Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 3: безусловное избрание

    Давайте продолжим серию, посвященную учению, называемому «доктрины благодати» или кальвинизм, с целью разобраться в том, что оно собой представляет, насколько оно соответствует Священному Писанию и к каким практическим последствиям оно ведет. На мой взгляд, одним из самых больших недостатков современной библейской и богословской дискуссии на постсоветском христианском пространстве является, среди прочего, неверное преподнесение взглядов и аргументов стороны, с которой мы не согласны и которую мы критикуем. Как непреднамеренное, так и умышленное искажение взглядов и доводов своего оппонента не только не убеждает его в правдивости вашей точки зрения, но, наоборот, лишает ваши аргументы убедительности и дискредитирует защищаемую вами позицию. Таким образом, мы должны быть всегда последовательными и тщательными как в презентации своих взглядов, так и в критике мнений, которые кажутся нам ошибочными.

    Сделав эту короткую, но важную оговорку, мы перейдем ко второму пункту, который принято называть безусловным избранием.

    Никто не может отрицать того, что Библия учит тому, что Бог избирает людей ко спасению (несмотря на то, что некоторые, к примеру, автор книги «Какая же это любовь» Дэйв Хант, все же утверждают, что избрание в Писании никогда не относится ко спасению). Во 2 Фес. 2:13 Павел пишет: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». Это не единственное место в Библии, которое говорит об избрании, и мы будем ещё касаться других отрывков. Но вначале я лишь хотел бы отметить то, что Божье избрание – библейское учение, которое должны изучать и понимать христиане.

    Итак, как мы видим, вопрос стоит не в том, учит ли Библия избранию, а в том, что представляет собой избрание согласно Слову Божьему и как оно происходит. Как мы уже отметили раньше, Божественный суверенитет включает в себя учение о Божьем предвечном определении, согласно которому: «Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому изволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти» (ВИВ, 3.1). Это подразумевает, как однажды об этом высказался Роберт Спроул:

    «во всей вселенной нет ни одной молекулы, неподвластной Божьему контролю, если бы это было так, тогда у нас не оставалось бы никаких гарантий осуществления Божьих обетований. Это значит, что избрание ко спасению также подчинено Божьему суверенитету и осуществлено до начала времени».

    Далее, в прошлый раз мы говорили о полной испорченности человечества, которая означает полную неспособность сделать что-либо собственными силами, чтобы получить спасение. Таким образом, по логике вещей избрание должно быть безусловным, то есть не быть основанным ни на чём в самом человеке. Как сказано в ВИВ 3.5:

    «Бог избрал людей исключительно по Своему милосердию и любви, а не потому, что предвидел в них веру, или добрые дела, или стойкость в вере и упорство в добрых делах, или что-нибудь иное. Ни условий, ни причин, побуждавших Бога избрать этих людей, не было; все было сделано только лишь во в похвалу славы Своей благодати».

    Это очень ясно видно в 9-й главе послания к Римлянам, в которой Павел объясняет причину того, что не все иудеи принимают Мессию. Он иллюстрирует идею Божьего суверенного выбора на примере Иакова и Исава, чтобы показать, что «изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего» (ст. 11-12). В 1-й главе Ефесянам Павел также говорит об избрании верующих не на основании их предвиденных заслуг или свободного волеизъявления, но по одной простой причине: «в похвалу славы благодати Своей» (1:6; ср. 1:12, 14).

    Павел говорит об этом насколько однозначно и недвусмысленно в 9-й главе Римлянам, что это вызывает, даже в воображении самого апостола, возражения о Божьей справедливости. Если Бог избирает человека безусловно, и от него ничего не зависит, разве Бог не поступает с людьми несправедливо? К сожалению, думающие подобным образом упускают из вида полную картину происходящего. Как правило, в их представлении суровый и безучастный Бог кальвинизма закрывает двери рая пред носом жаждущих оказаться в нем людей. В итоге множество людей по независящим от них причинам обречены на вечное осуждение. Однако Павел уже показал, что «никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:11-12). То есть, оставленные в своём естественном положении люди, не только не желают угождать Богу, они, напротив, являются врагами Бога (Рим. 5:10). Таким образом, если мы апеллируем к справедливости, мы требуем полного и безоговорочного уничтожения всей человеческой расы. Ведь в том, что Бог посылает людей в ад, нет ничего несправедливого. Отсюда, когда мы читаем в 9-й главе «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» нас должно удивлять не «Исава возненавидел», а «Иакова Я возлюбил»! Следовательно, мы нуждаемся не в справедливости, а в милости. Никто не вправе требовать Божьей милости, потому что, как говорит Павел: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».

    Ещё один вопрос, который возникает от прочтения 9-й главы Римлянам, – это вопрос двойного предопределения. Учит ли этот текст тому, что Бог одних предопределяет ко спасению, а других к осуждению? Конечно же, этот вопрос заслуживает отдельной дискуссии, но мне кажется, что Спроул хорошо ответил на него на одной из конференций служения Ligonier. Он сказал следующее:

    «Поэтому позволь мне дать тебе моё краткое определение двойного предопределения: двойное предопределение в истории реформатской мысли подразумевает, что в Божественном суверенном предопределении есть две стороны. Избрание и осуждение. Поэтому, двойное предопределение учит тому, что Бог по Своей суверенной благодати спасает Своих избранных, а те, кто не входит в число избранных, входят в число осужденных, тех, кто не будет спасен. Итак, если ты веришь в Божественное избрание, и ты веришь в предопределение, иначе говоря, если ты, конечно, не универсалист, ты должен верить в двойное предопределение, в то, что оно имеет две стороны. Не каждый является избранным. И те, кто не избран, отличаются от тех, кто избран. Ясно? Однако, важно заметить, что, когда люди обычно говорят о двойном предопределении, они вкладывают в этот термин определенное представление об избрании, которое с исторической точки зрения называется симметрическим взглядом на избрание или по-другому, и, стоит отметить, неправильно, тождественной предельностью. Согласно симметрическому взгляду на избрание в случае с избранными Бог вмешивается в их жизнь и создаёт веру в их сердце посредством сверхъестественной силы возрождения, произведенного Богом Духом Святым. С другой стороны, в случае с осужденными, Бог также вмешивается в их жизнь, чтобы ожесточить их сердце, чтобы создать, своего рода, свежее зло в их душах, чтобы обеспечить то, что они не покаются и не уверуют. Такой взгляд тождественной предельности или того, что можно назвать равно активным действием в обоих случаях: Бог активно вмешивается в жизнь избранных, и Бог активно вмешивается в жизнь осужденных, –  несовместим с ортодоксальным кальвинизмом. Это не то, чему с исторической точки зрения учит реформатское богословие в вопросе двойного предопределения. Напротив, предопределение является асимметричным. Оно, с одной стороны активное, а с другой пассивное. Бог активно вмешивается в жизнь избранных и даёт им милость, которую они не заслуживают, и позволяет оставшемуся испорченному грехом человечеству делать, что им заблагорассудится. Он не склоняет их к неверию. Таким образом, одна группа получает благодать, а вторая группа – справедливость. Ни с кем не поступают несправедливо. Ясно? Вот, в двух словах, что мы имеем в виду, когда говорим о двойном предопределении».

    Интересно заметить, что сторонников учения о Божьем безусловном избрании и предвечном предопределении нередко обвиняют в том, что эти взгляды угашают миссионерский пыл и являются существенным препятствием для благовестия. На мой взгляд, все с точностью до наоборот. Помимо того, что учение изложено величайшим миссионером и благовестником в истории церкви, апостолом Павлом, для которого оно, очевидно, не было препятствием, но, как кажется, напротив, было ободрением (2 Тим. 2:10), учение о безусловном избрании, по сути, говорит благовестнику: «твоя роль верно преподнести Евангелие и предоставить результаты Богу». В Ин. 10:27 Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». Наша задача позволить людям услышать голос Иисуса, а Его овцы откликнутся на голос своего Доброго Пастыря. В противном случае вечная судьба грешника зависит от убедительности благовествующего и сговорчивости слушающего, что в действительности является устрашающей перспективой, а также означает, как заметил Лютер в своих дебатах с Эразмом «Дело дойдет до того, что люди окажутся спасены или осуждены без ведома Бога, Который не предопределяет точным Своим избранием, кому надлежит быть спасенным, а кому осужденным, но, презрев общую для всех кротость в терпении и ожесточении, забыв милосердие свое в обвинении и каре, Он предоставит самим людям спасаться или осуждаться по собственному желанию, а сам тем временем отправится, может быть, пировать к эфиопам, как говорит об этом Гомер. Такого Бога, который спит и дозволяет кому угодно пользоваться своей добротой или осуждением и злоупотреблять ими, рисует нам Аристотель».

    Вместо этого, мы имеем дело с суверенным, справедливым и милостивым Богом, который имеет полное право «показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели», а с другой «явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе».


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

     

    Источник: https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-023-kalvinizm-bezuslovnoe-izbranie/

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя