Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /nfs/c12/h02/mnt/223106/domains/propovedi.ru/html/wp-content/themes/resourcesforrussia/functions.php on line 1547
Без Святого Духа нет заместительного искупления   - Эллисон, Грег - Проповеди
Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Без Святого Духа нет заместительного искупления  

    Когда христиане думают об искуплении, то их внимание приковано к Иисусу Христу распятому. И это правильно. Но в равной степени правильно и то, что Бог Сын не единственная личность Троицы, вовлеченная в дело искупления человека от греха.

    Конечно, мы можем думать и о деяниях Бога Отца в смерти Его Сына. В конечном итоге по причине того, что Иисус был оставлен на кресте Отцом, мы и можем прочесть об Его отчаянном вопле: «Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?» (Марка 15:35, перекликается с Пс. 21:1). Затем, совершая последний вздох, Иисус громко воззвал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой!» (Лук. 23:46). Задыхаясь, Иисус произносит эти слова, и они подчеркивают роль Бога Отца в искуплении.

    Менее очевидна роль Духа Святого. В целом это правда, поскольку богословие в настоящее время старается исправить то скудное внимание, которое уделяется Духу Святому и Его роли в сотворении мира, спасении и сохранности святых. И, возможно, действие Святого Духа находится в наибольшем пренебрежении по отношению к Его роли в искуплении. Это подводит нас к нашей теме с расстановкой двух акцентов: (1) роль Духа Святого (2) в заместительном искуплении.

    Второй акцент был выбран по причине того, что в настоящее время возрастает количество нападок на доктрину заместительного искупления (Green and BakerWeaverBoersmaHeimBaker). Другие же утверждают, что замещение находится в центре идеи искупления (Пакер, 2 гл.). Как бы то ни было, прежде чем мы углубимся, стоит начать с определения.

    Определение заместительного искупления

    Заместительное искупление – это истолкование или объяснение того, что было достигнуто благодаря крестной смерти Христа. Как я уже писал в другом месте, главные положения этой концепции в следующем:

    1. Базовым положением искупления является святость Бога, Который по причине Своей абсолютной святости ненавидит и наказывает грех.
    2. Возмездие за грех должно быть совершено.
    3. Люди не могут заплатить цену (принять возмездие) за грех и при этом остаться в живых, потому что возмездие за грех – смерть.
    4. Только Бог может заплатить цену за грех (принять возмездие), но для этого Он должен облечься в человеческую природу, чтобы заплатить за человечество.
    5. Иисус Христос, Богочеловек, Своей смертью искупил людей от грехов.
    6. Таким образом должно было быть достигнуто искупление (“теория замещения”).

    Это определение справедливо выделяет центральную роль Бога Сына, но к нему есть многое, что можно добавить, потому что Бог Сын никогда не действует в одиночку.

    Неделимые действия и Святая Троица

    Так как Бог Триедин, действия второй личности Троицы никогда не осуществляются изолированно от действий первой и третьей личностей. Традиционно это называется учением о неделимости действий. Это означает, что в каждом божественном акте Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой действуют неразделимо, единой волей и единой силой. Например, в божественном акте сотворения Бог Отец творил мир посредством Слова (Иоан. 1:3) – при посредничестве Бога Сына – в то время как Бог Дух Святой носился над первоначальным хаосом (Быт.1:2).

    Аналогичным образом и здесь, в божественном акте искупления три личности Божества действовали неразделимо. А именно, Бог Отец послал Бога Сына стать человеком и принести Себя в жертву для заместительного искупления человеческого греха (Иоан. 3:16–17Гал. 4:4–51 Иоан. 4:10). Бог Сын смиренно подчинился Богу Отцу, Который послал Его на землю, стал человеком и послушно выполнил волю Отца по осуществлению заместительного искупления (Иоан. 4:34; 5:36).

    Какова же тогда роль Святого Духа?

    Святой Дух активно действовал на каждом этапе искупления

    Бог Дух Святой активно действовал от начала и до завершения божественного плана искупления.

    Во-первых, при воплощении Бога Сына именно божественная личность Святого Духа способствовала непорочному зачатию Сына в утробе Марии. Как объяснил ей ангел: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35). Плодоносная роль Духа Святого в этом «новом» творении в каком-то смысле соответствует Его плодоносной роли в «старом», первоначальном творении (Быт. 1:2). Как там, так и здесь работа Святого Духа крайне существенна, потому что без воплощения не было бы и заместительного искупления (Евр. 2:9,17).

    Во-вторых, от зачатия и на протяжении всей земной жизни Иисус Христос был преисполнен Духа Святого «без меры» (Иоан. 3:34). То есть, будучи полностью Богом в вечных отношениях со Святым Духом, воплощенный Бог Сын был также безмерно преисполнен и безгранично укрепляем Духом Святым. Это обогащенное Духом существование означало, что в любом действии воплощенного Бога Сына – в Его послушании пославшему Его Отцу, в Его борьбе с искушениями, в проповеди божественных истин, в Своей любви к Своим ученикам, в провозглашении Евангелия, в исцелении больных, в изгнании бесов, в противостоянии религиозным вождям – Он был помазан полнотой Святого Духа (напр. Лук. 4:18Матф. 12:28Деян. 10:38).

    В-третьих, как Дух Святой наполнял Иисуса на протяжении всей земной жизни, так Он и не оставил Христа при её мучительном завершении. Воплощенный Бог Сын претерпел дело заместительного искупления, дойдя до конца при поддержке Святого Духа. Ключевым текстом здесь является Евр. 9:14. В отрывке, который делает акцент на очищающей силе Крови Христа, автор подчеркивает, что Иисус «Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу».

    Та роль Святого Духа, которая отведена Ему в смерти Христа, подчеркивает идею неделимости действий Троицы. Кто отдал Себя? Бог Сын. Кому Сын отдал Себя в жертву? Богу Отцу. И как Бог Сын отдал Себя Отцу? Через Бога Духа Святого. Другими словами, посредством присутствия Святого Духа Бог Сын смог «претерпеть крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12:2) и совершить заместительное искупление.

    И наконец, четвертое: последнее слово не осталось за смертью. За распятием последовало воскресение (Деян. 2:24), без которого искупление не имело бы действующей силы (1 Кор. 15:17) – но и здесь Святой Дух играл существенную роль. Например, Павел подчеркивает, что Бог Отец воскресил Сына действием Святого Духа: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

    Мы не должны удивляться животворящей работе Святого Духа. Сам Иисус говорил: «Дух животворит» (Иоан. 6:63). Говоря о воскресении Иисуса, тайна благочестия признает, что Иисус был «оправдан» или «оправдал Себя в Духе» (1 Тим. 3:16). Павел подчеркивает, что Христос «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1:4)[1]. Венчая Свою спасительную работу, Христос воскрес в Духе для нашего оправдания (Рим. 4:25).

    Таким образом, от начала и до конца, на каждом этапе истории Святой Дух принимал активное участие в совершении заместительного искупления.

    Для дополнительного чтения:

    • “These Three Atone: Trinity and Atonement” by Fred Sanders
    • “The Atonement and the Holy Spirit” by Christopher R. J. Holmes
    • “Penal Substitution” by Stephen R. Holmes

    Все перечисленные работы можно найти в T & T Clark Companion to Atonement, ed. Adam J. Johnson (Bloomsbury T & T Clark, 2017).


    Грег. Р. Эллисон профессор христианского богословия в Южно-баптистской богословской семинарии.

    Источник: https://www.thegospelcoalition.org/article/role-holy-spirit-penal-substitutionary-atonement/

    [1] Англоязычный перевод, цитируемый автором в оригинале, как и некоторые другие переводы, содержит написание слова «дух» с большой буквы, подразумевая, что речь в этом тексте идет о Святом Духе. – Примеч. ред.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя