Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Во что верят кальвинисты? Часть 2: абсолютная испорченность - Лелиовский, Николай - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Во что верят кальвинисты? Часть 2: абсолютная испорченность

    Аудио

    В прошлой статье мы обозначили исходные предпосылки кальвинизма и посмотрели на то, что Библия говорит о Божественном суверенитете и свободной воле человека. Сегодня мы перейдем к обсуждению пяти пунктов кальвинизма: тезисов которые были сформулированы через много лет после Реформации для обобщения её богословской сути. Пять пунктов звучат так:

    • Полная испорченность
    • Безусловное избрание
    • Ограниченное искупление
    • Непреодолимая благодать
    • Стойкость святых

    В данной статье мы поговорим о первом пункте: полная испорченность. Давайте начнем с определения: Полная испорченность говорит о том, что грех испортил все аспекты и области природы человека целиком и полностью. Результатом полной испорченности является то, что человек отчужден от Бога и совершенно не способен сделать ничего собственными силами, чтобы получить спасение.

    «Доктрина о полной испорченности, согласно которой люди мертвы во грехе, не означает что все люди одинаково плохие, или что каждый настолько греховен насколько это возможно, или что каждый человек в равной степени лишен какой-либо добродетели, или то, что человеческая природа сама по себе является чем-то злым, или то, что человек является духовно бездейственным, а также речь не идет о смертности тела. Она означает то, что со времени грехопадения человечество находится под проклятием греха, оно руководствуется неправильными принципами, а также то, что человек совершенно не способен любить Бога или сделать что-либо, чтобы получить спасение» (Loraine Boettner, The Reformed Doctrine of Predestination [Philadelphia: P&R, 1963], 61).

    Быт. 6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».

    Иер. 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»

    Рим. 3:10-12 «как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».

    Рим. 8:5-8 «Ибо те, кто по плоти помышляют о плотском, а по духу — о духовном. Ибо помышление плоти — смерть, а помышление духа — жизнь и мир, потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может. Те же, кто во плоти, Богу угодить не могут».

    Ин. 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

    Причиной такого положения дел является первородный грех. Вследствие грехопадения Адама каждый человек имеет первородный или унаследованный грех (как его предпочитает называть Уэйн Грудем). Когда Адам согрешил – мы все согрешили.

    Таким образом, мы грешники не потому, что мы грешим, мы грешим потому, что являемся грешниками от рождения.

    Богословы отмечают два важных последствия унаследованного греха:

    1. унаследованный грех означает унаследованную вину; мы признаны виновными пред Богом;
    2. унаследованный грех означает унаследованную испорченность, то есть из-за греха Адама наша природа грехов­на, другими словами, мы являемся рабами греха.

    Как Павел написал в Римлянам: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (5:12). «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений» (5:16). Об этом также сказано в Ефесянам 2:1-5: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены».

    Важно понимать, что «мертвый» не означает духовно неактивный. «Мертвый» – означает полностью отчужденный от Бога и неспособный своими силами откликнуться на Его спасительный призыв.

    В истории церкви вопрос способности человека самостоятельно откликнуться на Божественный призыв поднимался во время споров между Августином и Пелагием, и несмотря на то, что церковь осудила учение Пелагия на Вселенском соборе в Ефесе в 431 г., полупелагианство Иоанна Кассиана стало доминировать в христианском богословии, несмотря на то, что оно было осуждено на Оранжском Синоде в 529 г. По сути, это учение сводилось к тому, что (1) человеческая и Божественная воли могут сотрудничать для спасения; (2) воля каждого человека ослаблена грехом, но не полностью испорчена.

    Этот вопрос вновь стал во главу угла в период Реформации, в частности, он был предметом первых письменных дебатов Реформации между Эразмом и Лютером.

    Яков Арминий, от которого получило своё название арминианское богословие, в некотором смысле соглашался с библейским учением об абсолютной испорченности, «мертвости» человека во грехе, (хотя в своем представлении о первородном грехе Арминий отвергал вменение вины за грех), но в то же время предложил доктрину предваряющей благодати, согласно которой вследствие греха Адама Бог дал человечеству посредством этой особенной предваряющей благодати способность принять или отвергнуть спасительный призыв, в сущности нейтрализовав последствия унаследованного греха в отношении человеческой воли, сделав его склонным к греху, но все же способным сотрудничать с Богом в деле спасения и уверовать в Евангелие. Доктрину о предваряющей благодати также исповедовал и активно распространял Джон Уэсли. Арминианство, таким образом, рассматривает веру как действие невозрождённого человека, в то время как реформатское богословие рассматривает веру как следствие или результат возрождения. Таким образом, верно будет заключить, что несмотря на то, что Арминиане могут много говорить об абсолютной испорченности и полной неспособности человека откликнуться на Божий спасительный призыв самостоятельно (как это делали Уэсли и Арминий), их взгляд, по сути, превращает библейское учение о полной испорченности человека лишь в гипотетическую ситуацию ввиду того, что предваряющая благодать обратила вспять неспособность человека уверовать вследствие унаследованного греха, восстановила его свободную волю, хоть и ослабленную грехом, и наделила его способностью сотрудничать с Богом в деле своего спасения.

    У этой точки зрения есть одна серьезная проблема, учение о предваряющей благодати совершенно отсутствует в Библии. Библия нигде не говорит о существовании чего-то даже отдаленно похожего на предваряющую благодать. Конечно же, арминиане пытаются использовать некоторые стихи из Библии, утверждая, будто бы они учат этому, но даже поверхностное изучение этих стихов в их контексте полностью опровергает какие-либо претензии на существование учения о предваряющей благодати в Библии. Самыми распространенными отрывками являются Иоанна 1:9 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Однако как ближайший контекст, так и сравнение с Иоанна 3:19-21 указывает на то, что свет просвещения здесь стоит понимать не как действие предваряющей благодати, но как судебное разоблачение подлинного состояния человеческого сердца. Еще один отрывок Иоанна 12:32: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Однако здесь также не может идти речи о предваряющей благодати, так как это лишает людей в ВЗ её действия. В контексте очевидно, что речь идет обо всех людях без различия на иудеев и Еллинов, а не всех в отдельности и без исключения, так как эти слова сказаны Еллинам, которые просили Филиппа видеть Иисуса.

    Еще одно место это Титу 2:11 «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Можно ли на основании этого утверждения заявлять о том, что Бог наделяет каждого человека предваряющей благодатью, обращающей вспять неспособность человека уверовать и наделяющей его способностью сотрудничать с Богом в деле своего спасения? Не думаю. Особенно если мы продолжим читать этот отрывок, «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (2:12). Как обычно контекст помогает нам конкретизировать значение слова «спасительная благодать» и «всех человеков».

    Ещё одним важным эпизодом в развитии учения об этом вопросе была полемика Джонатана Эдвардса, но о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз.

    Итак, какие выводы нам следует сделать в отношении первого пункта – полной испорченности человека?

    Полная (или радикальная, как её предпочитает называть Р. Ч. Спроул) испорченность, абсолютная неспособность угодить Богу: «мертвы во грехах» является основанием для учения о спасении только по благодати. Только полная неспособность подразумевает достаточность благодати.

    Вот почему Лютер назвал вопрос способности человека откликнуться на Божью спасительную благодать, ключевым вопросом всей Реформации. Вот почему кальвинизм принято считать доктринами Божьей благодати.


    Автор: Николай Лелиовский (MABS, The Master’s University; Th.M.,  European Bible Training Center) – несет служение в «Библейской церкви благодати» (г. Киев), является ведущим подкаста «Содружеств служителей» (pastor.org.ua) и преподавателем герменевтики и библейской экспозиции в «Библейской семинарии благодати» (г. Киев) (gbs.org.ua).

     

    Источник:  https://pastor.org.ua/podcasts/podkast-022-kalvinizm-polnaya-isporchennost/

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя