре раза – на христианских служителей (Деян. 20:28; Флп. 1:1; 1 Тим. 3:1; Тит. 1:7)[14]. То есть, согласно лексическому значению, епископ – это тот, кто внимательно смотрит за кем-то. В контексте христианского служения, это «тот, кто служит как надзиратель и смотритель, с особой ответственностью защищать апостольскую традицию»[15].

     

    Существительное ἐπισκοπή

    Хотя слово ἐπισκοπή встречается в Новом Завете 4 раза (Лук. 19:44 [посещение в положительном смысле]; Деян. 1:20 [положение, в частности, апостола]; 1 Пет. 2:12 [посещение в негативном значении]; 1 Тим. 3:1), только однажды оно относится к служению в церкви, предваряя список требований, предъявляемых к служителю: «Верно слово: “Если кто епископства желает, доброго дела желает”» (1 Тим. 3:1). Само по себе оно описывает не столько должность или положение, сколько ответственность осуществлять надзор, руководство и заботу[16].

     

    Глагол ἐπισκοπέω

    Наконец, еще дважды в Новом Завете употребляется глагол ἐπισκοπέω, который означает «заботиться, надзирать, присматривать»[17]. Один раз он описывает внимательное отношение к духовному состоянию общины, за которое ответственны все христиане в общем (Евр. 12:15), и еще раз ссылается на ответственность пресвитеров: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним…» (1 Пет. 5:2). Таким образом, слово «епископ» и его производные указывают на служение, которое заключается в духовной заботе о церкви и руководстве ей.

     

    Пастор

    Третья группа терминов представлена существительным ποιμήν и глаголом ποιμαίνω.

     

    Существительное ποιμήν

    Существительное ποιμήν появляется в Новом Завете 18 раз для обозначения пастуха или пастыря[18]. В подавляющем большинстве случаев оно ссылается на пастуха домашних животных, дважды указывает на Иисуса Христа (1 Пет. 2:25; Евр. 13:20)[19] и только однажды относится к христианским лидерам: «Он поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями» (Еф. 4:11). Все упомянутые в последнем тексте дары связаны с руководством и наставлением[20]. Иначе говоря, пастыри и учители, объединенные в одну группу, осуществляют духовную заботу о церкви и руководство ей (не благовестие неверующим, в отличие от евангелистов) через наставление из Священных Писаний (не через прямое откровение, в отличие от апостолов и пророков).

     

    Глагол ποιμαίνω

    Глагол ποιμαίνω встречается в Новом Завете 11 раз. Дважды оно описывает процесс заботы о домашних животных (Лук. 17:7; 1 Кор. 9:7). Однако чаще оно используется метафорически в значении наблюдать за другими людьми, пасти, то есть, «защищать, управлять, руководить, питать»[21]. И только в трех текстах оно ссылается на христианских служителей, начиная с апостола Петра (Иоан. 21:16; Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2). Таким образом, сравнение с пастушеским трудом подразумевает руководство вверенной группой людей, которое заключается в их водительстве, питании и защите.

     

    Другие термины

    В Новом Завете есть и другие тексты, которые сообщают о служении руководителей церкви, но не используют упомянутые выше термины[22]. Обозначим некоторые из них.

     

    • «Достойно начальствующим пресвитерам [προεστῶτες πρεσβύτεροι] должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).
    • «12 Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей [προϊσταμένους] ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13; ср. также 1 Тим. 3:4-5).
    • «7 Поминайте наставников [τῶν ἡγουμένων] ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. … 17 Повинуйтесь наставникам [τοῖς ἡγουμένοις] вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:7, 17; ср. также Деян. 15:22).

    Все эти тексты также ссылаются на служение руководства, которое осуществляется через наставление из Божьего Слова.

     

    Итоги

    Итак, Новый Завет многократно свидетельствует о группе служителей, которые заботливо руководят церковью в духовных и административных вопросах посредством Божьего Слова. Причем речь идет именно об общем руководстве[23]. Эти служители названы пресвитерами, епископами и пасторами.

     

    Ключевые библейские тексты

    Для того чтобы исследовать, действительно ли общее руководство церковью вверено пресвитерам, которые управляют ей совместно, нам нужно взглянуть на ключевые тексты Нового Завета, в которых упоминаются пресвитеры.

    Деяния 11:30

    Первое упоминание о пресвитерах в Книге деяний апостолов появляется в 11:30[24].

    Контекст:  Описывая основание нового миссионерского центра в Антиохии в конце главы 11 (Деян. 11:19-30), Лука рассказывает, с кого началось благовестие эллинам в Антиохии (11:19-21), сообщает о приходе Варнавы из Иерусалима с инспекцией (11:22-24) и о его совместном служении с Савлом в антиохийской церкви (11:25-26) и, наконец, упоминает о голоде, случившемся в Иерусалиме, и пособии, направленном туда из Антиохии (11:27-30)[25].

    Краткий обзор: Оказавшись в Антиохии, Варнава и Савл были вовлечены в руководство церковью в составе группы служителей, которые названы «пророками и учителями» в начале главы 13 (Деян. 13:1). Поэтому «целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей» (11:26). После же пророчества Агава о голоде церковь в Антиохии доверяет свои финансовые средства, пожертвованные для церкви в Иерусалиме (Иудее), именно Варнаве и Савлу (11:27-30). Будучи руководителями и, как следствие, представителями церкви, они передают пожертвования пресвитерам, то есть, представителям и руководителям церкви: «…что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам [πρὸς τοὺς πρεσβυτέρους] через Варнаву и Савла» (11:30).

    Наблюдения:  Все ученики (вся церковь), поучаствовавшие в сборе пожертвований, были вовлечены в служение милосердия, согласно стиху 30[26]. Однако именно пресвитеры играли ключевую роль в передаче и получении пожертвования.

    Принцип пресвитерского руководства. Что касается Антиохии, Варнава и Савл были представителями церкви, которым доверено межцерковное общение и финансовые средства. Что касается Иерусалима, пресвитеры церкви стали получателями материальной помощи для нуждающихся христиан Иудеи. Другими словами, они также представляли церковь, выполняя руководящую функцию, связанную с распределением полученной помощи[27].

    Принцип коллегиального управления. Очевидно, что антиохийская церковь посылает двух служителей с пожертвованием, и иерусалимская церковь получает его через нескольких пресвитеров[28]. Итак, налицо и руководящая роль пресвитеров, и их коллегиальное управление.

     

    Деяния 14:23

    Переходя от чисто иудейской церкви в Иерусалиме и преимущественно иудейской (хотя и смешанной) церкви в Антиохии к преимущественно языческим церквам в Галатии[29], мы отмечаем, что апостолы не предложили принципиально отличной системы управления в изменившихся условиях.

    Контекст: В завершение раздела, описывающего начало миссии апостола Павла и Варнавы к язычникам Кипра и Галатии (13:1–14:28), Лука сообщает об обратном пути служителей через города Южной Галатии в Антиохию (14:21-28).

    Краткий обзор:  Возвращаясь в Антиохию Сирийскую, откуда Павел и Варнава начали свою миссию, «они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию» (14:21). Помимо утверждения учеников в этих городах (14:22), они назначили пресвитеров в каждой основанной ими церкви: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви [κατʼ ἐκκλησίαν πρεσβυτέρους]…» (14:23).

    Наблюдения:  Поскольку церкви были очень молодыми, то есть только что основанными, апостолы сами назначили им руководителей[30].

    Принцип пресвитерского руководства. Осознавая, что они не могут остаться и продолжить наставление учеников («утверждая души учеников» в стихе 22) и руководство церковью, апостолы не оставили ее без ответственных служителей, но поставили в каждой церкви «пресвитеров» [πρεσβυτέρους].

    Принцип коллегиального управления. Множественное число слова «пресвитеры» в сочетании с фразой «к каждой церкви»[31] означает, что Варнава и Павел назначили в каждой церкви по несколько пресвитеров, поручив совету старейшин наставление общины и руководство ей.

     

    Деяния 15 и 16

    В Деяниях 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4 термин «пресвитеры» [οἱ πρεσβύτεροι] ссылается на руководство Иерусалимской церкви, которое осуществлялось совместно с апостолами[32].

    Контекст: Глава 15 Деяний сообщает о так называемом Иерусалимском соборе, на котором обсуждался ключевой для ранней церкви богословский вопрос о месте язычников в Церкви, роли закона в оправдании и Евангелии благодати (15:1-6). В результате, после рассмотрения проблемы и выступлений Иакова и Петра (15:7-12, 13-21) от служителей иерусалимской церкви было написано послание к церкви в Антиохии с разъяснением принятого решения, доставка которого была поручена двум представителям церкви (15:22-35).

    Краткий обзор: Упоминание о пресвитерах обнаруживается в первом и последнем подразделах (Деян. 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4), посредством чего подчеркивается их непосредственная вовлеченность в решение данного вопроса[33]. Так, сначала апостолы и пресвитеры с радостью принимают Павла и Варнаву и собираются для рассмотрения проблемы (15:2, 4), а затем непосредственно участвуют в составлении письма от лица церкви и ее руководства (15:22, 23; ср. 16:4).

    Наблюдения: Если не брать в расчет Павла и Варнаву, которые, будучи представителями антиохийской церкви (т. е. руководителями), занимались разрешением трудности богословского характера, то все упоминания о пресвитерах в главах 15 и 16 связаны с церковью в Иерусалиме.

    Принцип пресвитерского руководства. Очевидно, что руководство иерусалимской церковью осуществлялось апостолами и пресвитерами. К ним направлялась делегация для решения богословского затруднения («к апостолам и пресвитерам»; 15:2), они встретили делегатов от лица церкви («они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами»; 15:4), они собрались для рассмотрения трудного вопроса («апостолы и пресвитеры»; 15:6), они приняли решение от лица церкви («апостолы и пресвитеры со всею церковью»; 15:22), они же направили составленное ими письмо к церкви. Хотя ни апостолы, ни пресвитеры не отделялись от всей церкви в особую категорию, или клир, их определяющая роль в обсуждении, принятии решения и составлении письма очевидна («определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»; 16:4). Их же представители Иуда и Сила, которые названы «мужами, начальствующими [ἡγουμένους] между братьями» (15:22; ср. Евр. 13:7, 17), были посланы в Антиохию с письмом[34].

    Принцип коллегиального управления. Остается только отметить, что «апостолы и пресвитеры» всегда упоминаются во множественном числе, как одна группа, и принимают решения совместно, как совет[35]. Таким образом, самая ранняя и авторитетная материнская церковь управлялась советом пресвитеров и апостолов, пока последние не были вынуждены уйти в рассеяние.

     

    Деяния 20:17

    Возвращаясь к преимущественно языческим по составу церквам, следующее упоминание о пресвитерах мы находим в главе 20 Деяний.

    Контекст: В завершение так называемого третьего миссионерского путешествия Павла по пути в Иерусалим (Деян. 19:21–21:17) апостол делает остановку в Милите, откуда посылает за пресвитерами ефесской церкви, с которыми жаждет попрощаться (20:17). Упоминание о пресвитерах предваряет длинную речь апостола Павла, обращенную к ним (20:17-38)[36].

    Краткий обзор: К моменту встречи апостола Павла с пресвитерами ефесской церкви со времени ее основания прошло около трех лет (см. Деян. 20:31). Эта молодая церковь уже имела группу служителей, которые становятся получателями наставления от другого служителя (20:17).

    Наблюдения:  Поскольку разговор пойдет именно о служении (см. Деян. 20:17-38), апостол Павел призывает на встречу именно служителей: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви [τοὺς πρεσβυτέρους τῆς ἐκκλησίας]» (20:17).

    Принцип пресвитерского руководства. Прежде всего, на встречу служителя со служителями апостол Павел вызывает пресвитеров, поскольку именно они являются руководителями церкви, в которых он вкладывался. По ходу своей речи апостол напоминал пресвитерам об их ответственности наставлять и вести церковь: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28)[37].

    Принцип коллегиального управления. Также нельзя не отметить, что пресвитеров было много (множественное число τοὺς πρεσβυτέρους) в одной ефесской церкви (единственное число τῆς ἐκκλησίας)[38]. Другими словами, церковью в Ефесе руководила группа пресвитеров.

     

    Деяния 21:18

    Изменились ли принципы руководства церковью в Иерусалиме за семь лет, прошедших с Иерусалимского собора (с 49 по 56 годы)?[39] Ответ мы находим в главе 21 Деяний.

    Контекст:  Многодневное путешествие апостола Павла в Иерусалим (Деян. 19:21–21:17) завершается его прибытием в город и встречей с Иаковом и пресвитерами церкви: «На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры [οἱ πρεσβύτεροι]» (21:18). Упоминанием этой встречи начинается раздел, посвященный свидетельству Павла в Иерусалиме (21:18–23:10).

    Краткий обзор:  Оказавшись в Иерусалиме, апостол Павел прислушивается к совету Иакова и пресвитеров церкви, которые посоветовали ему поучаствовать в ритуале очищения для свидетельства ревностным иудеям о его верности закону Моисееву (Деян. 21:18-26). Как руководители церкви пресвитеры вместе с Иаковом принимают апостола Павла (21:18) и, выслушав его рассказ о служении среди язычников (21:19) и, видимо, приняв пожертвование от церквей, рекомендуют ему поучаствовать в ритуале очищения (21:20-24). Они руководствовались богословскими соображениями о свободе язычников от закона и его роли в жизни иудеев, а также опирались на определения семилетней давности, принятые на Иерусалимском соборе (21:25). Апостол Павел ответил согласием на их предложение (21:26).

    Наблюдения:  Придя в Иерусалим, апостол Павел обращается непосредственно к руководству церкви. Кем же оно было представлено?

    Принцип пресвитерского руководства. Руководство иерусалимской церкви по-прежнему представлено Иаковом и группой пресвитеров. Все они участвуют в разговоре с апостолом Павлом и даже дают ему ценные указания: «Они же… сказали ему» (21:20). Кроме того, они вновь берут на себя ответственность за составление письма, сообщающего определения Иерусалимского собора (21:25)[40].

    Принцип коллегиального управления. Узнав о приходе Павла, на встречу собираются «все пресвитеры» [πάντες… οἱ πρεσβύτεροι] (21:18). По всей видимости, иерусалимской церковью руководила группа пресвитеров под председательством Иакова.

     

    1 Тимофею 4:14

    Следует также обратиться к так называемым Пасторским посланиям Павла, написанным в середине 60-х годов,[41] и особенно к тексту, в котором употребляется не просто слово «пресвитер», но упоминается «совет пресвитеров» [πρεσβυτέριον].

    Контекст: Наставляя Тимофея о том, как проявлять верность в служении церкви (1 Тим. 4:1–6:19), апостол Павел обращает особое внимание на противостояние истинного учения ложному (4:1-5 и 6-11) и образцовый характер (4:12-16).

    Краткий обзор:  Подчеркивая необходимость верности, апостол Павел напоминает Тимофею о его даровании, которое было подтверждено советом пресвитеров: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства [τοῦ πρεσβυτερίου]» (4:14). Следует отметить, что создатели Синодального перевода, будучи представителями Православной церкви, неправомерно переводят слово πρεσβυτέριον как «священство»[42]. Однако перевод «пресвитерия», полученный путем простой транслитерации, также нельзя считать удачным, так как понятие «пресвитерия» с течением веков приобрело определенную коннотацию, которую нельзя увидеть в новозаветном тексте. Так, согласно пресвитерианской системе, пресвитерия управляет группой церквей страны или региона, библейский же текст ограничивается уровнем поместной церкви. Поэтому лучше всего передать смысл слова πρεσβυτέριον с помощью словосочетания «группа пресвитеров» или «совет пресвитеров»[43].

    Наблюдения: Призыв апостола Павла об усердии в служении побуждает Тимофея вспомнить о даре Божьем («даровании» [τοῦ… χαρίσματος]), пребывающем в нем. При этом апостол указывает на два обстоятельства, с которыми было связано распределение этого дара («дано» [ἐδόθη])[44]. Во-первых, оно осуществилось «через пророчество» [διὰ προφητείας], то есть через откровение, переданное служителями, которые обладали даром пророчества. Во-вторых, оно сопровождалось возложением рук группы пресвитеров (μετὰ ἐπιθέσεως τῶν χειρῶν τοῦ πρεσβυτερίου). Последняя фраза нуждается в уточнении, поскольку она указывает на роль пресвитеров в руководстве церковью.

    Принцип пресвитерского руководства. Прежде всего, именно на пресвитеров церкви легла ответственность подтвердить дарование молодого служителя и назначить его помощником апостола на миссионерском поприще[45]. По всей видимости, пророчество о Тимофее было либо произнесено одним из пресвитеров-пророков, либо просто признано группой пресвитеров (ср. 1 Кор. 14:29).

    Принцип коллегиального управления. Нет сомнений, что слово πρεσβυτέριον указывает на группу пресвитеров, которые принимали решение по Тимофею.

     

    Титу 1:5

    Если церковь города Ефес, в котором служил Тимофей, была довольно основана примерно на десять лет раньше написания Пасторских посланий, такого не скажешь о только что организованных церквах на Крите, в которые был направлен Тит[46].

    Контекст: Призывая Тита защищать здравое учение в церквах Крита через служение непорочных руководителей (Тит. 1:5-16), апостол Павел перечисляет несколько важных характеристик пресвитеров (1:5-9). При этом он использует взаимозаменяемо термины «пресвитер» в стихе 5 и «епископ» в стихе 7[47].

    Краткий обзор: Апостол Павел начинает основную часть своего послания к Титу с напоминания о том поручении, которое он оставил: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров [κατὰ πόλιν πρεσβυτέρους], как я тебе приказывал» (Тит. 1:5). Важной составляющей этого поручения было назначение пресвитеров в каждой церкви в соответствии с критериям, перечисленными апостолом (1:6-9)[48].

    Наблюдения: Апостол Павел увещает Тита назначить руководителей для церквей Крита, основанных благодаря миссионерскому труду Павла и его спутников. Это назначение апостольским представителем предполагало, что человек займет авторитетное положение, то есть, руководящую должность[49].

    Принцип пресвитерского руководства. Отсюда следует, что именно пресвитеры являются руководителями церкви. Их руководящие функции хорошо прослеживаются в списке требований, предъявляемых к ним. Так, они названы «Божьими домостроителями» [θεοῦ οἰκονόμον] (1:7), и им поручено наставлять в здравом учении и обличать противников: «…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (1:9).

    Принцип коллегиального управления. Формулировка стиха 5 «по всем городам пресвитеров [κατὰ πόλιν πρεσβυτέρους]» предполагает, что в каждом городе[50], то есть в каждой церкви, будет назначено по несколько пресвитеров[51]. Подобная конструкция встречалась и в Деяниях 14:23. Таким образом, церквами в каждом городе Крита должны были руководить группы пресвитеров.

     

    Итоги

    Обзор ключевых текстов, упоминающих пресвитеров, не оставляют сомнения, что руководство церковью выстраивается на двух принципах, которые закладывают основание для пресвитерского совета: это принцип пресвитерского руководства и принцип коллегиального управления.

    Принцип пресвитерского руководства. Этот принцип подразумевает, что пресвитеры выступают в качестве духовных и административных руководителей церкви, являясь ее представителями и предстоятелями. Пресвитерское руководство подтверждается лексическим значением термина πρεσβύτερος, лексическим значением других терминов, описывающих то же служение (ἐπίσκοπος, ποιμήν, а также производных от глаголов προΐστημι и ἡγέομαι), и функциями пресвитеров, перечисленными как в дидактических, так и повествовательных текстах.

    Принцип коллегиального управления. Согласно этому принципу пресвитеры управляют церковью совместно, функционируя подобно совету, состоящему из равноправных участников[52]. Коллегиальное управление подтверждается ясными указаниями на множественность пресвитеров в одной церкви как в Деяниях, так и в посланиях, упоминанием «совета пресвитеров» [πρεσβυτέριον] и прецедентом апостолов, которые начинали руководство иерусалимской церковь совместно (см. Деян. 6:1-7).

    Таким образом, согласно Новому Завету, руководство каждой поместной церковью осуществлялось посредством совета пресвитеров, независимо от периода (30-е, 40-е, 50-е и 60-е годы), места (Иерусалим, Иудея и Сирия, северные провинции Малой Азии, Галатия, Ефес, Крит), этнического состава (преимущественно иудейские и преимущественно языческие) и духовного возраста (молодые и опытные) церкви[53].

    Если же это так, то мы должны заключить вместе с Александром Строком:

    Таким образом, Святой Дух ставит пресвитеров для того, чтобы они пасли поместную церковь. Предельно ясная мысль! Что еще сказать христианским руководителям, учителям и ученым для того, чтобы они поняли, что именно пресвитеров Бог поставил для осуществления руководства Своей Церковью? Неужели Божьего Слова недостаточно? Разве одно сказанное Богом слово не бесконечно дороже двухтысячелетней традиции? Почему современные евангельские ученые считают практику церковного руководства II и III столетий нормой и стандартом для Церкви? Почему концепция одиночного блюстителя (епископа) Игнатия представляет для нас большую ценность, чем принцип коллегиальности блюстителей (пресвитеров) Павла? Давайте вернемся к словам апостолов Христа, которые учили, что Дух Святой ставит в качестве блюстителей пресвитеров, чтобы они пасли Церковь Бога (см. Деян. 20:28).[54]

     

    Обзор библейского учения о пресвитерском служении

     

    Для того чтобы подготовиться к сравнению совета пресвитеров с его альтернативами в виде церковного или братского советов, следует отметить, какие качества, функции и общие характеристики руководства присущи пресвитерам. Наличие этих особенностей и позволяет идентифицировать пресвитеров как официально назначенную группу руководителей церкви.

     

    Качества пресвитеров

    Требования, предъявляемые к пресвитерам, приведены в двух текстах из Пасторских посланий – 1 Тимофею 3:1-7 и Титу 1:5-9. Все они объединены одной общей характеристикой – непорочностью, то есть, незапятнанной репутацией духовно зрелого человека[55], который имеет «сходство с Пастыреначальником Иисусом»[56]. Эти требования касаются таких сфер жизни, как характер, семья, взаимоотношения со внешними и, конечно же, личное хождение перед Господом, ибо «отношения с Иисусом – это та нить, на которую нанизываются все жемчужины обязанностей пресвитера»[57].

    Призвание на пресвитерское служение также подкрепляется наличием соответствующих духовных дарований, как написано: «11 И Он поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пасторами и учителями 12 к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12)[58].

     

    1 Тимофею 3:1-7Титу 1:5-9[59]
    1 Верно слово: «Если кто епископства желает, доброго дела желает».

     

     

    2 Но епископ должен быть непорочен,

     

    одной жены муж,

    трезв, целомудрен, благочинен, [честен,]

     

    страннолюбив,

    учителен,

     

     

     

    3 не пьяница,

    не бийца, [не сварлив, не корыстолюбив,] но тих, миролюбив,

    не сребролюбив,

     

     

     

    4 хорошо управляющий домом своим,

    детей содержащий в послушании со всякою честностью;

    5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

    6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

    7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

    Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

    если кто непорочен,

    ибо епископ должен быть непорочен

    муж одной жены,

    целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

    но страннолюбив, любящий добро,

    держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

    не пьяница,

    не бийца,

    не дерзок, не гневлив,

    не корыстолюбец,

     

     

     

    как Божий домостроитель,

    детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

     

     

    Итак, чем пресвитеры должны отличаться от других верующих? В результате их испытания служением и исследования другими служителями и церковью (ср. 1 Тим. 5:22) они должны быть найдены непорочными и способными руководить в духовных и административных вопросах.

    1. Во-первых, непорочность, или степень зрелости, отличает пресвитеров от других членов церкви, хотя в целом от них ожидаются те же качества. Иначе говоря, подобно Тимофею, пресвитеры должны быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, [в духе,] в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12; ср. Тит. 2:7)[60].
    2. Во-вторых, способность руководить через наставление и управление отличает их от дьяконов, от которых не требуется умения учить и осуществлять общую духовную заботу о церкви (ср. 1 Тим. 3:2, 4-5 и 3:8-13)[61]. Таким образом, круг пресвитеров ограничен изведанными духовно зрелыми людьми, которые обладают дарованными от Бога способностями учить и управлять[62].

     

    Функции пресвитеров

    Функции пресвитеров напрямую связаны с требованиями, которые предъявляются к ним на основании Писания. Они также ограничивают состав пресвитерского совета. Как уже было отмечено выше, пресвитеры призваны Богом к тому, чтобы осуществлять руководство церковью в духовных и административных вопросах[63]. В этом отношении ориентиром для них являются приоритеты апостолов, обозначенные в главе 6 Деяний. Заботясь о церкви Божьей и принимая решение по вопросу, в котором перекликались богословские (отношение евреев к эллинистам) и административные (распределение пищи) нотки, они заявляют: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:14; ср. Иак. 5:14). Подобным образом и пресвитеры духовно заботятся о церкви через молитву и наставление в Слове и руководят ей, направляя, питая и защищая ее посредством Слова[64]. Об этом свидетельствует большинство упомянутых ранее текстов и некоторые другие. Итак, «пресвитерам отводится главная роль в Божьем замысле о пастырстве в церкви»[65]. Именно пресвитеры призваны:

     

    • вести;
    • питать;
    • защищать[66].

     

    Руководство пресвитеров

    Исходя из требований, предъявляемых пресвитерам, и их обязанностей, можно смело сформулировать некоторые общие черты библейского руководства, осуществляемого ими. Во-первых, пресвитеры руководят через наставление из Божьего Слова[67]. Так, требование обладать способностью учить (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9) и ответственность осуществлять духовную заботу о церкви (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2) дополняются ясными утверждениями: «12 Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13).

    Во-вторых, пресвитеры руководят через взаимодействие с церковью. Так, тот факт, что Писание не разделяет церковь на мир и клир, но ожидает духовной зрелости от каждого христианина (Евр. 6:1) и поручает служение каждому (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:7; Еф. 4:7), хорошо согласуется с тем, что Господь выдвигает из среды верующих представителей церкви, которые наделяются ответственностью духовно заботиться об остальных. Церковь, в свою очередь, официально признает своих руководителей и стремится к повиновению, как написано: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваши, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17, ср. 7)[68].

    В-третьих, пресвитеры руководят через смиренное, но твердое управление, или принятие решений. Так, ожидание того, что пресвитеры будут «пещись [заботиться] о Церкви Божьей» (1 Тим. 3:5), и ответственность вести стадо, подобно пастуху (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2), с одной стороны, напоминают о необходимости твердости и принципиальности, а с другой стороны, требуют смирения[69].

    • Иисус призывал Своих учеников быть служителями в прямом смысле этого слова: «42 Иисус же, подозвав их, сказал им: “Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”» (Марк. 10:42-45).
    • Апостол Петр последовал за Учителем не только в служении, но и в наставлении других служителей: «1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4).

    Итак, высокие требования, предъявляемые к пресвитерам, ответственность, порученная им, и характер руководства, предписанного им, свидетельствуют о том, что пресвитеры являются одновременно и представителями церкви, и ее предстоятелями. Именно они, будучи официально признаны церковью, руководят церковью по Писанию.

     

    Сходства и отличия пресвитерского и церковного совета

    Если принципы пресвитерского руководства и коллегиального управления продиктованы новозаветным учением, как быть с утвердившейся во многих церквах практикой церковных или братских советов? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, определить сходства и отличия таких советов и совета пресвитеров.

    Сходства

    Что касается сходств, они более или менее очевидны, поскольку сама идея совета помогает избежать двух крайностей – диктатуры единственного пресвитера и анархии членского собрания.

    Во-первых, подобно пресвитерскому, церковный совет – это руководящий орган, состоящий из представителей общины, которые избраны туда за какие-то «заслуги», а не оказались там просто так, «за красивые глаза».

    Во-вторых, подобно пресвитерскому, церковный совет подразумевает коллегиальное руководство, при котором слабые стороны одних восполняются сильными сторонами других служителей[70].

    Отличия

    Что касается отличий, они тоже очень существенны и ими нельзя пренебрегать. Писание неспроста настаивает на пресвитерском руководстве, а не на альтернативных формах.

    Во-первых, в отличие от пресвитерского, церковный совет имеет более широкий состав. Обычно, кроме пресвитеров, в него входят дьяконы, лидеры служений, бизнесмены, активисты, представители церковных «партий» или кланов и т. д. Это отличие поднимает целый ряд проблем. Новый Завет наделяет руководящей функцией именно пресвитеров, что соответствует их качествам и дарованиям. Подчеркнем, что библейской модели “совместного управления” дьяконов с пресвитерами не существует[71]. Соответственно, отклонение от модели пресвитерского совета ведет к одной из двух опасностей.

    • Если пресвитер (или пресвитеры) обладает сильным характером и непоколебимым авторитетом, то в таком совете, в действительности, не будет равенства, а значит, будет иметь место лишь иллюзия коллегиальности, которая может сопровождаться манипуляцией, «продавливанием» или диктатурой.
    • Если пресвитер (или пресвитеры) более мягок или его авторитет не высок, то возникнет опасность смешения функций пресвитера, дьякона или другого лидера, которое будет сопровождаться конкуренцией, борьбой за власть и нарушением библейского принципа подчинения пресвитерам.

    Во-вторых, в отличие от пресвитерского, церковный совет из-за более широкого состава неизбежно характеризуется ослаблением требований, предъявляемых к его членам в отношении качеств характера и духовных дарований. Это очень серьезный недостаток. Если Новый Завет рисует такую картину, что именно пресвитеры наделены сочетанием духовной зрелости, способности учить и умением руководить, то включение в руководящий орган церкви людей, которые не обладают чем-то из перечисленного выше, приведет к тому, что в руководстве могут появиться духовно незрелые люди, несведущие в Писании и некомпетентные управлении[72]. Если такой подход сопровождается отсутствием тщательной проверки кандидатов по требованиям, предъявленным в 1 Тимофею 3:1-7 и Титу 1:5-9, и отсутствием продуманной процедуры выведения человека, оказавшегося в совете, но не соответствующего библейским ожиданиям, то все тело поместной церковь будет страдать из-за того, что голова начала гнить[73].

    Итог

    Подводя итог, отметим, что церковный совет имеет свои плюсы по сравнению с единоличным правлением пастора или демократией, перерастающей в анархию. Однако библейское учение не предоставляет такой альтернативы. Новый Завет свидетельствует в пользу управления церковью посредством пресвитерского совета.

    Учитывая сложившуюся во многих церквах практику, следует смиренно, аккуратно и постепенно двигаться от единоличного руководства к совету, а от церковного совета – к пресвитерскому, разбирая Писание вместе с братьями и наставляя Словом всю церковь[74].

    Итак, сформулируем расширенное определение пресвитерского совета.

    Пресвитерский совет – это официально признанный орган совместного управления церковью, состоящий из равноправных пресвитеров, которые отвечают библейским требованиям о духовной зрелости, обладают способностью осуществлять духовную заботу посредством наставления и призваны смиренно и мудро руководить церковью на основании Писания, направляя, питая и защищая ее.

     

    Трудные вопросы

    Поскольку во многих церквах признают авторитет пресвитера, но не знакомы с концепцией совета пресвитеров, множества вопросов просто не избежать. Ниже упоминаются лишь некоторые из них с краткими ответами[75].

    Какова роль апостолов и их представителей в руководстве церкви, согласно Новому Завету? С одной стороны, нельзя отрицать особое положение апостолов и их представителей (например, Тимофея и Тита) в основанных ими церквах[76]. Имея дары откровения и прямое поручение от Господа, они могли осуществлять руководство многими церквами или совершать действия, которые должны предпринимать пресвитеры или церковь (например, назначение пресвитеров). С другой стороны, Деяния и послания не дают исчерпывающей информации о том, каким образом они действовали, что не позволяет исключить нормальных процессов.

    Почему иногда в текстах, содержащих ссылки на пресвитеров, упоминаются и другие братья? В тех вопросах, которые касаются судьбоносных решений, например, связанных с выбором служителей, сбором пожертвований или определением богословской идентичности, участие всей церкви необходимо (ср. Деян. 6:1-7)[77]. Более того, согласно Деяниям, пресвитеры выступают в качестве официально признанных представителей церкви.

    Могут ли другие люди (не пресвитеры) обладать дарами наставления или управления? Новый Завет допускает, что отдельные люди могут иметь дар учительства или управления (Рим. 12:6-8). Не следует ли их включать в совет пресвитеров? Нет, поскольку для духовного руководства церковью необходимо сочетание духовно зрелого характера, способности учить и умения управлять. Если же у человека все это есть, то он подходит в кандидаты на пресвитерское служение.

    Могут ли дьяконы входить в совет пресвитеров? Нет, поскольку от них не ожидается способность учить и умение управлять. Если же им дано все это и они имеют добрую репутацию, то они подходят в кандидаты на пресвитерское служение. В противном случае, дьяконов нужно рассматривать как помощников пресвитеров и организовывать их служение под пресвитерами.

    Может ли женщина быть пресвитером или членом совета пресвитеров? Новый Завет запрещает женщинам оба вида деятельности в смешанной аудитории, необходимой для пресвитерского служения. Им не позволено учить и руководить: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем» (1 Тим. 2:11-15; ср. 1 Кор. 14:33-36). Нельзя не отметить, что в 1 Тимофею данный запрет непосредственно предшествует списку требований, предъявляемых к епископу-пресвитеру[78].

    Обязательно ли пресвитеры должны находиться на полной занятости в церкви? Нет, поскольку пресвитеры могут быть вовлечены в служение в разной степени и церкви может обладать разными возможностями. Поэтому в совете пресвитеров возможно сочетание освобожденных от иной работы, частично освобожденных и неосвобожденных служителей[79].

    Что делать, если не хватает пресвитеров? По совету Иисуса Христа нужно молить Господина жатвы, чтобы Он выслал делателей (Матф. 9:35-38). Господь может привести ко спасению нужных людей или взрастить уже имеющихся. Более того, необходимо воспитывать молодое поколение служителей в Слове Божьем, чтобы в свое время появились люди, готовые посвятить себя пресвитерскому служению. Подготовка служителей должна стать для церкви Христовой одним из важнейших приоритетов.

    Могут ли кандидаты на пресвитерское служение участвовать в деятельности совета и на каких условиях? Если человек отвечает библейским требованиям и является кандидатом в пресвитеры, ему полезно присутствовать на совете пресвитеров в течение всего испытательного периода, хотя и без права голоса, пока церковь официально не признает его своим предстоятелем.

    Исключает ли равенство пресвитеров в совете необходимость председателя? Прецедент в Деяниях (например, председательство Иакова в иерусалимской церкви) не только не исключает, но и подчеркивает необходимость такого пресвитера, который был бы первым среди равных, выполняя функции председателя[80].

    Подотчетны ли пресвитеры (или пресвитерский совет) церкви? Будучи представителями и предстоятелями церкви, пресвитеры, во-первых, являются такими же овцами Великого Пастыря, нуждающимися в духовном росте, заботе и обличении (см. 1 Тим. 5:17-18)[81], а во-вторых, действительно подотчетны церкви в решении ключевых вопросов, связанных с определением общей стратегии церкви, выбором служителей и распоряжением финансами (см. Деян. 6:1-7; 11:27-30; 15:22).

    Какую роль играют жены пресвитеров? В отличие от жен дьяконов, требования к женам пресвитеров в 1 Тимофея 3 не приводятся. Это связано с тем, что жены пресвитеров не могут участвовать вместе с ними в служении наставления и руководства. Однако жены могут наставлять других женщин и заниматься семьей, показывая образец христианской жизни и семьи (см. Тит. 2:3-5).

    Как функционирует совет пресвитеров? Решения должны приниматься совместно на основании Слова Божьего. О том, как проводить встречи совета, можно прочитать в книге Александра Строка «Собрания старейшин»[82].

    На каком основании пресвитер выводится из совета? Поводом для вывода пресвитера из совета является дисквалифицирующий грех (см. 1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:5-9; ср. также 1 Тим. 5:19)[83] или призвание на другое служение.

     

     Заключение

    Пресвитерское служение очень ответственно. Оно требует многого от человека, который призван Господом совершать его. В связи с этим важно помнить о двух истинах, которые проистекают из Ефесянам 4:11-12 и которым нужно учить общину: «11 И Он поставил одних апостолами, других – пророков, иных – евангелистами, иных – пасторами и учителями 12 к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12).

    Во-первых, пресвитеров нужно воспринимать как дар Божий церкви, а поэтому уважать их и подчиняться им, как написано (1 Фес. 5:11-12; 1 Тим. 5:17 Евр. 13:17). Апостол Павел утверждает, что Иисус Христос дал пастырей и учителей церкви[84]. Так, «пресвитеры – это помощники Христа в церкви, они заботятся о Его пастве»[85]. Учитывая серьезность возложенной на них ответственности, им не справиться без постоянной молитвенной поддержки со стороны всей общины.

    Во-вторых, пресвитерам нужно помогать в служении церкви, ясно сознавая, что их задача заключается не в том, чтобы делать все самим, а в том, чтобы снарядить на служение святых, которые и будут его совершать, как написано: «…к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Иначе говоря, следует держаться подальше от такого представления: «Они служители, вот пусть и служат». Каждый христианин – служитель, только каждый – на своем месте в Теле Христовом!

     


    Библиография

     

    Гандри, Роберт. Обзор Нового Завета / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2006.

    Гатри, Дональд. Введение в Новый Завет / Пер. с англ. Одесса: Одесская богословская семинария, 2005.

    Грудем, Уэйн. Систематическое богословие: введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2004.

    Девер, Марк, и Пол Александер. Продуманное созидание церкви: Служение, основанное на Евангелии / Пер. с англ. Минск: СЕО, 2009.

    Левинская, Ирина А. Деяния апостолов. Главы 9–28: Историко-филологический комментарий. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.

    МакАртур, Джон. Пастыреология: Генеральный план для церковного руководства / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2003.

    Риине, Джерами. Руководители церкви: Как пасти Божий народ в духе Иисуса / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2017.

    Строк, Александр. Руководство церковью: библейские принципы / Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: Шандал, 2004.

    Строк, Александр. Собрания старейшин / Пер. с англ. СПб.: Шандал, 2005.

    Уитмер, Тимоти З. Пастырь-руководитель: Как достичь успеха в пастырском служении вашей церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2016.

    Уоллас, Даниел Б. Углубленный курс грамматики греческого языка: Экзегетический синтаксис Нового Завета / Пер. с англ. Новосибирск: Новосибирская библейская богословская семинария, 2010.

    Эриксон, Миллард. Христианское богословие / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2002.

    Arndt, W., F. W. Danker, and W. Bauer. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd edition. Chicago: University of Chicago Press, 2000.

    Bruce, F. F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduction and Commentary. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1975. P. 150-154.

    Carson, D. A., и Douglas J. Moo. An Introduction to the New Testament. – 2-е изд. Grand Rapids: Zondervan, 2005.

    Coenen, L. Bishop, Presbyter, Elder. NIDNTT. Edited by Colin Brown. Grand Rapids: Zondervan, 1986. Vol. 1. P. 188–201.

    Dunlop, Jamie. Deacons: Shock-Absorbers and Servants. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/deacons-shock-absorbers-and-servants/ (дата обращения: 18.05.2018).

    Hiebert, D. Edmond. An Introduction to the New Testament: В 3 т. Waynesboro, GA: Gabriel Publishing, 2003.

    Mounce, William D. Pastoral Epistles. WBC. Edited by Bruce M. Metzger. Nashville: Thomas Nelson, 2000.

    Newton, Phil. Moving from a Deacon-Led to an Elder-Led Church. 9Marks Journal. May–June 2010. https://www.9marks.org/article/moving-deacon-led-elder-led-church/ (дата обращения: 18.05.2018).

     

    [1] Семинар был произнесен на Ежегодной конференции проповедников в Самаре, посвященной теме: «Портрет служителя» (24–26 мая 2019).

    [2] Ринне. Руководители церкви. С. 141.

    [3] См. краткий обзор в Грудем. Систематическое богословие. С. 1042–1058; Эриксон. Христианское богословие. С. 904–916.

    [4] Строк. Руководство церковью. С. 20.

    [5] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 17; Грудем. Систематическое богословие. С. 1031; Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 127–128; Строк. Руководство церковью. С. 160–162.

    [6] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 99.

    [7] См. EDG. V. 2. P. 1232.

    [8] См. BDAG. P. 861–862; ср. также EDG. V. 2. P. 1232; Coenen. Bishop. V. 1. P. 193; Левинская. Деяния апостолов 9–28. С. 160.

    [9] Louw-Nida. V. 1. P. 541 [53.77]; ср. Coenen. Bishop. V. 1. P. 194.

    [10] См. BDAG. P. 959–960; LN. V. 1. P. 542 [53.78].

    [11] См. BDAG. P. 861; contra Coenen. Bishop. V. 1. P. 197.

    [12] LN. V. 1. P. 133 [11.84].

    [13] В данном тексте обращает на себя внимание сочетание терминов ἐπὶ τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον, как и в 1 Пет. 5:1-4.

    [14] BDAG. P. 379.

    [15] BDAG. P. 379; ср. EDG. V. 2. P. 1347; Coenen. Bishop. V. 1. P. 191.

    [16] BDAG. P. 379.

    [17] BDAG. P. 379.

    [18] См. BDAG. P. 843.

    [19] При этом в расчет не берется глава 10 Евангелия от Иоанна, где Иисус сравнивается с пастухом овец. См. 1 Пет. 5:4, где использует термин ἀρχιποίμενος для описания служения Иисуса Христа.

    [20] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 54.

    [21] BDAG. P. 842.

    [22] Особое внимание стоит обратить на производные глаголов ἡγέομαι и προΐστημι (см. BDAG. P. 434, 870).

    [23] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 83–84.

    [24] Ср. Левинская. Деяния апостолов 9–28. С. 160.

    [25] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 234.

    [26] Все ученики являются подлежащим глагола «сделали» [ἐποίησαν] и, соответственно, логическим подлежащим деепричастия «послав» [причастия ἀποστείλαντες].

    [27] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 240.

    [28] См. множественное число τοὺς πρεσβυτέρους.

    [29] По всей видимости, церкви Южной Галатии были преимущественно языческими по этническому составу, хотя в них была и иудейская прослойка (см. Гал. 4:8-9; 5:19-21; ср. Деян. 13:16, 26, 43, 50) [ср. Hiebert. Introduction. V. 2. P. 72; Carson and Moo. An Introduction. P. 465].

    [30] Очевидно, что Варнава и Савл – это главные действующие лица основных глаголов и причастий в стихе 23. По поводу значения глагола χειροτονέω, которое больше указывает на назначение, нежели на особый обряд рукоположения, см. BDAG. P. 1083. Ср. также Bruce. The Acts of the Apostles. P. 286; Левинская. Деяния апостолов 9–28. С. 237; Строк. Руководство церковью. С. 102–105.

    [31] Словосочетание κατʼ ἐκκλησίαν имеет распределительное значение и может переводиться «по церквам» или «от церкви к церкви» (см. BDAG. P. 512).

    [32] См. повторение фразы «апостолы и пресвитеры» [οἱ ἀπόστολοι καὶ οἱ πρεσβύτεροι] в Деян. 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4. Видимо, руководство церкви было сформировано по образцу иудейской синагоги (см. Coenen. Bishop. V. 1. P. 199). В иудейском народе коллегиальное управление засвидетельствовано со времен Моисея, получившего мудрый совет Иофора (Исх. 18:13-22). Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 101–102; Левинская. Деяния апостолов 9–28. С. 160.

    [33] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 292.

    [34] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 301.

    [35] Ср. Строк. Руководство церковью. С. 162–171.

    [36] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 376.

    [37] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 380.

    [38] Ср. Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 128.

    [39] См. Гандри. Обзор Нового Завета. С. 300–301.

    [40] См. Bruce. The Acts of the Apostles. P. 393.

    [41] См. Гатри. Введение в Новый Завет. С. 501–502.

    [42] В переводе Кассиана мы находим слова «с возложением рук пресвитеров».

    [43] См. BDAG. P. 861; ср. также Mounce. Pastoral Epistles. P. 262.

    [44] Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 262.

    [45] Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 261.

    [46] См. Гатри. Введение в Новый Завет. С. 501–502.

    [47] См. πρεσβυτέρους и ἐπίσκοπον в стихах 5 и 7.

    [48] Ср. Строк. Руководство церковью. С. 202.

    [49] Говоря «чтобы ты… поставил» [καταστήσῃς], апостол Павел использует глагол καθίστημι, которое означает «передать кому-то авторитетное положение» (BDAG. P. 492). Ср. также Mounce. Pastoral Epistles. P. 387.

    [50] Словосочетание «по всем городам» [κατὰ πόλιν] имеет распределительное значение (см. BDAG. P. 512; ср. также Mounce. Pastoral Epistles. P. 387).

    [51] См. множественное число слова «пресвитеров» (πρεσβυτέρους).

    [52] См. Строк. Руководство церковью. С. 20–21.

    [53] Уэйн Грудем отмечает: «Существует мнение, что в Новом Завете описываются различные формы церковного правления, но обзор текстов показывает, что это неверно. Мы имеем дело с довольно устойчивым принципом, по которому правление осуществляется основной группой из нескольких пресвитеров» (Грудем. Систематическое богословие. С. 1029; курсив – в оригинале).

    [54] Строк. Руководство церковью. С. 120–121.

    [55] Cм. ключевое место термина «непорочный» и его синонимов (ἀνέγκλητος и ἀνεπίλημπτος) в списках требований (см. BDAG. P. 76, 77). Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 116.

    [56] Ринне. Руководители церкви. С. 36; ср. также Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 136.

    [57] Ринне. Руководители церкви. С. 120–121.

    [58] Важно отметить, что несмотря на широко распространившееся мнение о том, что пастыри и учители относятся к одной группе людей «пастырей-учителей», в действительности употребление одного артикля перед двумя существительными во множественном числе не требует такого толкования. Более вероятно, что речь идет не о тождественности этих категорий, а об их тесной связи. Стоит согласиться с Уолласом, который пишет: «Так что Еф. 4:11, похоже, подтверждает, что все пасторы должны быть учителями, хотя не все учителя должны быть пасторами» (Уоллас. Углубленный курс. С. 309).

    [59] Фразы из Титу 1:5-9 переставлены местами ради наглядности.

    [60] Ср. Грудем. Систематическое богословие. С. 1035.

    [61] Ср. Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 128. Однако, как справедливо отмечают Девер и Александр, «пресвитеры нуждаются в диаконах для практического служения, а диаконы нуждаются в пресвитерах для духовного руководства» (там же).

    [62] См. Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 136.

    [63] Ср. Грудем. Систематическое богословие. С. 1033.

    [64] См. Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 90–91.

    [65] Ринне. Руководители церкви. С. 19.

    [66] См. Уитмер. Пастырь-руководитель. С. 102.

    [67] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 55–56.

    [68] См. Строк. Руководство церковью. С. 21.

    [69] См. Строк. Руководство церковью. С. 20; Ринне. Руководители церкви. С. 90–91.

    [70] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 106; Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 129.

    [71] Ср. Dunlop. Deacons. P. 2.

    [72] Ср. Newton. Moving from a Deacon-Led to an Elder-Led Church. P. 2.

    [73] Из контекста 1 Тимофею очевидно, что ефесская церковь столкнулась с множеством проблем именно из-за недостойного руководства. О том же свидетельствуют предостережения апостола Павла, данные в Деяниях 20.

    [74] См. Newton. Moving from a Deacon-Led to an Elder-Led Church. P. 1.

    [75] См. ответы на подобные вопросы в МакАртур. Пастыреология. С. 199–225.

    [76] Ср. Mounce. Pastoral Epistles. P. 387.

    [77] См., например, Строк. Руководство церковью. С. 106.

    [78] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 33. Подробное обсуждение роли женщин в церкви и их отличие от мужчин см. в Грудем. Систематическое богословие. С. 1058–1067; Строк. Руководство церковью. С. 50–79.

    [79] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 41.

    [80] Ср. Строк. Руководство церковью. С. 268–271; Ринне. Руководители церкви. С. 41.

    [81] Ср. Ринне. Руководители церкви. С. 92, 95–96.

    [82] См. Строк. Собрания старейшин / Пер. с англ. СПб.: Шандал, 2005; ср. также Девер и Александер. Продуманное созидание церкви. С. 173–197.

    [83] См. Строк. Руководство церковью. С. 216–218.

    [84] Апостол Павел использует глагол «дал» [ἔδωκεν], а не просто «поставил».

    [85] Ринне. Руководители церкви. С. 14.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя