Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Действительно ли женщины должны молчать в церкви?

    Время показывает, что толкование 1 Коринфянам 14:34–35 вызывает немалые споры. Причина этого во многом связана с тем, что этот текст противоречит современной чувствительности к равенству полов. Павел пишет:

    Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в церкви да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви (1 Кор. 14:33б–35).

    Что происходит в этих стихах? Действительно ли Павел имеет в виду, что женщины никогда ничего не должны говорить на богослужении? Именно так некоторые на протяжении многих лет понимали эти стихи, но мне кажется, что это неверно. Почему? Для начала, это привело бы к безнадежному противоречию с тем, что Павел говорит в 1 Коринфянам 11:5, где упоминается жена, «молящаяся или пророчествующая» в церкви. Павел не упрекает жен за молитвы и пророчества в церкви. Напротив, он объясняет, как это правильно делать! Чтобы они могли говорить и в то же время проявлять уважение к руководству церкви, состоящему из мужчин.

    Пророчествующие в собрании женщины вполне соответствовали тому, что, как сказал апостол Петр, было признаком новозаветного дара Святого Духа, обещанного во 2-й главе Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…» (Деян. 2:17). Кто будет пророчествовать? Сыны и дочери.

    Поэтому если вы будете считать 34-й стих абсолютным запретом женщинам вообще говорить на богослужении, то ваше толкование 14-й главы будет противоречить 11-й главе. А этого не может быть, потому что Бог не может противоречить Сам Себе.

    Это кажущееся противоречие подтолкнуло некоторых толкователей к предположению, что стихи 14:34–35 были написаны не Павлом. Они утверждают, что какой-нибудь писец уже после Павла вставил эти стихи в послание Павла. Единственная проблема этой точки зрения в том, что во всех до одной греческих рукописях 1 Коринфянам, которые у нас есть, содержатся эти стихи. Хотя есть несколько рукописей, в которых эти стихи стоят после 40-го стиха, это еще не значит, что стихи 34–35 не принадлежат Павлу. Это значит, что некоторые писцы пытались сохранить ход рассуждения Павла о пророчествах, переместив эти два стиха в конец. В этом они были неправы, но мы будем еще более неправы, если совсем выбросим их из текста.

    Нет, эти стихи были написаны Павлом. Означает ли это, что они противоречат написанному в 11-й главе? Нет. Если читать эти стихи в контексте, будет понятно, что здесь имеется в виду. Павел повелевает женщинам молчать в определенной ситуации: во время рассуждения о пророчествах. Вспомните, что Павел только что сказал в 29-м и 32-м стихах:

    И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. <…> И духи пророческие послушны пророкам (1 Кор. 14:29, 32).

    Ожидается, что пророки будут не только пророчествовать, но и оценивать другие пророчества, чтобы понять, истинны ли они. Почему? Потому что духи пророческие послушны пророкам. Пророк должен подчиняться оценке других пророков.

    Но здесь может возникнуть проблема. Что произойдет, если муж пророчествует, и при этом его жена также пророчица? Должен ли муж быть послушен своей жене во время рассуждения о пророчестве? Следует ли мужу и жене временно отказаться от мужского главенства на время богослужения? На этот вопрос Павел ясно отвечает: нет.

    Павел не желает, чтобы на общем богослужении что-нибудь нарушало принцип главенства, которому он так старательно увещал их следовать в 1 Коринфянам 11:2–16. По этой причине в данном контексте он предписывает женщинам воздержаться от суждения о пророчествах. Он не требует от женщин абсолютного молчания. На самом деле он ожидает, что они будут молиться и пророчествовать. Однако он повелевает им молчать во время рассуждения о пророчествах. Женщины должны так делать из почтительного отношения к мужскому руководству церкви.

    Обратите внимание, что объяснение в 34-м стихе указывает, что это связано с главенством: «…ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении…» Здесь «подчинение» — перевод того же греческого слова, что и в 32-м стихе. Жена не может быть в подчинении своему мужу и в то же время ожидать, что муж подчинится ее суждениям о его пророчестве. Чтобы избежать этого конфликта, Павел говорит, что жены могут пророчествовать, но не могут участвовать в рассуждениях о пророчествах[1]. В таком случае рассуждение о пророчествах равнозначно учительству, что Павел категорически запрещает в 1 Тимофею 2:12.

    Затем Павел пишет:

    Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви (1 Кор. 14:35).

    Если у женщины есть вопрос о пророчестве, ей следует отложить все обсуждения до личной беседы со своим мужем. Она не должна задавать вопросы или высказывать возражения во время богослужения. Почему? Потому что для нее неприлично «говорить» что-либо, в чем может подразумеваться свержение мужского руководства. Слово, переведенное как «неприлично», еще один раз употребляется в 1 Коринфянам 11:6, где Павел опять говорит о возможном подрыве мужского руководства.

    Опять же, Павел не против того, чтобы женщины вообще говорили. Он признает, что они молятся вслух и пророчествуют в собрании (1 Кор. 11:5). Он просто не желает, чтобы они оценивали пророчества в собрании, потому что это нарушило бы принцип главенства.

    Если это толкование верно, тогда есть как минимум два следствия, на которые нам следует обращать внимание во время богослужений в наших общинах. Во-первых, мы выходим за пределы примеров Писания, если запрещаем то, что Павел явно разрешает: чтобы женщины молились и говорили из Божьего откровения во время богослужения. Вообще-то, я цессационист, то есть я не считаю, что пророчества до сих пор продолжаются в церкви Христовой[2]. Впрочем, Божье откровение все же присутствует на наших богослужениях через Писание. В наши дни читать вслух Божье откровение из Писания стоит на том же уровне, что пророчествовать Божье откровение в дни апостола Павла. Согласно Библии, то, что женщины читают Писание и молятся вслух на собрании Божьего народа, вполне согласуется с наставлениями Павла. И то, и другое можно сделать так, чтобы проявить почтение к принципу главенства (см. 1 Кор. 11:2–16).

    Во-вторых, если женщины учат или руководят на богослужении, это нарушает принцип главенства. Учить — значит объяснять и применять ранее данное откровение. Рассуждение о пророчествах подразумевало суждения, по сути равнозначные учению. Поэтому Павел и не желает, чтобы женщины обсуждали пророчества в собрании. Это все равно что позволить им учить или руководить, что ясно запрещено в 1 Тимофею 2:12: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

    Павел приводит еще один довод, который стоит прокомментировать:

    Разве от вас вышло Слово Божье? Или вас одних достигло? (1 Кор. 14:36)

    Заметьте, что Павел начинает свое повеление с упоминания, что так бывает «во всех церквах» (ст. 33б). Какое отношение это имеет к данному вопросу? Слово Божье написано не принадлежит лишь одной церкви. Слово Божье не возникло в Коринфе, и не только до них оно достигло. Оно есть во всех церквях. Коринфяне должны обратить внимание на то, как Дух Божий действует во всех церквях. Если все церкви от Духа слышат одно, а коринфяне поступают иначе, скорее всего, именно у коринфян что-то не так, а не у всех остальных. Все остальные придерживаются мужского руководства. И коринфяне тоже должны. Павел пишет об этом в 1 Коринфянам 11:16: «Мы не имеем такого обычая, ни церкви Божьи».

    Апостол Павел желает подчеркнуть, что его учение о мужском руководстве — это не то, что некоторым подходит, а другим не подходит. Нет, это часть Божьего замысла при сотворении и образец, которому должны следовать все церкви. Стих 36 подтверждает, что Слово Божье не принадлежит исключительно коринфской церкви. Слово Божье дошло до них и до всех остальных церквей. Если это так, то коринфяне должны уважать принцип мужского руководства, как и все другие церкви.

    Люди пытаются разными способами подавить учение Павла о главенстве. Некоторые говорят, что «глава» на самом деле не означает власть. Другие говорят, что эти стихи на самом деле написаны не Павлом. Третьи отвергают «главенство», как «белое» богословие или еще какую-нибудь культурную особенность. Все это ерунда. Павел говорит, что принцип главенства признают во всех его церквях. И в наших должно быть так же.

    [1] См.: Carson. D. A. Silent in the Churches // Recovering Biblical Manhood and Womanhood / ed. by John Piper and Wayne Grudem. Wheaton, IL: Crossway, 1991. P. 133–147.

    [2] Мои доводы в пользу цессационизма см.: Burk D. Are prophecy and tongues still for today? // Denny Burk. Updated: 22.10.2018. URL: https://www.dennyburk.com/are-prophecy-and-tongues-still-for-today/ (accessed 27.01.2020).


    Источник: Burk D. Must women really keep silent in the churches? // CBMW.ORG : The Council on Biblical Manhood and Womanhood. Updated: 11.04.2019. URL: https://cbmw.org/topics/complementarianism/must-women-really-keep-silent-in-the-churches/ (accessed: 09.06.2019).

    View PDF

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя